В 1895 году в Париже польская иммигрантка Мария Склодовская познакомилась с коллегой-ученым Пьером Кюри. Да, оба были не от мира сего, но оба были персонами увлеченными и двигались к научным прорывам. «Опасный элемент» - история о том, как этот дуэт познал три вещи: существование радия, существование полония и существование любви. Мария Кюри стала первой женщиной, получившей Нобелевскую премию и первым человеком вообще, кто получил две премии. Исторический факт, действительно достойный для экранизации. Однако в последнее время кажется, что «Опасный элемент» и подобные ему проекты – вещи слишком ангажированные, направленные на расширение присутствия женщин во всех отраслях деятельности. Это можно назвать эффектом «Скрытых фигур». И в то время как реальный мир, несомненно, будет улучшен, благодаря гендерному равенству в науке и прочих отраслях, в мире кино это выглядит немного сомнительно: иными словами, «Опасный элемент» ощущается в первую очередь фильмом – продуктом этого тренда, а не реальной историей о Марии Кюри.
Сценарий сосредоточен на важных моментах из жизни Мари Кюри: о встрече с мужем Пьером, открытии элементов полония и радия, рождении детей, получении Нобелевских премий, трагической гибели супруга и скандальным романом с коллегой. Все время и Кюри, и сюжет остаются твердо привержены тематике научного процессе, но как-то блекло, поскольку это лишь произносится из уст персонажей, а не показывается. То есть большая часть киноленты построена на кинематографической формуле фильма о «жизни замечательных людей», где после каждого провала произносят одну или две вдохновляющие фразы и т.п.
Режиссером «Опасного элемента» выступила Маржан Сатрапи. В то время как в «Персеполисе» она показывала почти прорывные вещи, кажется, что при создании «Элемента» режиссер недооценивала свою аудиторию. Дело в вышеназванным простом подходе сценария. Это тот фильм, где аллегории примитивны, а повествование – стандартно. Например, у Кюри есть предчувствие, что её достижения будут использованы для сомнительных целей, а затем показывают атомную бомбу, сброшенную на счастливых жителей Хиросимы и Нагасаки? Ну, вы поняли метафору? Сатрапи явно беспокоилась, что люди не осознают важность открытий Кюри, как в положительном, так и в отрицательных смыслах, из-за чего добавила абсолютно ненужные сцены. В любом случае, восхищение женщиной-ученой вступает в противоречие с задумкой режиссера о том, что публика ничего не знала о Марии Кюри.
При этом даже при своем уважительном отношении к Кюри, создатели все равно, на мой взгляд, немного опорочили женщину. Судя по страничке в «Википедии», у Кюри действительно была сексуально раскрепощенная сторона характера. Однако в сюжете это выглядит не совсем уместным: желание подчеркнуть её сексуальность противоречит основному мессаджу о цене интеллекта. Более того, подобное даже сказывается на актерской игре: материал заставляет вести талантливую актрису Розамунд Пайк как любительницу из женской мелодрамы.
Вряд ли «Опасный элемент» понял личность Марии Кюри. Скорее, это какая-то фантазия на тему, причем не на тему биографии великой женщины, а просто условного ученого. Все то, что должно было наполнить её личность, переполнено театральщиной с дешевыми элементами, что в итоге приводит к фальшивым эмоциям. А стоит сценарию затронуть феминистскую этику, то становится ясно, что и направленность этого фильма весьма конъюнктурна, только в этот раз ещё и скованная рамками стандартного биографического проекта.
'Выиграет ли человечество в целом от познания тайн природы?'
Складывается впечатление, что борьба женщина за равноправие на сегодняшний день вышла на свой самый высокий уровень за всю историю человечества. Поддержку представительницам прекрасного пола проявляют повсюду и везде, и если даже у кого-то есть иное мнение, то лучше его держать при себе, иначе летящие гнилые помидоры могут быть самым лёгким исходом. Лично я не имею ничего против женщин в искусстве, науке, спорте и других отраслях нашей жизни, но есть такое подозрение, что создание биографической драмы 'Опасный элемент' компанией 'StudioCanal' как раз завязано с борьбой за равноправие полов. И, наверное, очень сложно найти более выгодную с точки зрения фигуру в истории науки, чем польско-французский химик и физик Мария Склодовская-Кюри, сделавшей огромное количество открытий, навсегда изменивших наш мир. И порой, к сожалению, не все они пошли нам на пользу, но сама Мария Склодовская-Кюри никогда не желала создать что-то пагубное для планеты и человечества. И то, как мы воспользовались её открытиями, - это только наша беда, а не великой учёной.
Так, сопутствуя нынешним социальным тенденциям, стало очень модно назначать на место главных постановщиков женщин, которые снимают фильмы, естественно, про женщин. 'Опасный элемент' не стал исключением: должность получила француженка, родившаяся в Иране, Маржан Сатрапи. Она очень творческая личность, занималась литературой, потом перешла на создание комиксов и во всех направлениях деятельности добилась серьёзных успехов. Позднее её комиксы 'Персиполис' (в 2007-ом году) и 'Цыплёнок с черносливом' (в 2011-ом) получили анимационную и художественную экранизации соответственно, и были благосклонно приняты международной критикой. В обоих случаях Маржан Сатрапи была также режиссёром экранизаций совместно с Венсаном Паронно, но первая же самостоятельная работа Сатрапи - криминальная комедия 'Банда Йотаса', выпущенная в 2012-ом году, - не нашла отклика и осталась практически незамеченной. Далее последовала первый фильм Сатрапи, снятый за пределами Франции, - им стал комедийный триллер 'Голоса' (2014), созданный при участии студии 'Lionsgate', с Райаном Рейнольдсом, Анной Кендрик и Джеммой Артертон в главных ролях. У зрителей 'Голоса' вызвали неоднозначную реакцию, а вот критики, в принципе, неплохо восприняли работу Сатрапи.
Но, будем честными, в 'Опасном элементе' просматривается тот факт, что его готовили как будущего претендента на признание на престижных киноконкурсах. Во-первых, это биографическая драма, а этот жанр очень любим критиками. Во-вторых, главный персонаж - это Личность с большой буквы, оставившая огромный след в истории человечества. В-третьих, режиссёром назначена очень творческая и занимательная дама. В-четвёртых, главную роль исполняет сильная актриса с хорошим послужным списком и имеющая свою армию поклонников. Так роль великой Марии Склодовской-Кюри заполучила Розамунд Пайк, которая поразила всех своей ролью в триллере 'Исчезнувшая' (2014). И роль учёной в 'Опасном элементе' могла принести ей ещё большей известности и уважения. И как раз лучшее, что есть в 'Опасном элементе' - это игра Пайк. Заметно, что актриса со всем профессионализмом подошла к созданию образа, вобрав в себя тот сложный характер, которым обладала Склодовская-Кюри, её усердность, её гениальность, способность убеждения, умение преодолевать сложности, всегда следовать принципам и умение постоять за себя, обладая даром убеждения. Пайк точно сыграла одну из лучших своих ролей. Хотя недавно она получила 'Золотой глобус' за лучшую женскую роль в комедии или мюзикле за роль в ленте 'Аферистка' (2020).
Но при такой убедительности и выразительности Марии Склодовской-Кюри в исполнении Розамунд Пайк критиков 'Опасный элемент' не вдохновил. Больше всего их поразил слабый сюжет про столь сильную женщину. Но, скорее, тут несколько не хватало глубины драматизма, хотя сценаристы 'Опасного элемента' постарались выбрать именно те эпизоды из жизни учёной, которые наиболее характерно показали бы какова была в жизни Склодовская-Кюри. Какие из этих эпизодов закалили её характер, а какие привели её к великим открытиям совместно с супругом Пьером Кюри и Антуаном Анри Беккерелем. Кстати, роль Пьера Кюри сыграл довольно известный Сэм Райли. Таким образом, он и Пайк должны были создать крепкий творческий тандем, но вышло так, что Райли по всем статьям уступил по уровню воплощения своей коллеге по съёмочной площадке. Но будем до конца справедливыми и ещё раз отметим, что упор фильма делался на персонаже Пайк, а все остальные были как бы вспомогательными и сопутствующими. И есть один интересный момент в 'Опасном элементе' - после того, как Склодовская-Кюри совершала свои открытия, были ретроспективные эпизоды того, как мы воспользовались ими. И это, если честно, пугало и вызывало очередные вопросы к человечеству и его отношению к достижениям.
Несмотря на то, что у многих 'Опасный элемент' не вызвал особых эмоций, всё-таки отдаю должное стараниям Маржан Сатрапи, которая очень хотела заявить о себе всему миру благодаря столь интересной истории жизни великой Марии Склодовской-Кюри, полной открытий и трагедий. В буквальном смысле она сложила голову, борясь за науку, выбивая у скептичных учёных умов признание своих достижений. И Розамунд Пайк мощно проявила образ польско-французского химика и физика, что вызывает ещё большее уважение к этой великой личности в истории человечества. Может 'Опасный элемент' и смотрится несколько прямолинейным и академичным, но увидеть его стоит хотя бы из-за игры Пайк и чтобы больше узнать про Марию Склодовскую-Кюри.
Общее впечатление: Режиссер фильма Маржан Сатрапи знакома мне по черной комедии «Голоса» с Районом Рейнольдсом. На этот раз мое знакомство было с биографичной лентой о 2-х ученых, ну как о 2-х, центральное внимание на Марии Склодовской-Кюри. Чем известна Мария? Совместно с мужем Пьером Кюри открыла элементы радий и полоний. Пьер и Мария Кюри являются первыми французами — нобелевскими лауреатами в области физики.
Лента стремительно развивается в событиях, зритель узнает не только о экспериментах Марии, но и о ее жизни в Париже, знакомство с мужем, рождение дочерей, открытие столь опасных, но в тоже время нужных элементов. Все происходит так быстро, что кажется фильм не успевает зацепится за интригу. Но есть все же одна неожиданность, по сколько я не знакома с биографией Кюри, для меня были моменты удивления.
Розамунд Пайк передала образ сильной, умной и слегка заносчивой женщины с непростой судьбой. Все же рассматривая данную картину, обращаешь внимание что автор заострил внимание опасного элемента как вещи разрушительной, но есть ведь положительные стороны. Но, увы, переданы они вскользь. Отсюда задумываешь — Может и не нужно было его открывать… После просмотра ознакомилась с краткой биографией Склодовской-Кюри, обратила внимание на то, как Сатрапи хорошо передала детали жизни Марии.
Не могу сказать что фильм стоит просмотра, если вы не любите физику, Розамунд Пайк или байопики, то делать здесь нечего. Но все же для общего развития стоит обратить внимание. Такие ленты нужны.
Начало такое скомканное что даже описать сложно. У фильма проблема с темой, там чёт понапихано и того и этого и Чернобыль у нас оказывается связан с Кюри и атомная бомба. Ну да, эффект бабочки никто не отменял, но это настолько не прямая связь, что смотреть на это просто смешно. Те, кто в теме, физики или химики, смотрят этот фильм с рукой на лице.
Как нам показали насколько тон урановой руды которую перебирала руками Кюри? Ну там какой-то чан и она как виноград его давит... Несколько ТОНН! Это очень и очень много! Фильм это не показывает никак. Никакого объяснения откуда у Пьера деньги, откуда у него известность и кто они вообще такие откуда взялись в этом прекрасном месте с бородатыми мужиками. Ааа, откуда у фильма такие рейтинги?! О чём вообще фильм? Сборище не связанных обрывков.
Мне кажется, те кто ставит этому фильму высокие оценки путают заслуги личности и фильма. Кюри - интересная личность, достойная хорошего фильма, детальных проработок и адекватного сюжета.
Этот фильм смотреть не рекомендую, в нём нет ни идей, ни адекватной драмы, ни зрелищности.
Сам факт того, что Мария Склодовска - являлась первой женщиной нобелевским лауреатом уже говорит о том, что в научных кругах факты и наличие ума, знаний, научных открытий - важнее половых признаков. Но фильм всячески нагнетает и толкает зрителя смотреть на эту историю через призму, 'меченосцев' которые повсюду мешают талантливой ученой.
Мне нравится Розамунд Пайк, у нее немало отличных фильмов и ролей, но она прямо-таки стала лицом тренда Феминизма и сильных женщин, каким в свое время была Деми Мур.
Я читал историю из доступных документов, книг и записок.
Но в этом кино явно цель была другая, не показать жизнь великих ученных, а сделать именно Марию центром этого открытия и изначально поставив ее выше мужа, который к слову был не менее блистательным ученным и гением.
Однако - все софиты на фигуру Марии, будто бы именно она являлась ядром и движущей силой открытия, что в корне не так.
В фильме многое приукрасили и где-то откровенно выдумали и переиначили факты, пытаясь 'продать' зрителю очень модную по современным трендам - сильную, эгоистичную, надменную, независимую, гордую и высокомерную Марию.
Отсюда и ощущение такой липкой и омерзительной фальши.
Создатели фильма забыли и о записях и о доступных дневниках, свидетельствах ее современников и друзей - где довольно четко прорисовывался образ данной персоны.
Но понятно, что в угоду трендам - авторы решили, почему бы не сделать ее 'Альфа-самкой', которая заткнет за пояс 'глупых-мужиков' из ученого мира, это же точно тренд и призы возьмем от таких же заинтересованных членов жюри.
Мне больно смотреть, как Кино стало политикой, пропагандой и навязыванием идей и трендов.
И данный фильм, увы именно такой.
Я проявил огромное терпение и лояльность, приложил массу усилий, чтобы досмотреть картину (вдруг это только первая часть фильма такая отвратная), но увы это не так. Героиню сделали одновременно центром науки и главной жертвой жестокого, не справедливого 'мужского мира' - в которой ей пришлось 'локтями' пробиваться к своему успеху. Лицемерие и двойные стандарты как они есть - воплощены в этом фильме.
Я думаю, и Мария Саломея Склодовска - не была бы рада такой экранизации, т. к. оболгать многие ключевые факты ее биографии, все равно что обесценить и отнять заслуженные лавры тех, без кого таких открытий просто бы не было.
Лучше посмотрите документальное кино и послушайте доступные архивные речи настоящей Марии о науке, человечестве и открытиях.