К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Кристофер Нолан довольно быстро заработал в Голливуде репутацию бесстрашного режиссера, начиная с чистого низкобюджетного детектива (который все-таки держал в напряжении не хуже Финчера), развивая успех полноценными артхаусными блокбастерами, и, что считается одним из его главных достижений - воскрешением из небытия самого успешного супергероя DC, бессовестно похороненного бездарными экранизациями Шумахера.

Казалось бы, вариант бесперспективный, но Нолану удалось не только вытащить и освежить старого героя, но и перевернуть кинокомиксы как жанр в целом. Не прогадав с актерским кастом, выбрав серьезного композитора и оператора, вдохновившись лучшими комиксами в качестве первоисточника, он смог создать лучшую законченную историю о супергерое в истории кинематографа. Кроме того, еще и лучшую экранизацию комиксов, которая до сих пор держит крайне высокие позиции в топе лучших фильмов всех времен и народов, и которой до сих пор вдохновляются современные 'строители' голливудских блокбастеров. Естественно, речь идет о 'Темном рыцаре' (The Dark Knight, 2008).

Начнем по порядку. Нолан неоднократно называл в качестве явного источника вдохновения графический роман 'Долгий Хэллоуин', ставший классикой среди всех печатных историй о Бэтмене. И это заметно невооруженным взглядом. Написав свою историю, Нолан совместно с Дэвидом С. Гойером фактически бережно перенесли 'Долгий Хэллоуин' на большой экран - мрачная атмосфера нуарной детективной истории темного города, в котором с преступностью борются лишь трое (команда супергерой-прокурор-детектив так же взята из вышеназванного романа) прекрасно воссоздается на экране, визуально фильм очень напоминает исходный комикс - как минимум преобладанием сумрачных цветов в палитре кадра, насыщенными, но темными светофильтрами, красивыми планами города, которой фактически живет только по ночам, когда просыпается мафия и Бэтмен. Линия борьбы с организованной преступностью, взятая за основу становления героя в прошлой серии, выходит на новый уровень, легко узнаваемый фанатами по основной сюжетной канве вышеупомянутого комикса. Да, здесь нет никакого Праздника, а линию маньяка в себе здесь фактически воплощает Джокер, вдохновленный 'Убийственной шуткой' и 'Лечебницей Аркхем', но в то же время полностью оригинальный и самостоятельный. Идея о том, что Джокер и Бэтмен дополняют друг друга была реализована в бессмертном романе Алана Мура (которым вдохновлялись и авторы нового 'Джокера'), но в контексте киноленты Нолана она смотрится превосходно. Кроме того, заметно влияние 'Схватки' Манна, где мы также видим противостояние двух сильных мужчин и ярких личностей - здесь вместо Де Ниро и Пачино выступают соответственно Хит Леджер и Кристиан Бэйл. На других персонажей здесь создателям некогда размениваться - даже несмотря на то, что играют их заслуженные звезды (тот же Марони из 'Хэллоуина' превосходно воплощен Эриком Робертсом, а Харви Дент до сих пор является лучшей ролью Аарона Экхарта). Сердце данной картины, основной двигатель сюжета и источник драматизма - конфликт Бэтмена и Джокера, который находится в развитии постоянно.

Добавляет драматизма усталость главного героя от супергеройской карьеры, надежды на личное счастье с любимой девушкой, планы, которым не суждено сбыться - и если эта усталость в финале трилогии достигнет апогея, то здесь она как минимум зарождается. Следить за тем, как трудно приходится Бэтмену при столкновении с первым по-настоящему достойным противником, невероятно интересно, как и за самим противников впрочем. Здесь между Бэтменом и Джокером экранное время делится практически поровну, у каждого есть своя логика и правда, которой они следуют, и оба в своем пути убедительны и интересны, от того так занимателен их конфликт. Это не говоря уже о развитии Харви Дента, которого во многом тоже можно понять, и история с его изменением выглядит особенно драматичной.

Кристиан Бэйл в образе Бэтмена уже освоился, смотрится так же превосходно, как и в первом фильме. Здесь особенной похвалы заслуживает все-таки Хит Леджер, впервые в истории кино принесший оскар блокбастеру за роль суперзлодея (жаль что посмертно). Он выложился на все сто процентов, разрабатывая каждую мелкую деталь, которая может охарактеризовать его героя и сказать о нем больше, чем диалоги. Этот Джокер - парень без прошлого, загримированный псих, которого, тем не менее, все боятся и уважают. Его юмор - это повод не смеяться, а скрываться подальше от этого террориста. В то же время психом назвать его сложно, ведь перед нами настоящий криминальный авторитет, фактически подчинивший себе всю официальную власть города, заставляющий всех играть по своим правилам и объясняющий свою логику главному герою, словно учитель, преподающий крайне важный жизненный урок. После столкновения с таким опасным противником ни Бэтмен, ни Харви Дент, ни Готэм уже не будут прежними, в чем зритель убедится в финале. Джокер - это воплощение безумной, но справедливой логики, и такого персонажа мог сыграть только поистине бесстрашный актер, коим и оказался Хит Леджер. За данную роль этот актер заслуживает нескончаемых оваций, фильм стал классикой именно благодаря его труду, 'Темный рыцарь' оказался реальным бенефисом Хита, при всем уважении к таланту Бэйла и Экхарта.

Экхарт, кстати, так же заслуживает похвалы, ведь его сюжетная линия - одна из наиболее драматичных и острых, и он ее вытаскивает чисто на своем таланте. В конечном итоге, именно трио Бэйл-Экхарт-Леджер превращают супергеройское кино в сильнейшую криминальную драму, где от комикса остается лишь заставка с логотипом DC в начале фильма.

Гэри Олдман в роли Гордона впечатляет как всегда - в дуэте с Экхартом (а в основном они вместе делят экран) смотрится ничуть не слабее коллеги, создавая несколько напряженных и драматичных сцен в финале. Морган Фриман, Майкл Кейн, Мэгги Джилленхол - великолепная поддержка для столь серьезного каста в центральных ролях.

Ханс Циммер выдает здесь одну из лучших своих музыкальных работ. Именно своими композициями он закрепляет мрачную атмосферу неонуарной истории аналогично 'Долгому Хэллоуину', и именно он накаляет напряжение в кадре до электрического предела, создает саспенс, отображает кульминационные эпизоды истории как нельзя точнее. От музыки в этой картине очень много зависит, и именно это дает нам подтверждение, что кино - главное из искусств, ведь именно в 'Темном рыцаре' мы видим, как соединяются воедино музыка, визуальный ряд и гениальный сценарий, рождая цельное произведение, которому суждено назваться шедевром.

10 из 10

21 октября 2019 | 12:53
  • тип рецензии:

С момента выхода первого нолановского Бэтмена режиссёр обзавёлся «оружием» довольно мощным и неудержимым в лице Хита Леджера. И дело тут не в том, что у постановщика не хватает профессионализма филигранно втиснуть этот цельный кусок бриллианта в историю про Тёмного рыцаря (по картине 2005 года как раз таки можно сказать на оборот), а в том, что-то бесконечно харизматичный Леджер попросту становится неуправляем в чётком и выверенном нуар-детективе.

Конечно, из-за печальных событий разговоров только и об этом, но не из отстраненной лести, а исключительно с потребительского взгляда можно сказать - этот Джокер по уровню превосходит даже «ветерана» Николсона. Герой Леджера живет в картине жизнью настоящей и не смотря на чудаковатое напыление и фокусы с карандашом, весьма трогающей. И это если сравнивать с героем Бейла, который теперь своим образом похож на макет Робокопа - макет бездушный и пресный.

Вообще, странное ощущение складывается. И Нолан и сценаристы и вся съёмочная группа протягивает зрителю-малышу конфету, и тут же её отбирает. Антагониста, эпицентра всей этой заварушки, было мало и концентрировано. Возникающие паузы заполняют не совсем убедительные Мэгги Джилленхол и Аарон Экхарт, а бизнесмен Брюс Уэйн начинает потихоньку раздражать своей богатенькой натурой.

Тем не менее, из всех возможных супергеройских вариаций на 2008 год «Тёмный рыцарь» становится новой вехой истории, которая показывает, что даже фантастические выдумки могут быть преподнесены красиво и интересно. Ну а факт того, что даже поп-культура обрастает какими ни какими смыслами, отрицать уже тяжело. Так что стоит задуматься, куда это может привести.

7 из 10

24 сентября 2019 | 00:29
  • тип рецензии:

Вторая часть трилогии Кристофера Нолана 'Тёмный Рыцарь' оказалась настолько успешной, что за первые шесть дней проката фильм заработал больше денег, чем первая часть 'Бэтмен: Начало' за всё время, тому и есть свои причины и основная причина тому - новый актёрский состав, в особенности, в лице покойного Хита Леджера, получивший вполне заслуженно посмертно 'Золотой Глобус' и 'Оскар'. Я не хочу думать, что большая касса фильма (более 1 миллиарда долларов) только из-за его смерти, хотя конечно же ажиотаж его смерть вызвала.

И сразу же не отходя от актёрского состава, я продолжу говорить про Хита Леджера, человека, который подарил нам потрясающего харизматичного злодея (не собираюсь сравнивать Джокера Джека Николсона и Джокера Леджера), который войдёт в историю или уже вошёл, потому что так вжиться в роль, так показать и продемонстрировать своего персонажа не смог бы никто. В особенности, прочитав информацию о том, как он готовился к роли в номере отеля целый месяц, не удивляешься ничему. Данная роль к какой-то мере и погубила его, но она останется бессметной (по аналогии с 'Вороном' с участием Брэндона Ли). В итоге скажу, что Хит Леджер и его Джокер - лучшее украшение фильма.

Другие актёры тоже постарались: Аарон Экхарт в роли Харви Дента хорошо отыграл своего персонажа, у его персонажа было две стороны - добрая - Харви Дент и плохая - Двуликий, которая впоследствии проявилась у него после трагичного инцидента. Данную роль было нелегко исполнить. Смысл его персонажа был таков: даже самого честного и светлого человека можно взять и превратить в зло.

Мэгги Джилленхол тоже сыграла хорошо, не хуже Кэти Холмс из первой части.

Остальные актёры вполне стандартно хорошо исполнили свои роли, а именно, Кристиан Бэйл по-прежнему хорош в роли Бэтмена, его мимика и печальное выражение лица говорит само за себя. Гари Олдман - уже комиссар Джим Гордон так же хорош в роли честного полицейского. Майкл Кейн, Морган Фримен были на своих местах. Отмеxу во второстепенной роли злодея Эрика Робертса и Майкла Джей Уайта.

Снова та же мрачная атмосфера коррупционного Готэма, в котором людей ставят на первое место, не зря, Джокер говорит о том, что в минуты опасности эти люди съедят друг друга, а Бэтмен, наоборот, говорит о том, что в людях осталось что-то доброе и светлое. Вообще Джокер и Бэтмен - два противопоставления друг другу, но Джокер со своими психологическими играми (эпизод допроса в полицейском участке) пытается убедить Бэтмена, что он такой же как и Джокер и, что людям нет никакого дела до Бэтмена. Если честно, Джокеру и его словам хочется верить, ведь действительно, люди - самое опасное зло на Земле и они способны истребить друг друга, люди и их страхи, грехи, злоба и гнев. Но Бэтмен - символ надежды людей, надежда на светлое и доброе, надежда на то, что в людях ещё осталось что-то хорошее и он борется с этим до конца. Данная часть фильма упор больше сделала на психологию и на человеческие эмоции, оттого и вся трилогия Нолана - это не комикс, а больше подобие криминального триллера, в особенности вторая часть.

'Тёмный Рыцарь' - сильное, захватывающее, мощное психологическое продолжение в стиле криминального триллера, и конечно же это фильм Хита Леджера, он просто шикарен.

P.S.: посвящается Хиту Леджеру!!!

8 из 10

22 мая 2019 | 11:24
  • тип рецензии:

Вот уж десять лет после выхода фильма и главное его наследие состоит в постоянных упоминаниях тут и там жадных продюсеров о том, как же можно сделать мрачно и серьезно с рейтингом PG-13 - вот как в этом вот вашем Темном рыцаре! Спасибо, Нолан, удружил.

Но ещё более забавно, что за все эти десять лет интенсивного выпуска кинокомиксов так и не вышло чего-то похожее по своему замыслу. Дело не пресловутой серьезности или мрачности, хотя и тут огромная брешь и провал в недостаче такого контента, а в попытке сделать заглавного героя в сольнике не центром истории, а всего лишь одним из элементом чего-то масштабного. Ведь Темный рыцарь это в первую очередь кино, сосредоточенное на Харви Денте и его преображении. Учитывая абсолютную безэмоциональность игры Бейла, персонаж Экхарта стал и самым эмпатируемым зрителями героем, сердцем картины. Ведь печальный исход одного из персонажей в большей степени касается именно его, как и финальная, почти гениальная по постановке саспенса в кадре, диалоговая сцена. На Бэтмена/Уэйна же, по существу, плевать, с этим то потешным хрипом. Даже за Гордоном интереснее смотреть. А ведь Начало именно вытягивал Брюс Уэйн и его восхождение. Но с появлением полной творческой свободы Нолана стало понятно, что сам Бэтмен его совершенно не интересует, что продолжиться в заключительной части трилогии.

Структура стала сложнее, едва ли не разваливающийся на фрагменты (так и есть), но вместе с попыткой вмочь в мрачную и эпичную криминальную фэнтези-историю получилось действительно что-то свежее и новое в жанре супергероики. К тому же, это первое явление народу нынешнего Нолана, ярчейшего режиссеров блокбастеров современности. Холодные синие тона, намеренная приземленность и материалистичность в в сценах действия, бездушные герои и игры со формой и структурой. По-моему, «атлична» и Нолан, которого мы определенно заслужили.

27 декабря 2018 | 11:10
  • тип рецензии:

«Тёмный рыцарь» Кристофера Нолана считается одним из лучших фильмов по комиксам. Такую высокую оценку фильм заслужил не в последнюю очередь из-за впечатляющей актёрской работы Хита Леджера. Его персонаж – Джокер снискал всенародную любовь. Его слава ушла далеко за границы одного фильма. Дело даже дошло до абсурда. Появились миллионные паблики с цитатами Джокера. Джокер отчасти унаследовал свою фан-базу у известного немецкого философа.

«Я верю, что то, что тебя не убивает, делает тебя страннее» - произносит Джокер в начале фильма. После неё становится очевидно, откуда растут ноги у этого напомаженного нигилиста. Это отсылка к известному немецкому философу Фридриху Ницше. Ницше крайне не повезло с фан-базой, в рядах которой успели побывать фашисты, молодые неокрепшие умы и прочие дискредитированные прослойки. Однако это нисколько не умаляет значение и влияние его идей. Если капнуть глубже, то в «Тёмном рыцаре» можно найти больше отсылок к Ницше, чем кажется на первый взгляд.

В знаменитом труде «Рождения трагедии из духа музыки» Ницше через призму древнегреческой культуры излагает дуалистический взгляд на истоки искусства. В нём дионисийское начало (безумие, забвение, хаос) противостоит аполлоническому (порядок, гармония, спокойствие). Собственно в фигуре Джокера легко угадывается дионисийское начало, а в фигуре окружного прокурора Харви Дента – аполлоническое. Дент и внешне походит на Аполлона с его белокурой шевелюрой. Позиция в этой системе Бэтмена более интересная. В дионисийских мифах присутствуют дочери царя Миния. Они отказываются участвовать в оргиях Диониса, за что он превращает их в летучих мышей. Связь Джокера (Диониса) и Брюса Уэйна (летучей мыши) прослеживается и в фильме. Об этом говорит прямым текстом сам Джокер. В становлении характера Брюса Уэйна ключевую роль играет преодоление иррационального страха. В первом фильме он рискует остаться безумным под воздействием галлюциногена, но справляется с этим. В конечном счёте он приходит к борьбе с преступностью Готэма, а его характер приобретает исключительно моральный облик. Таким образом, Брюс Уэйн полностью подавляет в себе дионисийское начало и окончательно становится Бэтменом (летучей мышью).

«Тёмный рыцарь» закрепил за Кристофером Ноланом статус гения. Ему удалось снять фильм про супергероя со сценарием уровня древнегреческой трагедии. А Джокер Хита Лэджера до сих пор считается одним из самых харизматичных кинозлодеев. Забавно, что образ Джокера Джареда Лето, изначально нацеленный на молодую аудиторию получился самым слабым. Но продюсеры не вешают нос и готовы эксплуатировать известный образ ещё бесчисленное количество раз. Ведь таких джокеров в колоде компании DC не так много. А успех треклятого Marvel всё не даёт покоя. Следующим Джокером станет сам Хоакин Феникс – сильная заявка на успех, которую можно будет проверить уже в следующем году.

23 декабря 2018 | 15:01
  • тип рецензии:

Проект Нолана все ждали с нетерпением. Еще бы. Первый фильм задал такую планку, что ранние работы Шумахера не шли ни в какое сравнение. А когда стало известно, что в картине главным антагонистом станет Джокер, то здесь фанатам просто стало жутко интересно, что будет.

Сам фильм вновь ломает все стереотипы о супергеройских фильмах. 'Темный рыцарь' это не комикс в его классическом понимании. Это фильм-триллер, который по своему накалу не дает передохнуть ни на минуту.

Актерский состав гениален. Каждый персонаж раскрыт, мы видим мотивацию каждого через поступки. Джокер в исполнении Хита Леджера удивителен и проницателен. Он действует так, что, по моему мнению, сильно затмевает Бэтмена. Его поступки направлены на доказательство того, что каждый человек имеет темную сторону.

Харви Дент наоборот - светлая сторона города, настоящий борец, мужчина. Его злодей также испытывает. А Темный рыцарь старается не потерять контроль над ситуацией.

Актеры действуют, как единое целое, они дополняют друг друга, живут жизнь в фильме.

Как всегда на высоте визуальная составляющая. Спецэффекты, погони, драки - все отлично. Музыка Циммера заставляет держаться за ручки кресла, в котором сидишь в ожидании очередного поворота сюжета.

Хронометраж абсолютно не замечается. Фильм хоть и длинный, но смотрится на одном дыхании. А когда он заканчивается, то не отпускает чувство пустоты. Ведь финал оставляет массу вопросов без ответов.

10 из 10

06 ноября 2018 | 15:43
  • тип рецензии:

- Я верю, что то, что тебя не убивает, делает тебя… страннее!

(Клоун-Принц преступного мира)

Тёмный рыцарь

Why so serious? И правда, улыбнись, ибо перед тобой лучший фильм когда-либо снятый по комиксам. И, один из лучших среди всех фильмов, если верить тому, что он в Топ250. Бэтмен чуточку круче большинства героев, но, Джокер гораздо круче всех, кто придёт тебе в голову. И правда, ведь, надо признать, что это фильм Джокера, а не Бэтмена. Хит Леджер сделал достаточно, чтобы его имя оказалось среди лучших. Заперся в отеле, разработал психологию, жестикуляцию и голос, а затем, показал, как надо. Классический трудяга Леджер.

Он будет атаковать, он будет неистовствовать. Он будет идти маршем через болото, он прорвётся через эту топь и войдёт в эти двери, где в миг всё обернётся в хаус. Делает, что хочет, давит, превращает всё вокруг в винегрет, сеет анархию. Он - Джокер! Можно восхвалять Леджера, но, вряд-ли у вас получится похвалить его достаточно. Он ушёл, надеюсь, что не из-за этой роли. Так поговаривают, но, очень надеюсь, что это лишь вздор. Играет с Бэтменом, берет Харви и превращает его на половину в кашу, заставляет осознать горькую истину, что герой нужен только в плохие времена, а наступят хорошие - его выкинут, как мешок вонючего мусора. Джокер - не злодей. Да, его действия и поведение — поступки психопата, социопата, маньяка. Он получает истинное удовольствие от линчевания своих жертв. Но, он показывает истинное лицо этих псевдоправедников, коррумпированных трусов без права на оправдание. У него нет определенной цели, он импровизирует, у него своя философия. Чего от него ждать? Никто не знает, этим он и завораживает. По ходу фильма он строит монументальные, многоходовые планы ради достижения одному ему понятного иррационального замысла. Его бьют, а он смеётся - это самый яркий и показательный момент, который отражает всю его суть. Даже его противостояние с Бэтменом лишено каких-то желаний ликвидировать Темного рыцаря. Он сам признается, что существование Бэтмена делает его жизнь небезынтересной. Ему не хочется от него избавляться, ему хочется с ним поиграть, позабавится и измельчить его духовно, нравственно, морально, испепелить, как личность. Вне сомнения, одна из самых ярких, запоминающихся и влиятельных актёрских работ за всё время. Хит создал величайшего безумца, перед которым меркнут линейные маньяки-персонажи вроде Крюгера и Джейсона.

Кристофер Нолан сделал невообразимое. Взял расходный материал и инструменты, в надежде возвысить Бэтмена, как культурный феномен, и, чтобы он воспрянул, как прежде. Фильм так хорош, что Кристофер не может даже об этом сказать, потому что для него уже стало не круто выпендриваться. Всё было плохо - Бэтмен упал, пока лежал, его пинали, но, стало быть, многие решили, что он сдался, но, он всегда поднимается, взял и задал планку супергеройского кино второе десятилетие к ряду. Он приедет на вечеринку к Marvel, сядет между Железным человеком и Капитаном Америкой, а затем, они начнут спорить, кто из них первым станет его подручным.

Суть, надеюсь, вы поняли, а фильм обязателен к просмотру, если, вдруг, каким-то фантастическим образом вы его упустили, конечно, такое мало вероятно. Примерно раз в месяц пересматриваю эту картину и каждый раз хочется сказать так много, но, вот, сел писать и, как кот наплакал, но, к чему слова? Всем и так ясно, что фильм превосходен и показал всем, каким должно быть кино о супергероях. Кстати, просто хочу сказать, что сейчас со мной рядом мой пёсик, который пересматривает со мной этот фильм. Звучит здорово, да? И так, к сожалению, без Нолана студия DC не сладила и ступила на сомнительный путь, где падает чаще, чем успевает шаг ступить. Классические Уорнеры, успех через раз.

P.S

Я просто прикалываюсь, Марвел, ты же знаешь, я люблю тебя...

Один из лучших.

10 из 10

02 октября 2018 | 18:21
  • тип рецензии:

Картина «Тёмный рыцарь» режиссёра Кристофера Нолана вышла в 2008 году и сразу же завоевала статус культовой ленты, собрав в мировом прокате более 1 млрд. долларов. Также эта лента признана лучшей из всей трилогии Нолана о Бэтмене. Внимания к фильму добавило и то, что исполнитель роли антагониста, Хит Леджер, умер при загадочных обстоятельствах, когда шёл процесс монтажа картины.

Но перейдём к непосредственному разбору «Тёмного рыцаря». Бэтмен – альтер-эго миллиардера Брюса Уэйна, которого сыграл Кристиан Бэйл. Он борется с преступностью и восстанавливает справедливость.

Как отмечает в своей рецензии Л. Житнухина, Бэтмен занимает особое место в пантеоне мифических героев-архетипов американцев. Он наиболее мистический (образ летучей мыши), глубокий и неоднозначный. Также неизвестно какая личность преобладает в нём – миллиардер Уэйн или Бэтмен? Непоправимая душевная травма детства, убийство родителей на глазах у ребёнка, вызывает определённую раздвоенность личности: днем он миллиардер, ночью – борец с криминальным миром. Но чувство гуманизма не позволяет ему окончательно перейти рубикон и стать обычным мстителем, который преследует лишь собственные цели. Идеалист Уэйн имеет перед собой лишь одного настоящего врага – внутренний страх.

Персонаж Джокера выступает в образе архетипа трикстера. Его поведение определяется инстинктами и импульсами. Он не знает ни добра, ни зла, хотя несет ответственность и за то, и за другое. Джокер выступает и как гениальный манипулятор. Джокер пытается манипулировать даже супергероем в сцене допроса. Именно это одна из главных и типичных черт трикстера – творческая манипуляция. Трикстер проверяет своего оппонента или жертву на душевную стойкость и нравственную чистоту, приверженность тому или иному нравственному выбору. Джокер уничтожает за собой весь установленный порядок города Готэма, разрушает его моральные устои. Он становится источником страха для всех его жителей. Используя человеческие слабости, Джокер умело манипулирует этим и на некоторое время становится полным хозяином ситуации.

Джокер прекрасно знал, что Бэтмен победит его в «кулачном бою», поэтому его целью всегда была именно духовная борьба. Он стремился посеять в душах жителей города зёрна страха, из которых должны были вызреть и разрастись тёмные грани города. В этом плане знаковым является эпизод с баржами, иллюстрирующий дилемму узника.

Непреодолимая сила столкнулась с неподвижным объектом или привычными законами жанра/реальности. Дело в том, что Джокер в вышеупомянутой сцене говорит Бэтмену, что никогда его не убьёт. И, вполне возможно, что он не слукавил. В свою очередь Бэтмен не убил Джокера, хотя имел возможность. Почему это произошло? Авторы фильма этим показывают взаимозависимость и взаимоисключение добра и зла, порядка и хаоса. Эти силы никогда не уничтожат друг друга, потому что являются частью одного целого. Они как и монета Харви Дента: аверс светлый, а реверс тёмный. Но это одна монета.

Джокер привлекателен зрителю тем, что выходит за рамки существующего порядка вещей и даёт мнимую возможность носителям своей простой идеологии самоутвердиться. Жестокий и бескомпромиссный курс контркультуры. Сам Хит Леджер характеризовал своего персонажа как «шизофренического клоуна с тягой к массовым убийствам, психопата без тени сочувствия».

С другой стороны Джокера можно считать очистителем Готэма, ведь фактически он своими и чужими руками максимально истребил всю организованную преступность города. В этом аспекте деятельность Джокера можно трактовать как жестокую, но необходимую. То есть зло, которое несёт за собой благо. Возможно даже сравнение с гиеной, которая выступает естественным санитаром саванны, поедая падаль. Сходство с гиеной в Джокера прослеживается не только в его смехе и оскаливании, но даже в гриме. К тому же, в отличие от персонажа Ра’с аль Гула и «Лиги теней», Джокер пусть и террорист, но террорист внутрисистемный. А «Лига теней» имела своей задачей общее уничтожение Готэма/Запада. И что интересно, корни этой организации поборников «справедливости» ведёт своё начало с Востока. В то время как Джокер тёмная грань Запада.

Следующим ключевым персонажем фильма является Харви Дент – «белый рыцарь» Готэма, которого сыграл Аарон Экхарт. Сам Нолан отмечал, что Харви и есть центральным персонажем картины. В течение двух часов зритель следит за тем как Харви превращается в Двуликого – «обугленную Фемиду», по замечанию Я. Забалуева, слепую, как обожжённая с одной стороны монета. Джокер сыграл роль змея-искусителя Харви Дента, который в конце склоняет «белого рыцаря» на то, чтобы он стал тем, против кого боролся. По сути, идеальный положительный герой становится воплощением жестокой мести, которая не имеет ничего общего со справедливостью и, тем более, с законом.

Мало кто вспоминает ещё одного персонажа трилогии Кристофера Нолана о Человеке-летучей мыши. Это город, в котором происходят события – Готэм-сити. Дословным переводом с английского Gotham City является «город дураков». Однако в отличие от других фильмов бэтменианы, Готэм Кристофера Нолана вполне реален. Он такой же мегаполис, как, скажем, Нью-Йорк или Чикаго.

Одним из краеугольных камней творчества Кристофера Нолана есть ложь. В «Тёмном рыцаре» эта тема является одной из центральных. Ложь выступает фундаментом для организации и стабилизации социальной и политической жизни. Правда, которая заложена в Джокере, несёт с собой разрушение и распад общественного порядка. Сначала врёт прокурор Харви Дент, затем честный полицейский Джим Гордон. В конце фильма сам Бэтмен берёт на себя ответственность за преступления, совершенные Дентом, для того чтобы сохранить доверие людей в систему права Готэм-сити. Идея в том, что если люди узнают, насколько испорченным оказалось основополагающее ядро правовой системы – всё начнёт стремительно разрушаться. Итак, обществу нужна ложь, чтобы сохранять порядок.

Кроме упомянутых уже подтекстов, картина «Тёмный рыцарь» содержит и скрытый политический смысл. Многие зрители смогут провести прямые параллели между Бэтменом и бывшим на тот момент президентом США Джорджем Бушем-младшим. Во-первых, Джокер не ставит перед собой каких-то планов обычного комиксного суперзлодея. Он просто терроризирует Готэм взрывами и постоянными требованиями, которые городу необходимо выполнять, иначе пойдёт очередь новых убийств и взрывов. Во-вторых, чтобы дать отпор преступникам, супергерой похищает криминального босса – финансиста готэмской мафии, прибегая к аналогу «чрезвычайной выдачи». В-третьих, чтобы отследить местонахождение Джокера, Брюс Уэйн использует мобильные телефоны граждан как сонары. Это напоминает прослушивания граждан США, разрешённое Патриотическим актом.

В отличие от многих других голливудских картин, «Темный рыцарь» отражает в себе общие тенденции к духовному кризису в Западном мире. С комикса «бэтмениана» окончательно превратилась в глубокую притчу, которая поднимает перед зрителем ряд вопросов, не используя даже налёта какой-то сказочности. Сейчас эта картина стала гораздо актуальнее, чем во времена своего выхода на экраны. Теперь теракты, внутренние войны, раздирающие государства, и общий хаос становятся неотъемлемой частью цивилизованного мира. Мы все живём в переходный период. А 'Темный рыцарь' оказался грозным предзнаменованием.

23 августа 2018 | 00:01
  • тип рецензии:

Лучший фильм в трилогии Нолана. Тёмный рыцарь украшает коллекции любимых фильмов множества людей, и я считаю, что вполне оправданно. Говоря о данном фильме, не получается воспринимать его как простое супергеройское кино, ведь он таковым, по своей сути, не является. Именно этот фильм кардинально повлиял на индустрию и задал высокую планку будущим фильмам о супергероях.

Фильм показывает нам столкновение двух совершенно противоположных взглядов на мир, он говорит о бессилии даже самых сильных и бесстрашных людей перед тягостями жизни и о том, что происходит, когда человек теряет веру в себя и человечество. Нам пытаются донести мысль о том, что нельзя сдаваться, нельзя терять человечность и уподобляться тому, что нанесло тебе удар, что это не приведёт ни к чему хорошему, как и случилось с Харви Дентом aka Двуликий. Но, к сожалению, фильм оставляет за собой совсем иное чувство. Обычному человеку будет гораздо проще ассоциировать себя именно с Двуликим, ведь Бэтмен здесь показан скорее как идеал правильности, как некий недостижимый образ, увидеть человечность в котором практически невозможно. Вера Бэтмена в людей, жителей города, по сути необоснованна, а фильм при каждом удобном случае показывает, какие они плохие и испортившиеся. И когда тебя вдруг резко начинают в этом переубеждать, причем максимально не реалистично, поверить в это не получается. В этом и кроется главная проблема фильма, что ну никак не делает его плохим.

Немного о персонажах:

Жемчужина этого фильма - Джокер, сыгранный Хитом Леджером. Здесь можно много распинаться о гениальности как самого образа, так и актёра, но это уже и так всем известно. Я бы назвал его главным героем данной картины.

Брюс Уэйн aka Бэтмен на этот раз был явно не в центре внимания, и, к сожалению, моментов, где Кристиан Бейл бы мог раскрыться, моментов сомнений, моментов терзаний и выбора почти не было, да и Джокер крал все их совместные сцены, поэтому здесь он смотрится не так хорошо, как в Бэтмен: начало.

Харви Дент aka Двуликий очень хорош. Ты веришь тому, что с ним происходит, веришь в весь тут путь, который он проходит за фильм.

Единственный минус здесь - это Мэгги Джилленхол, которая сыграла Рейчел Доуз. Смена актрисы не пошла фильму на пользу.

Это один из тех фильмов, которые просто нельзя обходить стороной, очень рекомендую к просмотру.

9 из 10

30 июля 2018 | 21:36
  • тип рецензии:

Настало время написать о фильме, который пересматривал бессчетное количество раз и который познакомил меня с Ноланом в частности. Я не фанат супергеройского кино в принципе, ибо не считаю его чем-то необычным. Мне вот нравится серьёзная драма с глубоким психологическим конфликтом. Знали бы вы, как сильно удивился, когда нашёл именно это в супергеройском фильме.

Знаешь, откуда у меня эти шрамы? (с)

Я думаю, что после этого фильма можно получить достаточно шрамов, которые являются просто впечатлениями. Посмотрев раз, тебе просто трудно забыть и забить на всё происходящее. Как? Почему? Что же здесь такого особенного? Я смогу вам ответить! Здесь особенное всё! Начиная от атмосферы и заканчивая актёрской игрой.

Кто у нас ключевое звено в этой цепочке? Готэм и Джокер.

Джокер - является абсолютным, идеальным преступником. Это продукт города, который сделал его таким. Вы не думайте, что это просто персонаж (психопат) с абсолютно иррациональными взглядами на мир. Нет, просто он существо, которое создано для свершения зла и убийств сотен людей. Хит Леджер - человек, который воплотил его на экране в полной мере. Он таким и должен быть, понимаете? Актёр отдал жизнь для воплощения этой роли. (подсел на антидепрессанты после роли и скончался от передозировки). Взгляд Хита на Джокера базируются на персонаже Сида Фишеза (которого играл Олдмен в 'Сид и Нэнси'), а ещё на персонаже из Заводного апельсина, который снимал всеми любимый Кубрик. Круто, да?

Мы получили преступника, который может убить не ради чего-то, а ради самого факта совершения преступления. Он самоутверждается таким образом, а это самое страшное. Уже от одной мысли мурашки по коже. НЕВЕРОЯТНО!

Давайте ещё подумать о том, как картину воплотил в жизнь сам Нолан.

Абсолютный мрак, который внушает ужас от первого взгляда. Очень интересные взрывы, повороты сюжета и личные мотивы персонажей. Жалко, что не довелось посмотреть на это в кинотеатре в период самого показа. Я думаю, впечатления были бы значительными.

Why so serious? (с)

Перезагрузка серии получилась удивительной. Бэйл справился хорошо, хоть Нолан - не хотел его брать после 'Механика', который стал многозначительным в карьере самого актёра. Дело в том, что он набрал слишком большой вес. Пришлось сбросить ещё пятнадцать килограмм для соответствования образу самого Бэтмена. (Бэйл был похож на медведя, а не на Бэтмена по словам самого Нолана). Сбросил весьма быстро, получил роль. Серьёзно замахнулся, да?

Касательно Бэтмена от самого Бэйла, то он получился интереснее, чем Бэтмена самого Китона. Хорошая работа над телом, отличная проработка деталей и позиция самого героя. Что мы получили? Первоклассное качество.

ИТОГ

Говорил в самом начале, как меня отталкивает тематика людей со сверхспособностями. Любил в детстве, а сейчас - не особо. Этот фильм относится к той категории подобных фильмов, которые могу пересматривать в силу актёрской игры и атмосферы в частности. Джокера можно разбирать на цитаты, а визуальный ряд поражает своей глубиной и многогранностью.

Буду ли я советовать его смотреть? ОБЯЗАНЫ! Даже если вам не нравится, посмотрите хоть первые полчаса. Не расстроитесь, уверяю!

03 апреля 2018 | 00:57
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: