К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

В одном из интервью Михалков сказал «вы не поняли, это притча». И стало мне любопытно, что за притчу рассказал Михалков?

Пока фильм смотрела — ни разу не было у меня ощущения, что притчу смотрю. Нет. Жизнь смотрю. И жизнь эта про Бога и человека. Про человека в Боге и Бога в человеке.

В фильме много отсылок к этому: и необыкновенное везение некоторых персонажей и такая же необыкновенная обреченность других, и слова молитвы «Господи, сделай так, чтобы воля моя не перебила твою» (о них отдельно напишу), и карикатурные персонажи в виде какающего из самолета немца или телки с люстрами на пароходе, или когда всю деревню сжигают вместе с маленькой цыганской девочкой, которая минуту назад чудом выжила.

Об этом обо всем можно бесконечно говорить, раскладывая каждую сцену на составляющие — где здесь Бог, а где здесь человек.

И самое сложное, будет для меня сейчас передать смысл словами, потому что каждое сказанное слово опошляет и приземляет, искажает и не способно передать чувствование, ощущение Бога и жизни.

Начну с конца - с последней сцены. Начало сцены — это горящая икона Божьей матери, постепенно уходящая во тьму. Потом появляется Надя, ищет раненных. Находит полу сгоревшего танкиста, которому перевязывает раны и пытается его ободрить. Он просит перед смертью «покажи титьки, никогда не видел, я умираю» и она показывает. А теперь пошли в глубь. Танкист, мальчишка 19 лет, про таких говорят «сосунок, молоко на губах не обсохло», он пухленький, круглолицый с нежной детской кожей на уцелевшей от ожогов половине лица. Вторая половина лица — изуродована, сожжена. Он умирает. Он это знает, он чувствует это, он чувствует присутствие Бога, он уже почти в раю. И тут появляется женщина, верующая, та кто знает, что с ним происходит, что он на пороге соединения с Богом, и та которая зная путь укажет его. И женщина здесь несет огромный пласт смыслов. Женщина — она не человек, она Богоматерь. Та, кто дает жизнь Богочеловеку и та, кто, родив его, обрекает на смерть. Каждый человек родившись — обречен умереть. И началом этого и концом этого является женщина, замыкая и содержа в себе всю человеческую жизнь от начала до конца. И солдат прося Надю обнажить грудь — просит о последнем прикосновении к матери, к жизни. И здесь мы вспоминаем икону Богоматери в начале сцены. Надя не просто задирает свою солдатскую робу. Она обнажается, распускает волосы. Вся красота мира, вся любовь мира божественная и человеческая, сострадание и милосердие, сфокусированы сейчас в Надежде. Посреди хаоса, разрухи и тьмы мы видим белую спину девушки — надежду на Царствие Небесное, на Свет. И как Богоматерь родила Иисуса — Божьего сына, человека, — и провожала его в Царствие небесное к Отцу, когда тот весел на кресте, так и Надя проводила младенца-солдата, указав ему путь к Богу — «потом поймешь». «Потом» — это когда встретишься.

Про Богочеловека. Каждый из персонажей фильма (да и жизни в целом), и Котов и срущий фриц — все они Богочеловеки. И слова молитвы «Господи, сделай так, чтобы воля моя не перебила Твою» — это о том, что в каждом человеке есть две воли — воля человека и воля Бога. И воля человека — она для Бога священна. Как ты скажешь, так и будет — «по вере вашей, дано будет вам», «ищите и обрящите». И в молитве человек просит, чтобы воля Бога, божественный свет в нем возымели силу и власть над эго, страхом и пороками человеческими. Чтобы не терять это маяк внутри и быть Богочеловеком — милосердным, любящим, сострадающим, а не одним из персонажей игры под названием жизнь. И эпизод с фашистом, расстреливающим цыган – это об этом, когда «воля моя, перебила волю Твою». Человек поддавшись страху – убил других людей – испачкался в грехе, отошел от Бога внутри себя, и испачкавшись пошел творить и умножать грехи свои – изнасилование девушки – из самобичевания, из вины и еще большего страха осознать, что натворил. Из невозможности смотреть в свет и осознавать свое грехопадение – человек отворачивается от Света, уходя в еще большую тьму. И вот уже руками «мертвого» немца сжигают всю деревню. Совершив грех и не покаявшись, не осознав свое грехопадение – человек множит грехи и страдание на Земле. Доводя ужас их до такого состояния, когда уже не замечать невозможно, когда внутренние страдания человека становятся такой силы, что весь мир вздрагивает и кричит «Остановись! Осознай! Посмотри в Свет!».

И так можно разобрать каждый эпизод.

Обычно сценарий предполагает последовательность повествования, главных героев, их антагонистов. И здесь тоже все это есть. Но обычно это ищется зрителем в развитии сюжета и героях. Но здесь сюжет не привычен нам, он находится в другом измерении и привычному, обыденному измерению не подлежит. Главный герой здесь один – Бог. И в качестве антагониста – человек. И человек, и Бог они не разделимы – это суть одно. И в то же время противопоставляются друг другу как добро и зло. И это и есть сюжетная линия – как и где эти две составляющие - человек и Бог – сходятся, а где расходятся.

И поэтому все в фильме гипертрофированно, метафорично, символично. Потому что это не обыденность. Это другое измерение – божественное. Оно не может быть показано натурально, «все как в жизни», иначе зритель не увидит и не почувствует замысел режиссера, он сочтет, что это фильм «о великой отечественной войне», а это фильм о борьбе света и тьмы внутри человека, о том, что Бог он всегда рядом.

В контексте «Бог всегда рядом» очень понравилась сцена с умирающим солдатом-курсантом после танкового боя, в исполнении Артема Михалкова. Тело отдельно, ноги отдельно, боль и страдание должны быть невыносимыми. Но он лежит на земле, чистый и аккуратный, спокойный, расслабленный, его тело на земле лежит на боку, как в удобной кровати, глаза медленно моргают – засыпающий человек. Тишина и умиротворение на его лице. Сверху падает снег, укрывая его как одеялом и медленно погружая в сон. И здесь речь о божественном милосердии и заботе о человеке – отделить сознание человека от земного проживания и погрузить его в энергии Бытия, облегчив страдания умирающего тела.

Абсолютно в каждой сцене есть Бог. Также как и в жизни. Нужно только разглядеть.

09 января 2023 | 15:59
  • тип рецензии:

Наконец-то я досмотрел фильм Никиты Михалкова 'Утомленные солнцем-2. Предстояние'. Несколько предыдущих попыток посмотреть его не увенчались успехом. Дело в том, что когда встречаешься лицом к лицу с совершенством, с подлинным шедевром, невозможно долго предстоять перед ним, ибо подкашиваются ноги и наступает преждевременный катарсис.

В самом деле, можем ли мы, простые смертные, выдерживать долго сияние солнца? Нет, это невозможно – рискуешь ослепнуть и никогда больше ничего не увидеть или получить тепловой удар. Так и я не мог долго смотреть на прекрасное творение недооцененного гения, незаслуженно поносимого серой тупой толпой. Лучи его таланта достигали моей головы, но оказывали на нее такое сильное воздействие, что меня начинало мутить, а из груди моей исторгался вопль неподдельного восторга. Приходилось делать перерыв, после которого страшно было возвращаться к фильму: 'А выдержу ли я? Переживу ли?' – крутилось в голове...

Но вот я собрался с силами и, надев на голову шапочку из фольги, а на глаза очки с закопчеными стеклышками, уселся перед экраном, твердо намереваясь во что бы то ни стало досмотреть. Вы не поверите – у меня получилось!

Слезы искренней благодарности изливались из моих глаз три часа непрерывным потоком, и ничто не могло остановить их (пришлось даже потом выпить одним залпом три литра минералки, чтобы как-то компенсировать обезвоживание).

Боюсь, не хватит слов, чтобы описать мой восторг от увиденного. Художническое дарование режиссера сражает наповал, удивительно точно сыгранные – нет, прожитые! – сцены сменяют друг друга, и ты с благоговением следишь за маканием Сталина в торт, описавшимся пионервожатым, какающим немецким летчиком, танками под парусами, кишками Евгения Миронова, сиськами Нади Михалковой...

Если вы не боитесь встречи с совершенным и подлинно духовным произведением искусства, обязательно посмотрите этот фильм.

А мне остается только одно – ждать продолжения эпопеи и запасаться минералкой.

01 апреля 2011 | 17:52
  • тип рецензии:

Эпатажно. Пишу одну объединённую рецензию сразу на две серии. Когда тебе нечего есть, нечего одеть, нет времени отдохнуть. Ты и вся твоя семья пашет ради победы, вкалывает ради победы. Вся страна от дворника до министра работает на победу любой ценой. На кану существование государства и многих народов, существование твоей семьи, всего дорогого тебе. Продемонстрированы самые страшные дни войны, самые первые дни войны. Уверен, многим не хватает глубины и тонкости мышления, чтобы понять кинофильм. Настоящее, мощное, артхаусное, авторское кино, с размахом как того требует эпопея.

Один из основных аргументов против данного кино: «Это невозможно, нереалистично». Подобное может сказать лишь не умудрённый опытом человек. В жизни возможно совершенно всё. Снять фильм такого рода, толка было очень смелым поступком. Мужики на войне: парни, мужья, деды, братья, сыновья, отцы, огромное количество которых не вернётся домой. Гражданская жизнь целиком и полностью легла на плечи женщин и детей, не останавливаясь горбатили на фронт.

Цена за ошибку крайне высока. На войне не существует правил, формальности в глобальной войне не соблюдаются и законы не работают. В военное время есть только одно правило, цель, смысл: выжить. Отрицать важнейшую роль фигуры Иосифа Сталина глупо. Лозунг и приказ «Ни шагу назад» спорная тема. Сталин несомненно был тиран, но в духоподъёмной и управленческой плоскостях необходим и эффективен.

На войне все равны, как перед лицом смерти. В силу всеобъемлющего страха рушатся, рассыпаются, обращаются в пыль стереотипы и предубеждения. Проникновенная картина, давящая, жестокая, жёсткая, нещадная, правдивая; затрагивает самые потаённые уголки человеческой души. Весь спектр эмоций через тебя проходит за время просмотра. Столь серьёзного смешения жанров я никогда не видел.

Я убеждён и согласен со словами сказанными режиссёром в интервью, два продолжения Утомлённых солнцем про Великую Отечественную войну были бы восприняты правильно, приняты обществом куда теплее, коли вышли лет на восемь позже, просто потому, что были бы поняты людьми, посыл соответствовал бы сложившимся настроениям в обществе.

Любовь спасла нашу родную землю. Любовь сильнейший мотиватор. На её основе строится мировоззрение каждого индивидуума. Иррациональность войны специально подчёркивается на протяжении представления. Киноэпопея напичкана метафорами, символами и олицетворениями. Выкиньте из головы клише и шаблоны навеянные КПСС и устоявшиеся в советском кинематографе. У многих до сих пор представление о войне, как о нечто романтическом и приключенческом. В то время как, это смерть, убийство, грязь, голод и сплошная физиология.

Думается мне, что столь низкий рейтинг объясняется к тому же утратой чистоты из понятий «патриотизм» и «патриот». Невозможностью неспособностью посмотреть правде в глаза. То ли неспособность, то ли нежелание принимать правду. Включается защитный механизм отсекающий проявления кошмарной ужасающей правды, действительности. Правда глаза режет, правда глаза колит. В самом деле, лучше глядеть распахнутыми пустыми, без тени мысли, глазами на голливудские комиксы, тупые комедии и примитивные боевики. Фильм служит напоминанием о тех страшных днях. Нельзя давать никому обрывать нить связывающую нас с теми событиями. Часть русского генетического кода.

8 из 10

14 марта 2016 | 20:20
  • тип рецензии:

Многие отождествляют данный фильм с личностью Михалкова. Мне кажется это не правильно, хотя возможно я не права. Это как с фильмом Роки: Сталоне считал до последнего, что Роки - это часть него, производное. Сейчас признал, что дух этого героя нечто большее, что это он часть этого духа, а не наоборот. Плохое сравнение, но именно Михалков часть Утомленных солнцем, а не наоборот. А тот кто, считает его центрально личностью, сильно заблуждаются. Фильм об огромной горечи и печали. Мы могли увидеть очень что то похожее в 'Цыгане' с Михаем Волонтиром и Кларой Лучко. Та же горечь войны. Но без аллегорий. Невероятным образом аллегорий отражена великое страдание народа России. Может быть Михалков хотел отразить не это, а великого себя, как утверждают некоторые, но получилось совсем не это. Униженные и оскорбленные Достоевского и то больше акцентируют внимание на Михалкове, чем этот фильм. Большой акцент в фильме ставится на силе духа русских людей (Гармаш, Миронов), на самопожертвовании. Где же здесь Михалков? Философская притча этого фильма очень отлично отражается в оценках этого фильма. 'Ибо нет пророка в своем отечестве' (Новый Завет, Евангелие от Матфея, гл. 13, ст. 57).

27 августа 2021 | 22:03
  • тип рецензии:

Ох, друзья мои. Столько шлака, столько помоев было вылито на Михалкова за этот фильм. Столько грубости. Человек потерял уважение и прослыл тщеславным псевдоинтеллигентом. А почему такая реакция? Мне кажется из-за бюджета фильма. 40 млн? Огромные деньги для нашего кино, на эти деньги снята не героическая сказка, где хорошие советские солдаты побеждают 'плохих' немцев. В ней нет самоотверженности. Я думаю, если бы не цифра в 40 млн не мелькала на экране, если бы ее снимал не Михалков, реакция была бы иной.

Никто почему то не говорит о том как снят этот фильм. Каждая сцена тщательно продумана и качественно сделана, приправлена игрой отличных актеров. Вы почему то не видете здесь режиссерского таланта. Очень интересно смотреть на детали.

А вообще это кино во многом отражае отчужденную суть войны без приукрас и героизма. Михалков пытался показать людей беззащитными перед страхом смерти. Видно вас трясет, вы что думаете не могли советские люди предавать? Не могли бояться? Так мог делать каждый. Все ругают за то что Михалков 'нагадил на память', но никто из вас даже представить не может, как бы повел в условиях бойни.

'Предстояние' кажется невнятным, потому что это вторая часть трилогии, Михалков проявил себя как автор мизансцен. Во второй и третьей частях мне очень нравятся и диалоги, нагнетающие страх и экспрессия, и динамика.

Это масштабная зарисовка об отношении дочери и отца, каких было миллионы. В стране, где правил страх, где расстреливали людей, где сажали в лагеря. Михалков отлично показал сущность того времени. Мы должны уметь признавать преступления нашей страны. К тому же народ тут совсем не беспомощен, он поднимается. Вспомните, что было в третьей части. В фильме показана война обычных людей. Победил не Союз, не Сталин, как капали многим поколениям на уши, победили простые люди, им плевать было на власть, онт защищали свою землю. Картина, отлично показывающая сталинский режим, его параною, его жестокость, но прт этом и бескорыстность простого русского народа.

В фильме много случайностей и нелепостей, скажете вы. Мне кажется они были задуманы ранее, показано бесноватое тело ошарашенного народа, ведь вспомните первые годы войны. Загран отряды - это вполне объяснимая вещь- как еще заставлять воевать ошалевших новобранцев? А бездарное командование? Не Сталин ли виноват в стольких жертвах на первом этапе? Он что реально не мог послать элиту в штрафбат? Все эти цепочки магическим образом показывают отдельные эпизоды жажды жизни. Почему так смеются над сценой с миной, божечки. Конечно, фильм специфичен, но меня раздражает, что у многих такая слабая психика, они не готовы к деталям, к отчужденной демонстрации ужасов бойни. Я многое не смотрел, но в Советском Союзе было снято три настоящих военных драмы- 'Иваново детство', 'Восхождение' и 'Иди и смотри'. Фильмы Бондарчука и 'А зори..' не беру в счет, они- шедевры, но с долей пафоса.

Здесь же пафос присутсвует, но он настолько пронизан деталями, матрицой страха, угнетения и несправедливости, что радуешься осознанию какое страшное время было, и какое усилие сделал народ, пройдя этот ад до Берлина. Михалков просто разжевал суть эпохи и с ним нельзя не согласиться. Главный смысл фильма - подлинный героизм русского народа которому было за что воевать даже, когда за спиной подлая власть. Вспомнился 18 век, когда в поисках истины изгнанные жители Твери дошли до Аляски. Очнитесь, люди, это кино, оно должно быть разным. Я ждал когда появиться фильм, который не будет жалеть зрителя, он просто покажет войну, пусть даже без сюжета и с зарисовками. Маленьких людей, на которых неожиданно обрушилась эта бойня, которых теснило вместе с отступающей Красной Армией. И количество отрицательных рецензий показывает насколько в принципе современная Россия не самокритична и делека от правды.

18 апреля 2015 | 02:52
  • тип рецензии:

Начинается Великое кино о Великой войне как и полагается — с лагеря штрафников, который, немного погодя начинают обстреливать самолеты СС — заводы уничтожены, аэродромы разрушены, авиация Красной Армии сведена к нулю, вот и не осталось больше стратегически важных задач, кроме концлагерей. И не важно, что до начала войны все заключенные были переведены в лагеря, находящиеся в тылу, а кто-то вообще мобилизован в ряды армии, это все неважно, это на самом деле было, а у нас тут кино Правду показывающее.

Это в «Статском советнике» Олег Меньшиков и Никита Сергеевич просто вжились в роли Фандорина и Пожарского, но, как же это не профессионально для актеров, а вот в этой картине — все реплики заучены назубок, ни единой капли импровизации, все как по учебнику - так и надо, правильнее будет

При сцене на озере, когда паром шел и его заметил самолет, то я уверен, что пилот самолета был явно СС-совец! Кто ещё кроме этих войск убивал мирное население! Это в реальности паром сопровождали бы зенитные части, или была установлена на месте жирного красного креста хотя-бы зенитная пушка, но это в той, неправдоподобной реальности. А правда, она вон какая — из ракетницы, да в зад немцу — и аж гордость за советского гражданина берет, который хоть и ранен был, но дал отпор каловой атаке. Но пилот сс-овец не дремлет — сшибает колесом самолета, которое почему-то выпущенным внезапно оказалось, хотя при боевом патрулировании убиралось всегда, но это не важно — важно, что мужик герой лежит с пробитой головой, а потом и корабль атаковать начинают.

А сцена с миной? Вы прочувствовали весь глубинный смысл данной сцены? Всю гордость за советское КБ? В те времена на вооружении Красной Армии были даже мины на голосовом управлении — ей «Спасибо» говоришь, а она вместо ответа обидчиков твоих топить идет.

Вспомните показанную прекрасно оборону Москвы? Забудьте про героический подвиг курсантов, когда они несколько часов сдерживали превосходящие силы противника на своём участке, до подхода сил подкрепления, после чего провели успешную контратаку — все это ложь! Что могут юнцы курсанты, которых только выпустили с военной кафедры противопоставить добрым немцам? Да ничего. Немецкий танкист вон, даже взятку курсанту дал - шоколадку, показывая при этом «уходите — нет шансов», но, курсант, видимо подумал, что немецкие танки, как видимо и советские строились из картона, (иначе как объяснить отсутствие ПТРС, ПТО, и танков, в рядах Красной армии) и решил убить немца штыком, за что и получил премию Дарвина.

А танки с парусами? Режиссер Михалков показал нам, что немцы плавают на своих танках, а значит они ***мо. Да и сами паруса — загляденье — нет никакой разницы с флагом они идут, или без — артиллерия армии пьет водку и им без разницы на наступающего противника. Да и то, что флаги, со свастикой крепились только на захваченные танки, да и то только на командирский люк, как можно меньше заметней для противника — это все вымысел и пропаганда. Но и танки с парусами — на них были только сс-овцы и именно их Никита Сергеевич показывает ***ом.

Одной сценой Никита Сергеевич вообще подводит завершающую черту, где четко разделяет сс-овца от обычного немецкого солдата, пожертвовав цыганским ребенком. Фраза «Ты что эссесовец» стала крылатой и давно уже ушла в народ

Про озабоченного танкиста вообще отдельная история — это во всяких ваших Райанах человеку живот затыкали, когда у него кишки наружу вылезли, а здесь, вместо того, чтобы помочь бойцу в бреду доблестная героиня желания исполняет. Да и не чета нам американские блокбастеры — у нас свои художники по гриму — грим стекает с лица — лицо искажается, и от это боль просыпается и переживаешь за гибель солдатика.

И слезы, слезы наворачиваются на глаза...

Ну а если без сарказма и шуток, то слезы наворачиваются именно от просмотра фильма, не от показанных глупостей, а когда понимаешь, что даже такой замечательный режиссер как Никита Сергеевич хорошее кино о Великой Войне не снял... Героизма солдат нет, боевых сражений тоже толком нет, из всех плюсов фильма только качество режиссуры, а все остальное катится в тартарары...

p.s. Если учесть, что воскресили Митю, то все то, что было показано — всего лишь один из кругов ада...

22 января 2016 | 11:16
  • тип рецензии:

Мне фильм в целом понравился, хотя смотрела его с предубеждением, начитавшись разгромных рецензий, только чтобы убедиться - да, всё на самом деле плохо. Однако, чем дальше смотрела, тем больше убеждалась в обратном. И мне стало интересно: кому и зачем понадобилось громить фильм? Не думала, что соглашусь с Никитой Сергеевичем (Михалковым), но это действительно похоже на какую-то кампанию против фильма (или Михалкова, не знаю).

Не всё, конечно, вызывает восторг, наверное, знатокам ВОВ есть за что фильм покритиковать, но чтобы так...

Теперь о хорошем: такого смиренного и скромного Никиту Сергеевича я на экране ещё не видела никогда, эта роль - его большая актерская победа на мой взгляд. То же можно сказать и о роли Дюжева - непонятно почти, что он говорит, но играет здорово и совсем не в своём амплуа.

За эпизод с кремлёвскими курсантами и штрафбатом отдельное спасибо всем создателям - смеялась от души!

Если кому много натурализма - рекомендую посмотреть какую-нибудь 'пилу' или 'Пункт назначения', чтобы просто понять уровень натурализма и жестокости в современном кино. Только здесь это не высосано из пальца, а продиктовано реалиями войны.

Сочувствую создателям: пережить такую травлю после таких трудов - врагу не пожелаешь!

9 из 10

25 июля 2014 | 22:19
  • тип рецензии:

Жаль, что не посмотрел этот фильм раньше. Фильм отличный, с отличной игрой актёров, с сильными сценами.

Чего стоит одна только сцена, где после боя снегом засыпает погибших солдат и среди них один ещё живой пока что, но с раздробленной нижней частью тела, лежит с открытыми глазами, моргает и смотрит куда то... А вокруг него, на поле недавней битвы, лежат его товарищи, которые совсем только что были живы. И вокруг тихо и снег метёт, и метёт, постепенно всех и всё засыпая вокруг. И вот уже не видно солдат из под снега. Их всё засыпает и засыпает, и остаются сначала только снежные холмики, а потом и совсем уже всё сравнялось снегом, под которым лежат солдаты, и среди них тот, кто только что ещё смотрел и был живым. И сколько таких полей, и сколько жизней засыпало снегом на той войне.

И юмор есть в фильме. Грубоватый, живой юмор, какой он и мог быть среди мужчин на войне. 'Ей, ты что несёшь, не стыдно тебе? Не устал? Ты бы ещё горшок прихватил этот... пионерский. Ну ка дай ка.. дуну.. Э-э, не работает..' (с) Интересный и запоминающийся образ Е. Миронова.

Актёры вообще выше всякой критики. Я не такой знаток, чтобы оценивать непосредственно игру таких мэтров нашего кино. Я об образах, которые создали актёры - даже незначительные, второстепенные роли отлично прорисованы, со своими запоминающимися лицами. Герои Н. Михалкова и О. Меньшикова не воспринимались мною, как главные, все герои фильма были интересны, со своей судьбой и характером.

Читал где-то мнение, что фильму не хватает эпичности, якобы он раздроблен на какие-то отдельные судьбы отдельных людей, но на мой взгляд это не недостаток, а это достоинство, потому что война - это трагедия каждого в отдельности человека в первую очередь.

В некоторых сценах фильму не хватает достоверности. Ну мало верится, что немецкий лётчик мог попытаться опорожниться на корабль Красного креста. Мало верится, что из сигнального пистолета в этого лётчика можно было так метко попасть. Мало верится, что девушка на войне разденется перед умирающим солдатом. Есть такие 'недостоверные' сцены, но воспринимаются они мною лично исключительно как художественные образы. В общем то, если не занимать голову тем, чтобы засовывать в неё поп-корн, а применить по назначению, то в фильме можно увидеть очень много образов, аналогий и символов, которые не претендуют на достоверность, зато могут натолкнуть на множество раздумий и поднимают много серьёзных тем.

Мне жаль, что фильм имеет среднюю оценку 4 (для сравнения фильм 'Спасти рядового Райана' оценка 8), видимо нынче в моде ругать своё отечественное кино и при этом поклоняться фабрике грёз с её 'Бесславными ублюдками'. За державу обидно (с) Белое солнце пустыни.

И хотя в фильме есть свои недостатки о огрехи, но всё же достоинств в нём намного больше, поэтому рекомендую смотреть 'Предстояние' всем, кому небезразличны наше кино и история наших дедов, низкий им поклон и светлая память.

26 марта 2012 | 04:46
  • тип рецензии:

Если отойти от фигуры Михалкова со всеми его мигалками, неприступностью и титанической силой, коей многие подсознательно завидуют, то мы увидим Кино. Я смотрел фильм в первый день премьеры. Был впечатлен необыкновенно, но рецензию так и не написал - руки не дошли, хоть и в душе кипели феноменальные образы из фильма. Потом как-то подзабылось, притупилось, и в феврале я, признаюсь честно, на неделю поддался массовой истерии против Михалкова. Естественно, я забыл о своих впечатлениях, которые произвел на меня фильм, забыл о том, что картина 94-го года натолкнула меня на написание книги; я просто был ослеплен ненавистью к человеку, который не сделал лично для меня ничего плохого. И написал отрицательную рецензию. Красную, как помидор. Позлорадствовал, посмаковал и забыл. И только сейчас, пересмотрев всю трилогию, я осознал, что за ту неделю слепого гнева я пошел против своих убеждений и чувств, которые мне подарила эта картина.

Когда я смотрел фильм, я снова почувствовал всем сердцем, как в безумном веселье матерые солдаты перед каждым боем брали от жизни все, стебаясь, шутя, и каждый раз прощались с жизнью. Чувствовал как эти 'музейно-парадные' мальчики, 183 см ростом, погибали, цеплялись за жизнь, глотая ее, словно не могли напиться. Чувствовал, как несчастные люди сгорали заживо в жадном и жестоком огне войны, в том бараке. Я чувствовал, что хотел передать режиссер.

У Никиты Сергеевича есть особая черта режиссуры, уникальная на данный момент, ее нет практически ни у кого. Он ведет тонкую психологическую линию, передавая ее через отвлеченные предметы: бабочка, шмель, пуговица, ключи, телефон, рояль. Михалков снял не сценарий, написанный на страницах. Он снял жизнь во время войны. Тонко, гениально, просто. Операторская работа, режиссура, игра актеров - на высоте. Также не могу не отметить великолепный глубокий звук, он обволакивает и самым прямым образом способствует погружению в фильм.

«Предстояние» - картина о смерти и ее горниле, в котором сгорает все. Смысл всего фильма в том, что когда смерть и ужас нависают над тобой, даже связка ключей от родного дома согреет тебе душу, а чудом сохранившаяся икона даст неубиваемую надежду, что близкий человек жив. И счастье, которое воевавшие получали в конце, было не мнимым, а настоящим: долгожданная встреча с близкими, детьми, любимой девушкой, с матерью. Михалков ставит эти ценности против современных, также показанных в фильме: взлетевшая на воздух фифа на корабле со своим 'бесценным' борохлом и бюстами Сталина, 'кащей' на мосту с деньгами, на которого всем наплевать, когда вокруг творится хаос. Михалков показал, опять же тонко, как все это быстро рушится и как же все это действительно примитивно: деньги, гламур, мещанство, мнимые страсти. Достаточно одной мины или бомбы.

Поэтому 'Предстояние' - очень актуальное кино, необходимое современному и испорченному западным нигилизмом зрителю. Это не значит, что все вокруг меркантильные потребители. Просто их большинство, и это очень горько. Смотрите, думайте, и самое главное - попытайтесь чувствовать картину, о которой спустя время все вспомнят. Это я гарантирую.

P.S. Написал положительную рецензию не потому, что мне захотелось 'лизнуть', просто мне стало совестно, что картина, из-за которой у меня снова в прямом смысле слова заболело сердце, была некогда незаслуженно опорочена моим слепым гневом на красном фоне.

10 из 10

03 июля 2011 | 04:54
  • тип рецензии:

Я практически российские фильмы не смотрю. Но есть у меня знакомый, который посоветовал посмотреть 'Утомленные солнцем - 2'. Я сначала почитал отзывы, и как-то не решался - сплошь негатив был в них.

И всё же, спустя 2 года я его посмотрел. И был очень крайне удивлен, что в постсоветском пространстве, на уровне министерства, с таким громадным бюджетом сняли такой достойный фильм.

Кто сказал, что в фильме о войне должны быть факты, факты, и ничего кроме фактов? Я всегда считаю кинематограф искусством. Режиссер никогда не обязан связывать себя фактами, а выбирать условности, предположения, создавать своё мнение, передавать свой взгляд, и своё суждение.

В этом фильме я увидел историю семьи, судьба которой была сломана режимом кучки людей, которые строили в своё черное время псевдокоммунизм. И эта самая семья, невзирая на ужасы войны, на разлуку, продолжает верить в то, что когда-то они всё же будут вместе. Вера - это лейтмотив всего фильма. При чем каждый из персонажей верит в своего Бога. Для комдива Котова этим самим Богом есть Семья, для дочки Котова в своё время Богом была мина, которая спасла её. Для пионерки-доносчицы Богом был коммунизм, на который она молилась, и ради своего Бога она могла плюнуть на человека, и выдать его, надеясь что где-то ей аукнется. Солдат верит в то, что его дом в Минске еще стоит, и верит что увидит свою семью.

Михалков просто подбирал условные образы, не всегда удачно, но это всего лишь образы, неотъемлемая часть художественного кино. Мы ведь не документальный фильм смотрим то. Меня вообще улыбнула фраза, наподобии 'Михалков-Рэмбо'. Рэмбо там и не пахнет. Я увидел человека, который пытается выжить в войне, не просто ради того, чтобы жить, а его держит Вера в то, что он найдет свою Семью. У него вообще нет надежды, но где то там, в глубине пылает тусклый такой огонек - Вера.

Фильм навел на размышления о том, что немногим семьям удалось воссоединиться пройдя войну, но такие люди есть. Семейные ценности не может разрушить война, которая врывается в дом, и Михалков нам на это постоянно намекает.

Я недолюбливаю фильмы, в которых через край хлещет жестокость. Утомленные солнцем 2 держит эту грань на балансе, не переступая её. Всё в фильме умеренно, игра актеров впечатляет. Реалистичная картинка, постановка сцен выполнена блестяще.

Не обошлось и без минусов, как и во всех фильмах. Некоторые сцены были немного абсурдны. Я насчитал 3. Сцена с немецким пилотом, который хотел отбомбить корабль тем, чем обычно не бомбят, и последующая сценка его убийства. История про пилотов, которые несли с собой бомбу, и отцепив её, она в свою очередь влетела в церковь. И про люстру. Просто неудачно схалтуренные моменты.

Но в целом фильм очень понравился. Такое у меня альтернативное видение сюжета. Рецензию на фильм пишу впервые, и именно про этот очень захотелось написать.

8 из 10

29 ноября 2012 | 13:54
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: