«Реинкарнация» получилась слишком мрачной, вязкой, давящей, камерной и надуманной и понравилась мне гораздо меньше, чем «Солнцестояние», учитывая, что оба фильма снял один и тот же режиссер Ари Астер.
Безусловно, «Реинкарнация» и «Солнцестояние» чем-то похожи – культ, жертвоприношения, липкое предчувствие, что сейчас случится нечто страшное. Но «Солнцестояние» получилось гораздо более атмосферным и оригинальным. При просмотре «Реинкарнации» же меня не покидало ощущение, что я смотрю какой-то безумный спектакль кукольного театра. Понятно, что некоторая кукольность персонажей была задумкой режиссера и сценариста Ари Астера, но с ней явно переборщили за счет грима и постановки света, поскольку лица актеров выглядели как неживые искаженные маски, что производило отталкивающее впечатление. Хоррор – это все-таки когда страшно. Когда боишься ночью встать по нужде, а потом выключить свет. Но в данном случае мне не было страшно. Было лишь противно. А это все же разные вещи.
«Реинкарнация», которая в оригинале называется «Наследственность», повествует о том, что гены «не вырубишь топором» - они берут верх несмотря ни на какие осознанные попытки противостоять безумию. И наилучший способ покончить с безумием – это физически прервать безумный род.
Глава семейства в исполнении Гэбриэла Бирна (которому, кстати, не привыкать играть в хоррорах) - психиатр, наблюдавший клиническую картину в собственном семейном гнезде. Почему он ничего не сделал для того, чтобы остановить прогрессирующее безумие своей жены Энни, а просто наблюдал со стороны, играя затянувшуюся роль хорошего полицейского? Его попытки сказать что-то против были настолько вялы и несущественны, что не смогли бы остановить и шестилетку, не говоря уже о взрослой женщине, одержимой психозом. Эти вопросы остались в картине без ответа. Если бы нам показали, что Стив настолько любил свою жену Энни, что был готов для нее на все, тогда его поведение выглядело бы более логичным. Увы, образы чертовщины заслоняют ось взаимодействия «муж-жена» в фильме, и эта сюжетная линия остается абсолютно нераскрытой в отличие от того же 'Солнцестояния'. На передний план в «Реинкарнации» выводятся отношения «мать-дети», что с одной стороны понятно, а с другой любая семья – это система и мини-общество, где все взаимодействуют друг с другом по определенным схемам.
Я бы не стала сравнивать «Реинкарнацию» с классическими хоррорами. На мой взгляд, наиболее близкий к ней фильм – это финский «Скрежет» (в оригинале «Злые могилы»), где действие тоже разворачивается в проекции «мама-папа-дети».
Алекс Вольф был как-то не очень убедителен в роли 17-летнего подростка Питера, а вот Милли Шапиро в роли Чарли, тоже выглядевшая старше своих экранных тринадцати лет, – до ужаса неприятна.
«Реинкарнация» произвела на меня впечатление мусорного бака с гниющими отходами, внутри которого роятся мухи и черви. Нет, мне не страшно, что мухи меня укусят, а черви сожрут. Но, захлопнув крышку бака с чувством отвращения, открывать ее вновь совсем не хочется.
Я фанат фильмов ужасов, успела пересмотреть огромное количество, пока не наткнулась на данную работу Ари Астера и поняла, что на этом я все, могу завершить свои просмотры фильмов ужасов, потому что нервы уже не выдерживают. По молодости я получала огромное удовольствие от щекотания нервов и выброса адреналина в кровь, с каждым годом это удовольствие перекрывалось страхом, который вылезал наружу, за экран. И фильм реинкарнация, это не какой-то вымысел, это красивая, яркая и очень правдоподобная история, которая тягучей пастой перетекает с экрана в реальную жизнь.
Ари Астер показывает историю горем убитой матери, которая готова отдать все, чтобы встретится со своей дочерью. Она обезумела от горя, что стала ненавидеть собственного сына, а людей вокруг просто перестала слышать.
Картина настолько круто снята, в ней столько страшных моментов, которые еще не показывали в других фильмах ужасов, что сложно усидеть на месте и весь сеанс ты елозишь в кресле или на диване, в зависимости от того, где вы смотрите этот шедевр ужасов.
Больше всего меня шокировала одна сцена, там где Энни убивается от потери. Тони Коллет воспроизвела этот момент невероятно ярко. Я смотрела на нее и мое сердце сжималось от горя вместе с ней, я про себя подумала – да, именно так мать переживает свою утрату, именно это с ней происходит. Она не может встать с колен, она не может оторваться от земли, настолько ей больно, что кажется, что если она поднимется на ноги, то моментально улетит в какой-то другой мир, ее корежит, изнутри вырывается не крик, а рык, рык боли и отчаяния, ненависти. Эта сцена меня просто шокировала правдоподобностью.
Второй сценой по впечатлениям хочу отметить ту, где Энн стояла у кровати сына, такое только в страшном сне приснится. Позже, после просмотра фильма, мне эта сцена мерещилась в реальной жизни.
Хороший фильм, с замечательными актерами. Если есть желание быть по настоящему шокированным, то картину сильно рекомендую, точно не пожалеете. Красивая картина, пугающая атмосфера и много неожиданных поворотов.
Дал второй шанс полнометражному дебюту Ари Астера, автора 'Солнцестояния', и не прогадал. Все-таки понимаю, что по большей части на восприятие фильма влияют условия просмотра. Если же в первый заход был просмотр на телевизоре в дневное время в полу-сонном состоянии, то в этот раз - проектор и большой экран во всю стену, объемный звук и оригинал с русскими субтитрами. Кино сработало, как надо.
По жанру имеем психологический хоррор, который хочет казаться мистикой, но ей не является. Суть тут проста до неприличия, что странно, ведь Астер мог бы уйти и в откровенную черную комедию, но не стал. На деле это авторское высказывание о ПТСР и материнском горе, что вполне может быть личной историей, но я не знаю бэкграунд режиссера. Имеет место быть данное рассуждение, ведь в 'Солнцестоянии' тоже поднимается тема смерти и управляющая идея о том, что ее не нужно бояться и уметь принять, ибо это обыденность и лишь следующий шаг твоей жизнедеятельности. 'Hereditary' - это максимально медитативное и медленное кино, которое больше в атмосферу и флоу, нежели в сюжет и саспенс. Не ждите тут банальных скримеров и постоянного нервного напряжения. Ну да, он 'стремноват', но в меру. Это кино-настроение, в которое просто нужно попасть. Нужно принять как ритм, так и условности жанра, согласиться с правилами игры и опять же, ни в коем случае не верить монологу Ари Астера, ибо вплоть до развязки своей работы он всячески будет вас 'наегоривать' и показывать то, чего нет. И это является большим плюсом картины: она непредсказуемая, хоть тебе и кажется, что ты уже на середине все 'выкупил'. Вот этим мне и нравится данное кино: оно является частью 'новой волны' ужасов, у которых цель - это не пугать, а погружать в свою вязь и рассуждать на сложные темы. Нет, это не пост- или мета-хоррор а-ля 'Бабадук' или 'Оно', не арт-хоррор а-ля 'Ведьма' и 'Маяк' Эггерса или 'Род Мужской' Гарленда. По факту, я даже не знаю, с чем сравнить это кино, и поэтому оно в каком-то смысле становится уникальным и важной вехой для жанра. По крайней мере, для меня.
Актерские работы прекрасны: Колетт ворует все экранное время и шпарит весь свой профессиональный диапазон возможностей. Приятно было видеть Вулфа после 'Джуманджи' или 'Тетради Смерти'. Тут он, пока что, выдал свой лучший перформанс.
Техническое исполнение - мое почтение. Прекрасный монтаж: некоторые сцены - просто отвал всего. Отличная операторская работа с приятной постановкой кадра. Звуковое сопровождение филигранное и гнетущее. Давненько я такого эмбиента и инструментала не слышал. Зачет.
'Реинкарнация' - это авторское кино Ари Астера, который зарекомендовал себя как неглупого автора, рассуждающего о смерти и ее последствиях. В своих фильмах, по крайней мере пока, он говорит о нужных и интересных вещах, но многих может отпугнуть форма его картин. Это максимально не увлекательные, странные и медленные фильмы, которые не каждому 'зайдут', но фанатам жанра должно понравиться. Я теперь пристально слежу за Астером, как в свое время приметил Эггерса. Почему-то по стилю для меня они рифмуются. Какие-то они по-хорошему двинутые, что ли.
Так получилось, что 'Реинкарнацию' я смотрел дважды. Причем вспомнил я о первом просмотре лишь после того, как уже начал смотреть фильм второй раз. И вот прошло несколько дней, и я готов запускать 'Реинкарнацию' снова. Не потому что это такой потрясающий фильм, а потому что он не запоминается совершенно, за исключением пары-тройки ключевых сцен, на которых и держится весь сюжет.
Я совершенно не удивился, когда увидел, что 'Реинкарнация' это дебют в большом кино того же режиссера, что снимал и 'Солнцестояние'. Узнаваемый почерк маэстро видно сразу - невероятно затянутое, унылое, нудное повествование, которое вгоняет в сон, потому что по сути своей абсолютно пустое.
Сказать, что 'Реинкарнация' долго раскачивается, это не сказать ничего. Монотонное повествование вся тянется и тянется, периодически подбрасывая как будто бы страшные сцены, но я не представляю, кого и в какой ситуации они могут напугать. Фильм на нагоняет саспенс, не удерживает внимание, не создает напряжение, он просто усыпляет. Персонажи без конца о чем-то бубнят, и это что-то не имеет абсолютно никакого отношения к главной интриге фильма и к центральному сюжету. Я привык, что ужастики стараются разбавлять побочными ветками истории, добавляя к линии про какого-нибудь мстящего призрака например второстепенные мотивы романтических отношений между персонажами. Но здесь все повествование выстроено вокруг ничего не значащих моментов, а главная сюжетная линия как будто бы вообще не интересует ни сценаристов, ни самих персонажей.
Превращаться во что-то смотрибельное лента начинает только в самом-самом конце, да и то скатываясь в такой нелепый абсурд, что хочется плеваться. Очень редко на самом деле в ужастиках удаются концовки, частенько финалы историй скомканы или же остаются открытыми, показывая, что зло еще живо. Но финал 'Реинкарнации' это какое-то комбо худших решений касательно того, как должен заканчиваться фильм ужасов. Он не страшный, он не оставляет после себя какой-то тревоги, а лишь недоумение. Недоумение и непонимание, что и зачем ты только что посмотрел, а главное для чего это было вообще снято?
В общем, это было неинтересно и плохо. Мне нравится находить среди инди-хорроров достойные проекты, которые вызывают уважение, которые понимают, что они хотят рассказать. Но 'Реинкарнация' это просто мусор.
Издавна многие люди верили, что боги на небесах играют судьбами людей как пешками, и что свобода воли на самом деле отсутствует. Подобная мысль доносится до зрителя и в фильме «Реинкарнация», но вот нить судьбы героев плетут уже незримые бесовские сущности, с которыми недавно почившая бабушка семейства, по всей видимости, входила в ментальный контакт. Но это лишь догадки, хотя не без оснований, а вот про наличие различных психических заболеваний, которые могут передаваться в роду от одного члена семьи к другому, говорится в открытую. И что удивляться, когда дальнейшие события принимают весьма и весьма демонический оборот.
Прежде всего, хочется отдать должное гнетущей музыке, которая то и дело добротно нагнетает атмосферу обречённости и тревоги. Картинка показана во вполне тёмных, приглушённых тонах. Но само собой, актёрская игра сделала вторую половину дела, когда одержимость показана именно такой, какой она могла быть, а не судороги привязанной к кровати девицы, которой священник читает «Отче наш» и брызгает святой водой, словно кислотой. Ничего подобного вы тут не увидите, а вот шизофрения и одержимость будут нарастать, как смердящий снежный ком, который вот-вот переедет всё на своём пути, превратив в кровавое месиво изумлённых людей.
Некоторые моменты были очень и очень жуткими. Настолько жуткими, что хотелось зажмуриться или прикрыть глаза рукой. А это чего-то, да стоит. Ведь создать действительно качественный и атмосферный ужастик – трудно, это уже искусство.
Ну и концовка, столь же эпичная, сколь ожидаемая. Всё построено на визуале, способном ошарашить и удивить зрителя, особенно в самом конце. В фильме есть два просто крышесносных момента, ради которых стоит смотреть… конечно, если вы любите (можете?) смотреть подобное.
Актриса Тони Коллетт, на мой взгляд, «сделала» этот фильма (кстати, вряд ли кто помнит, но она играла одну из главных ролей в культовом фильме «Шестое чувство», который вышел в свет, страшно подумать, 24 года назад).
Как фильм про секты и одержимость – считаю «Реинкарнацию» очень добротной, качественной картиной. Кроме того, это фильм-предостережение: что бывает, когда входишь в контакт с низшими измерениями, населёнными такими тварями, о существовании которых лучше не знать.
Основная причина, по которой я так долго не решался описывать ощущения от фильма, проста настолько же, насколько и нетипична - 'Реинкарнация' - это один из немногих ужастиков за последнее время, который справляется со своей задачей - он пугает. И потому я предварительно порекомендую ознакомиться с фильмом, чтобы проверить себя на прочность. Потому что его описать сложно, опасаясь ненароком что-нибудь спойлернуть. Я посмотрел его два раза и все равно это гнетущее ощущение жути не отпускало меня до финальной около-диорамы. После первого просмотра я вообще три дня как подбитый пес ходил.
Знаете, что интересно в данной ситуации? При повторном пересмотре фильмов студии А24, которые вызывают диаметрально противоположные ощущения, замечаешь детали, меняющие твое мнение насчет киноленты в определенную сторону. Это коснулось и режиссера Ари Астера. На данный момент в его послужном списке всего два фильма. И если покопаться в архивах, то можно найти мою рецензию, как 'Солнцестояние' меня заставило гореть ниже пояса. Однако сейчас я слегка оттаял к этому фильму. Нет, я все еще не включу его в список избранных фильмов, да и сегодняшний пациент его уложит на обе лопатки. Но утверждение 'онанизм на символизм' в адрес фильма исчезло. Да и вообще, тот, кто прошел крещение казахским Наурызом, при встрече с жителями того поселения процитировал бы золотую цитату из 'Крови и бетона'. А в остальном меня не покидало ощущение, что из 'Солнцестояния' можно было вырезать полтора часа, и он бы от этого только выиграл. 'Реинкарнация' же оправдывает свой хронометраж, погружая в свою историю с головой.
'Солнцестояние' не идет по тропам классического хоррора, отчего и обсуждать этот фильм получается разве что в ироничном ключе. С 'Реинкарнацией' такого не выходит - три четверти фильм нагоняет жути, а в последние полчаса ему откровенно 'сносит башню'. Трудно быть уверенным в том, что сверхъестественные события, творящиеся с семьей Грэм, стартовали именно со смерти бабушки. Ведь в роду там сплошь поехавшие. Вот кстати, и очередной приступ 'тварчества' локализаторов, так как оригинальное название 'Hereditary' переводится как 'Наследственное'. Так что я, если честно, не отметал бы версию с коллективным умопомешательством.
Это если не вдаваться в параллели с древнегреческой трагедией. Если прикинуть starter pack героев: семья не любит проявления эмоций, все отрешены друг от друга и каждый на своей волне. Энни (Тони Коллетт) - художница, которая переживает не столько факт своей матери, сколько нависший на её роду букет проявлений психических расстройств. Даже её миниатюры вроде как призваны отображать её собственную жизнь 'под колпаком'. Питер (Алекс Вулф), старший ребенок семьи, плывет по жизни до определенного момента, а затем окончательно замыкается в себе. Чарли (Милли Шапиро) - девочка с мертвым взглядом, которая одержимо рисует в блокноте, а её щелчком потом можно пранковать посмотревших фильм. Из всей этой семейки самый нормальный - батя (Гэбриел Бирн). Честно, в какой-то момент искренне хочешь отправить его за хлебом или лотерейными билетами, если вы понимаете, о чем я.
'Грамотно выверенный' - эпитет, который подходит не только для описания труда оператора Павла Погржельского и художницы Грейс Юн, но и в контексте общего тона. Создатели поставили задачу напугать зрителей, давя на разум и нервы, работая с главными элементами истории. Они не следовали модели построения какого-нибудь 'Заклятия': 'больше скримеров - больше денег'. Вот подобный подход при создании хоррора как будто и не встретишь сегодня, ведь за прошедшее десятилетие мы увидели ужастики, которые словно отходят от канонов жанра - от откровенных баблодоек, не способных ничем, кроме скримеров, зацепить нас, до каких-то социальных драм, завернутых в обложку хоррора, которые пытаются нас учить.
Многие как будто забывают, что настоящий хоррор должен пронизать атмосферой и духом сгущающихся туч. Вспомните 'Экзорциста', 'Чужого', 'Сердце ангела', 'Сияние', 'Лестницу Иакова'. При том, что в 'Реинкарнации' помимо напряженки и мистики есть и диалоги. А это отдельный комплимент. Каждый раз, когда герои переживают новую травму, она еще больше ломает их контролирующие фасады, и вы учитесь распознавать пассивно-агрессивные выпады, оправдания и уклонения, замаскированные под заявления о беспокойстве.
Да, и из всего квартета в актерском плане больше всего импонирует Тони Коллетт. Скажу так - на вкус и на цвет фломастеры разные, и мне откровенно трудно наблюдать за Коллетт в принципе, когда я её вижу на экране. Но я совру, если скажу, что она в этом фильме была просто хороша. Одна сцена за столом - это пропуск в зал почета отображения взвинченного состояния. Когда происходит что-то ужасное, вы испытываете не только шок, но и грусть, потому что теперь Грэмам будет еще труднее выбраться из этой пучины. Жестокость этого фильма не обязательно должна отображаться в искореженных телах. Эмоциональный ущерб куда страшнее. Мало фильмов уделяют должное внимание отображению борьбы людей с травмой. Потому лично я бы еще представил 'Реинкарнацию' как фильм о том, как депрессивное состояние может поглотить человека, сломать его, вырвать из реальности.
Давненько я не оглядывался во время просмотра фильма, чтобы убедиться, что что-то зловещее не скрывается за моей спиной, но 'Реинкарнация' заставила меня это сделать.
Важно отметить, что «Реинкарнация» является режиссёрским дебютом Ари Астера. Такие хорошие актёрская игра и операторская работа даже в дорогих блокбастерах не всегда присутствуют. Что касается чисто драматургии, то она в «Реинкарнации» снискала моё одобрение. Чувствуется, что старались все. Но перед тем, как продолжить, я всё-таки щёлкну по лбу российскую локализацию: почему «Наследственный/наследственная» перевели как «реинкарнация»? Если требовалось имя существительное, то использовали бы «Наследие» хотя бы. Эх.
Тони Коллетт великолепна! Положительную оценку ленте я ставлю в основном ради неё, поскольку такой фонтан достоверных эмоций сейчас увидишь на экране нечасто. Обычно во время просмотра фильмов я стараюсь сохранять хладнокровие, но остаться равнодушным к Энни я не смог. В разных сценах она вызывает негодование, сопереживание, сожаление или внушает страх. Алекс Вулф, играющий Питера, тоже молодец, особенно с учётом того, что его актёрский опыт явно не такой богатый. В целом к актёрам «Реинкарнации» претензий нет. Все на экране ведут себя естественно, и поскольку основная часть времени уделяется трагедии в связи с потерей близких людей, то просмотр фильма многим дастся с большим трудом. Фильм неоднократно показывает нам, как персонажи срываются, кричат, плачут. Тёмные или холодные цвета в кадре только усиливают мрачную атмосферу.
Однако в высокой трагичности фильма скрывается и его недостаток. Дело в том, что «Реинкарнацию» обычно рекомендуют как ужастик. Тут и правда есть, чему испугаться, но таких сцен мало, и 90% пугающего контента припасено на последние несколько минут. Скорее всего, режиссёру не хотелось снимать банальный хоррор, где после спиритического сеанса начинаются полтергейсты или встречи с монстрами в тёмных углах. Стремясь показать такую историю, которая могла бы произойти на самом деле, Астер долго удерживает нас на безумии Энни и тревогах Питера, но в итоге мистика всё-таки прорывается, ведь ради неё всё и задумывалось. И когда это случается, то хороший и качественный сценарий неожиданно даёт сбой. Бегство персонажа на чердак вызывает марафон мурашек, но когда мы выясняем, ради чего затевался весь сыр-бор, то единственный раз за просмотр хочется сказать «не верим». Вернее, не то чтобы не верим, но… Вспомните такие фильмы как «11-11-11», «Убежище дьявола» или знаменитый «Омен». Их истории, может, и банальные, но зато финалы менее неожиданные и даже более пугающие. В «Реинкарнации» есть соприкосновение с потусторонним, но хотелось бы больше сцен с призраками. Или галлюцинациями, в зависимости от подачи.
Ну, и поскольку в фильме много внимания уделяется спиритуализму, то парочка слов о нём. Судя по отзывам, некоторые зрители не обратили внимания, что Астер очень аккуратно обходится со всей этой «магией» и как бы между прочим вставляет в сюжет заклинания, которые надо прочитать перед тем, как пригласить кого-то из страны мёртвых. Это не случайность. Дело в том, что спиритический сеанс – это немного не то, о чём мы привыкли думать. Попытки установить контакт с потусторонним миром в реальной жизни всегда ограничивался тем, что дух [якобы] двигает сжатый в руках предмет на столе. Страшно звучит? Может, для кого-то и страшно, но столкновения с демонами и призраками – это, как говорится, совсем другая история. И режиссёр «Реинкарнации» сумел так извернуться, чтобы исследователи паранормального ни к чему не смогли придраться. И да, я только что пытался провести серьёзный анализ того, как в фильме воспроизводится магический ритуал.
Хороша ли «Реинкарнация» как фильм? Безусловно. Хороша ли она как ужастик? Тоже «да», но не такое уверенное. Как киноман, я рекомендую посмотреть этот фильм всем. Но как любитель ужастиков, предупреждаю, что ожидать от неё слишком многого не стоит.
8 из 10
P. S. Все сцены с воспламенением получились очень качественно, за это отдельный респект!
После нескольких замечательных и очень разных короткометражек режиссёр «новой волны» хоррора Ари Астер выпустил в 2018 году свой полнометражный дебют, в отечественном прокате названный «Реинкарнация», но в правильном переводе – «Наследственность». Поклонники мейнстрима, привыкшие к разжёванным вдоль и поперёк сценариям, скримерам в духе «астралозаклятий» Джеймса Вана и прочим атрибутам попкорновой бетономешалки из легкорастворимых эмоций, остались недовольны. В основном аудиторию разочаровало так называемое «свежее видение» жанра, предполагающее интеллектуальную работу во время просмотра и нивелирующую развлекательную функцию до минимума. Но подавляющая её часть пришла в неописуемый восторг: ведь кинематограф – обширное поле для экспериментов, и если эксперименты удаются, переворачивают внутренний мир нестандартными методами воздействия и формами повествования, заставляют переосмыслить жанр как таковой, то почему нет?
Фильм начинается с объявления о смерти с рядовым перечислением родственников почившей женщины. Астер продолжает вбегать без стука в тайные обители чужих семей, вскрывая их больные нарывы и на сей раз норовя убедить нас, что уж эта семья будет пострашнее жертв инцеста и делегированного синдрома Мюнхгаузена из короткометражек «Что-то странное с Джонсонами» и «Мюнхгаузен». Там Ари только разгонялся, тренировал чутьё ужаса, возникающего в тесном кругу родных и близких. Здесь Ари набирает чудовищную скорость, готовый в любой момент слететь с трассы в бездну вместе с пассажирами – своими зрителями.
Однако ужас сам по себе – пройденный этап. В его основе должна лежать иллюзия свободы выбора и печать обречённости – неумолимого рока, распространяющегося метастазами по генеалогическому древу Ли-Грэхемов.
Кто такие Ли-Грэхемы и почему им предначертан ад?
Достичь истины в данном вопросе совершенно нельзя, если вы намерены воспринимать «Реинкарнацию» лишь хронологически, будто проходную киноленту, не прибегая к осмыслению каждой сцены, внедрённой в единую знаковую систему, пестрящую подсказками, отсылками, переплетениями, символами и аллюзиями. Режиссёр с первого кадра устанавливает правила наблюдения за происходящим: реальность извне плавно перетекает в выставочный макет, населённый живыми персонажами. Исказить перспективу – значит заранее намекнуть: вы станете смотреть на одно, а увидите кардинально другое.
Дальнейшие метаморфозы оптики (в том числе мыслительной) не отпускают вплоть до финала. Для лучшего понимания необходимо пристально следить за оставляемыми автором подсказками, вплетёнными в ткань картины. Некоторые на виду и мифологически обоснованы: о них говорят в эпизодах школьных уроков, тем самым приравнивая проклятие рода Ли-Грэхемов к древнегреческим трагедиям. Прочие – скрыты: их едва можно заметить на стенах комнат, или дорожном столбе, или хранимых под разбитым сердцем фотографиях, в самых мрачных уголках дома, в самой жгучей словесной тираде. Невнимательность ведёт к ошибочному анализу и скоропалительному выводу о том, что паззл фильма – не более чем пирамида отборного бреда, когда на самом деле символическая конструкция выстроена по ореолу паутины – крайне скрупулёзно и хитроумно, словно коллекция кукольных диорам с плеядой крохотных элементов, ведущих друг к другу невидимыми нитями.
Самостоятельно соотнести тонкости сюжета с учётом всех причинно-следственных связей может показаться долгим, муторным делом, отчего зрители часто прибегают к помощи блогерских обзоров, читают статьи, ищут интервью с создателями. Хороший, подробный разбор под названием «Древо смерти» сделал критик Станислав Луговой в журнале «Искусство кино». Именно этот текст даёт полное понимание смысловой составляющей и вознаграждает терпение читателя компактным объёмом вкупе с несметным количеством отсылок на произведения литературы и кинематографа, повлиявшие на создание «Реинкарнации». Помимо культовых хорроров (как «Ребёнок Розмари» Романа Полански, «А теперь не смотри» Николаса Роуга), Астер вдохновлялся психологическими драмами «Шёпоты и крики» Ингмара Бергмана, «Обыкновенные люди» Роберта Редфорда. Также Ари, вероятно, кроил прототип главенствующего зла, обращаясь к труду немецкого оккультиста и алхимика Корнелия Агриппы «О неопределённости и суетности всех наук и искусств», где впервые упоминается книга заклинаний «Малый ключ Соломона». Сюда же интегрируем референсы из «Трахинянок» Софокла и разнокалиберных античных легенд – материала наберётся на целую диссертацию. Видно, что работа над изучением природы гротеска и фатализма велась в крайней степени серьёзно.
Тем, кому улыбнулась удача не утонуть в перипетиях астеровских манипуляций, действительно получится прояснить для себя одну важную вещь: настоящий кошмар – не в иррациональности безумия, не в аттракционе фокусов нечистых сил, не в галлюциногенном смещении планки между былью и небылью. Кошмар – в отвратительности человеческих отношений внутри семьи, в отсутствии семьи как таковой, в её безнадёжном распаде перед лицом рока. Вместо сплочённости, доверия, взаимоуважения и, как ни банально, любви Ли-Грэхемы подвержены психозу, одиночеству и чувству вины – многослойной наследственной опухоли, передаваемой преимущественно по женской линии, хотя затрагивающей и мужчин. Это древо обречено, но даже если причина россыпи несчастий имеет некое внешнее вмешательство, то оно лишь дополнительно усугубляет разложение связей, возникшее среди родителей, детей и супругов.
Астер, перейдя от короткого метра к полному, расширил анализ личной коллекции деструктивных семей, скрестив саму идею нездоровых родственных коллизий с ритуалами, в чьём магическом свершении можно разглядеть феномен объединения одержимых вокруг некоего божественного (на деле – демонического) замысла. Ари поступит так же и в «Солнцестоянии», взяв за основу группу потенциальных «овечек на заклание», не могущих найти общий язык друг с другом, и внедрив их в культ, члены которого неразрывно связаны верой в собственное жертвенное предназначение в угоду высшим силам. Жанровые клише разбиты вдребезги: свет и тьма существуют безраздельно, как сплошной организм, ибо в светлом есть тёмное, а в тёмном – светлое. Если условный «свет» борется с «тьмой», то тьма вполне может победить, ибо имеет в себе более сильные маркеры света. А свет обманчив, ибо заражён маркерами тьмы.
Первоначальная версия хронометража составляла три часа, но сократилась до двух по настоянию дистрибьютора. Невзирая на опломб, что отсутствие тридцати вырезанных сцен никак не перелопатило задумку, есть шанс, что режиссёрская версия могла бы расколдовать сюжет полностью. Значительная череда событий происходит за кадром, влияя на «верхушку айсберга» в кадре: фильм разрывает общепринятый повествовательный шаблон, разделяясь надвое и затуманивая ту свою половину, что вела бы к излишне подробному рассказу. Однако в этом прелесть монтажа и авторского решения: «Реинкарнация» не нуждается в том, чтобы быть удобной, уютной и всеобъемлющей. Её дар и её проклятие – в великолепии формы, стиля и темпоритма, в празднике символизма и изощрённой игре со зрительским восприятием.
«Реинкарнация» на три головы выше большинства современных хорроров, особенно учитывая, что для Ари Астера она – прорывной дебют, первая фундаментальная ступень на непредсказуемой кинематографической лестнице. Такого рода картины стоит смотреть, пересматривать и находить каждый раз нечто новое, всё интенсивнее разгадывая очередную головоломку безумия, ибо тогда жертвы померкнут, всенепременно истлеют кровавым пеплом на фоне наших наград.
Если это действительно один из лучших фильмов ужасов современности, как его называют некоторые рецензенты, то, видимо, жанр находится в катастрофическом упадке.
Во-первых, самое яркое впечатление, оставшееся после просмотра, - ощущение, что режиссер хотел оставить побольше Глубоких Символов для зрителей; о них говорят во многих рецензиях: это, в первую очередь, миф о Геракле. Режиссер будто кричит: 'Смотрите, здесь Символизм!!!' Через преподавателя в классе все разжевано так, чтобы параллель увидели вообще все.
Во-вторых, других впечатлений практически нет. На мой взгляд, фильму не удалось создать ни пугающую атмосферу, ни интересную историю. Время тянется и тянется, а персонажи будто вообще ничего не делают. Про отца семейства нет вообще практически никаких сцен, как и про сына. Нет, про сына все-таки есть: он несколько раз пугается чего-то то в школе, то дома. Жаль, что мне, зрителю, при этом было вообще не страшно. Главная героиня же случайно встретила женщину, которая далее продвинет сюжет вперед, но заслуги героини в этом не было. По сути, персонажи вообще не двигают сюжет, а сюжет сам вертится вокруг них.
Кто-то, возможно, скажет - это и есть предопределенность, власть судьбы над человеком; я не согласен: Геракл совершал подвиги, прикладывал силы, а здесь герои просто живут своей жизнью, пока вокруг творится всякая чертовщина. Они практически не пытаются что-то изменить: после неудачной попытки избавиться от дневника мать больше вообще ничего не делает.
Когда происходит сцена между матерью и отцом у камина, возникает вопрос: 'А что, так можно что ли было?'. Если демон мог так сделать, то почему не сделал что-то подобное раньше? И почему вообще он смог так сделать?
Дальнейшие побегушки, честно говоря, вообще выглядели нелепо. Право, не хватало звуков из 'Тома и Джерри': 'Вжух!', 'Бах!', 'Вщщиу!'.
Я - честно - ни разу не напугался за время просмотра фильма. Единственная сцена, захватившая меня, - это поездка с вечеринки. Она получилась напряженной, а вот дальнейшее развитие - вернее, сворачивание событий - меня разочаровало. Все как будто просто постарались забыть о произошедшем.
Как ужас, фильм не работает: персонажам просто будто наплевать на происходящее, почему же я должен переживать? Как история, фильм тоже работает плохо: сначала слишком медленный, в конце какая-то клоунада, а интересно не было ни в начале, ни в конце.
Актеры отыграли достаточно хорошо, в трагичные моменты смотреть на них действительно тяжело, хочется им сопереживать. Но персонажи при этом все равно практически ничего не делают!
Этот фильм я посмотрел сейчас во второй раз. Во время первого просмотра я не понимал что происходит на экране, да в целом «Реинкарнация» сломала мне мозг. Сейчас я всё-таки решил пересмотреть этот фильм, на свой страх и риск, в надежде, что попытка номер 2 увенчается успехом и я пойму о чем этот хоррор.
После смерти старушки в доме ее дочери Энни начинают происходить пугающие вещи. Дети видят странные образы и видения. Из-за тог, что в семье случается еще одно несчастье Энни решает воспользоваться помощью женщины, практикующей различные ритуалы…
Со второго раза я осилил фильм и понял весь смысл, который хотел донести режиссер Ари Астер, который, к слову, сам же и написал сценарий. Но несмотря на то, что фильм я понял, это не означает что он мне понравился. Большего бреда я не видел давно уже. Последние лет шесть или семь Голливуд затопила волна каких-то странных хорроров. «Прочь», «Мы» и др. фильмы ужасов (если их можно так называть) создали какую-то новомодную тенденцию “ужасы для истинных ценителей”, или как я это называю «ужасы не для всех». И «Реинкарнация» входит в этот список новомодных хорроров новой волны.
Сюжет поначалу мне показался простеньким. Нечто подобное я уже несколько раз видел. Но это лишь на первый взгляд. Начинается всё как в стандартном мистическом хорроре, это меня и сбило с толку. Типичное начало для фильма про населенный призраками дом. Но нет, этим даже и не пахнет. Далее история совершает неожиданный сюжетный поворот, который полностью вынес мне мозг. Окей, если уж это фильм так твистует вначале, что чего же ждать дальше? А дальше начинается такая дикая смесь из различных приемов для запугивания зрителей, что голова идет кругом. Тут и мистика, и скримеры, и саспенс, частенько сюжет вообще скатывается в полный бред. Финал истории, естественно, предугадать невозможно. И дело даже не в отсутствии логики, а в том, что из-за постоянно меняющейся стилистики фильма вообще не понятно в какую сторону он движется.
Как часто бывает, начинающий режиссер взял в свой кинодебют малоизвестных актеров. Причем далеко не самых талантливых. В свое время так же начинал Сэм Рэйми со «Зловещими мертвецами». Вот только у Рэйми был на руках отличный сценарий и харизматичный Брюс Кэмпбелл, а у Ари Астера козырей в рукаве увы нет. Даже игра актеров оказалась на уровне ниже среднего, ближе к провалу. Даже не могу никого из каста выделить, никто не впечатлил.
При бюджете около 10 миллионов я ожидал хоть каких-то спецэффектов. Может даже плохих, но эффектов. Что же я увидел? Ничего, чтобы могло меня заинтересовать. Визуальные эффекты есть, но они не впечатляют. Я ожидал большего. Хотя, если вас пугают скримеры, то, думаю «Реинкарнация» не один раз пощекочет нервы. В остальном ничего классного в плане визуала или же страшного я в фильме не нашел. Уж точно не уровень 2018-го года.
Что могу сказать по итогам. Фильм мне не понравился, хоть в начале и был заход на нормальный бодренький хоррор. Однако эта новомодная экспериментальность, на которую сейчас ссылаются все новички режиссеры, типа Джордана Пила и Ари Астера, полностью испортила фильм. Для сравнения – это как начать смотреть мелодраму, которая постепенно скатывается в артхаус.