Это сильный фильм. Он очень тонко, незаметно проникает под кожу и играет на нервах новичков и давних поклонников психологических триллеров. Даже великий маэстро Хичкок вряд ли снял бы лучше. Камернее — чтобы зрители не чувствовали так много боли — возможно. Но не лучше.
Оливье Массе-Депасс снял фильм о самом страшном горе для любого родителя — о потере единственного ребенка. Трагедия, словно волна, объединившая и разбившая вдребезги две некогда дружные семьи, теперь точит сомнениями одну мать и уничтожает остатки разума другой. Во что это выльется — неизвестно никому, ведь мир не живет инстинктами. А может, зря?
Поскольку все критики в один голос заявляют о духе Хичкока, которым пронизан «Материнский инстинкт», не лишним будет вспомнить, чем прославился этот культовый режиссер.
Первое, что приходит на ум — это проницательные, изящные блондинки. От Грейс Келли до безупречнейшей Типпи Хедрен — каждая девушка своей красотой и беззащитностью в несколько раз увеличивала излюбленный прием Хича — эффект саспенса.
Саспенс — это тревожное ожидание, предчувствие чего-то ужасного, то, что неразрывно связано с творчеством Хича. Причем у него можно увидеть два разных типа саспенса: парализующий и внезапный. Внезапный — как в «Психо»: зрители в ужасе кричат от нескольких неожиданных сцен, когда их нервы доведены до предела напряженным воздействием музыки, тревожными знаками, которые не замечает сама жертва. Второй, парализующий, можно видеть в фильме «Веревка»: преступление уже свершилось и зрители не могут сдвинуться с места, поскольку испытывают ужас и оцепенение преступника и даже в некотором роде сочувствуют ему и переживают за него.
Итак, что же из этого можно увидеть в «Материнском инстинкте» Оливье Массе-Депасса?
Это удивительно — но всё. Каждая деталь из наследия Хичкока была искусно переплетена с запросами современных любителей триллеров — динамичностью, яркостью, психологическими качелями и не было забыто даже противостояние блондинки и брюнетки (как в «Марни»).
Великолепная игра двух женщин в горе, в отчаянии, в любви и надежде — все это потрясает воображение и не дает отвлечься ни на минуту.
Однако в моменты, когда камера отпускает лица героинь и скользит по тщательно выверенному и аккуратному пригороду, — обратите внимание, какой милый оммаж сделал французский режиссер гениальному фильму Терренса Малика «Древо жизни». Изящный, вроде бы ничего не связывающий проезд по верхушкам деревьев можно не трактовать вовсе, или же связать с философским, сияющим фильмом о жизненном выборе и углубить смысл «Материнского инстинкта».
60-е, милые домишки, красивые автомобили-жуки, твид, ленты в волосах, жемчуг. Две подруги-домохозяйки Селин и Элис живут по соседству, у них прекрасные семьи, обе воспитывают сыновей. Идиллия, кажется, нерушима: работа с цветами в саду, сюрприз-вечеринки на день рождения, любящие мужья, дружные детки. В один из таких идиллических дней сын Селин Максим по неосторожности выпадает из окна - и погибает.
Обе подруги в этот момент находятся неподалеку, но сделать, конечно, ничего не успевают. В итоге с этого момента начинает раскручиваться спираль разрушения, касающегося разом двух семей. Селин тяжело, она винит себя (и Элис тоже, к слову) в произошедшем, с мужем происходит разлад, а подруга отдаляется, чувствуя, что близость оборачивается неприязнью. Какое-то время обе семьи находятся в ступоре, но постепенно всё успокаивается, и Селин вновь начинает коммуницировать с внешним миром, особенно обращая внимание на Тео, сына Элис. Он единственный, кто связывает её с Максимом, и желание общаться и даже дружить с мальчиком поначалу не выглядит странно - это такой способ восстановления для женщины после непреодолимой утраты. Конечно, Элис не в восторге, но в этом ничего страшного нет. Однако дружеская связь, давшая трещину еще после смерти Максима, постепенно рушится: одна мать продолжает воспитывать живого сына - вторая наблюдает украдкой за чужой жизнью, оставшись без ребёнка. Кажется, понимание потеряно.
Но жизнь продолжается, подруги тянутся друг к другу, стараются найти общий язык, проводят время вместе. Селин помогает Элис, если та что-то не успевает, а Элис беспокоится, чтобы Селин ничего не расстраивало. Всё вроде бы на своих местах - почти. Однако периодически происходят странные вещи, из той категории, когда вслух об этом говорить неудобно - сочтут за сумасшедшего, да может это и вовсе показалось - тогда зачем мутить воду? Эти ситуации то разобщают, то сводят подруг вместе, и почти невозможно понять, осталось ли у кого-то из них чувство вины, или винят они в чём-то друг друга, или же не самые приятные случаи из прошлого мешают спокойно жить дальше. Нас особо не погружают в пространство разнородных интриг: всё действие, все чувства - они здесь и сейчас, сосредоточены в конкретном отрезке времени. И если вчера могла случиться ссора, то сегодня происходит что-то ещё - и все мирятся, и всё в порядке. Сложно догадаться по призрачным полунамёкам режиссера, был ли у подруг ранее повод для разобщения. И так даже лучше.
Очень интересно локализаторы окрестили фильм - повод действительно есть, ведь ради родного ребенка любая мать пойдет на всё. Эта тема вполне раскрывается через отношения Селин и Элис, через их взаимодействие с сыновьями, и в итоге понятие 'материнский инстинкт' раскрывается с непривычной стороны. Однако в оригинале фильм называется Duelles, что в переводе с французского означает 'двойной'. Ну или двойственный, как я бы это перевела. Из этого слова красивого названия для проката не вышло бы, но оно тоже многое объясняет. Абсолютно такое же слово в переводе с немецкого означает 'поединок'. Что интересно, и оно к фильму в некотором смысле применимо. Он довольно многогранен, чтобы показаться и драмой, и триллером, и рефлексией на тему чувства вины в разных формах.
Это очень аккуратный, красивый и цельный фильм. Его интерьер - что интерьер этих милых домов: стильный, с тщательно выверенными тонами, со своевременными поворотами, с красивыми четкими углами и гармонией цвета. Нет затянутых диалогов - их вообще довольно мало, и нет простоя: всему своё время - и события развиваются равномерно. Нет перегибов: игра актёров затягивает, им веришь, и эти мелкие несовершенства, наморщенный лоб Элис, тяжелый взгляд мужа Селин - всё это так реально и просто, и близко, что перестаешь задумываться о том, насколько выхолен на самом деле фильм, насколько он проработан и причесан, сколько обточено шероховатостей. А ведь он реально выхолен. Его комфортно смотреть - он приятен визуально и с точки зрения распределения персонажей и диалогов по метражу. Однако когда интрига сплетается крепче, комфорт утрачивается: режиссер играет нашим вниманием, направляя его, как теннисный мяч, то к одной героине, то к другой. Он заставляет нас подозревать по очереди каждую то в плохих замыслах, то в сумасшествии, то в ревности, то в желании мстить. И получается хорошо: успеваешь дважды изменить свое мнение, и только в последней трети фильма начинаешь понимать, что, где и когда.
И пусть развязку нельзя назвать неожиданной, идти к ней полтора часа через интриги, подозрение и эстетический комфорт - одно удовольствие.
Психологический триллер бельгийского режиссера Оливье Массе-Депасса ('Нелегал', 'Клетки'), снятый по роману Derriere la Haine («За ненавистью») бельгийской писательницы Барбары Абель.
С предыдущими работами Массе-Депасса я не знакома, но, как говорит сам автор, в этом фильме он хотел «поупражняться в стиле» Хичкока и Дэвида Линча. Именно поэтому режиссер перенес место действия из современности, как в первоисточнике, в 60-е. Не скажу, что стиль этих знаменитых кинематографистов и «ретро» читается, но картина выглядит весьма атмосферно.
Сочная картинка. Хоть это и триллер, но преобладают светлые, сочные тона, много розового и бирюзового, всюду цветы, солнце и детский смех – отличный фон для противовеса психологического напряжения. Режиссеру удалось поиграть с эстетическими контрастами.
Великолепно передана эмоциональная ситуация, связанная с утратой ребенка. Весь саспенс строится на трагедии, подозрительности и паранойи и этого достаточно, чтобы держать зрителя в напряжении до самого конца.
Захватывающая история. Развитие отношений двух женщин от почти родственной дружбы до открытой конфронтации, зеркальные истории семей и отношений в них, единое событие, изменившее привычный ритм жизни. Героям сочувствуешь, им сопереживаешь, проживаешь вместе с ними историю. Возможно, поэтому конец кажется дисгармоничным, в реальной жизни так не бывает, не должно быть.
Это скорее женское кино. В нем явно ощущается истинно женская натура - чувствительная, эмоциональная, мнительная, беспокойная, с животными материнскими инстинктами.
25 июля в российском прокате дебютирует бельгийский режиссёр Оливье Массе-Депасс со своим психологическим триллером “Материнский инстинкт”. Сможет ли в двадцать первом веке выжить лента, основное достоинство которой сокрыто в её хичкоковских пассажах с явно трибьютским настроением? Кажется, только о родителе саспенса тут и разговор, ибо от фамилии именитого режиссёра отворачиваться никто не намерен. Это нечто вроде вольного упражнения на тему, благо, что рождено всё индивидуально.
Картина является экранизацией романа “За ненавистью” бельгийской писательницы Барбары Абель, по совместительству являющей хорошим другом для режиссёра, в копилке которого набралось всего лишь две ленты, глобально ничем себя не проявившие. Поскольку идти к своей мечте можно не только импульсами, но и кропотливой работой, Массе-Депасс, обнаружив в прочитанном произведении ноты классики и представив её визуализацию, по всей видимости стал планомерно и настойчиво готовиться к собственному прорыву.
Вопреки роману, действие перемещено в шестидесятые, дабы избавиться от эпохи, до сих пор кажущейся некоторым недостаточно поэтичной и красочной, и работать с более податливым глазу антуражем. В центре истории две семьи, кажущиеся близнецами. Знаменитое трио скучающей страсти из жены, мужа и сына присутствует в зеркальном облике, да и внешнее различие им только для того, чтобы визуализировать противопоставление, ведь характер же у них тоже идентичный. Комфорт и блеклость - вот вся парадигма их существования, до тех пор, пока один из детей не погибает. Если исходить из названия и жанра, становится понятно, что именно материнство здесь - мотив губительный и голову с плеч срывающий. Женская дружба не может идти в ногу с материнским инстинктом. Там палитра чувств возможна в исключительно бесконечных вариациях, и устоять перед ней вряд ли чему-то удастся.
Отсюда Массе-Депасса можно начинать отчаянно хвалить. С концентрацией ситуаций, восходящих к психологическим конфликтам, а также с их разнообразием у него нет никаких сложностей. Доступность и выдержанность в качестве их главных спутников, движение сюжета - их основная роль. Вся история вылизана до местами раздражающего идеализма, который равномерными отрезками направляет её по хронометражу, даже попадая в точность момента действия – разгон настолько плавный, что от его поступательная длительность вряд ли может наскучить. Разве что музыкальное сопровождение саспенс более украшает, чем является родителем. Хотя родителей и так для ленты предостаточно.
Куда в таком перфекционизме ещё расти? Однако оказывается, ещё и стилизацией можно управлять при помощи работоспособности. Причёски героинь, интерьеры дома, автомобили, отсылающие к году своего выпуска, густые усы, которых украли из магазина бутафории и пародий. Режиссёр был настолько погружён в творчество, что немного запамятовал о том, кто, собственно, это будет лицезреть и с какой целью.
Фильм невозможно обвинить в каких-либо огрехах, поскольку «кропотливая работа» действительно складывается в одно большое и цельное полотно, приятное, главным образом, режиссёрскому взгляду. Однако куда ему податься с этой безусловно талантливой и качественной работой? Мало того, что прокат картины построен в основном на экивоках в сторону хичкоковского саспенса, так ещё и для истории кино эту стилизацию воскрешать не требуется. Про формы развлекательного можно, в принципе, умолчать. Вряд ли зрителя заинтересует упражнения по восстановлению классики.
И несомненно, сними это Хичкок, Сёрк или сам бельгиец, только в натуральных шестидесятых - цены бы такому фильму не было. Однако «грациозно и со вкусом» нынче не средства привлечения, а возможностей посмотреть родителей жанра также много, как и их последователей. В конце концов из актуального у Массе-Депасса только женщины, которые, однако, противостоят друг другу. Так и получится, что фильм для киноманов и эстетов, нежели для обычно зрителя.
Элиз и Селин – лучшие подруги и отношения у них практически сестринские: живут в соседних домах, дружат семьями, даже сыновья растут как братья. Все разрушает внезапная трагедия, когда на глазах Элиз сын Селин падает из окна и погибает. Селин укоряет подругу в недосмотре, но затем старается наладить ситуацию, хотя женщина уверена в обратном – Селин её не простила и теперь сделает все возможное, чтобы разрушить семейное счастье Элиз и поближе подобраться к её сыну.
Последнюю работу бельгийского режиссера Оливье Массе-Депасса («Нелегал») в прессе подавали как стильное ретро-подражание хичкоковским триллерам, и, хотя кино поставлено весьма крепко, такие авансы ему выдавать пока рановато. Хичкок славился тем, что изобретал уникальные приемы, позволяющие цепко ухватить внимание зрителя и изобретательно наполнял даже легким напряжением совершенно бытовые, казалось бы, моменты – как, например, эпизод в «Ребекке», когда Джоан Фонтейн никак не может дозвониться Лоуренсу Оливье в начале фильма. Для Массе-Депасса саспенс заключается в быстрой последовательности действий, тревожной музыке, мрачном освещении и максимально сосредоточенном лице актрисы Верле Батенс, исполнившей роль Элиз, но на более тонкое и мастерское выстраивание мизансцен у него пока не хватает умений. Хотя он тоже старается завоевать зрительское внимание, эта «зацепка» работает только во время первого просмотра, когда аудитория увлечена просто потому, что не знает, что будет дальше.
Утверждать, что «Материнский инстинкт» отличается особой ретро-стилистикой тоже затруднительно. Да, у фильма довольно приятная картинка, но об эпохе 60-х напоминают лишь прически, большой художественной стилизации под классический кинематограф здесь тоже нет, как нет и привкуса режиссерского почерка таких классиков как, скажем, Клузо или Клеман. Сама история и её реализация, скорее, напоминают о популярных голливудских триллерах начала 90-х вроде «Одинокой белой женщины» или «Руки, качающей колыбель», когда близкие поначалу люди быстро отдаляются друг от друга, поскольку, как выясняется, одна из героинь пригрела змею на своей груди. Чем «Материнский инстинкт» выгодно отличался от этих давно отработанных конструкций, так это рокировкой адекватности героев, когда странным, почти параноидальным поведением отличается не скорбящая мать погибшего ребенка, а её подруга, начинающая видеть козни на каждом шагу. Неплохо отработав драматическую составляющую, Массе-Депасс во второй половине фильма соскальзывает на более стандартные и предсказуемые сюжетные рельсы, следующие жанровым клише, хотя несколько удивляет финалом, в который как-то не верилось до последнего и зрителей он даже может разочаровать своей моральной спорностью.
Подводя черту под общими впечатлениями, нельзя сказать, что кино неудачное – оно хорошо разыграно, динамично, сбито крепкой режиссерской рукой и выглядит довольно стильно. Просто это качественный жанровый продукт, которому сложно выдерживать сравнение с классическими триллерами великих мастеров и на второй просмотр он вряд ли потянет. Но его несомненный плюс – европейское происхождение, когда даже ремесленная работа демонстрирует, что её создатель не лишен элегантности и чувства вкуса, и именно этот аспект позволяет «Материнскому инстинкту» скрасить уютный пятничный вечерок.