В сериале, в первых трёх сезонах, хорош баланс братско-романтического, кроваво-криминального и лично-семейного, хотя местами похоже на «Крестного отца».
Что хочется особенно выделить и приветствовать, это то, что мужская и женская линии развиваются отдельно и смешиваются эпизодически, когда нужно, главным образом, по лично-семейным вопросам. Гуд и даже зер гуд, что не мелькают перед глазами отличницы боевой, детективной и агентурной подготовки на шпильках и без, всегда правые и сильно образованные. При этом женщины или «старушки» членов клуба играют важную роль в жизни банды байкеров. Особенно хороша «старушка» главаря.
Из общего женского тона выбивается только агентша АНБ или чего-то такого. И ничего удивительного, что по обе стороны криминальных баррикад её называют особью женского пола на с. (не знаю под запретом здесь это слово или нет, поостерегусь) с прибавлением или без прибавления усилительных эпитетов. И она таковой, безусловно, является.
Что интересно, банда наша при всей её кипучей деятельности – нищеброды. Уровень доходов, как у шпаны, и даже не сравнима с легитимным бизнесом. Суммы сделок впечатляют – до 25 тысяч. На всю ораву. Да и то не каждый день. Романтика: вечно сидят без денег и занимают бабло у порно студии или настоящих хозяев города. Ну ещё рэкет маленького городка. Ребята явно непутёвые. Как верно заметил один из подельников, вместо того, чтобы заниматься бизнесом, сыны выживают.
Что ещё забавно. При этом бандосы не забывают страховать имущество и жизни, как добропорядочные американцы. А если забывают, то не получают медобслуживания. Не брезгуют сыны анархии и работать на банки в качестве коллекторов (конфискуют авто в одном эпизоде). Не аккуратно, правда, платят алименты. Ай, яй, яй.
Где-то с 4 сезона парадигма ценностей то ли сценаристов, то ли сынов меняется, и герои стараются более полно удовлетворять свою американскую мечту и даже начинают задумываться о пенсии. Суммы благосостояния вырастают. При этом сценарные процессы оказываются настолько запущены (сценаристы что ли заигрались), что в события приходится вмешивать известную могучую силу из трёх букв. Но не ООН.
От этого же рубежа (с начала 4 сезона) лжи, интриг, пенсионной жадности и «кетчупа» становится столько, что караул. Много прокрастинации: всё будет, потом разберёмся, посмотрим, как пойдёт и так далее… Непруха прёт со всех сторон и не отпускает. И море «кетчупа». Но об этом я уже сказал.
В целом для сериала актёры играют сносно, сюжетные ходы в меру не стыкуются. Кое-где сценаристов, наоборот, хорошо пробирает, и они выдают остросюжетные и грамотные повороты. Особенно порадовала концовка третьего сезона. Зачёт. Или, например, отлично получился некий святоша с дочуркой, так и хотелось дождаться, когда их придушат с отягчающей жестокостью (так ли это, я вам не скажу).
Местами актёры всё же переигрывают, особенно молодой, вице-президент. Вообще на эту роль актёр подобран плохо. Ну, какой он жестокий социопат, каким хочет казаться. Сложно поверить. То ли играет плохо, то ли слишком привлекательная мордашка подводит.
Диалоги ничего, можно слушать, есть отношения, всё по делу и сюжету. Лично-семейные перипетии тоже хороши, кое-где даже разгораются настоящие страсти. Иногда не совсем по-женски, довольно кроваво действуют «старушки». Что не идёт молодой, а старая в этом убедительна.
Если вспомнить историю, то мы так жили в только 90-е. А они вот постоянно (не только по этому источнику сужу, посмотрите документальные фильмы Мура, там тоже о провинциальном американском криминале есть).
Сериал неплохо проливает свет на байкерское движение, если мы говорим о мотоклубе как об ОПГ.
Брутальные парни, мотоциклы, оружие, наркота, алкоголь, вольнодумные (так сказать) барышни. Вместе с тем - братство, семья, долг и свое понимание о чести. Это то, что действительно есть. Байкеры - именно такой народ. Ничего не стоит выскочить из семьи, если необходима помощь другу, брату.
Но вот ко второй половине сериала начался какой-то тотальный перебор: все понятия, нормы, святые догмы, на которых вообще держалась вся эта дружба, в какой-то момент начинает резко меняться.
Потрясающая игра Чарли Ханнэма (ему вообще хорошо даются бандитские и хулиганские роли), очень суровый взгляд, в который он умело добавлял сострадание, чувство выбора или нежность. Актер словно пережил каждый момент сериала.
Хочется отметить игру Кэти Сагал: великолепно. Она для байкерской культуры дала практически нарицательное 'Джемма' - которое как раз и обозначает приближенную к байкерской жизни женщину, вхожую практически во все дела.
Пэрис Барклай и Гай Ферленд, которые стаи режиссерами сериала, действительно удивили, как и вся их команда. Все-таки замахнуться на такую непростую, достаточно неизученную тему и передать ее довольно хорошо - это огромный и кропотливый труд.
Видимо, у команды были хорошие консультанты, чтобы так красиво и практически безошибочно передать детальность: нашивки, звания на нашивках, клабхаус клуба, характеры. Круто, молодцы.
Но концовка - это то, что оставит после себя такую массу вопросов, настолько круто перевернет все понимание о байкерах, да и вообще о мужчинах - что после этого не захочется уже смотреть заново. Действительно, очень мутно получилось, даже несмотря на закос под классику.
Но музыка, картинка, способы съемки, диалоги, некоторые приемы и решения - это то, что действительно можно было наблюдать в таких движениях.
В свое время с этого сериала начался мой сериальный 'запой', когда, включив первую серию какой-либо работы, я не могу отключиться от этого погружения до финальных титров.
Сериал, который разгоняется очень медленно, что возможно оттолкнет тех, кто включит первую серию без подготовки. Я сам на ней чуть не уснул! Но спустя пару серий динамика начала расти и расти и почти до самого конца сериала она разгоняется.
Сыны Анархии не сериал про добро и справедливость. Но и абсолютного зла здесь нет. Все герои максимально живые и в каждом сидит дьявол свободы. Поэтому крови и убийств тут полным полном. И романтика дороги под двуколесным железным конем так же коротка, как выстрел.
Если вы боитесь, что повествование скатывается - нет. Сериал действительно закончен. И хотя некоторые серии реально можно было бы убрать и ничего не потерять - лучше смотреть его не по одной серии, а запойной пачкой по 4-5 штук за раз. Возможно потребуется отпуск.
Погони, перестрелки, отсылки к Шекспиру, отсылки к религии, несправедливость, предательство, любовь - в нем все. Если вы не боитесь снять розовые очки и погрузится в калечащую реальность - включайте. Возможно на этот мир вы уже никогда не посмотрите теми глазами, что были до Сынов Анархии.
По заголовку, вы сначала можете подумать, что мне тяжело было начать смотреть сериал 'Сыны анархии'. Отчасти это правда. После просмотра такого шедевра, как 'Клан сопрано' было не так легко найти сериал такого же калибра. И как я был удивлен, что таким сериалом окажется 'Сыны анархии'. Начать смотреть сериал было затруднительно, так как я ошибочно полагал, что 'Сыны анархии' является тупым байкерским экшн-боевиком, с не менее тупыми шутками, а в частности шутка про отсутствие одного яйца у персонажа Омлета в первой же серии. После данной шутки я сразу выключал пилотную серию (и так произошло еще 4 раза). Но решившись все-таки досмотреть пилотную серию, я не пожалел ни на секунду. Сериал начинает очаровывать телезрителей с самого начала своими персонажами, необычайной атмосферой байкеров и прекрасным саундтреком, который теперь активно слушается в моем плейлисте.
Действие сериала происходят в небольшом выдуманном городке под названием 'Чарминг' в штате Калифорния. В этом городе находятся куча преступных группировок (маянцы, нео-нацисты, девятки и т. д), которые делят данный город между собой. Очень интересно наблюдать взаимодействие этих группировок с полицией, с которой нередко сотрудничают некоторые члены выше перечисленных группировок. Среди них вспыхивают множество конфликтов на протяжении всего сериала (по причине наркотиков, оружия и конечно же увеличения своего влияния). Также некоторые события разворачиваются не только в Чарминге, но и в других городах, и даже в других странах (например, Ирландия).
Главными героями сериала выступают Джекс Теллер, вице-президент байкерского клуба 'Сыны анархии', жаждущий правды и пытающийся вернуть клуб на «честный» путь по замыслу его отца; Тара Ноулз возлюбленная Джекса Теллера, которую то хочется защитить от всего происходящего в сериале, то пристрелить при первой возможности; Клей Морроу президент и один из основателей данного клуба кровавый «король Сынов», беспощадно стареющий, но жадно держащий в руках молоток и корону; Джемма Теллер-Морроу мать Джекса Теллера и жена Клея Морроу, матриарх байкерского семейства, от ее поступков для 'благосостояния клуба' пробирает до мурашек и концу сериала и вовсе вызывает ненависть. Сериал не ограничивается только на данных персонажах. В нем присутствует колоссальное количество интересных персонажей. Чтобы раскрыть каждого из них мне потребуется не один день.
Об достоинствах Сынов можно говорить долго. С просмотра пилотной серии, единственное, что будет у вас в голове — надежда на то, что все сложится хорошо, у главного героя получится воплотить задуманное. Для любящих размышлять о жизни, этот сериал — находка довольно таки редкая. Помимо уже избитой, но от этого не становящаяся неактуальной, проблема «отцов и детей». Сыны анархии является примером того, как нелегко изменить привычный уклад своей жизни и своего окружения. Всегда на поверхности то, к чему мы привыкли — мы это видим и этим живем. Но где-то внутри спрятано что-то такое, что ведет нас на иную дорогу — на путь света, добра и справедливости. Но как его можно отыскать, когда жизнь всё больше погружается в предательствах, лжи, потерях и смертях? Каждый из вас найдет свои ответы. Но не ждите, что эта история объяснит вам, что такое хорошо и что такое плохо. Герои сериала — обычные, как и вы, люди, не хорошие и не плохие, они просто пытаются поступать так, как привыкли, как считают правильным. Однако, мир жесток, и принять однозначно верное решение, порой, бывает практически невозможно. При просмотре сериала нередко задумываешься, а как бы я поступил в той или иной ситуации.
Сюжет, экшн, развитие персонажей, неожиданные повороты, все это вы можете увидеть, посмотрев сериал. Отдельное внимание стоит уделить музыкальному сопровождению, которое максимально усиливает эффект от просмотра той или иной сцены. Каждый саундтрек «сидит» на картинке как влитой, как рубашка идеального для вас размера. Смотря Сынов анархии, возникает ощущение, что вы тоже находитесь в Чарминге. И это происходит по причине того, что персонажи в сериале живые. Вы сразу проникаетесь персонажами, сопереживаете их трудностям или наоборот разочаровываетесь в них. Абсолютно каждый персонаж находит свое развитие в сериале. Порой можно удивиться, как изменились некоторые персонажи к концу сериала.
Сыны анархии по началу можно назвать драмой, но после 3 сезона сериал потихоньку превращается в трагедию. Не зря в описании сериала сказано: 'Почти шекспировская драма'. Получился этакий Саттеровский Гамлет в коже и на байке. Еще стоит упомянуть о том тренде, что принято считать 'Игру престолов' одним из первых сериалов где почти любой персонаж, в любой момент может погибнуть. Но Сыны анархии и тут преуспели. К концу сериала в живых остаются горстка персонажей. Это заставляет по-настоящему переживать за них. Каждый здесь найдет своего любимчика. Мой безусловно, это Джекс Теллер, которого сыграл великолепный актер Чарли Ханнэм. Его перфоманс в данном сериале заставляет удивиться, почему этот актер не столь популярен. Также стоит упомянуть Рона Перлмана. Его персонаж вызывает одновременно и злость, и восхищение. Это один из немногих персонажей, которых вы 'ненавидите ненавидеть'. В этом и вся прелесть сериала. Тут нет ничего однозначного.
'Сыны анархии' встал для меня в один ряд с такими сериалами, как 'Во все тяжкие', 'Клан Сопрано, 'Прослушка'. Если вам нравятся криминальные драмы, лихо закрученный сюжет, трагичные судьбы (признаюсь, что не раз пускалась скупая мужская слеза от некоторых событии), то это точно ваш выбор. Этот сериал вызывает бурю эмоции и переживаний. Это редкий случай, когда сериал заставляет задуматься над тем, кто мы, чего хотим и правильно ли это.
Сериал «Сыны анархии» олицетворяет собой маленькую комнату в темноте с одним входом и окном, со старыми потертыми обоями на стенах и мебелью в пыли. В этой комнате стоит огромный шкаф, бережно скрывающий скелетов, которых прячет каждый из героев. Полки, покрытые многовековой пылью, не тронутой еще со времен основания байкерского мотоклуба. Множество коробок, в которых мы сможем отрыть всё, что угодно, начиная от дневника умершего отца современного Гамлета, до трупа, похороненного под горой оружия. И вот изредка, в эту комнату, сквозь приоткрытое окно проникает свежий воздух маленького городка и еле заметный луч надежды на то, что каждый персонаж спасет свою душу и откроет свою правду как на исповеди. А правды, прикрытой плотной тканью лжи, там будет так много, что нам ничего не остается кроме того, как влюбиться в каждого героя, в атмосферу, в настроение, в каждую серию сериала «Сыны анархии» и пронести свою любовь до финальной точки этой истории. Как говориться: 'От любви до ненависти один шаг и наоборот'. Ненависть и любовь стоят ближе, чем вы думаете.
После просмотра всех 7 сезонов хочется сказать, что сериал приятно удивил. Изначально начинал смотреть ради Чарли Ханнема (после Джентльменов и Меча короля Артура решил посмотреть и другие проекты) и у меня были довольно заниженные ожидания. Не думал я, что тут может быть что-то помимо криминальных разборок и гонок на мотоциклах. Но Сыны анархии - это в первую очередь сериал про людей, про клуб, его участников и их взаимоотношения. В общем, когда ко второй половине 1 сезона сериал разогнался, оторваться было довольно сложно.
Завязка проста — мотоклуб Чарминга пытается защитить свой город, от влияние извне, пусть и не всегда законными способами. Интересно смотреть за судьбами членов клуба и отношениями Сынов с другими «кланами» и жителями города.
Персонажи — обычные люди, со своими проблемами и трудностями. Любовь, ненависть, месть, совершение ошибок и их исправление… Вместе с героями вы переживете множество эмоций и событий.
Возможно не все актеры играют на высочайшем уровне, но явно очень хорошо и показывают все нужные эмоции, им веришь…
Перед нами криминальный сериал с примесью боевика и драмы, детектива и остроумного, в перемешку с черным, юмора.
7 сезонов по 13 серий в каждом, длительностью от 40 минут до часа 20 каждая.
Просмотр занял около месяца в сложный период квартирного заковывания в гипсе сломанной правой лодыжки в период реабилитации, за что 'Сынам' огромное спасибо за виртуальную поддержку в коротании времени.
После 'Банши', 'Власти в ночном городе', 'Сопрано' мы видим принципиально новый подход и развитие сюжетной линии сценария: солнечный провинциальный городок 'Шарминг' (пер. с англ. 'очарование'). Невысокие 2ух и 3ех этажные здания, будь то городская или торговая недвижимость. На заднем плане прекрасные холмы разрывают горизонт пополам. Погода - вечное солнце и тепло, помню разве что одну серию за все сезоны, чтобы был дождь. Богата и природа отсутствием точечных застроек и асфальто-бетонных джунглей, простор для зарытия трупов в свежевыкопанные могилы.
Группа байкеров, провозгласившая себя мото-клубом одновременно занимается и дистрибьюцией, и убийствами, и поддержанием справедливости в своем городке - крайне оригинально.
Приправьте это горячее привлекательное блюдо не только внешним видом, вкусовыми характеристиками и ароматным пробуждающим аппетит запахом, такими специями как реки крови, которые выходят из своих берегов из предыдущей серии к следующей всё шире и шире.
Актеры подобраны безукоризненно, как и их стиль: Джекс хулиган с 'Зеленой улицы', Рон Перлман злодей в боевиках, Тиг а-ля похотливый Д'артаньян, Шустрила он же панк, Пыр с улыбкой от уха до уха, Лыба скинхед, и прочие персонажи.
Очень реалистично демонстрируются проявляемые героями эмоции, будь то смех, ярость, счастье, боль или отчаяние.
Во время просмотра у вас отношение к персонажам будет меняться от отвращения к восторгу, и наоборот. Эдакая качающаяся неустойчивая лодка, состоящая из череды трупов, зачастую случайных и бессмысленных убийств.
Саундтрек из огромного количества треков на высоте: хардрок, альтернатива, хип-хоп и даже мексиканский реп-кор. Готовьтесь шазамить понравившиеся композиции!
Если вы думаете, что всё действие ограничивается лишь ревом 'харлеев', ведрами пива, красивыми девушками в коротких юбках с татуировками - то вы ошибаетесь. Подобно компьютерной игре с новыми уровнями, никогда не узнаешь, кто будет очередным боссом-злодеем портить жизнь 'Сынам анархии'. Интрига зашкаливает!
Добавим к этому филосовский подход в рассуждениях и глубокие речи персонажей.
Сериал полноценно заслуживает высокий рейтинг с оценкой не менее 8.0.
Когда шёл на боевик про байкеров, а попал на психологическую драму
Я ничего не знал о данном сериале, просто в какой-то момент захотелось посмотреть кино про байкеров. По описанию - вроде как обычный бандитский боевик в байкерском сеттинге, но это крайне обманчивое описание.
Все 7 сезонов посмотрел запоем буквально за две недели, с трудом отрывая себя посреди ночи, чтобы успеть поспать хотя бы несколько часов перед работой.
Сюжет не отпускает и держит в постоянном напряжении. Каждый раз, когда кажется, что крайне запутанная, неправильная и опасная ситуация вот-вот исправится, сюжет делает поворот и всё становится лишь хуже и сложнее. Все отдельные действия и переживания персонажей объяснимы и близки, все обстоятельства довольно понятны, но вот безумные их сочетания настолько порой нелепы, неуместны и ужасны, что от сопереживания главным героям чувствуешь себя эмоционально выжатым. И байкерский сеттинг практически полностью отходит на второй план.
Во второй части сериала есть фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки и добавлены как будто ради добивания хронометража до нужных значений, но их довольно мало и после них сюжет порой делает такие повороты, что ещё какое-то время сидишь приходишь в себя от неправильности и непринятия случившегося.
Отдельной нитью идут интересные размышления о дружбе, доверии, ответственности и балансе между семьёй, данной свыше, и семьёй, которую выбрал сам.
Ради клуба кто-то убивает, кто-то жертвует своей жизнью в том смысле, что мог бы прожить её иначе.
Иначе
Сериал начинается как дорожная баллада с перестрелками. Тут главный герой, как кажется, ищет себя, ищет перемен, но он ничем не лучше/не хуже окружающих. По ним всем ад плачет, а сатана стоит с косой за спиной. Иронично, что все культовые песни, которые играют в фильме чаще всего так или иначе упоминаю ад, апокалипсис, Бога и т.п. Это всё философия, философские измышления без явного ответа. Философия на самом деле никогда не решала ничьих проблем, скорее, только создавала новые. Что мы и видим в фильме/первом сезоне.
Старания сделать лучше путем совершения зла всегда оканчиваются только ещё большим злом. Поэтому ненавистные всех прочих в этом сериале именно главной герой, который вроде как кажется лучше и добрее других. Но нет. На зле добра не построишь. Такой небоскреб с зыбким основанием разрушится рано или поздно. Со злом надо кончать раз и навсегда. Иначе: ни рыба ни мясо.
_
Но в остальном в фильме много социальной инженерии. Наркомания, торговля оружием, продажные и просто сомнительные служители порядка, конкуренция и перестрелки между бандами, семейные отношения – много всего переплетено, поэтому каждый сможет что-то найти для себя. И всё пристойно снято для рамок сериального 'мыла'.
Сегодня, в 2021 году, среди новомодного мусора найти стоящее кино, а тем более сериал, очень сложно. И мне весьма повезло что в своё время прошёл мимо Сынов анархии. Зато сейчас получил настоящее удовольствие от просмотра всех сезонов сразу.
Однозначно сериал займёт место среди моих любимых сериалов. Рядом с Кланом Сопрано. Они одной тематики: грязный бизнес и криминальные разборки. Но если Клан Сопрано хорош уже с 1 сезона, то Сыны разгоняются не сразу. Зато затем жара только усиливается.
В последних сезонах интересная режиссерская находка, в конце серии, после очередного крутого поворота сюжета, идёт музыкальная вставка и показывают как заканчивают этот поворот разные персонажи сериала. Реально круто. И доставляет.
Жизнь байкеров в сериале идеализирована. Конечно, ведь это кино. Кино всегда приукрашает. И кому будет интересно смотреть на серые будни? В которых мы с вами живем день за днём? Здесь же мрачная и кровавая 'типо сказка'. Так и нужно к этому сериалу относиться. Искать какие-то недочёты, какие-то неувязки? Серьёзно?
За эти 7 сезонов полюбил Чарли Ханнэма (Джекс Теллер) как брата. Так же как Энди Уитфилда в Спартаке, как Трэвиса Фиммела в Викингах, как Кита Харингтона в Игре престолов. Единственное за что мне жаль, после сериала Чарли Ханнэма мало снимали. А когда режиссёры наконец-то поймут какой это классный и харизматичный актёр, он состарится и не будет уже хорошо знакомым Джексом Теллером. Только за это. В остальном всем строго рекомендую Сынов анархии к просмотру.
Шлюхи, наркота, оружие, погони, стрельба... - здесь такого много, но оно не главное. Почему только на это все обратили внимание? Ведь основная сюжетная линия, она тут на поверхности.
Давайте припомним: молодой байкер, сын легендарного создателя клуба Сыны анархии, Джекс хочет изменить клуб к лучшему. По заветам своего отца. Прийти в счастливое будущее, где только братство, ровный рокот мотора и спокойная, размеренная жизнь. Вот тут уж точно как никогда подходит поговорка 'Благими намерениями вымощена дорога в Ад'.
Поэтому, ребята, когда вы однажды захотите круто перестроить свою жизнь к лучшему, хорошенько подумайте: может не надо этого делать? Может лучше оставить всё как есть?
Жертва здешнего мифа об отцеубийстве, Джон Теллер, отец Джексона Теллера, даже находясь в могиле, живее всех живых. У Джона говорящая фамилия (teller — рассказчик); его дневник, куда он вписывал свои желания, сомнения, размышления, свое раскаяние и страхи, — его рассказывающий дневник, который находится за пределами сериального времени, ибо написан до событий первой серии, — дневник этот как бы предписывает события, с первой серии начинающиеся. Дневник-рассказ порождает конфликты и интриги, убивает и возрождает, а рукописи с ним — упорно не хотят гореть. Желание Джона предписывает желание его сына Джексона; слова отца — закон сына. Напоминает схему Лакана: закон отца тянет сына из семьи (в 'Сынах' — в основном из криминальной, но в какой-то степени и из материнской) в (относительно) законопослушный социум, а сила инерции, втягивающая, подобно болоту, сына обратно, — это каприз матери.
***
Сериал 'Сыны анархии' рассказывает об одноименном мотоклубе, промышляющем организованно-преступным промыслом, и сперва очень напоминает 'Клан Сопрано'. Субкультура похожа — организованная преступность, американские провинциалы; отличие от итальянской мафии в том, что «Сыны анархии» — мотолюбители-энтузиасты и байкеры, старающиеся спасти родной городок от разрастания в мегаполис и последствий этого: наплыва корпоративных денег и усиления надзора правоохранительных органов. Этнос — белые любой нации. Черные не могут быть членами материнской ячейки клуба. Чтобы отвести от клуба подозрение в расизме, байкерам то и дело подсовывают то врагов, то даже союзников из настоящих американских неонацистов (чтобы по контрасту стало понятно, что «Сыны» таки не расисты»).
Во главе «Сынов» — многогранный и подловатый Кларенс Морроу (Рон Перлман). Его подруга жизни — Джемма Теллер-Морроу (Кэти Сагал). Если уж говорить про говорящие имена, то имя Джемма (англ. gem — алмаз) подходит этой женщине как нельзя лучше — характером она, пожалуй, тверже и бывшего мужа, и теперешнего, и сына, и тем более законопослушных граждан настолько, насколько алмаз тверже углей (но в конце — позорно трусливая). Вице-президент клуба, пасынок Кларенса и сын Джеммы — молодой Джексон Теллер (широколицый Чарли Ханнэм).
Всё в сериале хорошо, но творческий огонёк горит слабовато. Нет ничего наподобие дезориентации, изобретательной работы оператора, как в сериале «Во все тяжкие»; не часты отличные диалоги и самоирония, вовсе нет замечательных психоаналитических и экзистенциальных эпизодов, как в «Клане Сопрано». Нет стильности «Безумцев». Мелькает порой ореол свободы байкеров, когда они мчат по шоссе с большой скоростью; вставляют порой гармонично подходящее музыкальное произведение; некоторые диалоги и эпизоды остроумны и заставляют смеяться. Но на этом художественные изыски и заканчиваются.
Есть вопросы к проработке героев. Благодаря роману Марио Пьюзо поведение сицилийской мафии в «Крестном отце» объяснено хорошо. В Сицилии это поведение возникло как здоровая реакция сильных людей на нестерпимые обстоятельства; в Америки эта реакция, кристаллизовавшаяся в образ жизни, субкультуру, стала уже не такой здоровой, стала, пожалуй, неадаптивной (хотя насчет мафиозных семей «Крестного отца» язык с трудом поворачивается сказать, что они не адаптированы к социуму, в котором живут; скорее, социум не адаптирован к ним). Итальянская мафия «Клана Сопрано» понятна по этой же причине. Насчет Уолтера Уайта мы знаем, как он дошел до жизни такой. Да и прошлое Дона Дрейпера показывают достаточно детально. А вот с Джексоном Теллером проблемы. Откуда у него, необразованного механика из провинции (кажется, и не воевавшего), столько ума, коварства и самообладания, как у нескольких Майклов Корлеоне, понять трудно. Такое впечатление, что некоторые качества характера дали ему потому, что они вписывались в некий общий кино-шаблон «лидер преступной группировки».
В «Сынах анархии» есть все элементы, свойственные кино об организованной преступности: коварство и удары в спину, многоходовые стратегии убийства врагов, сильный сын пытается спасти семью и теряет себя. «Всё, что я делаю, делаю для семьи». Партнеры по нелегальному бизнесу не дают выйти из этого бизнеса. Наркоманы, опасные тем, что стучат с большей вероятностью, чем не-наркоманы, и поэтому их нужно убрать. RICO. Спецслужбы шантажируют преступника, тот вынужден стучать на своих. Жена не выдерживает криминальной жизни мужа. Из «Клана Сопрано» перешла негативная мать главного героя — по-своему кошмарная, в некотором роде хичкоковская птица, хичкоковская злокачественная мать.
Если в «Клане Сопрано» в конце сезонов бывало чувство завершенности, мирно-спокойно-светлого финала безо всяких «клифхэнгеров», то в «Сынах анархии» напряжение обычно только нагнетается. С первой серии начинается кавардак, который идёт от кризиса тяжелого к кризису, который еще тяжелее; от проблемы к проблемам, а от них — к несчастьям, а оттуда — к катастрофам. Иногда — ведь внутреннее время «Сынов анархии» не всегда удачно обозначено — доходит до смешного, ибо создается впечатление, что, куда, скажем, мать Джексона ни сделает шаг, всюду, каждый день и каждый час, появляются враждебные гангстеры, случаются передозы, внезапно возникают неприятности. Эффект иногда комический. В качестве по-настоящему трагического (и катарсичного) лейтмотива жертвенной овечки, проливающей свою кровь за грехи тех, кто заслуживает наказание, — жены и дочери героев, вообще женщины героев (за весь сериал, по моим подсчетам — а не считал я только массовые убийства и убийства мужчин — убито 9 жен, 4 дочери, 1 сестра, вырезано 4 нуклеарные семьи, покалечены жизни 3 маленьких мальчиков; в лучших традициях «Во все тяжкие» с каждым сезоном всё больше жути). Вся эта кошмарная круговерть как нельзя лучше иллюстрирует проблему действий и последствий в околодуховном ключе — в некотором смысле проблему сансары, которая выражается в не раз повторяемом в сериале вопросе: «Когда всё это (т. е. насилие) кончится?»
Повторял этот вопрос и я ('Когда уже кончится сериал?'). К сезону 5-му смотреть дальше не хотелось, симпатии к героям с каждым эпизодом становилось всё меньше. Если «Клан Сопрано» (и «Во все тяжкие») я пересматривал раза 3, то «Сыны анархии» еле-еле досмотрел до конца один раз, да и то потому, что интересно было, чем всё закончится.
В связи с Джексоном Теллером и Майклом Корлеоне вспоминался мне библейский патриарх Авраам, который в иудаизме, христианстве и исламе считается праведником. «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего…» (Бытие 12:1). Аврам, сообщает книга Бытия, особо не медлит с этим исходом. Выходит из Египта и Моисей. В аналогичных ситуациях (если понимать библейские истории аллегорически) Джексон Теллер и Майкл Корлеоне смогли выйти «от родства своего и из дома отца своего», лишь с большим опозданием, да и то — не полностью. Создается впечатление, что в подобных историях идея верности семье доводится до того предела, когда верность эта равнозначна злодейству.