Янис Яунсудрабиньш уже при жизни считался классиком латышской прозы. Родился он в Неретской волости, на хуторе Кродзини. Отец умер, когда мальчику было неполных три года. Мать стала единственной кормилицей, и Янке пришлось батрачить с раннего возраста. Его, шестилетнего ребёнка, даже ночью поднимали на работу — погонять лошадей на льномялке, — рассказывает он в «Белой книге». Жизнь протекала (как и у всех крестьян и их детей) в общении с природой, которая «лелеяла и пестовала его нежней, чем материнские руки». Но общение это было своеобразным, связанным с нелёгким крестьянским трудом. В автобиографии Яунсудрабиньш с грустным юмором писал, что матери его ни разу потом не приходилось видеть так много звёзд на небе, как той ночью, когда он родился, и что в момент его рождения пропел петух. «Эту поэзию я не пытаюсь обратить себе на пользу, мне только хотелось отметить, каковы были отношения моей матери с природой».
Яунсудрабиньш всегда старался подчеркнуть взгляды своих предков, особенности их отношения к окружающему миру. Он родился в семье, где не могли наскрести двадцати пяти копеек, чтобы купить шапку, где селёдка была редким лакомством, и мальчишке лишь изредка доставался её хвост. Все это нашло отражение в его прозе. Янис принадлежал к жизнеспособному крестьянскому роду, наделённому отменным здоровьем и недюжинным упорством. С раннего детства у мальчика определилась огромная тяга к знаниям, стремление к жизни, достойной человека. Одну за другой оканчивает будущий писатель волостную школу, затем русскую, наконец, земскую земледельческую, по окончании которой работает управляющим барского имения. Первым прозаическим произведением писателя, увидевшим свет, были «Цветы ветра» (1907), лирическая повесть о трагической любви, принесшая автору широкую известность.
Эта повесть явилась данью романтизму. В последующие годы обретает силу его талант бытописателя-реалиста, Яунсудрабиньш много и плодотворно работает. До середины 1915 года им уже написаны две части трилогии «Айя», вошедшей в сокровищницу латышской литературы. В1925 году увидела свет последняя часть трилогии — «Зима». В 1940 году, когда Латвия снова стала советской республикой, 63-летнего Яунсудрабиня принимают в Союз советских писателей. А осенью 1944 года, по настоянию родственников, он уезжает в Германию — отныне его местожительство Федеративная Республика. Фильм 'Эхо' снимался в 1959. По понятным причинам Янис Яунсудрабиньш не мог сам написать сценарий. Это сделал Фрицис Рокпелнис. Трёхтомное произведение - результат многолетней работы писателя - тема для многосерийного фильма.
Втиснуть его в рамки одного полнометражного фильма, значит, сильно объеднить художественную часть. Из многостраничного повествования приходится выбирать самое главное в ущерб развитию параллельных историй, на которые просто не остаётся времени. По этой причине фильм выглядит 'куцым' словно нарубленным из отдельных кусков. Это не может не влиять на окончательное мнение. И всё же, при внутреннем несогласии со многими эпизодами, я не могу сделать рецензию 'серой' - и Дзидра Ритенберга в роли Айи, и Валдемарс Зандбергс в роли Яниса всеми силами пытались донести до зрителя трагедию любви. Правда, лично на мой взгляд, во всей этой истории мне жаль только одного человека - Иевиню, сыгранную прелестной Иеве Мурниеце. Ибо только ей одной можно сочувствовать, а никак ни Янису, и уж тем более - Айе.
Если Айя - при всех её недостатках - выглядит последовательной в своём поведении (всё-таки Айзуп (Освалдс Берзиньш) - её первая и самая сильная любовь), то Янис чередой своих поступков сумел доказать лишь то, что он слабохарактерный человек, не способный ни любить, ни держать данные им обещания... Грустная история, в которой вроде бы нет виноватых, зато есть дети: Маре, Зента, Рутиня, и есть глубоко несчастная Иевиня. Все они наделялись на одного человека, верили ему, жили надеждой на будущее, а он...