Сюжет стар, как сам мир: человек в маленьком городке внезапно меняется. Меняется отнюдь не внутренне, а внешне, и даже не очень сильно — в новом лице Яцека вполне прослеживаются черты Яцека старого. Но это не важно. Теперь он другой. Передается это не только косыми взглядами со стороны членов семьи, но и через ряд исповедей, на которых герои рассказывают о сложностях жизни с «Рожей», как теперь называют бывшего любимца публики. История о неоправданных жертвах, ксенофобии и о том, что даже самые близкие люди не всегда тебе поймут. Тяжелая, но в то же время трогательная — взять одни усилия сестры по налаживанию контакта Яцека с внешним миром.
Главным минусом могу назвать русскую озвучку. Она совершенно не передает проблем с речью, которые появились у героя после травмы. Актер озвучивания говорит совершенно ясно, только лишь слегка растягивая фраза, отчего эффект совершенно теряется. В остальном это простой, но добротный фильм. Очень хорошо снятый, кстати говоря. Постоянные переключения с лиц героев на лесные массивы или статую Иисуса дают ощущение полноты показанного городка.
Обладатель Серебряного Медведя Берлинале-2019 года – фильм ладно скроенный, красиво снятый, стильный. Но не сказать, чтобы он открыл что-то новое. А потому, ближе к финалу трудно подавить зевоту.
Провинциальный польский городок. Местный рокер-переросток Яцек гоняет на красном автомобильчике под «Металлику», пляшет под попсу с перманентной блондинкой Дагмарой, и обижается на цыган за некачественный цементный раствор. А раствор нужен для строительства самой большой в мире статуи Христа, где Яцек и трудится. Всё меняет несчастный случай, после которого Яцеку проводят первую в Польше трансплантацию лица.
Что же такой теперь Яцек? Прямое свидетельство божьего чудесного вмешательства или божьего попустительства? К Яцеку стоит совершать паломничества или надо бы изгнать из него Дьявола? Яцек пророк или монстр?
Лик – лицо – личина… В этих понятиях легко запутаться. Но тема эта – старая, давно известная, с разным сторон обсуждаемая. И Малгожата Шумовска не добавляет ничего нового. Пожалуй, кроме мысли, что у каждого общества – свои родимые пятна…. Хотя и здесь – какая новость?
Фильм польского режиссера Малгожаты Шумовской был с интересом встречен европейской публикой. Провинциальная драма о жизни и взаимоотношениях людей, в которой режиссер обличает двуличие и моральное несовершенство современного общества, снята в духе притчи, с элементами сатирической комедии.
Это обличительное кино, поднявшее острые социальные вопросы в духе толерантности и взаимопомощи в современном обществе.
В основе сюжета реальная история о существовании в небольшом городке в польской глубинке самой высокой статуи Христа, построенной на деньги местных жителей. Режиссер решает предложить свою версию обстоятельств создания статуи, заодно показать польское общество как на ладони.
История начинается взрывным эпизодом нападения покупателей в нижнем белье на магазин в сезон распродаж. Сюжет сошедший с полотен Босха. Полуголые люди вырывают коробки друг у друга из рук, устраивают совершенное месиво перед взглядами удивленных камер наблюдения.
Затем герои возвращаются в свой городок, который мало чем отличается от любого другого провинциального места, с той лишь разницей, что в нем идет строительство статуи Христа.
На стройке занят и местный парень Яцек. Простоватый такой, из обычной семьи. Он слушает металл, мечтает уехать в Лондон и любит местную девушку. Поскольку фон всего остального народа совсем уж безликий, что выражается сочетанием архаического патриотизма и набожности, Яцек в своем брутальном прикиде олицетворяет прогресс молодости и задора.
Но вот, на стройке, он оступается и летит в пропасть. Выйдя из больницы после тяжелой операции по пересадке лица, город не принимает его обратно, парень становится изгоем в своем сообществе. Даже своей семье он становится обузой. С любовью ему теперь тоже не светит.
Благостная картина провинциальной жизни разбивается о разобщенность и жестокосердие близких людей и местных жителей.
Статуя достраивается, но становится метафорой, оболочкой без смысла.
В построении картины, режиссер ставит задачу избегать переживаний героев, делая акцент на трагифарсовых эпизодах. Построенное на общих планах с длинными экспозициями и крупными пейзажными зарисовками киноповествование однако не позволяет режиссеру выйти за рамки провинциальной драмы.
На проходившем в конце февраля этого года 68-м Берлинском кинофестивале (одном из самых статусных кинофестивалей в Европе) Серебряного медведя получил фильм М. Шумовска «Лицо» — безусловно, достойная и самобытная картина польского режиссера, касающаяся как локальных польских проблем, так и вопросов, ответы на которые значимы для каждого из нас.
Первая трудность, с которой сталкиваешься, говоря о фильме М. Шумовска, — выбор названия для рецензии. При первом погружении в фильм, первом впечатлении от картины хочется остановиться на чем-то вроде: «Тишина и шум» — сочетание звука и беззвучия бросается в глаза. Или на чем-то, похожем на лозунг: «Медитация, романтика, рок-н-ролл». Именно такой лента видится визуально: замечательные и торжественные виды природы, наполненные тишиной, зеленью, зачаровывающие и погружающие, вызывающие желание пройтись по этим местам, прикоснуться к листве, упасть на траву, почувствовать ветерок Южной Польши — района съемок. Природа не просто отснята, но взгляд режиссера строго выверен, он настраивает на размышления и успокоение. Визуальный ряд напоминает «Залечь на дно в Брюгге» (М. Макдонах, 2008), только действие происходит не на фоне великолепной архитектуры, а на зеленом фоне деревьев.
Природа, романтичная сама по себе, обладает созвучием с внутренним миром героя — Яцека (Матеуш Косьцюкевич): несмотря на его необычный, шокирующий деревенских обитателей, вид, перед нами в сущности отличный рубаха-парень с доброй и открытой душой (местные пьяницы зовут его Иисусом), глубокой влюбленностью (в ответ его любят явно меньше) и стремлением к свободе. Это стремление, эту внутреннюю свободу мы видим и во внешнем виде героя; и в его желании оторваться от корней родной деревни, от устоявшихся и родственных связей (в его мечте уехать в Англию), и в словах сестры; и в любви к рок-н-роллу, замечательные треки которого периодически взрывают тишину: это свобода, это наслаждение жизнью, это вкус жизни, ощущение молодости, чувство, что все еще впереди и есть перспективы на счастье. Рок-н-ролл — это стремление к счастью.
Перспективы прерываются трагедией. Яцек, участвующий в возведении статуи Христа, в некотором смысле пожирается божеством: он падает в утробу божества, вовнутрь статуи. Падает, выживает и обретает богочеловеческую природу: в границах фильма он оказывается изгоем, через которого зритель знакомится с человеческой природой. Фильм из картины-медитации превращается в притчу о людях, что рядом с нами, в притчу об обществе. Эта бесчеловечная черная шутка, практически открывающая картину: «Прыгают с крыши еврей, мусульманин и черный. Кто выиграет? — Общество», — оказывается пролегоменом ко всему фильму: в современном польском обществе нет места Другому. Каким бы этот Другой ни был.
«Лицо» — жесткая пародия на польское общество, в которой, однако, чувствуется какое-то булгаковское снисхождение: «Люди, как люди». Люди изображены именно такими, какие они есть: ни плохими, ни хорошими, действующими скорее автоматически и рефлекторно, биологически. Эти люди разорваны между должным и реактивным: их реакция на изменившегося ближнего — отторжение, но при этом долженствование.
В картине М. Шумовска затрагивает несколько сложных тем. Прежде всего это столкновение традиции с новым. Перед нами меняющаяся Польша. Польша, столкнувшаяся с глобализирующимся миром, где находятся мусульмане, цыгане, евреи; где растет мобильность, где отличные друг от друга люди могут свободные приезжать и уезжать; где увеличиваются формы самовыражения — сосед может одеваться и жить совершенно иначе, чем мы. И при этом разрываются корни. Мы не видим в картине этого прямо, но мы чувствуем некоторое ускользание, некий разрыв, некое прощание: две сцены, когда бело-синий автобус увозит людей за стеклом, это лицо за стеклом — проникновенные кадры расставания с чем-то. Кадры прощания. В конце концов, современность — это разрыв традиции, ее замещение текучими и сетевыми связями.
Данью традиции остается католицизм, который, однако, воспринимается как пустая формальность. Все (по крайне мере выглядит так) жители городка ходят в церковь, все представляют собой общину верующих, но для всех католицизм лишь пустой жест идеологии: ни в ком нет веры: муж, мать, невеста нарушают свой долг, священник присваивает пожертвование, экзорциста волнует съемка видеоролика о проводимом обряде (видимо для YouTube) — Христос действительно смотрит в другую сторону. Религия — пустой жест. И это тоже угасание традиции, отказ от прошлого. Это тоже прощание.
Но главная тема — восприятие нас другими. Мы все привыкли к себе в определенном облике. Хуже, что и другие привыкли к нам и воспринимают нас как лицо. Мы знаем, что мы — это не только лицо, но и наш внутренний мир. Более того, несмотря на то что мы привыкли уравнивать себя и свое лицо (наблюдаемое нами в зеркале), но мы (если задуматься об этом), понимаем, что мы не оно. Мы знаем, что мы это нечто большее, чем наше лицо, чем наше тело. Мы это мы и потому мы изобретаем концепт души. Но для множества других, для ближних, мы — лицо. Что будет, если вдруг поменять лицо, если вдруг оно изменится и, более того, станет уродливым? Как будут реагировать те, на кого мы привыкли опираться? Много ли у нас останется друзей? Как много людей действительно знало нас? Дружило с нами? Как много у нас на самом деле близких людей? Вот вопросы, которые ставит в своем фильме М. Шумовска. Свои ответы зритель найдет в фильме, но на одном хотелось бы остановиться подробнее: «В нас слишком много животного, — говорит режиссер своей картиной. — И животное бесконечно преобладает над духовным. Христос смотрит в другую сторону».
Отдельно бы хотелось отметить, что в картине прослеживается влияние фонов М. Макдонаха, противопоставлений Ф. Копполы, мотивов Л. фон Триера, сцен из М. Булгакова (фактически с а-ля «случай в варьете» начинается лента, а знаменитым квартирным вопросом заканчивается) и Ф. Достоевского — последнее может быть по вкусу российскому зрителю.
Игра актеров, правда, произвела двойственное впечатление: с одной стороны, хочется сказать, что она безупречна и вроде бы все сыграно достаточно тонко. Особенно удачно переданы отношения взаимопонимания между братом и сестрой (А. Подсядлик). Но в то же время не хватает ощущения внутренних изменений, не хватает экзистенциального измерения, не хватает какой-то эмоциональной глубины. Зритель как бы и сам оказывается сдерживаемым лицом, ему не позволяется взглянуть внутрь человека. Последний поступок героя логичен, понятен, но понятен рационально, не эмоционально. И этот нюанс несколько смазывает ощущение от в целом превосходной и актуальной польской кинокартины.
Польша - одна из стран Европейского союза, которая в наибольшей степени схожа с Россией.
Историческая общность наших стран явно видна в кинематографе.
Фильм 'Лицо' снят в 2017 г. польским режиссером Малгожатой Шумовской. Однако он вполне мог бы быть и российским фильмом.
Религия и ее влияние на общество, общество и его показная вера, общество и его жестокость, безысходность существования 'маленького' человека - это главные темы фильма 'Лицо'.
Метафоричный фильм, абсурдистская комедия, социальная драма - какое бы определение не давалось этой ленте, оно будет справедливо.
'Лицо' - это история деревенского парня, который любит рок, свою девушку, собаку, да и всех окружающих. Местные алкаши называют его Иисус - потому что у него длинные волосы и он участвует в строительстве огромного монумента Иисуса (который, кстати, на самом деле существует и превышает по размерам знаменитую статую в Рио).
Однажды главный герой падает с большой высоты во время работы. Это оборачивается тем, что ему сделали частичную пересадку лица...
Мужчина остается все тем же, живет все там же, ведет себя также и даже ощущает себя прежним, но абсолютно все относятся к нему теперь иначе...
Фильм 'Лицо' не дает трактовок и оценок происходящему, он просто рассказывает обыкновенную историю. Зрителю же предоставлено право самостоятельно определять для себя, что именно символизирует собой главный герой, его семья и жители деревушки.
'Лицо' - отличный пример фильма, который одновременно и очень умело затрагивает множество актуальных проблем общества. Социум боится и отвергает все, что является для него чужим. Люди утверждают, что верят в Бога, но их действия говорят об отсутствии духовности в их жизни.
Рекомендуем к просмотру фильм 'Лицо', который, также как фильмы Андрея Звягинцева, заставит вам о многом задуматься.
Очень симпатичный фильм получился. С советских времен поляки не теряют чувство национального и интернационального я бы сказал. Здорово, что это качество польский кинематограф сумел сохранить по сей день. Это касается не только кино, кстати. Но если говорить про данный орешек, то совсем не пустой, а скорее крепкий будет.
Недосказанность персонажей только усиливает эффект от просмотра. Ситуация в которой оказался главный герой страшная. Никому не пожелаешь. Видеть некоторую душевную кривизну и лицемерие со стороны родственников, местного духовенства и прихожан не совсем правильно. Не стоит ждать от людей, чтобы они были лучше, чем есть на самом деле. Осуждать бывшую подругу также не стоит спешить. Как и мать героя тоже заслуживает понимания. Одна не может принять Яцека таким какой он стал, вторая не хочет.
После происшедшего с женихом несчастья, молодая девушка просто не способна дать то, что имело главную и основную цель их прежних отношений. Возможно она способна на большее сочувствие, но ведь и Яцеку нужно от неё другое. Прежнее. А этого нет. Детей любят за то, какие они есть. А не за их заслуги. Но в представлении матери её сын теперь другой. Тяжело смириться женщине преклонных лет, что то, чем так привлекал твой ребёнок тебя саму и окружающих в свете несчастного случая обрело совсем другую, менее радужную обёртку. Хоть мы и знаем, что главный персонаж прежний. Честь и хвала ему. Он достаточно терпимо отнёсся к переживаниям матери. Которые приняли некоторую гипертрофированную форму заботы.
Порой болезнь и нужда становятся лучшими учителями. Наша жизнь, к сожалению, окрашена в полутона. Хорошо, если в ней будет больше светлого, чем тёмного. Лучший багаж, который мы можем взять в дорогу длинною в жизнь – это доброта и терпение. Для меня это кино об этом.
Берлинский кинофестиваль, в этом году выглядит богатым на хорошие картины. Насколько мне было известно, в конкурсной программе выделялись такие фильмы как: 'Барышня', 'Довлатов', 'Далеко от нас не уйдёт'. Среди них, нашлась ещё одна необычная лента 'Лицо', получившая Гран-при жюри (Серебряный медведь).
Молодой, бойкий парень по имени Яцек живёт в польской глубинке, бурная жизнь, наполненная яркими красками, складывается вполне не плохо, но всё меняется, после несчастного случая, при довольно успешной пересадке лица, у главного героя, оно значительно изменено. С этого момента, становится ясно, 'кто является близким отзывчивым человеком, а кто нет'. Как оказывается, по факту, 'Недругами' являются практически все жители и обитатели деревни. Лучом света в тёмном царстве для Яцека, выступает его сестра Ивона, которая всеми силами старается помочь брату, хоть как-то, вместе совместными усилиями через рекламных спонсоров, достать важные препараты для лица Яцека. Окружение Яцека оставляет желать лучшего. В круг дурных лиц входят: девушка Яцека Дангмара, особа лёгкого поведения, жизненные принципы которой, далеко не украшающие её саму; муж сестры-шурин, неотёсанный тип, преследующий свои цели по отношению к семьи Яцека; мать, у которой проявляется странное и даже неадекватное мышление, что Яцек не её сын, а кто-то совсем другой.
В ленте имеется некое количество пошлых диалогов, воспринимающиеся вполне забавно. Внутренний мир Яцека можно понять, после такого случая, он остаётся искренним молодым человеком, его мудрое решение в конце, которое он давно хотел реализовать, выглядит достойным. Начальная сцена распродажи нижнего белья в супермаркете (борьба за расхват телевизоров) - просто высший пилотаж.
'Лицо' - польская драма 2018 года от постановщицы Малгожаты Шумовской. Данное фестивальное кино, охватывает множество социальных аспектов во всей красе, отражая человеческую сущность, наглядно показывая кто есть кто на самом деле. Кино, наполненное глубиной и явным смыслом, способное вызвать положительные эмоции.
Новая работа польского режиссера Малгожаты Шумовски, снятая в спокойной и неспешной манере, удостоилась оживлённого внимания на Берлинском кинофестивале, заполучив Гран-При.
Красавец-металхэд Яцек (Матеуш Касюцикевич) из польской деревенской семьи, работает на строительстве самой большой в Европе статуи Христа. Набожные домочадцы, конечно, не одобряют длинные волосы, эффектные майки с 'Металликой' и мечты перебраться в Лондон, но в общем любят добродушного парня, жизнь которого идёт легко и светло. В свободное от работы время Яцек зажигает в местных клубах, колесит под врубленный на полную трэш-метал, встречается со своей любимой девушкой Дагмарой (Малгожата Гароль) и проводит досуг с роднёй.
Но вот однажды происходит несчастный случай на стройплощадке и Яцек получает тяжелые травмы. Врачам приходится провести первую в Польше пересадку лица, после чего оно становится похожим на помесь куклы Чаки и маски Джейсона Вурхиза.
Изуродованного, почти лишившегося способности говорить Яцека день за днём встречает нарастающее отчуждение и лицемерие близких.
Единственной, кто не отвернулся, оказывается старшая сестра Яцека (Агнешка Подсялик), отрезвляющими хлёсткими репликами и поддержкой
возвращающая брату душевные силы.
Пани Шумовска, несмотря на переполняющую ленту громкую музыку, рассказывает эту историю тихо и неторопливо, обстоятельно акцентируя внимание на важных местах. Совместив воедино два реальных события - пересадку лица польскому рабочему, пострадавшему на кирпичном заводе и постройку статуи Христа Царя - она получила возможность в полной мере взглянуть на существующие в польской деревне устои и порядок вещей в неприглядном и отталкивающем разрезе.
Доведённая до абсурда показная набожность селян, c напускной религиозностью и приверженностью обрядам, идёт рука об руку с голым прагматизмом и равнодушием к непоправимой беде. Яцек благодаря операции становится национальной знаменитостью - но из за дефектов с лицом и речью перестаёт существовать для близких. 'Wiecej niz cialo' - 'Больше, чем тело' - издевательски гласит слоган фильма, в котором вдруг оказывается, что без внешней оболочки всё остальное неумолимо теряет смысл.
'Лицо' не открывает новых горизонтов, но тихо и выразительно говорит о важных и глубоких вещах, часто слишком неудобных, чтобы их можно было даже просто артикулировать в рутине повседневности.
Дело конечно не обходится без гротескных перехлёстов, почти неизбежных для затрагивающей серьёзные вопросы драмы, но в целом кино выдерживает заданный ритм и до конца сохраняет внутреннее напряжение и динамику.
Не говоря уже о стилистических решениях, от которых хочется порой аплодировать стоя, не дожидаясь финальных титров. Ну а семейная сцена с хэдбэнгингом и игрой на аэрогитаре вообще заслуживает отдельных бурных продолжительных оваций.
Картина основана на реальных событиях: в середине нулевых в Польше было одобрено строительство статуи Христа Царя. Также - именно в Польше проводилась одна из первых в мире операций по полной трансплантации лица. А объединив эти два, казалось бы, не связанных друг с другом события, мы получаем своеобразную драму с лаконичным названием.
Но суть фильма - не в конкретных событиях, ставших исторически значимыми, а, как и положено очень личному, камерному европейскому кино — в эмоциях, реакциях, в сопоставлении крупных изменений окружающего мира с неискоренимыми, но устаревающими традициями.
Польша. Маленький городок (допустим, Свебодзин). Скоро Рождество, и одобрен проект самой высокой в мире статуи Христа. Маленький приход собирает деньги на строительство своими силами, люди держатся друг за друга, знают друг друга, вместе молятся и вместе переживают. Там же, в этой деревушке, живет свободолюбивый парень по имени Яцек. Он носит длинную шевелюру, не парится по поводу шмоток и слушает хэви-метал, раздражая всех, кто попадает в радиус слышимости. Как многие молодые люди, он участвует в возведении статуи Иисуса. Яцек смел, хорош собой, влюблен и мечтает уехать из своего захолустья. По классике, вся семья желает ему либо остричь волосы, либо одеваться нормально, либо обзавестись семьей... Кроме сестры: она всегда желает ему быть счастливым и смело следовать своим мечтам.
И вот Яцек женится, и никого не слушает, и радуется жизни. Пока вдруг не случается несчастье на стройке. Итог: операция по трансплантации лица, долгая реабилитация, потеря мимической подвижности. Яцек уже не тот, что был раньше. Теперь не столько ему, сколько его близким придется к этому привыкнуть. И вот тут-то начинается цирк.
Набожные люди в глуши могут придумать много разных вещей, лишь бы скрыть свое нежелание адаптироваться. Либо это неизлечимая 'традиционность' мозга, не позволяющая посмотреть на незнакомые вещи адекватно. Либо это просто человеческая натура в ее очередном, не самом лучшем, проявлении. Но суть одна: прежде привлекательного Яцека теперь едва ли воспринимают нормально, и даже его жена избегает встречи. И, по иронии, бедный парень с новым лицом оказывается гораздо более открытым, честным и добрым, чем все вместе взятые окружающие. Вот именно об этом фильм 'Лицо'. То есть, вы понимаете: кто-то сохраняет лицо даже в тяжелых жизненных обстоятельствах, а кто-то теряет его при малейшей встряске.
Специфичная диско-музыка накладывается на кадры будто бы совсем далекого прошлого. Порой происходящее даже кажется совсем чужим, незнакомым и далеким, но, в то же время, польский язык очень понятен, и о половине сказанного можно догадаться без перевода. Но в общем итоге атмосфера получается близкой. Эта деревня, где все про всех знают. Эти предрассудки. Эта церковь, куда ходят все без исключения. Эти застольные разговоры о том, что ты местный, и место тебе здесь. 'Где родился - там и пригодился' - неискоренимая классика.
О чем вы будете думать, когда все отворачиваются от вашего нового лица, нового выбора или новой мечты?
Кстати, чтобы вы что-то поняли про даму по имени Малгожата Шумовска: она - один из сопродюсеров фонтриеровского 'Антихриста'.
Фильм, завоевавший гран-при на Берлинале-2018 основан на реальных событиях.
В основу сюжета легла жизнь 33-летнего поляка Гжегожа, в 2013 году попавшего в аварию на кирпичном заводе. Ему была проведена срочная операция, и за 27 часов рабочему создали новое лицо.
В фильме главный герой Яцек не просто работает на заводе — он помогает с возведением самой большой статуи Иисуса Христа в мире (которая действительно стоит в Польше - знали ли вы об этом удивительном факте?).
Здесь прослеживается много интересных параллелей: Гжегожу было 33, когда случилось несчастье, как Христу, когда он пожертвовал собой ради рода человеческого. Самого героя, Яцека, в фильме насмешливо зовут Иисус — видимо, из-за бороды и длинных волос, а также приступов доброты (покупает водку для местных алкашей). В то же время его зовут и сатаной — поскольку он слушает тяжелый рок и носит все те же длинные волосы.
'Лицо' — очень противоречивый фильм. С одной стороны — здесь есть чудо, возрождение человека, буквально спасение его от смерти и уродливой маски, как в 'Призраке оперы'. Но с другой, как и в любом чуде — есть такая меркантильная вещь, как оплата. И в прямом и в переносном смысле. Яцеку отказывают даже в элементарной инвалидности, хотя любому адекватному человеку понятно, что работать строителем или в офисе после такой операции невозможно.
Фильм вроде польский, но так Родиной 'пахнет', что слов нет. От Яцека отворачиваются все, словно не могут вынести его изувеченной внешности, но на самом деле — он всего лишь зеркало, отражающее уродство каждого, кто в него смотрит. Вскрывается истинная сущность близких и незнакомых. И лишь сестра отказывается сдаваться.
На ум приходит древняя, как прическа сестры Яцека, притча:
'Муж, брат и сын одной женщины попали в плен, она пошла их выручать. Чужеземец предложил ей выбрать одного человека, которого она может забрать домой, остальных же ждала верная смерть. Она выбрала брата. Когда же ее спросили, почему, она ответила, что мужа она еще найдет и сына родит, а вот брата ей никто не вернет'.
Не большой мудрости рассказ, однако сестра Яцека действует по этому принципу. Еще до несчастного случая она советует ему уезжать из бесперспективного города, и она же единственная пытается понять его увлечения и сделать все (абсолютно все), чтобы он был счастлив.
Самое, наверное, замечательное в этом фильме — это персонажи. Они все — круглые, живые, ощутимые и понятные. Неизвестные нам актеры, новые для нас судьбы героев кажутся близкими и знакомыми. Режиссеру удалось раскрыть каждого человека — кого-то даже всего через пару слов ('А что, если у них дети такие родятся?' - спрашивает мать невесты, и из одного предложения ясен весь человек. Или подобие человека. Тут есть варианты).
Фильм пропитан Гоголем: своей сатирой и насмешкой над правительством, церковью и глупостью людской.
Церковь и ее продажные 'слуги' раскрываются мягко, постепенно, но настолько комично и глупо, что не вызывают ненависть, а лишь искреннюю жалость. В этом вообще большая заслуга режиссера и сценаристов — трагичный, жестокий фильм получился добрым и очень светлым.
Эта легкость просмотра возникает еще и от места съемок и света в кадре. Польские пейзажи напоминают великолепные панорамы из 'Властелина колец' вперемешку чешскими и какими-то будто советскими домами. Такой, постапокалипсис местного разлива получается.
А, и еще приготовьтесь быть впечатленными с первых кадров - вас ждет безумное и будоражащее вступление, как если бы смешали 'Парфюмера' с фильмом Тома Форда 'Под покровом ночи'.
'Лицо' сразу заявляет о себе, кричит, бросается образами. Читать их и искать разгадки можно почти бесконечно. Но, в то же время, фильм не перегружен деталями, плавно выстроен, красиво снят и, несмотря ни на что оставляет хорошее впечатление и небольшую надежду на happy end.
Очень рекомендую эту киноленту, по моей шкале — 10 из 10. И посмеяться, и поплакать, и над жизнью задуматься.
А еще, поскольку озвучки не будет, можно порадоваться забавному польскому языку. Курвы там, и все такое)