Давно ли вы списали со счетов Николаса Кейджа? 25 лет назад, теперешний герой ооочень странных фильмов получил “Оскар” как лучший актер за драму “Покидая Лас-Вегас”. Время летит так быстро, что Нико уже успел четыре раза развестись, залезть в долги по бракоразводным процессам, продать имущество и подойти к черному входу Голливуда. Но как по мне - он кайфует. Замечая его фотографии в различных иностранных таблоидах, я вижу не обиженного и расстроенного от свалившихся неудач хмурьяна, а веселого дядьку, этакого бездельника, который не запаривается по пустякам и просто жи-вёт. Вот и в пятый раз он женился, в феврале этого года - на японке, которая младше него на 30 лет, познакомившись с ней в одном из ресторанчиков страны восходящего солнца /одна отсылка к фильму уже есть/.
К чему я вообще так много говорю о биографии Кейджа? Да потому что без понимания того, в какой он жизненной позиции, тяжело воспринимать нынешние фильмы с его участием. “Узники страны призраков” - еще одна странная картина в карьере актера. Но если не лениться, а поискать лежащие на поверхности отсылки и хорошенько к нему подготовится, например - прочитав биографию японского режиссера Сиона Соно, посмотрев фильмы, снятые им, то паззл должен сложится. Лично я ждал выхода “Узников” с февраля, когда он только-только показался на Sundance. Согласитесь, откровенные фильмы категории B там не крутят.
Не буду пересказывать сюжет, прочтите синопсис сами. Смешение жанров антиутопии, вестерна, фэнтези и смачного трэша перед вами. Зайдёт не всем, если вовремя не заметить отсылок к бомбардировкам Хиросимы, и после этого не понаблюдать за мотивами жизни людей из страны Призраков. Но не переусердствуйте - “Узники”, это не какое-то там кино чтобы сильно думать над ним. Место развлечению, играм в слоу-мо, смешным диалогам и удивительному своей бредовостью сюжету найдется. Рискнешь? Побудь настоящим Кейджем из первого абзаца. Ну хоть немного.
В некотором царстве, некотором государстве жили люди павшие под гнетом порабощения, так бы они жили не образуйся на близлежащих землях ядерный Диснейленд, похожий на наркотический трип студента-сюрреалиста. Жили там дядьки страшные, и чудеса творились мерзкие, и это вполне нормально на внутренней Японии мира Neverland. Правил царством отошедший от дел Отис Дрифтвуд, сошедший с послужного списка Роба Зомби, отрастил он бороду, обстриг космы, и примерил на себя должность губернатора, взяв в подчинение расовых японских ковбоев, дабы порядок был и дань спагетти учитывалась... Но как бывает всегда, чужак с благими намерениями и грязными делами оказывается не в том месте, не в то время, именно на его плечи и титанические залысины ляжет великая миссия по спасению беглянки, внучки императора, пардон, губернатора.
Авэ трэш дали, авэ Николас Кейдж, мы начинаем падение в бездну мусорного качества!
Утопический город призраков навевает мне ассоциации с долиной снов где все умеренно реальное темно переплетается с образами из легенд. Так и здесь, старый добрый пост апокалипсис японского толка в стиле спагетти-вестернов. Николас Кейдж принял факт своего бессилия перед индустрией дорогостоящего кино, и переключился на независимые ленты, вот тут то потенциал дремавший в голливудской долине и раскрылся! Словно веер гейши, оуе. Николас вступает в эту экзотическую битву с выходцами из ядерного гетто, где сюжет варьируется между качественным сюрреализмом японского толка и годным файтингом с участием тех самых японских фриков и странных монстров. Но это сражение ближе к японскому эксплуатационному соусу с пряностями из идиократии, т. е мистицизма не так много, а гипер пафосного воителя-Никто более чем достаточно. Трэш по большей части генерирует Билл Моусли, к счастью без фирменного образа проехавшего психа. Мне вообще Моусли доставил неистовое удовольствие, облаченный в белоснежный костюм и ковбойские сапоги и стэтсон, он словно полковник Сандэнс из преисподней стремится создать американскую мечту в городишке эпохи вестернов, неимоверно доставляет! Но, до поры до времени. Из Узников получился бы великолепный образец кровавого трэша если бы не хромающий сценарий и странности постановки.
Режиссер так и не понял что же он хочет снять комедийный боевик с фантастикой, или все таки дань эксплуатационному кино с уходом в сюрреалистические дали. Отдельная претензия к Биллу Моусли, он играть может, но бездарно отыгрывает на отшибись, несмотря на то, что в касте с ним Кейдж, не того уровня ждёшь от Билла, может возраст сказался? Ник Кейдж в свою очередь типичен и предсказуем, вновь буйство лицедейства, вновь пафосные речи, да, игра доставляет, но не настолько чтоб его хвалить, в целом персонаж занимательный, но без искры. Словом от ожиданий побоища Кейджа остался пресный вкус, иногда большой размах локаций и пафоса вовсе не означает качество, увы.
С нетерпением ждала нового фильма Сиона Соно, поскольку уже с знакома с его творчеством, и его фильмы мне нравятся и-за безумных сюжетных поворотов и атмосферы. Так что, приступая к просмотру 'Узников страны призраков', я примерно представляла, что меня ждет.
Как обычно, в фильме есть основные фишки режиссера: завернутый сюжет, безумие и немного крови. Ну а бонусом еще и Николас Кейдж.
С ходу привлекает место действия фильма. История происходит где-то в Японии в самурайском городе, который с одной стороны представляет классическую Японию, а с другой вплетен в некий постапокалиптический Дикий Запад. Такой своего рода постапокалиптический кабуки-вестерн, где смешались девушки в кимоно, самураи, племена, японские байкеры и Николас Кейдж в кожаном комбинезоне, начиненном взрывчаткой.
В фильме интересное начало, где происходит знакомство с основными персонажами: Губернатором и Героем (персонаж Кейджа). Вектор задан: найти Бернис, пропавшую внучку Губернатора.
С этого момента в истории начинаются странности, сюжет распадается на какие-то хаотичные эпизоды. В какой-то момент словила себя на мысли, что не понимаю происходящего. Очень много сцен, которые не дают ответов, а еще больше запутывают.
Основная проблема - это непроработанный сценарий, из-за которого распадается сюжет, и в итоге не сходится пазл.
Ближе к концу становится чуть понятнее, за что бороться Герою. Концовка очень бодрая с перестрелками и драками на мечах. Это классический прием Сиона Соно. Эти сцены порадовали.
Также впечатлил хорошей актерской игрой Билл Моусли, сыгравший Губернатора.
А вот Николас Кейдж, в общем-то, особо не поразил: местами переигрывал, местами недоигрывал. Хотя в кожаном комбезе смотрелся неплохо и в декорации самурайского городка любопытно вписался.
Итого: фильм странный, сюжет с несостыковками, но смотрится все же с интересом за счет атмосферы и декораций. Фанаты Сионо Соно и зрители, привыкшие к экранному безумию, могут ознакомиться.
Но, по моему мнению, это один из самых слабых фильмов из творчества режиссера.
Николас Кейдж творит странное. Вообще, он этим занимается с самого начала своей карьеры. Ну а что ещё, собственно, остаётся человеку с самой своеобразной мимикой и манерой игры во всём Голливуде? В какой-то момент он с вершины славы спустился на самое дно. Тратил деньги направо и налево да снимался в сомнительных проектах. И, вот, пришло время самого дикого, по мнению Кейджа, фильма в его карьере.
Стоит признать, что это действительно так. Сион Соно для своего англоязычного дебюта решил объединить два наиболее экспортных американских и японских жанра - самурайское и ковбойское кино. Так, в постапокалиптичном будущем один из городов придерживается эстетики мечей и револьверов. Вот там и сидит главный герой картины. Пойманный грабитель банков. Ему дают шанс получить свободу, если удастся выполнить поручение губернатора, а именно - найти его пропавшую дочь (София Бутелла). Герой пускается в путь, а на его шее, руках и яйцах мигающая отсылка к 'Отряду самоубийц'. И, вот, он пускается в путь по бесплодным землям.
Сперва кажется, что эта картина - абсолютно безмозглый треш, заполненный каким-то японским колоритом. В общем-то, так и есть. Но тут можно встретить и интересные метафоры вроде остановившихся часов в одном из поселений. Его жители боятся хода времени (читай - перемен), ибо всё взорвётся. А взрыв и стал причиной их обречённого существования.
Николасу Кейджу во всём этом трэше чувствуется хорошо. Видно, что он по-настоящему кайфует от своего участия в настолько нестандартной картине.
Стоит отметить, что несмотря на всю низкобюджетность, некоторые боевые сцены поставлены замечательно. В особенности те, в которых фигурируют старые-добрые мечи.
'Узники страны призраков' - это какой-то постапокалиптичный антиутопический трип, в котором лучше всего и быть Николасу Кейджу. Визуально очень интересный, но по-большей части безмозглый проект.
Отказываясь идти традиционными художественными тропами, японский режиссер Сион Соно выбрал свой особенный творческий путь и заделался одним из самых примечательных независимых азиатских постановщиков, каждая работа которого отличается чем-то необычным, а значит притягивающим к себе внимание. Стараясь в полной степени контролировать весь процесс создания своих фильмов, Соно практически всегда закреплял за собой функции сценариста, а если таково по тем или иным причинам было невозможно, то он вносил свои правки в чужую работу, и только после этого приступал к активному съемочному процессу. Будучи самодостаточным и вызывающим творцом, неугомонный постановщик выпускал как минимум от одного до трех фильмов в год и старался при этом никогда не повторяться. Соно брал в оборот проблематику порно-индустрии, снимал довольно забавный рэп-мюзикл, не упустил из виду возможность поведать широкой международной аудитории о кошмарных последствиях бомбардировки городов Хиросима и Нагасаки. И это лишь небольшая доля того, что интересовало Соно, и что он в конце концов описал языком откровенной художественной эксцентрики, которая граничит с форменным безумием. Но несмотря на свои специфические творческие эксперименты, смешивающие воедино жанры, неоднозначных героев, фантазии, философию и прочие элементы повествования, Соно сумел добиться немалого признания на многочисленных мировых кинофестивалях и заимел весьма серьёзную армию поклонников, которые ожидали момента, когда режиссер наконец сможет поработать над громким англоязычным фильмом, который смог бы прибавить его фигуре еще большей популярности. И подобное событие наконец произошло в 2021 году, когда на экраны ворвались 'Узники страны призраков', о которых зрители и критики просто не могли не говорить.
В центре сюжета фильма находится весьма запоминающийся и немного странный парень, которого представили под прозвищем Герой (Николас Кейдж собственной персоной). За некую провинность оказавшись в тюремной камере, Герой лишился практически всей своей одежды и его по любому ожидают не самые веселые перспективы. Однако ему все же предоставляется шанс избежать верной погибели, ведь в его услугах нуждается Губернатор (Билл Моусли), деспотичный властитель города, у которого пропала дочь. Ищейки правителя не в состоянии помочь своему боссу в столь ответственной миссии, да и гораздо удобнее отправить на верную бойню Героя, которому мало того, что ничего не надо платить, так и его возможная смерть не огорчит ровным счетом никого. А чтобы парень не задумал банально сбежать, Губернатор приказывает присоединить к его телу взрывной заряд с детонатором, который работает через определенное время. В связи с этим у Героя вообще нет иных вариантов, кроме как согласиться на столь ответственную авантюру и отправиться в места, где выжить сложно не то что простой девушке, но даже таким матерым уголовникам, как он сам. Так что впереди нашего героя ожидает встреча с озверелыми бандами, призраками, гейшами и прочими диковинными существами удивительного пантеон, словно изначально созданного лишь для того, чтобы сводить людей с ума. Впрочем, и без того пребывающего на грани реальности и астрала Героя подобным шибко не удивить. Для него важно лишь найти девушку, а все остальное приложится уже потом.
Как уже стало понятно, режиссер Сион Соно завсегда предпочитал снимать свои фильмы исключительно по собственному сценарию, а если это представляло собой проблему, то он при первом лучшем случае корректировал сторонние драматические наработки. Что же касается ожидаемых 'Узников страны призраков', которые обещали сделать Соно воистину культовой международной фигурой, то здесь изначально все пошло не по плану. Заимев непредвиденные проблемы со здоровьем, которые уложили его на больничную койку, режиссер не имел возможности детально поработать над сценарием, написанным Аароном Хэндри и Реза Сиксо Сафаи, в связи с чем пострадала смысловая нагрузка картины. В отличии от большинства предыдущих работ мастера, 'Узники страны призраков' уже не настолько интригующие и чудаковатые. Они скорее пытаются казаться таковыми и в визуальном плане идеально передают художественное видение режиссера, однако блеклые диалоги и не самые броские поступки, которые свершает главный герой, отчетливо сигнализируют о том, что во время работы над проектом Соно явно выкладывался не на все сто процентов, из-за чего 'Узники страны призраков' смотрятся тяжеловато и не в полной мере увлекают в свою суть. Безусловно, местами режиссер дает о себе знать и проявляет подлинные чудеса своего фирменного неудержимого стиля, граничащего с отборным трэшем, но после каждой такой сцены наступает слишком долгое затишье, из которого порой очень сложно выбраться не только режиссеру, но и ведущим знаменитостям, которые решили ввязаться в эту авантюру и полагали, что сотрудничество с японским самобытным мастером обернется для них воистину вдохновляющим результатом, способным украсить карьеру.
Говоря о своем опыте работы над 'Узниками страны призраков', завсегдатай авторского специфического и теперь уже неизменно независимого кинематографа Николас Кейдж сказал, что это его самое безумное кино за всю карьеру, а ведь кого он только не переиграл, начиная от парня, которому кажется, что он стал вампиром, и заканчивая утратившим рассудок папочкой, который на пару с мамочкой пытается убить своих детей. Конечно же, в словах Кейджа есть своя истина, однако необходимо все же признать, что режиссер Сион Соно не дал в полной степени развернуться ни себе самому, ни своей команде, от чего 'Узники страны призраков' лишь пытаются быть в корень сумасшедшими, но на деле до такого уровня при всем желании не дотягивают. Да и сам персонаж Кейджа при всей своей показательной эксцентрике, является довольно предсказуемым героем-страдальцем, у которого в прошлом таится немало собственных призраков, и с ними рано или поздно необходимо столкнуться, чтобы понять, что делать дальше. И вот подобные стенания и рассуждения влияют на энергетику персонажа Кейджа, останавливая его в тот момент, когда вперед необходимо нестись сломя голову, ведь именно этого все от фильма и ждали. Причем даже тогда, когда Герой сыпет на камеру юмор и старается казаться как можно более ироничным, ты понимаешь, что это лишь попытки имитировать веселье, а не искренняя комедия внутри яркого драматического фарса.
В итоге хочу сказать, что 'Узники страны призраков' оказались далеко не тем безумным фильмом, которые многие хотели бы видеть, и тем не менее это примечательная и действительно неординарная работа от режиссера, который даже будучи не в лучшей физической и творческой форме старается хоть частично напомнить о себе и своем необычайном творческом стиле.
Типичный Сион Соно. Яркая и эффектная, колористически насыщенная картинка, динамика и хоровод памятных образов перемежаются с достаточно скудным развитием сюжета и смысловым посылом. Ну разве мало было постапокалипсисов или лент, эксплуатирующих приключения Змея Плискина?
И эти образы делают ленту. Тем более, что в главной роли Николас Кейдж. И пусть, каждая его гримаса вызывает скорее доброжелательную улыбку - слишком уж интересен тандем странного японского автора и не менее странного американского актера.
А тут есть, что вспомнить. Многого стоят танцы дикой секты неизвестного культа воздающие хвалу взрыву ядерной бомбы. Да и неожиданно взрывающиеся половые железы одного из персонажей могут наверное заставить взгрустнуть Тарантино (он известный любитель подобных фокусов в своих лентах). Воспоминания об ограблении банка, которые будут преследовать героя всю жизнь. Обгоревший до неузнаваемости Ник Кассаветес.
В конце концов, даже битвы на мечах тут поставлены весьма убедительно. Таких памятных моментов в ленте немало, но... все это не гармонирует друг с другом. Фильм скучен, история банальна, сюжет тягомотный.
Безымянный герой фильма (Николас Кейдж) неудачно грабит банк и попадает в казематы всемогущего Губернатора, управляющего небольшим городком (а возможно и всей страной). Чуть позже от бородатого городничего сбегает любимая внучка и дедушка решает послать за ней томящегося в тюрьме преступника, которого позже все будут величать не иначе как «Герой». А чтобы не сбежал, на него одели специальный костюм со взрывчаткой в паху – ну, мало ли что. Так начинается полное безумств и опереточных страданий путешествие Героя на темную сторону – загадочную Страну Призраков.
Новый проект малоизвестного российскому зрителю режиссера Сиона Соно, сам Кейдж назвал не иначе как самым безумным в своей карьере. Отчасти это так, но заявленное безумие разворачивается не в сеттинге картины (там всего пару вялых драк и минимум перестрелок), а непосредственно в приеме повествования.
Ожидаемо развлекательный сукияки-вестерн, Соно, неожиданно превратил в национальный театр Кабуки, где, например, решились бы поставить «Безумного Макса» в стиле шекспировской трагедии (кстати, Кейдж в фильме цитирует «Гамлета»). Реплики героев тут часто дублируются хором девушек, а герои играют так, будто перед ними не оператор с камерой, а театральные подмостки, где удобно расположились зрители. Нарочито бутафорские декорации, мизансцены, репризы и даже в своем роде буффонада – в наличии. Если это можно считать безумием, то это – оно и есть.
Без сомнения, авторское высказывание режиссера никак не превалирует над содержанием. Соно избегает шаблонов, там где нужно тише – делает громче, там где должен быть трэш – красноречивое молчание о вечном и настоящем (ну, или оторванное взрывом яичко Кейджа). При этом обвинить режиссера в формализме крайне сложно. Весь маршрут этого фильма проложен старательно и с холодным упорством самурая. Чем ближе конец картины, тем сильнее проявляется трагический нарратив, пропитанный скорбью и болью режиссера за свой народ и самый страшный момент в его истории. А еще – аккуратные вставки мыслей о глобальном капитализме и экологических катастрофах.
Увы, но все это не делает «Узников страны призраков» зрительской картиной. Это колкий, неуютный и даже порой вызывающий отторжение нарратив. Так что, в золотой коллекции ролей Кейджа, эта картина вряд ли когда-нибудь окажется. А для пост-модерниста Соно она вполне может оказаться мостиком в большой Голливуд. Все когда-то начинали с малого.