Попытка пересказать сюжет хотя бы схематично, как это пытаются сделать некоторые зрители, заведомо обречена на провал. Потому что сюжета нет. Впрочем, это выясняется не сразу. По началу все, вроде, выглядит вполне внятно: две девицы, весьма неприятные на вид и явно с социопатическими сдвигами, в попытках выйти сухими из очередной неприятной, мягко говоря, истории, пытаются воспользоваться ресурсами еще одной подруги, живущей в полном одиночестве в огромном заброшенном особняке.
Да! — они обе тесно связаны со специфическими запрещенными веществами. От сильнодействующих наркотиков, до крышесносных психотропных препаратов, которые принимают буквально с первых же кадров. Это надо запомнить. Это самое важное в данном, с позволения сказать, повествовании. Ибо едва девицы переступают порог странного дома и вступают во взаимодействие с третьей подружкой, психическое здоровье которой и без наркоты уже давно требует коррекции, начинается фантасмагория, которую диагностировать может только дипломированный специалист известной области медицины.
Что вытворяет эта жуткая троица, где одна сумасшедшая по анамнезу, а две других обдолбаны до полной потери личности, и составляет суть данного кинА. При этом постоянно есть подозрение, что и авторы фильма курят что-то очень забористое, поскольку уследить за полетом их фантазии в трезвом уме нереально. Об этом же говорит и «картинка», бегающая по стенам и потолкам, напоминающая тошнотворную «качку» вырубившегося алкоголика в последние мгновения перед сном. Но на покой не надейтесь — бред бодрствующих сумасшедших сменяется их кошмарными сновидениями и наступает момент, когда ты, зритель, уже не понимаешь, где тут что и как все это охватить разумом, не отягощенном стимуляторами и привыкшим к более-менее адекватным киноделам.
По жанру фильм официально обозвали триллером, а потом, видимо для создания некоего психологического люфта для зрителя, которому наверняка этот «свободный ход» понадобиться при осмыслении данного творения, добавили слово «ужасы». Оно, понятно, гораздо более расплывчатое, в него можно уместить и вот такие авторские… измышлизмы. Да и зрительскому мозгу как-то спокойнее — ужастик, что с него возьмешь.
Уже потом, в тщетной попытке осмыслить увиденное, я порылась в истории (так и хочется написать анамнезе) этого фильма. Оказалось, что он наделал «много шума» на каких-то кинофорумах и нашел-таки своих зрителей, уже осыпавших его комплиментами типа «стильное, новаторское кино», «психоделический триллер», «арт-хорор» (что это означает понять трудно, видимо, хоррор с еще более личным авторским посылом)… Однако за всеми этими высокопарными эпитетами явственно чувствуется растерянность. Обычно так говорят, когда не знают, как реагировать правильно: а вдруг — окажется, что шедевр?!
О режиссере Митци Пейроне (она же и автор сценария данного творения) известно не много — это ее первый фильм, а в прошлом была модельная карьера. Здорово! Только вчера пересматривала фильм «Сен Лоран. Стиль — это я» — там запрещенными препаратами и веществами атмосфера так насыщена, что, кажется, угар ползет через экран. Впрочем, это случайные ассоциации. Но как-то уж очень созвучные с впечатлениями от «Химеры».
Сказать, что просмотр разочаровал — ничего не сказать. На афише таких фильмов надо писать не только возрастные стикеры, но и предупреждать, что в основе повествования лежат «игры выжженного разума». Но почему-то кажется, что данный «шедевр» обязательно будет обласкан какими-нибудь кинопремиями — в последнее время всякие чудачества становятся предметом снисходительного внимания всяких «киноакадемиков». Впрочем, кое-кто утверждает, что и апокалипсис уже начался.
Рекомендовать фильм никому не буду — не хочу брать грех на душу.
То ли кинематограф переживает кризис, то ли мой вкус достиг планки, граничащей с извращением, но за последний год очень мало фильмов смогло дать мне то, что я ищу. Так что я больше пересматриваю любимые фильмы, чем смотрю новые. Поэтому я не берусь судить о глобальном кризисе современного кинематографа. Но о своём вкусе, о том, что я ищу в кино, несколько слов скажу.
Транс. Хотя бы десять, хотя бы пять секунд транса – вот, чего требует мой вкус. Логика, сюжет, смысл – вторичны. Ни логикой, ни сюжетом, ни смыслом кино уже давно не способно меня удивить. Мне нужно другое. Нестандартные визуальные решения, не поддающиеся интерпретации сцены, безумная классическая музыка – это то, что в сумме даёт магию кино, чего я хочу как киноман, чего я до смерти хочу, как наркоман, каждая клетка организма которого трепещет в ожидании дозы. Это не просто сравнение: воздействие наркотика и воздействие искусства имеют схожую химическую природу.
Таким образом, мне нужен транс, мне нужна магия, мне нужна психоделика. Оригинальные, даже странные сцены. Сцены непостижимые. Моменты, когда я полностью растворяюсь в картине. Когда душа бессознательна. Когда я ничего не могу понять и словно нахожусь под воздействием лёгкого психоделика. Наверно, поэтому мои любимые режиссёры Кубрик, фон Триер и Тарковский. Их фильмы не вызывают у меня полного принятия. Но искусство и не должно быть приятным. Прорыв к чему-то по-настоящему новому не может быть безболезненным.
По своим требованиям я близок кинокритику, а критики народ зажравшийся. Им подавай что-нибудь новенькое, свеженькое. Недаром киносайт «Гнилые помидоры» располагает фильмы по «рейтингу свежести», определяющемуся как удельный вес положительных рецензий профессиональных критиков. Примерно так я и вышел на «Химеру» итальянского режиссёра-женщины. Этот фильм смог меня немножко удивить и на несколько секунд погрузил в психоделический транс.
Итак, транс, магия кино, химия наркотика. Итак, «Химера». Две молодые девушки с мелкокриминальными наклонностями решают провернуть крупную аферу. Они наведываются к подруге детства, сумасшедшей, живущей в большом особняке. Чтобы получить доступ к сейфу, нужно сыграть с ней в ролевые игры… Нет смысла передавать сюжет, потому что слова меркнут. Потому что всякий сюжет вторичен. Три молодые девушки, то ли прекрасные Грации, то ли уродливые Грайи, у которых один глаз на троих, устраивают настоящий сумасшедший дом с лабиринтами и хитросплетениями смыслов, могущими возникнуть только в голове сумасшедшего или человека под ЛСД, видящего галлюцинации. Это хитросплетение трёх сумасшедших образует общую галлюцинацию, напоминающую калейдоскоп. Оригинальное название фильма – «Braid», то есть коса. Три пряди волос, одна коса. Три девушки, один психоз. Триединая химера. Калейдоскоп нестандартных визуальных решений, режущая глаз красота в сумме с режущим глаз уродством, бессознательная фантазия, безумие, которому постепенно начинаешь верить. Фильм-загадка, фильм-сфинкс, фильм-химера.
Кровавая баня под одну из любимейших оперных арий «Плач Дидоны» Пёрселла и кульминация непостижимого – сцена под арию-каватину Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини – с теплом в сердце напомнили мне «Заводной апельсин» Кубрика (кстати, в 'Апельсине' тоже Пёрселл и Россини, только другие композиции. Совпадение? Или дань уважения?). Эти две сцены, особенно вторая, и подарили мне несколько секунд желаемого транса, даже трэша. Однажды вечером два года назад в течение часа я выпил столовую ложку боярышника (успокоительное), чашку крепкого кофе (стимулирующее) и бокал пива (?), а затем слушал каватину Фигаро – эффект был ядерный. Примерно такой же эффект оказали на меня моменты транса в «Химере». После «Ограбления по Фрейду» это мои лучшие кинематографические впечатления за полгода. Перехваленный «Чернобыль» окончательно померк. Таков мой вкус. Таков мой транс.
Трейлер я посмотрел после фильма. К величайшей радости, услышал Вивальди, которого в фильме не было.
Существует такая прослойка фильмов, которые можно охарактеризовать как 'кино не для всех'. И обычно отношение к таким лентам диаметрально противоположное - одна часть зрителей восхваляет картину, заявляя о ее шедевральности, другая же нещадно поливает помоями, плюясь и причитая о потраченном времени, среднего, как говорится, не дано. 'Химера' - проект как раз такого рода, и выступать я здесь буду от лица негативно настроенных зрителей.
Если попытаться описать 'Химеру' несколькими словами, то это наркотический трип - как в визуальном плане, так и в сюжетном, да и сами героини ленты не прочь побаловаться запрещенными веществами. Несмотря на то, что повествование, в общем-то, идет более-менее ровно, никуда не сворачивая, смотреть картину довольно сложно из-за вышеотмеченных наркотических трипов, которые накрывают всех - героев, оператора, режиссера и по совместительству сценариста. Безусловно, с одной стороны картинка выглядит довольно стильно и может вызывать эстетическое удовольствие, но постоянное мелькание кадров в некоторых сценах, кислотная цветовая гамма, перевернутая камера - все это проверяет на прочность ваш вестибулярный аппарат, поэтому на всякий случай приготовьте себе ведерко перед просмотром.
История сама по себе достаточно интересная, а развязка и вовсе может, что называется, взорвать мозг неискушенного зрителя, при этом объясняя многие моменты и нестыковки, увиденные ранее. Однако подача этой истории во многом слишком... абстрактная, и это относится ко всей ленте целиком. Абстрактность встает во главу угла до такой степени, что в конце концов задаешься вопросом, происходили ли те или иные эпизоды, показанные в фильме, на самом деле, или это было лишь еще одним наркотическом трипом?
'Химера' - это один из тех фильмов, которые действительно заставляют мозги работать, и для полного понимания всего происходящего, всех аспектов истории, ленту лучше посмотреть как минимум два раза. Хорошо ли это? Вероятно. Однако проблема в том, что картина слишком старается быть 'не такой как все'. Ту же самую историю можно было подать куда менее психоделично, и на мой взгляд, от этого фильм бы даже выиграл. В сухом остатке 'Химера' - это всего лишь триллер. Да, со специфической постановкой, но все же ничего гениального он не предлагает, да и сама развязка, откровенно говоря, хоть и хороша, но все-таки для ценителей жанра не будет большим откровением и тем самым 'взрывом мозга', на какой, вероятно, рассчитывали создатели. 'Химера', на мой взгляд, излишне претенциозна, и от этого страдает весь фильм целиком.
Что это было ? Гениальный фильм или провальное кино?
Сразу оговорю особенности этого фильма. Первое — это первый фильм который был снят на биткоины, а как известно за ними могут скрываться грязные деньги (за самые грязные дела), отмыв их таким образом и превратив в чистый доход в долларах можно в теории и не заморачиваться сильно на счёт самого фильма. И второе — это был авторский дебют как режиссера, никому не известной девушки, которая ранее снялась в нескольких мало известных фильмах. Что в итоге получилось? А получилось нечто. Нечто странное, и выносящее мозг.
В глаза сразу бросается скрытая пропаганда наркотических средств, коих в фильме тьма, и под которыми персонажи то и дело ходят, потребляя их. Да и сам фильм снят, как будто его под чем-то снимали. В фильме также показано самое дно общества, самые низменные желания и моральное падение, заложенное в образе этих же двух девушек. В духе секс, наркотики, и девушки уровня поведения дна американского общества.
В центре истории стоит Питулла — подруга детства, к которой эта парочка сумасшедших дам едет, для того чтобы раздобыть легких денег, и в итоге попадает в психоделическую западню, выноса мозга сотового уровня, причем больше наверное для зрителя, чем для них самих. Хотя девушкам там досталось тоже очень и очень сильно, даже слишком. Весь фильм их ждут безумные испытания, которые просто выносят мозг зрителю. И когда фильм резко кончается, первая реакция — А ЧТО ЭТО ВООБЩЕ СЕЙЧАС БЫЛО? Это был шедевр, или какая-то дичь (дикая непонятная история без какой-либо логики).
Кстати замечу, актеры в этом фильме играли просто прекрасно, актеры которых никто не знал, прекрасно справились со своими ролями, и прекрасно играли отмороженных подруг на всю голову, постоянно меняя лица и эмоции, в зависимости от ситуации. Также к плюсам отнесу, что фильм постоянно держит в напряжении, без клише, и не понятно совершенно что будет происходить дальше. Таких фильмов маловато в наше время.
Фильм постоянно бросает мысли о происходящем на экране — в духе что вот-вот вроде всё стало понятно, и бац — что-то происходит, и опять всё кувырком и ничего не понятно. Зритель весь фильм силиться понять, что это там твориться — и в самом конце происходит просто выстрел в голову странной непонятной финальной сценой.
Я много искал в интернете смысл того что происходило на экране, но так и не нашёл. Моя теория состоит в том, что автор показал Шизофрению с точки зрения Шизофреника. То есть Шизофреник, а это в данном случае Питулла, до конца верит в существование своих безумных идей, и того что с ней происходит. То есть автор, намеренно погружает нас в сознание шизофреника, заставляет поверить в то — чего на самом деле нет. К сожалению не могу развить данную тему, так как она сразу попадает в категорию спойлеров.
Если фильм реально сделан с целью погрузить зрителя в мир шизофреника, и фактически делает из него его. То я считаю фильм гениален. Если же это просто бессмысленный набор скримеров, то он ужасен. Так что тут или 10 за гениальность, или 5 за полную бессмысленность происходящего на экране. Окончательно средняя оценка 8 — но в целом — не смотря на всю неоднозначность фильма, он мне понравился. Это однозначно не типичный психологический триллер, с хорошей игрой никому не известных актеров, и хорошей авторской режиссерской работой, никому не известного режиссера.
Начнём с того, что фильму больше подошло бы название «Хитросплетение», ибо здешний сюжет необходимо прокрутить в голове после просмотра несколько раз, чтобы вникнуть в него полностью. А сделать это йо как нелегко, поскольку очень немногое на экране можно воспринимать за истину.
Химера 2018 – мощный психологический и драмматический триллер, выбивающий ваши мозги из колеи своим диковинным сценарием. Фильм Митце Пейроне это либо полностью лирическое творение отображающее видение одного человека в определённой сфере или глубоко философское блюдо, грубое для усвоения и от этого такое запоминающееся. Впрочем эти определения друг другу не мешают.
В центре внимания две подруги детства Тильда и Петула. Они поехали искать хорошей жизни в городе, но испытали разочарование от серых трудовых будней. Не желая подстраивать себя под большинство, стали преступницами, но и тут они не сыскали сладкой жизни. Неожиданная полицейская облава заставляет их вернуться в родной город и поселиться в доме Дафны, с которой преступный дуэт водил дружбу в детстве. У Дафны осталось хорошее наследство после смерти родных и спрятано оно в доме, а Тильда с Петулой должны круглую сумму криминальному кадру покрупнее, чем они, поэтому они тут не только за ночлегом. Но вот незадача – у Дафны сильное психологическое расстройство и нормально общаться с ней девушки могут только с помощью игры Дочки Матери. И играть нужно не только до конца, но и правдоподобно, иначе их жизни окажутся под угрозой очень стремительно.
Говорить о фильме сложно, поскольку в сюжете много подвохов, а называть и объяснять все твисты значит испортить эффект от просмотра и осознания всего смысла. Сценарий постоянно говорит намёками ни сообщая практически ничего напрямую. Сперва всё кажется прямолинейным, аки доска, но чем дальше хронометраж, тем чаще история ломает установленные ею же границы, явно намекая, что то, что мы видим это лишь видимость правды. В каком-то смысле тут даже ломается четвёртая стена.
Слово УРОБОРОС выведено в заголовке не просто так. Его значения разные: контроллёр процесса жизни и смерти, олицетворение бесконечности… В контексте сценария, понятия находят отражение в определённой степени, относясь сразу ко всем трём девушкам. Тильда с Петулой уже не раз возвращались в дом Дафны, чтобы спрятаться от полиции, но вопрос - как много раз они это делали, намного глубже по значению, чем видится вам сейчас. Это не нагнетание, а факт: конец здесь всегда приводит наших героинь к началу, и так без конца…
В процессе просмотра поднимаются темы секса, наркотиков, о жизни и смерти, важности наличия чётких жизненных целей, опасности больного ума и его влияния на окружающих. Пищи для размышлений очень много.
Немаловажной составляющей является психоделия - отдельная тема и тянется незримой нитью через весь сюжет. Как больной разум, играющий злые шутки с героинями, так и этот жанр периодически будет давать вам «просветления» на экране, подбрасывая новые интриги. К примеру: уже виденная сцена, но в других декорациях или совершённые деяния не оставившие за собой следов, лишь туманный намёк на произошедшее в виде связки ключей или отпечатка губной помады на зеркале. Как не удивительно, но одним из ближайших аналогов является День сурка. Нам показывают один эпизод, происходящий в очень длительном периоде, (или же нет???), разбитом на части.
Концовка и вовсе выносит соображалку. После увиденного возникает ощущение, будто нам показали сразу два заготовленных финала, которые склеили в один ряд. Но скажу вам следующее – воспринимайте первый финал метафорически. Учитывая, что фильм вполне конкретно намекал, мол нельзя верить всему что показано на экране, это имеет смысл. Троица главных героинь давно живёт в своём мире, отдельно от прочего.
Само названная «Мама», воспринимает Тильду как «дочь», а Петулу второй половинкой, не только в силу психологических но и физиологических особенностей. И вся эта игра является олицетворением их жизни, и никто не покинет её как бы сильно того не желал…
В не абстрактном итоге: в рецензии слишком много абстракции. Подводить итог, в данном случае, неблагодарное дело, поскольку посмотрев Химеру, каждый заострится на своём. Велика вероятность, что сам фильм вам не понравится, как и автору текста, чего не скажешь о заложенных в него смыслах. Единственное, что однозначно можно сказать, к финалу надо относится не буквально и рассматривать его значение между строками. Тогда решение может, объяснить смысл произошедшего. Главное не спешите с выводами, кино не для широкой публики, оно требует разгадок.
Психодел и психопатия. Эти два слова как нельзя лучше характеризуют трех главных героинь фильма «Химера», да и все происходящее в кадре тоже. Две девушки – Петула и Тильда (как режиссерша додумалась до таких имен, может употребляла то, что продавали персонажи?!), скрываясь от проблем, приезжают к своей подруге детства – Дафне Петерс – умалишенной девушке, одиноко живущей в гигантском особняке.
Вот только Петула и Тильда приехали не с гостевым визитом, а из корыстных целей к своей давней знакомой, вот только то, что будет происходить дальше – это нечто, выходящее за рамки здравого смысла, ведь в стенах большого дома начинается игра в дочки-матери-и-доктора, где участвуют все три главных героини.
Не доводилось иметь дело с людьми, подобными Дафне и надеюсь, что этого никогда не случится. Но возможно режиссера Митци Пейроне попыталась представить зрителю то, что будоражит мозг и воображение душевнобольного человека, попыталась показать внутренний мир такого «пациента», вырывающийся наружу и доставляющий немало не только хлопот, но и боли и страданий окружающим. Но получилось все несколько иначе. Изображать нездорового психически человека нужно уметь и в ряде фильмов актерам и актрисам это удается великолепно, но в случае с «Химерой» я не могу сказать, что все, что было увидено на экране – это демонстрация душевного недуга.
Это скорее походило на буйные поступки людей, находящихся под действием психотропных препаратов. Сумасшедшее поведение, неадекватное поведение, резкие и отрывистые движения частями тел, безумные глаза, уничтожающие стеклянным взглядом, истеричный смех (тут даже Харли Квинн нервно курит в сторонке) – все это представляется именно поведением, извините, обдолбанных по самые уши.
Сюжет старается выглядеть запутанным, отчего зрителю приходится ломать голову о причинно-следственных связях поведения или поступков героинь. Финал стремится не ответить на вопросы, возникающие в ходе просмотра, а добавить новых. Бывает, что в некоторых фильмах туманная концовка придает киноленте шик и дает повод восхититься тонким умом режиссера, но в случае с «Химерой» не скажу, что это выглядит так. Главный вопрос – почему они всегда возвращаются (кто – узнаете в ходе просмотра), появляющийся ближе к финалу, остается без ответа как и многие другие. Почему психически нездоровый человек живет отдельно, почему на этапах взросления психически нездорового человека, окружающие его люди не замечали странного поведения (а оно явно было, ведь одну из героинь может вывести из себя все что угодно). Наконец, каким образом игра из детства с установленными в ней правилами остается актуальной и по сей день для всех трех девушек – потому что все три не от мира сего? Почему во внешнем мире Петула и Тильда являются мелкими преступницами, если их подельник, с которыми они разговаривают по телефону – вовсе не тот, кто он есть на самом деле (опять же, узнаете при просмотре)? Говорит ли это о том, что внешний мир – иллюзорен?
Помните, в «Роковом числе 23», когда рассказывалось о книге Топси Кретса, там говорилось, что книга о помешательстве, так вот, «Химера» - это фильм о сумасшествии и он в полной мере соответствует такой характеристике – странный, неясный, тяжело перевариваемый обычным зрителем и чересчур приторный (за счет слишком ядовитых цветов, маньячных выходок героинь и наркоманского подхода оператора к съемке).
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Сюжет - 9; Идея - 10; Сценарий - 9; Атмосферность - 10; Актёрская игра - 10 (всё трио отработало на отлично!); Раскрытие персонажа - 10; Оператор - 10 (отдельное благодарность); Декорации и костюмы - 9 (с минусом); Спецэффекты - 9 (с минусом); Цветокоррекция - 10; Музыкальное сопровождение - 8.
Фильм на твёрдую 10ку и для меня - это безоговорочно фильм месяца. Субъективность восприятия дала толчок от названия Химера по воле Российских локализаторов и навеяло в памяти отсылки к Химере Винченцо Натали (ремарка - Гесиод приписывал Химере трёхголовое свойство) и образному восприятию триединства сущности. Весь видео ряд пропитан итальянской классикой, барочной декадентской эстетикой (думаю есть там и отражения Эндрю Блейка), путаницей Кэрелла, есть место и для демонов Рёфна. Все детали пазла в нужный момент создают сферическую мозаику из битого витражного стекла. Ещё раз добавлю, что сюжет выше всяких похвал, это петля и проекция одновременно, и скажу больше, по моему личному мнению, этот фильм очень латентно снят про конкретную группу женщин и их жизнь... Метафорический узел не будет разрублен финалом и каждый прочувствует что-то личное. И это задача выполнена на отлично!
Отдельно был приятно восхищён, что данная дебютная (!) работа принадлежит руке прекрасной итальянской леди, которая глубоко изучала греческую оперу и поэзию и это объясняет много giallo...
По словам режиссёра, - 'Это первым крипто-финансируемым проектом в истории кинопроизводства'.
Сценарий фильма, написанный Пейроне, когда ей было всего 23 года, был включен в Топ 50 лучших сценариев ISA (Международная Ассоциация Сценаристов) 2016 года.
Две девушки, Петула и Тильда оказались в беде, они должны большую сумму денег наркобарону и, чтобы собрать эту сумму, у них есть 48 часов. Они решают обокрасть подругу детства Дафни, которая получила большое наследство и живет одна в огромном особняке. Дафна психически нездорова и девушкам придется играть с ней в смертельно опасные игры.
Правила дома: Играть должны все. Посторонним вход воспрещен. Выйти нельзя.
Я бы назвала этот фильм арт-хоррором. Это то самое “новое странное/new weird”. Странный, психоделичный, очень авторский фильм. Здесь и нешаблонная операторская работа - плавное вращение камеры вокруг героинь, кадры “вверх тормашками” а-ля “Алиса в стране чудес”. Внезапные переходы в монохром сменяются кислотной гаммой цветов. И все это ради, во имя атмосферы сумасшествия и наркотического бреда, в котором прибывают героини. Кстати, персонажи не особенно приятные особы, но за их приключениями смотреть интересно.
Более точный перевод фильма - “хитросплетение”. И сюжет здесь действительно хитрый, запутанный. Сюжет-головоломка. Ты только привыкаешь к одному слою реальности фильма, как тебя кидают во второй, а потом и в третий. В конце все встает на свои места… или не совсем.
А еще фильм эстетичный. Если вам по душе эстетика крови, боли и насилия. Ну, любите “Ганнибала”, любите? Вот здесь что-то похожее. Убийства под классическую музыку и волнующее оперное пение. И, разумеется, фильм радует своим неповторимым аккомпанементом - надрывным, нервным. Красота багряного, красного и алого. Эстетика девичьего мира, с его фарфоровой хрупкостью и змеиной опасностью.
А еще, еще в одной сцене фильм ломает четвертую стену и словно вопрошает: “Вы хотите кровавое зрелище? Так получите! Во имя постмодернизма!”
Есть ли в этот фильме что-то большее, чем просто видеоряд ужасов и жести? Пожалуй, все же да. Но если я скажу что, это будет спойлер. Посмотрите - подумайте.
Итог. “Химера” - это хороший представитель жанра, он чудаковатый, психоделичный и красивый. Всем любителям нестандартного кино с авторским видением и запутанным сюжетом рекомендую.
«Химера» - необычный, странный, но в то же время яркий драматический триллер для всех любителей чистой психоделики. Это кино не для всех и не для каждого, но при этом оно взывает интерес и сводит постепенно с ума. Конечно, к фильму есть немало вопросов и претензий, на которые будет довольно сложно ответить, ибо все происходящее на экране, это не что иное, как безумный полет фантазии автора.
По сюжету две закадычные подруги, спасаясь от полиции за свои преступления, решают ограбить богатую девушку-затворницу, с которой они в детстве хорошо дружили. И все бы ничего, но затворница страдает особой формой психического расстройства, в результате которого она живет и воспринимает окружающий мир в рамках детских игр: «в больничку», «дочки—матери» и так далее. Решив подыграть, две подруги преображаются в определенных персонажей и приходят в дом, где их ждет по-настоящему захватывающая игра, в которой простая забава может серьезно отразиться как на здоровье, так и стать причиной смерти.
Для сценариста и режиссера Митци Пейроне это настоящий дебют и в то же время серьезная заявка на вступление в лигу большого кино. Многим зрителям столь необычный подход в реализации истории напомнит прошлогодний фильм «Мэнди» с Николасом Кейджем, но в данном случае всё действие происходит довольно быстро, ритмично и даже хаотично. На протяжении фильма камера постоянно дергается, вращается, крутится и лишь в некоторых моментах она останавливается, чтобы передохнуть, и снова бросается в пляс. Во время просмотра складывается ощущение, что автор находится в поиске самого себя, так как по визуальной подаче заметны стиль и авторский подход совершенно от разных режиссеров. Еще минуту назад зритель наблюдает под копирку стиль Терренса Малика, как вдруг через мгновение оператор всецело погружается в мир Уэса Андерсона. С одной стороны подобные переходы радуют глаз, так как идет постоянное разнообразие в рамках определённого визуала, но при этом в фильме наблюдается жесткий и в какой-то степени даже рваный монтаж, вызывающий у рядового зрителя отторжение и тотальное непонимание всего происходящего.
Стоит отметить, большая часть повествования будет многим непонятна, ведь полностью сюжет раскроется лишь только в самых финальных сценах. И все же, несмотря на запутанную историю, к финалу зрителя ждет неожиданный и довольно жесткий поворот, а уже в самом конце стоит приготовиться к еще одной неожиданности. На протяжении фильма автор постоянно заигрывает со зрителем, интригует его и шокирует, но при этом старается сделать всё красиво, эффектно и запоминающе.
И все бы ничего, но, к сожалению, при просмотре зритель не испытывает никакого влечения к главным героиням. Несмотря на внешнюю красоту актрис, герои фильма полны ненависти, жестокости и высокомерия. Каждая девушка норовит причинить боль, унизить и сделать что-то плохое себе и окружающим. Уже к середине будет сложно понять, где заканчивается игра и начинается реальность.
Конечно, прекрасные актрисы сделали все возможное, чтобы передать весь внутренний посыл своих персонажей, но, к сожалению, сама история не позволяет проникнуться в самую глубь бесконечного безумия. Что хотел сказать автор, остается загадкой, но сюжет по своей структуре довольно прост и понятен, но при этом всё абсолютно бессмысленно, ведь после фильма остается лишь одна пустота.
Смотреть данное кино или нет, решать, конечно, только вам, но здесь хочется предупредить, что, пропустив его, вы ничего не потеряете. Но если вы являетесь настоящим охотником за странными, сложными и непонятными фильмами, то вы нашли свое кино. Приятного просмотра.
«Химера» по натуре своей представляет собой возврат к духу триллеров 60-х и 70-х, когда в кинематографе всем рулила психоделика, пресловутое авторское видение и джалло. Все эти приемы и субжанры имели в своей основе понятную вещь: шокирующий рассказ об упадке, изврате. Подобные авангардные работы, как правило, также содержали в себе нотки сюрреализма. Вот и в «Химере», кажется, завязка соответствует: три молодые женщины играют в «Забавные игры» в находящемся в глуши особняке. Конфронтация понята: две девушки оказались в заложниках у поехавшей хозяйки. Каждая истеричная нота, увы, чувствуется фальшивой: напряженности не хватает, психологические нюансы слишком упрощены, развитие повествования отходит на задний план ради шок-эффекта и поворотов сюжета. Красиво снята «Химера» лишена души, за исключением претенциозности и классных снимков.
Среди главных героев нет никого, кто бы вызывал симпатию. Другое дело, что манера съемки в «Химере» заставляет сконцентрироваться на этих не самых приятных личностях. Продвижение в кадр миловидных актрис, повороты камеры, монтаж – один элемент сменяет другой слишком быстро и нет возможности для создания тягучей атмосферы или хичкоковского саспенса. Тем не менее, подобный подход позволяет смешать реальность и фантазии; не зря в «Химеру» вводят галлюциногены, имеющие также сюжетное назначение. Это удивляет, но вряд ли подобный прием прорывной: в «Химере» он выполнен всё же спустя рукава.
Сценарий «Химеры», конечно, сосредоточен на главных персонах, однако воспринимать их людьми не удается. Кажется, что режиссер была больше озабочена изменением причесок и костюмов актрис, чем эволюцией их характеров. Многогранностью персонажи точно не страдают, из-за чего ситуация, в которую попали эти героини, выглядит пустой и суетливой. В эстетическом плане визуальные эффекты выполнены неплохо, только вот лучшее – враг хорошего. Если бы «Химера» была просто психоделической, то ленту, на мой взгляд, ждал бы более громкий успех. Здесь же добавлена целая вменяемая сюжетная линия, начинающаяся из ниоткуда и идущая в никуда.
Оживший кошмар напоминает скорее какой-то дурной сон или бэд-трип. Концовка, скатывающаяся в откровенное безумие (хотя контекст его, наверное, понятен), наводит на мысли о загробной жизни. Жизни же реальной у этого фильма, видимо, почти нет: шокирующая своими кадрами буржуазная комедия смакует свои недостатки, так и не приближаясь к, судя по всему, работам идейного вдохновителя – Йоргоса Лантимоса.