Черная русская комедия про коррупцию и семейственность
'Папа, сдохни' - это черная комедия, снятая режиссером-дебютантом Кириллом Соколовым.
Как легко можно понять из названия, в центре внимания тут - отец. И да, его пытаются убить. Фильм рассказывает о юноше, который отправляется в дом своей возлюбленной с целью отомстить. Девушка рассказала, что отец надругался над ней в детстве и теперь она хочет его смерти. Очутившись в квартире, юноша оказывается сам заложником и жертвой сурового отца, работающего в полиции. А дальше разворачивается невероятная история, наполненная абсурдом, эксцентрикой, буффонадой и огромным количеством крови.
Главные роли блистательно исполнили Александр Кузнецов ('Кислота'), Виталий Хаев ('Как я стал русским', 'Текст') и Евгения Крегжде ('Псих', 'Географ глобус пропил').
Очевидно режиссер картины многое позаимствовал у Квентина Тарантино и Гая Ричи. А еще он без сомнения вдохновлялся работами Девида Линча и Педро Альмодовара, когда создавал интерьеры и выбирал костюмы своим героям.
И именно огромное количество реверансов к западным всемирно известным фильмам стало главной критикой фильма 'Папа, сдохни'.
Фильм получился довольно интересный, смешной и оригинальный. Но когда российский зритель берется за просмотр российского фильма, он хочет увидеть не отечественную поделку под зарубежные фильмы, а нечто, что действительно отражает актуальную Россию и жизнь россиян.
Кирилл Соколов выбрал идеальный для этого жанр - черную комедию. С одной стороны, он позволяет затрагивать болезненные для общества темы, а с другой стороны - преподносить их под соусом юмора. Серьезные драмы вроде 'Левиафана' и 'Дурака' - это зрелище не для всех, тогда как комедии любят все.
Но, к сожалению, 'Папа, сдохни' не реализовал возможность рассказать увлекательную, правдоподобную и одновременно смешную историю о коррупции и одержимости деньгами.
Фильм представляет собой обыкновенный визуальный китч. Режиссер попытался вместить в свое творение как можно больше образов и ярких сцен. В погоне за красивой картинкой потерялось и органичное развитие истории и раскрытие характеров персонажей. Зритель остается просто сторонним абсолютно не вовлеченным и не сопереживающим наблюдателем. Наблюдателем красочного красно-зеленого спектакля...
Однако если вспомнить, что 'Папа, сдохни' - это дебютная картина Кирилла Соколова, то жесткая критика окажется лишней и неуместной. У режиссера получилась отличная смешная черная комедия. Это визуальное пиршество, в основе которой на самом деле лежит очень удачная идея. Дьявол кроется в деталях и Кирилл Соколов немного неправильно расставил акценты, чтобы из обычного удачного фильма получился действительно громкий российский релиз.
Нет никаких сомнений, что этот молодой фильммейкер обладает достаточными задатками, чтобы превратиться в громкого российского кинематографиста. Ему просто стоит отбросить манию подражания и больше сосредоточиться на транслируемых идеях и смыслах, а не их упаковках.
Рекомендуем к просмотру фильм 'Папа, сдохни' - яркий пример современного российского кинематографа, в котором оригинальность скромно выглядывает из под массивного груза голливудских штампов и стереотипов.
Фильм очень неоднозначный и запоминающийся, хотя абсолютно дурацкий ?. Динамичный, смотреть интересно, сразу скажу. Но за этой динамикой есть и некоторая претензия на глубину, которой оказывается недостаточно мне, как искушённому зрителю и, уж тем более, литературоведу. Несмотря на это фильм, подобно некой капсуле, входит в память и остаётся там этаким энергетическим сгустком, где есть и дикий русский треш, и чёрный юмор, и кровавое месиво, из которого все герои выходят, как будто ушибли пальчик, не более... и, конечно, тема про токсичные отношения взаимные и манипуляции между детьми и родителями. Именно эта 'банальная психология' людей с абсолютно сбитыми ориентирами берётся за основу 'глубины', которая в таковую так и не вырастает.
Есть момент жалости (мужчина переживает потерю жены). То есть, тут есть драма.
Фильм вывозит за счёт убойного чёрного юмора. Весьма нестандартного, честного, такого вот непричёсанного. Очень круто. Но это, пожалуй, единственное, что удалось режиссёру на 'пятёрку'.
И, казалось бы, почему не оставить это кино в комедийном ключе? Нет же, нам нужна психология.
Получается, как раз-таки наоборот - полное её отсутствие, алогичные поступки, никакого внутреннего мира. Как будто шаблоны 'отец-насильник' и проч. криво нахлобучили на героев. Всё это делает их именно персонажами, но не живыми людьми... Им не веришь, а иногда и вовсе думаешь, что они несут полный бред. Ещё и обёрнутый в инфантилизм и молодость героев, которыми, якобы, всё и должно оправдываться.
Короче, это кино для 'не особо одарённых', но, наверное, я иногда не против посмотреть такое кино. Просто нужно разучиться думать. Просто смотри и смейся, не особо вникая в мотивировки, наслаждайся картинкой (она довольно эстетична, кстати). Операторской работе можно поставить четвёрку с плюсом, на мой взгляд.
Динамичное начало с действительно неплохой постановкой драк и слешерской кровавой составляющей. Яркие цвета и клиповые монтажные вставки. Вызывают скорее недоумение, чем отвращение или восторг. Несколько всё дисбалансно и нарочито по монтажу и картинке. Потом это перерастает в раскрутку самой истории с сюжетом, который должен раскрыться в финале и короткими ветками знакомящими с разного рода предысториями. Всё это действительно похоже на чёрную комедию по структуре, хотя и не смешно. Слишком уж длинные паузы, медленная сюжетная раскачка и в общем-то отсутствие шуток. Даже скорее наоборот. Какая-то садо-мазо для зрителей психологическая трагидрама. Ну если уж совсем притянуть, то юмор есть, но он как-то скорее не к месту. Или всё остальное не к месту. Ещё какой-то очень странный музыкальный ряд, логику выбора которого я тоже не всегда понял и все эти монтажные вставки, которые смотрятся слишком устаревшими. При этом сама история не сказать, что плохая, но довольно простая и прямолинейная. То есть вау эффекта в финале не получилось. По актёрам. Состав интересный. Хотя от Кузнецова я особо ничего и не ожидал, да собственно и не получил. Хаев смотрится поинтереснее, но в своём привычном амплуа. Шевченко выглядит хорошо, но у неё роль практически без слов. Крегдже переигрывает. Горевой понравился. Хотя тоже ничего особенного, но он наверное самым естественным вышел. Так что по актёрам всё средненьки, но этому виной и режиссерские рамки, в которые их загнали. Видимо все эти унылые паузы, что бы нагнать хронометраж для полного метра. А так бы получилась короткометражка, которая определённо смотрелась бы интереснее. Ощущение от просмотра сложилось унылое и тягостное. Наверное нацеливались на абсурд, а получилось что-то не вразумительное.
Режиссёр и сценарист фильма Кирилл Соколов. Это его первая полнометражная работа. Смотрел его короткометражку Огонь и она мне понравилась больше. Видимо Кирилл ещё не совсем освоил полный метр. Но за эксперименты конечно плюсик. Я бы посмотрел что-то из его творчества. В 2020 должен был выйти его фильм Оторви и выбрось. Но что-то видимо не срослось.
Так что, моё мнение, это кино можно пропустить. Но на будущее шанс Соколову я бы дал.
Навести камеру на жарящиеся котлеты, их грозное шипение аккомпанируя брызгами кетчупа, где роль котлет играют люди сомнительной наружности и рода деятельности, а кетчуп - понятно что, и предложить посмеяться над результатом - приём на Западе давно известный. К нему успешно прибегали, например, Коэны и Рэйми, каждый в разных пропорциях абсурдности, с каждым последующим фильмом превращая кровь в подобие замысловатых снежных узоров на окне. Однако, братья с их хорошим знакомым не могли до конца избавиться от размышлений над красной лужицей, самое очевидное из которых - ради чего оно проливалось и что это дало. Дерзновения, не в пример уму и таланту, не хватало окончательно отойти от моральной подоплеки, на что им на выручку пришёл другой кинохулиган без соответствующего образования, шутя перевернувшего все прежние представления о том, как можно.
А можно, выяснялось, много: перепутав хронологию событий, воскресить самого неприятного персонажа, тем самым окончательно дав пинка фигуре Смерти: кино - фикция, сказали нам, жизни там отведено ровно на получившийся хронометраж, смотрите шире. Данное откровение завладело многими до конца того бурного десятилетия: с ним спорили (безуспешно), пытались списать (успех - переменный). Россия тоже местами подавала голос на этом занятном консилиуме, однако свои попытки посмеяться выходили натужными, слишком долго для этого все сидели под красным куполом, слишком сложно смеяться над кровью, когда есть далекий от любой фиктивности риск попасть в больницу, просто выйдя на улицу. А когда всё растворилось, стало понятно - догонять поздно, всё кино ушло в непонятные сумерки, в тенях которого странные люди пытались подражать тому хулигану, давно что-то пытающегося про себя переосмыслить.
Попытки Кирилла Соколова спустя столько лет работать с мертвой материей языком абсурда кажется, на первый взгляд, ровно тем же абсурдом: что тут можно сказать, если люди их придумавшие вдоволь потоптались на отведенном поле? И всё же - с тем же нахальством и энергией, будто до этого ничего не было, свершилась когда-то революция. До чего, понятно, Соколову далеко, да и пытался ли - понятно, что тоже нет. Как всяким молодым, режиссеру приятнее демонстрации своих технических навыков: поиграться с цветами, вязать петли из перемещений камеры, переосмысливать интерьеры в стиле Джона Ву. В начале этот выпендреж смущает, затем режиссер чаще бьёт им в цель.
Криминальный полигон, на котором работает Соколов, соседствует где-то рядом с социальными притчами. Безымянный юноша в кофте со значком Бэтмана, предпочитающий словам действие, по наводке своей девушки выясняет отношения с её же отцом. А взглянуть глубже - пробует того убить. По правилам Чехова, чьё ружьё теперь стреляет по несколько раз в каждом акте, всё оказывается сложнее, чем думалось. Отец - гнусный оборотень в погонах - дал потомство с тем же оскалом, по звонку в квартиру заявляются новые лица, в их душевных карманах - мотивы, почему происходит этот странный Гран-Гиньоль.
Отец тут - символическая фигура: такое лицо легко представить на шее любого дорвавшегося хоть до какой-нибудь власти - и властью этой злоупотребляющей. Трудно того окрасить однозначным чёрным цветом, ведь всё рядом с ним разных оттенков темного. Молча терпеть произвол, однако, тоже не хочется, чем можно объяснить странную немоту главного героя. Не от мира сего паренек, пересмотревший боевиков, полон сил перевернуть сложившийся расклад, держит удар не хуже Невесты из 'Kill Bill', однако способен ли он приправить действия нужными словами - сомнительно, в чём он уравнивается с самим режиссером. Он здесь не по своей воле, в месте, где всё готово по щелчку затвора кардинально поменять свою суть, и единственная на всё идея - пытаться биться за жизнь в её любом проявлении, в свете сложившихся событий кажется действительно стоящей. Не всё же время выносить безысходность в отдельную эстетическую категорию, прикрываясь работами Томаса Гоббса.
Матвей позвонил в дверь Андрея Геннадьевича, прячя молоток у себя за спиной. Он пришел лишь с одной целью — убить отца своей девушки. Только вот работает папа в полиции и сдаваться просто так не собирается. Кровавое противостояние начинает переходить все границы, а количество открытых тайн позволяет участникам битвы пересмотреть взгляды на близких людей...
Хоть в дебюте режиссера Кирилла Соколова и читается множество подсматриваний у западных режиссеров — при наличии оригинального сценария приемы эти выглядят вполне самостоятельными наработками. Сюжет вышел на удивление занимательным и способным фокусировать у зрителя неподдельный интерес. Насилие в кадре задорное: изобретательное, максимально кровавое и безжалостное. Клеймить криминальную комедию с литрами бутафорской крови за излишнюю неправдоподобность по меньшей мере глупо, так как реалистичность сдвинула бы фильм от юмора к триллеру или ужасам. Для России подобное кино особо не типично, но зато оно уже в себя успело впитать весь местный колорит от персонажей до декораций — никакого привыкания не понадобится.
За что хочется ругать фильм, так это за слабеньких актеров и за стыдливо запиканный немногочисленный мат. По логике выходит так, что сверлить дрелью оппоненту ногу — это нормально, а пара крепких выражений уже может заставить хвататься зрителя за сердце. Из актеров справился только Александр Кузнецов, от которого не исходило ни капли фальши. Виталий Хаев в образе выглядит интересно и довольно грозно, но с большинством реплик справляется с переменным успехом. Остальной каст, к сожалению, несёт лишь разочарование.
«Папа, сдохни» — это интересная проба пера в духе авантюр Тарантино и Ричи, но при всей смелости и силе напора фильм выглядит как попытка, а не законченное произведение с собственной философией. Однако, при наличии недочётов для российской киноиндустрии это большой шаг вперёд, способный вывести на арену новый жанр, потерциально способный привлекать зрителя и приносить кассу.
Однажды уже не маленькая девочка решила заказать злого папу своему скромному парню. Папа, в принципе, такой участи даже заслужил: злой и продажный полицейский, что, кажется, не ценит ни дочь, ни жену, легко готовый обмануть лучшего друга и попытать человека дрелью. Жена у него особа кроткая, слова поперёк не скажет, а лишь тихо и мирно примет удар колбасой по голове и пойдёт делать кофе. Конечно, парень ради горячо любимой подруги, особенно с учётом её приукрашенной истории, решится отомстить за девушку, взяв в руки молоток. Благо, уже дорос до него. Главное, не забыть досчитать до трёх, чтоб беды не было. Как никак, дело важное. И вот только папа откроет дверь и впустит в квартиру, так и начнётся жестокая битва на смерть с реками крови и шумом, что мешает соседям спать.
Лента Кирилла Соколова и начинается как раз с открытой двери, первого знакомства и изобретательно драйвовой кровавой бани. Тут в дело идёт не только молоток, но даже и старый неубиваемый телевизор. Всегда их стоило опасаться. В общем, летит и бьётся всё, что под руку попадётся, ей-богу. Наблюдать за подобным действом далеко не безынтересно, даже несмотря на, кажется, совершенно неубиваемых, словно какой-нибудь советский 'рубин', героев, которых только выстрел из дробовика в голову, наверно, сможет хоть ненадолго утихомирить. Однако первая экшен-сцена заканчивается быстро и в дальнейшем ничего подобного к ней, к сожалению, не подберется, пожалуй, до самого конца. Делает ли это ленту менее зрелищной или изобретательной? Да нет, всё остальное смотрится занятно в плане стиля, пускай и часто желание быть круче отдаёт каким-то излишним пижонством.
Повествование, по сути, разбито на отдельные главы, посвящённые как и герою приятнейшего в каждой своей роли Александра Кузнецова, так и истинной причине конфликта, возникшей из-за не сильно законной деятельности героев Хаева и Горевого, есть, конечно, и предыстория заказчика-дочурки. Всё просто и понятно: практически каждый в истории да выстрелит в кого-нибудь в тесной комнатушке и по понятным причинам. Но проникаться этим как-то не выходит: драматические отступления подаются излишне серьёзно, а социальные комментарии выглядят достаточно инородно. От полного драйвового треша ленту шатает в разные стороны, поскольку она временами пытается раскрыть конфликт отцов и детей, но так и не доводит ничего до нужного конца. Возможно, персонажам, которых не убить ни ударом, ни выстрелом и не нужно сопереживать - как никак их цель быть лишь мешками с кровью, что разливалась бы по квартире да под изобретательные удары, но вот как-то ощущается всё нескладно, когда неубиваемым персонажам очень уж не хватает жизни. Ладно, Кузнецов, человек до трёх хотя бы досчитал, но другие-то?
Разумеется, в целом 'Папа, сдохни' - лента очень интересная в плане российского кино. Сразу и не припомнить что-то настолько безумное и сумасбродное, где главным было сделать как можно круче, драйвовее и злее. Дикий монтаж, движения камеры, постановка сцен - такое большое и видное заимствование отовсюду в почти всегда верных пропорциях. Откуда ноги растут видно, тем же дядюшкой Квентином мало кто не вдохновлялся. И здесь зрелищные реки крови, и выстрелы. Да одна сцена отдаёт прямиком 'Джанго освобождённым', но заместо Шульца здесь не такой уж равноценный российский грязный полицейский. Однако в целом проблема понятна: Соколов явно не Тарантино и за реками крови ясно почему. В первую очередь, у мастера зрелищной стрельбы есть герои, за которыми интересно следить, а не просто звучащий свист пуль из стволов разного калибра. Нет, конечно, в 'Папа, сдохни' есть в истории и неплохие забавные диалоги и приятные детали, как, к примеру, комментарий про тупость ребёнка или необходимая для жанра игра на абсурдности восприятия и поведении персонажей, но в свой самый пик, заставляющий улыбаться, это уходит где-то под конец, оставляя середину ленты грузно и серо висеть. Какой бы изобретательной не была картина, сколько бы яркая бойня на экране не творилась, всё всегда, в принципе, сводится к одному: было ли наблюдаемое действо интересно конкретному зрителю. Где-то да, где-то нет, а по итогу и ничего. Как была, так и прошла. Но похвалы достойно, конечно, уж лучше остаться в смешанных чувствах от по-настоящему интересного и находчивого фильма, чем, к примеру, получить удар молотком по голове. Мы ж не Кузнецов, ему-то не страшно, а нам опасно.