К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

23 августа 1973-го один неприятный тип по имени Ян-Эрик Олссон попытался ограбить крупнейший банк в Стокгольме. У Олссона был автомат, несколько заложников и в этой экстремальной ситуации выяснилось, что Ян-Эрик, ну, не такой неприятный парень. Он был достаточно добр к своим заложникам, был грубым непреднамеренно, отчего времяпрепровождение с ним было достаточно комфортным. После инцидента бывшие заложники даже стали собирать деньги для юридической защиты Ян-Эрика, а сама ситуация породила известный термин «Стокгольмский синдром».

В кинематографе же существовало много фильмов об особой связи между пленником и его похитителем, но «Однажды в Стокгольме» стал первым, который попытался исследовать тот известный инцидент. Даже если учесть тот факт, что, возможно, существовали и другие драматизации, они все равно не стали известными в современной индустрии развлечении. Предпосылка проста, знакома и немного небрежна в плане реализации, что делает «Однажды в Стокгольме» менее захватывающей версией «Собачьего полдня».

«Стокгольм» вышел достаточно хорошим, чтобы доказать, что из этой истории можно выжать по максимуму. Увы, подача сюжета несколько косая. Обещая, что это основано на «абсурдной, но правдивой истории» сценарий слишком часто перебарщивает и склоняется к нелепости с самого начала.

Итан Хоук играет парня по имени Ларс – американца, который эмигрировал в Швецию и строит из себя ковбоя. Щеголяя лихими усами, кожаной курткой и легкой улыбкой, Ларс представляется этаким джентльменом-грабителем – молодой версией персонажа Роберта Редфорда из «Старика с пистолетом». Как только «вечеринка началась», Ларс пытается наладить связь со своими заложниками… и часто расплывается в комическом пейзаже, что в конце концов влияет на атмосферу. «Стокгольм» не может повысить уровень опасности, которую должен генерировать подобный антигерой.

Банковская служащая Бьянка находится же в бедственном положении. Сюжет о её неубедительном браке недоразвит, но это и не важно: сексуальное напряжение между ней и героем Хоука всё равно возникает на ровном месте. Или, лучше сказать, о навязывании, которое очевидно исходит со стороны доминирующего Ларса. Возможно, было бы лучше представить грабителя как реальную угрозу, чтобы сыграть на эффекте долго развивающихся симпатий.

А вот само ограбление удалось. Оно происходит настолько внезапно, что работает. Да и конфликт между Ларсом и его подельником Гуннаром (роль исполняет Марк Стронг в нелепом парике) также позволяет инвестировать в эмоциональную составляющую фильма. Персонаж Стронга – настоящий джокер в колоде карт «Стокгольма»; никогда не знаешь, что он выкинет. Подобное хорошо контрастирует с идиотизмом Ларса.

С точки зрения режиссуры фильм уверенный, однако не очень свежий. Тон повествования слишком легкомысленный, что, судя по всему, может оттолкнуть часть аудитории.

Понятно, почему пленники считают, что их лучший шанс на выживание – встать на сторону плохих парней. Однако не очень понятно, каким образом узы, которые они создали вместе, приведут к тому, что заложники начнут защищать своих вчерашних недругов. Просвещения в этом вопросе «Стокгольм», увы, не дает.

6 из 10

21 июля 2019 | 12:48
  • тип рецензии:

Фильм связан с реальными событиями, но при этом имена, возраст их участников, истинное их количество изменены, в основу сюжета положены не документальные свидетельства, а трактующая их статья в американской прессе. Все это способствует созданию одновременного не тяжелого, но и не совсем уж легкомысленного и развлекательного фильма. 'Стокгольм' (без ставшего кинематографическим штампом завлекающего 'однажды в...') сделан как перетекающие друг в друга мелодрама и комедия, с точечными драматическими вкраплениями.

Мелодрама задается рамкой фильма, то есть его начальными и финальными кадрами, показывающими воспоминания главной героини (Нуми Рапас), пережившей несколько дней в качестве заложницы, о разговоре со своим пленителем. В самые первые минуты фильма из ее уст мы слышим определение пресловутого 'стокгольмского синдрома': 'Ты начинаешь любить того, кто тебя похитил'. Очень упрощенное истолкование сложного феномена психики. Но для героини подходит именно такое, потому что оно близко ей и помогает оправдать саму себя - замужнюю мать двоих детей, постоянно возвращающуюся мыслями к, возможно, ярчайшему моменту ее жизни и человеку, с которым этот момент связан. Примечательно, что воспоминания об этом разговоре - он произошел в тюрьме, куда она пришла навестить заключенного - настигли героиню в момент отдыха со всей ее семьей на побережье.

Комедия стартует с появления на экране главного героя (Итан Хоук) в образе ковбоя-рокера в кожаных штанах и куртке, в характерной шляпе на длинных волнистых волосах, оказавшихся париком, и меломана, слушающего радио. Радиоприемник героя то еще чеховское ружье - на протяжении фильма оно не раз 'выстрелит'. НЕ только облик героя комичен. Несуразны и его действия: идя на 'дело', он принимает для храбрости горсть таблеток, по его хаотичным действиям в банке видно, что четкого плана у него нет, как и цели ограбления. Герой затеял захват заложников для того, чтобы освободить из заключения своего друга (Марк Стронг) и, как выяснится позже, наставника в преступной жизни, к которому он относится почти как к брату.

Заложники постепенно понимают, что убивать их никто не собирается, их захватчик не способен на насилие, он только играет такую роль. Он делится с ними едой, играет в карты, развлекает музыкой, болтает о своих любимых фильмах. Настоящим же комедийным злодеем выступает начальник полиции, который в своем стремлении заставить преступника сдаться применяет к нему и находящимся вместе с ним заложникам фактически пытки.

Главный герой, кроме того что является основным источником комедийного в фильме, успевает выступить в амплуа героя любовной истории. Обстоятельства пребывания заложников и преступников в банке в фильме показаны с точки зрения героини Нуми Рапас, ее глазами. Она подвергается опасности, но в то же время видит, что, пока не вмешивается полиция, реальной угрозы для заложников нет; наоборот, захватчик старается помогать им. Попав в экстремальную ситуацию, героиня обнаруживает в себе способность принимать верные решения, проявляет необыкновенную смелость и мужество - чем вызывает искреннее восхищение со стороны захватчика. Он говорит ей о том, что никогда таких не встречал, что она очень смелая, что она самая важная из всех заложников - разве от такого не закружится голова? Вероятнее всего, героиня давно не слышала от своего супруга комплиментов, не говоря уже о признании того, какая она необыкновенная. Находясь в жесточайшем стрессе, героиня пытается держаться, и в этом ей, несомненно, помогает возникшая влюбленность в преступника.

Сюжет фильма объединяет две основных линии: мини-любовную историю заложницы и захватчика и противодействия захватчика и начальника полиции. Обе одинаково любопытны. Еще одним достоинством является игра Итана Хоука, Нуми Рапас и Кристофера Хейердала, которые создают образы, соответственно, великовозрастного неудачника, слишком увлеченного кино, доброго и непутевого; глубоко замужней матери семейства, живущей в режиме 'дом- работа', но обнаруживающей, а может, вспоминающей в критической ситуации, что она умная, решительная, мужественная и при этом она женщина, способная нравиться мужчине; расчетливого, умного и склонного к жестким мерам полицейского.

НЕдостатком фильма является непроработанность образов соратника главного героя и двух других заложников. Последние - абсолютно фоновые персонажи. А персонаж Марка Стронга недораскрыт. Он не такой уж и 'брат' главного героя, это дружба ' в одни ворота' или так только кажется?

Концовка фильма, возвращающая зрителя к образу вспоминающей свой визит в тюрьму героини, слишком короткая. В своем внутреннем монологе бывшая заложница слишком быстро переходит от разговора о чувствах к утверждению, как у нее все хорошо и она счастлива, что выжила. Вероятно, не так она представляла себе эту встречу (обратите внимание на платье героини!), не искреннего удивления, а какой-то другой реакции героя на ее приход она ждала. Но это лишь догадка, а экранного времени концовке уделено совсем чуть-чуть.

Фильм заслуживает просмотра, он не претендует на воссоздание истины, но оставляет приятное впечатление.

7 из 10

05 января 2023 | 14:07
  • тип рецензии:

Канадский режиссер Роберт Будро даёт свои ответы с приукрашенной версией того странного события, которое породило этот термин, в ленте «Однажды в Стокгольме». Нелепое ограбление 1973 года в Стокгольме, в ходе которого бежавший из тюрьмы Ларс Нистрём (в реальности — Ян-Эрик Ольссон) ворвался в банк и, размахивая автоматом, взял заложников. К удивлению полиции, потребовал освободить друга-сокамерника и доставить его же в банк. На этом не остановился и даже вёл переговоры с самим премьер-министром Швеции Улофом Пальме. Надо отметить, что немногочисленные пленники прониклись к грабителю глубоким уважением и сочувствием. Кажется, в те летние дни преступник был более чутким и добрым, а полиция могла без зазрения совести пойти на жертвы, лишь бы остановить его. Сценарий Будро основан на статье под названием «Банковская драма» в журнале New Yorker, которую написал известный американский журналист Дэниэл Лэнг.

Фильм представляет из себя некую смесь из напряженного триллера, абсурдистской комедии и эмоциональной мелодрамы. Если в обычных фильмах об ограблении зрителям важны прежде всего неожиданные повороты сюжета и экшн, то здесь режиссёр поставил на весёлую абсурдность происходящего и полное раскрытие главных персонажей.

С самого начала Ларс не внушал, казалось бы, логичного ужаса, только уважение и заботу по отношению к пленникам, особенно к кассиру Бьянке (Нуми Рапас). Она — красавица и молодая мать двоих детей. Есть порядочный муж. Но вот в определённый момент она слышит от грабителя, что она самая ценная и самая важная, и, кажется, влюбляется в него. Только это вкупе со стрессом или, может быть, не то отношение в семье сыграло свою роль?

Друга-сокамерника играет Марк Стронг, звезда криминальных фильмов. Его персонаж более уверен в себе. Но, несмотря на дружбу, он имеет свои мотивы в деле и внесёт интригу. Очаровательного авантюриста и грабителя играет Итан Хоук. К слову, герой родом из Хельсингборга, но вырос в США. Актёр отлично поработал над акцентом, и слушать в оригинале — отдельное удовольствие. Добавлю: Итан уже сотрудничал с Робертом Будро в байопике о Чете Бейкере под названием «Рождённый для грусти».

Фильм доставляет положительных эмоций, держит в напряжении и трогает. Он о человечности и любви. Желательно смотреть в оригинале

09 декабря 2019 | 16:56
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: