Клуни, на счету которого несколько удачных режиссёрских работ, снял совершенно необязательный, но вряд ли мучительный фильм, забредя на который, зритель без отвращения досидит до конца.
По фильму хорошо заметно, что делавшие его люди получали большое удовольствие от работы, но очевидно, что ни на одной из стадий производства у проекта не было никакой редактуры. Никого, кто сказал бы «это плохо», или «а это вообще для кого?»
Хазанавичус в доступной форме доводит до сведения лиц заинтересованных важную мысль — если запрещено запрещать, то разрешите человеку, наконец-то, быть самим собой — завистливым, злым, узколобым шовинистом и, может, тогда, предавшись как следует всем порокам, ему захочется в мультикультурный рай свободы, равенства и братства. Праведниками из-под палки не становятся.
Это фильм о расставании с веком аристократизма или с феодализмом, и переход к капитализму. Мы можем обозначить этот переход очень красивыми словами: заканчивается время леопардов, начинается время шакалов.
Это грустный фильм, который даёт своему зрителю чуть больше, чем эта грусть. Но не настаивает на этой грусти. Кому-то смешно, кому-то страшно. Конец у всех один. Но пока мы живы, есть возможность сдать назад и не лететь на своём звездолёте с удушающей ближнего скоростью.
Темы добра и зла, греха и невинности, вечного и преходящего, красоты и уродства проплывают у Дель Торо мимо друг друга в огромном, визуально совершенном аквариуме узнаваемого авторского стиля, выросшего из старых сказок, историй о привидениях и фильмов о монстрах.
Это история о том, что даже маленький человек способен на большой поступок. Мир, конечно, не перевернуть, но сделать его чуточку лучше под силу каждому. Посыл как никогда актуальный.