Рассказываем, как пишет музыку автор саундтреков «Игры престолов», «Мира Дикого Запада» и «Тихоокеанского рубежа».
Фанат комиксов и видеоигр, ученик Ханса Циммера и автор двух самых запоминающихся тем телеканала HBO — «Игры престолов» и «Мира Дикого Запада». КиноПоиск рассказывает, из чего складывается творческое видение немецкого композитора иранского происхождения Рамина Джавади.
Пианино и «Великолепная семерка»
В доме семьи Джавади стояло пианино. К счастью, оно было не просто деталью интерьера, погребенной под толстым слоем пыли. Иначе американское телевидение и кинематограф не досчитались бы яркого таланта.
«Как рассказывала мне мама, музыкой я начал заниматься в четыре года, — вспоминает Джавади. — Как-то раз я сел за пианино и просто на слух повторил мелодию, которую только что услышал. Мои родители на это посмотрели и сказали друг другу: быть может, стоит отвести его на уроки музыки».
Джавади начал учиться игре на пианино и органе, в 11 лет переключился на гитару. В это же время дома в придачу к пианино появилась видеокассета с «Великолепной семеркой» Джона Стёрджеса. Фильм 1960 года был записан в отвратительном качестве, и в распоряжении подростка с отличным музыкальным слухом были только последние 40 минут фильма. Но этого хватило, чтобы Джавади влюбился в американские вестерны и пересматривал концовку «Семерки» снова и снова.
«Мне так нравился этот фильм, что я смотрел его каждый день. Мне просто полюбилась музыка», — признается Джавади.
Саундтрек к вестерну написал Элмер Бернстайн, и в 1961 году его работу отметила Американская киноакадемия. Фильм номинировали на «Оскар» в номинации «Лучший саундтрек для комедийных/драматических картин». Под впечатлением от услышанного и увиденного Джавади решил, что станет композитором.
Чтобы приблизить свою мечту, Рамин переехал в США и поступил в бостонский Музыкальный колледж Беркли. Из стен этого заведения в разное время вышли солист Aerosmith Стивен Тайлер, корейский рэпер PSY, канадский композитор Говард Шор (написавший музыку к «Хоббиту» и «Властелину колец»). В колледже Рамин играл джаз, проходил узкоспециализированный курс по саундтрекам, а в свободное от учебы время был гитаристом бостонского поп-рок-бенда My Favorite Relative. Сейчас их альбом можно купить на CD за символические 7 долларов.
«Я не писал песни, просто играл на гитаре. Мы были довольно популярны в округе Бостона. Тогда я думал, что хочу играть в группе, а не заниматься саундтреками. Мне хотелось выступать в бендах и подписать контракт с музыкальным лейблом. Тогда бы начались мировые туры и все такое, но ничего подобного не случилось. В конце концов я переехал в Лос-Анджелес и занялся тем, чем занимаюсь сейчас. Оглядываясь, я думаю, как же правильно я поступил, потому что в молодости я не понимал, насколько далек от своей цели», — говорит Джавади.
Путь Джавади в Лос-Анджелес лежал через немецкий город Кельн, где он навестил своего друга, владевшего магазином гитар. В эту лавочку Джавади заглядывал с самого детства. Джавади обмолвился, что подумывает попробовать себя в киноиндустрии.
«Мой друг мне сказал: „Что ж, я знаю кое-кого, кто знает кое-кого, кто знает Ханса Циммера“», — рассказывает Джавади.
Через две недели, зимой 2000 года, Джавади был уже в Лос-Анджелесе и получил работу в Remote Control Productions — компании Ханса Циммера, чьи композиторы пишут музыку для больших проектов игровой и киноиндустрии. На ее счету музыка к трилогии «Пираты Карибского моря», серии фильмов «Шрек», лентам «Гладиатор», «Кунг-фу Панда», «Миссия: невыполнима 2», «Последний самурай», «Хэнкок», «Царство небесное», «Мадагаскар», «Код да Винчи» и многим другим. Сейчас Джавади 43 года, и он наряду с Junkie XL, Генри Джекманом («Люди Икс: Первый Класс», «Джуманджи: Зов джунглей»), Клаусом Бадельтом («Ультрафиолет», «Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины») и Стивом Яблонски («Техасская резня бензопилой», «Остров», «Кровью и потом: Анаболики») является представителем новой волны голливудских композиторов, вышедших из-под крыла мэтра.
Другими наиболее известными выходцами из Remote Control Productions являются композиторы Гарри Грегсон-Уильямс («Metal Gear Solid 2», «Metal Gear Solid 3», «Metal Gear Solid 4», «Call of Duty 4: Modern Warfare», «Лев, колдунья и платяной шкаф»), Марк Манчина («Братец медвежонок») и Джон Пауэлл («Ледниковый период 2»).
Уроки Ханса Циммера
«На самом деле я пишу код, а не музыку», — говорит Ханс Циммер. Его подход, о котором уже рассказывал КиноПоиск, частично перенял и Джавади. По словам композитора «Игры престолов» и «Мира Дикого Запада», самое страшное — сидеть перед чистым листом бумаги или пустой секвенцией на экране компьютера, но важно каждый раз преодолевать свой страх. «Если бы продюсеры сходу усадили меня, дав задание написать небольшой музыкальный отрывок, я бы провалился просто потому, что не знал бы, как это все работает», — признается Джавади.
Читайте также: Композитор-программист: Как Ханс Циммер создает саундтреки к своим фильмам
Циммер объяснил Джавади механизмы работы кинобизнеса и основы композиторского искусства. Он брал его на встречи музыкантов с продюсерами и режиссерами, писал вместе с ним демотреки и вообще разобрал по пунктам технические аспекты своей работы. Чуть позже Джавади стал ассистентом по перкуссионным инструментам, затем помогал координировать работу оркестра и, наконец, приложил руку к созданию саундтрека, пусть и чужого.
Джавади был помощником Клауса Бадельта, писавшего музыку к трилогии «Пираты Карибского моря» и телефильму «Наперекор судьбе». Попутно иранский немец написал несколько композиций для видеоигры «System Shock 2». В 2004-м Джавади уже созрел для самостоятельной работы и занялся саундтреком «Блэйд 3: Троица», где он познакомился с Дэвидом С. Гойером.
Это оказалось полезным знакомством, поскольку позднее Гойер вспомнит о Джавади, когда примется за работу над сериалом «Вспомни, что будет». Проект закрыли после первого сезона, но свою номинацию на «Эмми» композитор получить успел. В этом же 2009 году сценарист «Бэтмена» и «Темного рыцаря» снял «Нерожденного» с музыкой Джавади.
Телевидение как двигатель карьеры
«Блэйд 3» не снискал успеха у критиков и зрителей. Возможно, поэтому фильм не стал трамплином Рамина Джавади в светлое голливудское будущее. Агенту композитора гораздо чаще звонили с телевидения, и Джавади согласился взяться за сериал «Побег».
«Это оказалось мудрым решением. „Побег“ стал таким хитом, что его показывали за границами США. Потом была номинация на „Эмми“. Мне повезло быть частью этого проекта. Никогда не думал, что на карту мое имя нанесет телевидение», — говорит Джавади.
Номинация на премию «Эмми» Джавади досталась благодаря главной теме «Побега». По мнению композитора, ее главная фишка — использование вокала и ударных инструментов.
«То, что вы слышите, — это моя мистерия. Я писал музыку для эпизода и понимал, что частично хочу перенести музыку эпизода на главную тему, потому что понимал: музыка будет иметь большое значение для шоу. В итоге я написал музыку специально для темы и почти не использовал ее в последующих сериях».
Композитор хотел, чтобы люди, даже находясь через стену от телевизора, слышали тему и говорили: «О! Мой сериал начинается, пойду смотреть». У темы должны быть характер и запоминающийся мотив. Музыка должна прилипать и оставаться в голове. Эту цель Джавади ставит перед собой каждый раз, когда садится за новый телепроект.
«В „Мире Дикого Запада“ важную роль играет пианино. Джона (Джонатан Нолан) показал мне кадры первого эпизода, в котором начало планировалось в салуне, где роботы собираются вместе, и робот играет на пианино. Я знал, что вокруг этого будет построена сцена. Автоматически тема стала для меня особенной. Не посмотри я кадры, двинулся бы в совершенно ином направлении», — объясняет Джавади.
Пианино в кадре — пианино в музыке. В этом Рамин Джавади отошел от подхода своего учителя. Если Циммер пишет интуитивно, порой полагаясь на эмоции, посыл и впечатления от увиденного, то Джавади дает изображению диктовать свои условия. Он подбирает музыкальный инструмент под происходящее на экране.
«Если в „Мире Дикого Запада“ важную роль играет пианино, в „Игре престолов“ это виолончель, — говорит Джавади. — Получается темный, мрачный звук. Это очень эмоционально звучит».
В «Игре престолов» специфичное звучание получили Белые ходоки. За ледяные звуки отвечает стеклянная гармоника. Дотракийцев сопровождает армянский национальный инструмент дудук. Ланнистеров — скрипка. Своя тема есть у Арьи Старк. Для нее Джавади припас цимбалы — струнный ударный музыкальный инструмент, который представляет собой трапециевидную деку с натянутыми струнами. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек с расширяющимися лопастями на концах. «Получается забавный, молодецкий звук, очень выразительный», — объясняет Джавади.
На вопрос о том, почему Дэвид Бениофф и Д. Б. Уайсс выбрали его, Джавади отвечает, что шоураннерам понравились композиции, написанные для видеоигры «Medal of Honor» и фильма «Битва титанов». Свою роль сыграло то, что в творчестве Джавади заметны этническое влияние и ближневосточные мотивы. Еще одним фактором стала любовь к ударным, которая прослеживается в теме «Побега».
По сути, Джавади пишет темповую музыку, за которую так ругают блокбастеры, но композитору удается придавать ей индивидуальность — за счет выбора инструмента, за счет момента, в который она играет, за счет привязки к деталям кадра, а не общей экспозиции. Прежде чем сесть за работу, один эпизод Джавади может пересматривать сотни раз.
Такой подход сделал Джавади главным композитором HBO. Создатель «Мира Дикого Запада» Джонатан Нолан работал с композитором ранее над сериалом «В поле зрения». Он не уставал осыпать Джавади комплиментами и называть «невероятно талантливым». Бывало, что для той или иной сцены Нолан выбирал уже написанную песню/музыку, а затем Джавади предлагал свой вариант. Альтернатива Джавади всегда выигрывала. Держа в уме предыдущий опыт и услышанное в «Игре престолов», Нолан пролоббировал композитора в свой новый проект.
Поле для экспериментов
В 2008 году Ханс Циммер продюсировал саундтрек «Железного человека». Немец свел режиссера Джона Фавро с тогда еще не таким звездным Джавади. Он не объяснял, что Фавро ждет от саундтрека, и на первую встречу иранский композитор пришел с довольно традиционными оркестровыми наработками. «Ну, это чудесная тема, и она очень комиксовая, но это не то направление, в котором я хочу двигаться, — сказал Фавро, обращаясь к Джавади.
После этого разговора Фавро и его команда выпустили трейлер с музыкальным сопровождением, созданным Black Sabbath. Тогда Джавади понял, что нужно вспомнить гитарное прошлое.
«Это была идея Джона использовать гитару, а не традиционный оркестровый саундтрек. А я подумал, что это отличная идея, потому что так мы сможем выделиться на фоне других фильмов», — сказал Джавади.
Рок-н-ролл, робототехника и навязчивые темы — это то, что нужно было не только Джону Фавро, но и Гильермо дель Торо, ставившему «Тихоокеанский рубеж». Он забрал в свой фильм из «Железного человека» не только Джавади, но и гитариста Тома Морелло. Постановщик дал этим двоим полный карт-бланш, поставив лишь одно условие: «Хочу, чтобы люди бубнили под нос музыку из фильма».
В процессе обсуждения Морелло, Джавади и дель Торо нарисовали собирательный образ пилотов егерей. Они решили, что эти парни и девушки не будут обычными вояками. Они стали рок-звездами, современными ковбоями. Для любителя вестернов Рамина Джавади, который слушает все — от Чайковского до Rage Against The Machines, — «Тихоокеанский рубеж» стал самой масштабной площадкой для творческих находок.
«Когда я прочел сценарий, то понял масштаб проекта. Знаете, когда в „Челюстях“ герои впервые видят акулу, они говорят: „Нам нужна лодка побольше“. Я прочел сценарий и сказал Гильермо: „Нам нужен оркестр побольше“. Иначе как мы справимся со всеми этими огромными роботами и монстрами? — говорит Джавади. — У нас было около 100 музыкантов, большой русский хор, много ударников. Мы набрали все, что только можно. В каждой инструментальной сессии участвовало больше народу, чем в обычном оркестре. Нам был нужен масштабный звук».
Джавади придерживается убеждения, что нет ничего лучше живой музыки. У компьютера есть лимиты, а у оркестра — нет. И в этом состоит еще одно отличие Джавади от своего учителя Циммера.
Но вернемся к «Миру Дикого Запада». У этого проекта гораздо больше общего с «Тихоокеанским рубежом», чем кажется на первый взгляд — по крайней мере, если смотреть взглядом композитора. На экране вестерн сочетается с научной фантастикой, а виды прерий чередуются со сценами в компьютерных координационных центрах. Джавади, в свою очередь, на пейзажные виды решил наложить гитару, пианино и ударные, а в холодные коридоры компании Delos поместил звуки синтезатора и электронное звучание. Но своим главным достижением Джавади считает «пасхалки» — обработанные мелодии «No Surprises» Radiohead, «Black Hole Sun» Soundgarden, «Paint it Black» Rolling Stones и «Forest» The Cure.
«Что мне больше всего нравится, так это эффект внезапности. Знакомая мелодия возникает из ниоткуда. Вы видите обстановку, одежду героев и одновременно понимаете, что это роботы, изделия современной индустрии развлечений. Вы ждете, что создатели сделают все аутентичным, включая мелодии на пианино. Вы ждете чего-то из того периода времени, а когда там играет нечто современное, вы говорите себе: „Что-то не так. Это все нереально“. Это мощный инструмент, которым владеет исключительно музыка», — восторгается Джавади.
В трейлерах ко второму сезону к списку «пасхалок» добавились «Heart-Shaped Box» Nirvana и «Runaway» Kanye West.
Источники вдохновения
«Тишина — это мое вдохновение. Я просыпаюсь утром, когда вокруг абсолютная тишина, и именно в это время обычно мне в голову приходят идеи. Потому что именно в это время нет внешнего влияния», — признался Джавади.
Важной составляющей успеха композитор называет поиск собственного стиля. Гитара, этнос, любовь к ковбоям и желание экспериментировать — вот четыре элемента, которые помогли Джавади получить статус топового композитора и первого музыканта американского ТВ, который отправился с собственным концертным туром по стране.
Дэвид Бениофф и Д. Б. Уайсс еще три года назад задумали эту авантюру. Им казалось, что музыка достаточно самобытна, чтобы существовать как самостоятельное произведение. Они донесли эту идею до боссов HBO, и Джавади получил полноценную программу, в которой помимо него задействовано 8 постоянных музыкантов, 60 вокалистов и целая бригада специалистов по визуальным эффектам, воссоздающим некоторые сцены на концертных подмостках.
Когда Джавади спрашивают, хотел бы он устроить тур с другим своим саундтреком, он, почти не задумываясь, отвечает: «„Мир Дикого Запада“. У меня есть идеи по „Миру Дикого Запада“. В этом шоу столько классных тем, с которыми можно работать. Это был бы совсем другой формат. И роботы — в этом туре были бы роботы».