Даррен Аронофски сидит на веранде отеля «Бристоль» в Одессе. На нем футболка, смешные шорты и бейсболка. Никто не замечает режиссера «Реквиема по мечте, пьющего утренний кофе и уже совсем не похожего на того мрачного человека, стоявшего после показа короткометражек братьев Люмьер на красной дорожке в плотном окружении одесситов и гостей города. Даррен смирился с неизбежным и фотографировался со всеми желающими. Вот только на лицо режиссера смотреть было страшно.
Аронофски отправляется на Привоз, а мы идем беседовать с Ричардом Куком, агентом из дублинского агентства Лизы Ричардс. Между прочим, это именно он представляет за границей Данилу Козловского и Юрия Колокольникова, помимо массы ирландских актеров, режиссеров и сценаристов. Ждите обстоятельное интервью.
В следующий раз мы встречаем Даррена уже в кинотеатре «Родина», куда он приезжает на показ фильма Гаспара Ноэ «Любовь». Протиснуться внутрь не получается (у нас, а не у Даррена), но мы не расстраиваемся. На следующий день все в том же одесском кинотеатре «Родина» Аронофски проведет мастер-класс, и его мы вам обязательно переведем, потому что режиссер очень интересно (и с большой долей иронии) рассказывал о деталях своей работы.
Мы отправляемся брать интервью у бывшего главы Венецианского киносмотра Марко Мюллера, который сейчас возглавляет Пекинский кинофестиваль, и — о ужас! — пока мы ждем очереди, рядом снова оказывается Аронофски, уже привычно здороваясь. Интервью режиссер «Фонтана» печатной прессе не дает. Он сделал исключение для пары каналов. В субботу днем Даррен примет участие в протесте #ShellNo (ищите фотографии в твиттере под этим тегом) и прокатится на каяке в компании желающих.
Учитывая то, что мы наблюдали Аронофски две недели в феврале, пока он судил Берлинский кинофестиваль, у нас легкая передозировка.
Говорят, Тьерри Фремо, покидая Одессу, пообещал вернуться. Сюда действительно хочется приехать. Здесь не только хороший фестиваль, но и сам город дышит историей, приветлив к туристам и невероятно кинематографичен. Будь здесь Вуди Аллен, он бы задумал фильм-открытку, но его пока сюда зазвать не удалось.
Мы уже рассказывали вам о главных премьерах Одессы — фильмах «Лобстер», «Сын Саула», «Ангелы революции» и «Реальность». Добавим еще несколько, но уже вкратце.
Мать Луи Гарреля продолжает опыты с режиссурой и снимает новую экранизацию мемуаров Альбертин Саразин с участием Лейлы Бехти и Реды Катеба. В 1957 году Альбертин бежит из тюрьмы Дуллен, куда попала по молодости и по дурости. Она ломает себе кость в ноге (тот самый астрагал из названия) и ищет помощи у проезжающих водителей. За беглянкой утром возвращается только мотоциклист Жюльен, промышляющий незаконными делишками. Альбертин скрывается на квартире у Нини, ревнующей к Жюльену. Девушка влюбляется в своего спасителя, но есть ли будущее у этих отношений — это большой вопрос, поскольку на жизнь Альбертин зарабатывает проституцией, рискуя снова попасться на глаза полиции.
В 1968 году вышла драма «Астрагал», основанная на книге Саразин, а тремя годами позже — лента «Побег» по той же книге. Судьба уроженки Алжира, рассказанная ею, будоражила французских кинематографистов и сейчас снова оказалась на экране. Новый «Астрагал» — черно-белый, с прекрасными актерскими работами, но, к сожалению, слабой режиссурой. Хотя при желании в нем можно обнаружить некую прелесть.
«Атомное сердце» (основной конкурс) режиссер Али Ахмадзаде
Премьера этой сюрреалистической ленты состоялась в Берлине в этом году в секции «Forum». Фильм немного перекликается с «Такси» другого иранца, Джафара Панахи, получившего «Золотого медведя», но он связан с определенными событиями в стране. В 2009 году в Иране была проведена так называемая «хирургия экономики», призванная помочь бедным слоям населения. Семьям было выдано пособие примерно в 15 американских долларов. Но эти события всплывут не сразу. Героини «Атомного сердца» — две девушки, возвращающиеся с вечеринки и встречающие своего приятеля. Вместе они едут по улицам Тегерана, пока авария не сталкивает их с загадочным мужчиной (артист Мохаммад Реза Гользар — вылитый Джордж Клуни). Разговоры продолжаются, становятся все интенсивнее, и вот уже в машине вместо песни «We Are The World» звучит речь Гитлера, а таинственный незнакомец сообщает, что пришел из параллельного мира.
Сам режиссер не скрывает, что реальность первой части сменяется ирреальностью второй, и говорит, что хотел показать другой Иран, тот, который не был знаком миру. И песня Майкла Джексона со звездами музыки как раз подводит черту под мирной жизнью общества. «Атомное сердце» как раз из тех фильмов, которые могут разочаровать во время просмотра, но чем дальше, тем больше будут напоминать о себе и изменять мнение зрителя.
«Дневник девочки-подростка» (секция «Фестиваль фестивалей»), режиссер Мариэль Хеллер
15-летняя художница Минни Гетц радостно рассекает в клешах по Сан-Франциско. На дворе 1970-е, а Минни только что лишилась девственности (ремарка: с бойфрендом матери, красавцем Монро (Александр Скарсгард), который старше на 20 лет). Минни открывает в себе недюжинный аппетит к сексу, но, поскольку обсудить это особо не с кем, она записывает все новые ощущения на пленку и рисует комиксы. Конечно, однажды мать (Кристен Уиг) это найдет, и тогда Минни иначе посмотрит на свое новое увлечение.
Премьера «Дневника» состоялась на кинофестивале «Сандэнс», а затем уже картина оказалась в Берлине в секции «Generations 14 plus», где и взяла главный приз. Фильм мог бы скатиться до агитки против ранней половой жизни, но вместо этого очень трогательно показывает все стадии сексуального пробуждения юной девушки. В Хеллер, актрисе третьего плана, скрывались недюжинные режиссерские таланты, так что теперь от нее будут с нетерпением ждать нового проекта.
«Моя мама» (секция «Фестиваль фестивалей»), режиссер Нанни Моретти
Один из трех итальянских фильмов конкурсной программы Каннского фестиваля в этом году. Моретти возвращается к самому себе времен «Комнаты сына» и снова рассматривает отношения внутри семьи. Маргарита — режиссер. Она снимает драму о забастовке на фабрике, но самой ей сейчас очень нелегко. У ее матери серьезное заболевание, она гаснет прямо на глазах. В больнице больше всего времени проводит безработный брат Маргариты (его играет сам режиссер), а она мучается от трудностей на площадке (дает жару выписанный из Америки звездун с итальянскими корнями, исполненный очень смешным Джоном Туртурро) и от вины по отношению к матери.
Скорее всего, это очень автобиографичная работа для Моретти, но он поступил оригинально и показал вместо себя женщину. Маргерита Буй в главной роли очень спокойна, лишь иногда срывается на эмоции. Но, главное, ей предстоит по-новому посмотреть на свою мать. «Странно, что с возрастом с тобой обращаются так, будто ты глупеешь, — говорит Маргарите мать с постельной койки, жалуясь на то, как обращаются с ней. — На самом деле ты становишься умнее». Кажется, Моретти нравится такая мысль.
«Моя мама» куплена для российского проката и выйдет 24 сентября. Не пропустите.
«Мустанг» (основной конкурс), режиссер Дениз Гамзе Эргювен
Режиссерский дебют актрисы Дениз Гамзе Эргювен — изумительной красоты история пяти сестер, которую быстро окрестили турецкими «Девственницами-самоубийцами». Заканчивается очередной школьный год, и пять сестер вместе с одноклассниками бегут на берег моря, где плещутся в воде с мальчиками. Невинные развлечения будут стоить девочкам свободы. Узнав об этом, их бабка и дядя (родители сестер погибли 10 лет назад), превращают дом в настоящую крепость, убирая подальше все «развратные вещи», переодевая их в строгие платья и открывая на дому натуральную фабрику жен. Скоро одна за другой девочки будут выходить замуж. Разумеется, поневоле. И только самая младшая, бунтарка Лале, не собирается мириться со своей участью и планирует побег.
Драма о судьбе женщины в патриархальном турецком обществе превратилась бы в руках другого режиссера в социальное высказывание, но Эргювен волнует судьба ее героинь, которых она очень любит и показывает необычайными красавицами. Длинноволосые и стройные сестры заперты в своем доме, но спастись оттуда при помощи принца не получится. Принц будет выбран свахами, а дальше стерпится — слюбится. Главное, пройти проверку на девственность. В каком-то смысле «Мустанг» перекликается с «Дневником девочки-подростка», но если в американском фильме героиня исследует свою сексуальность на полную катушку, то ее ровесницы из Турции вынуждены глушить в себе любые ростки эротизма и превращаться из ярких бабочек в серых куколок.
Мы бы с радостью отдали «Мустангу» приз зрительских симпатий (такой есть в Одессе), благо он этого достоин. Еще один момент: музыку к картине писал Уоррен Эллис. Картина, к счастью, куплена для российского проката.
«Наркотик» (секция «Фестиваль фестивалей»), режиссер Рик Фамуйива
Еще один привет от фестиваля «Сандэнс» — криминальная комедия о трех друзьях из неблагополучного района калифорнийского городка Инглвуд. Малкольм (Шамейк Мур), Дигги (Кирси Клемонс) и Джиб (Тони Револори из «Отеля „Гранд Будапешт“») помешаны на культуре 1990-х, носят вареные джинсы, стригутся под любимых музыкантов и слушают хип-хоп. Но в школе их считают ботанами, поколачивают и слегка недолюбливают. Все меняется, когда троица оказывается в ночном клубе, где из-за неразберихи в рюкзаке Малкольма оказывается куча наркотиков. И эту кучу нужно продать. Друзья решают, что светиться нельзя, поэтому продажа пойдет через интернет. Здесь вступают слова «тор», «биткоины» и «черный онлайн-рынок». Если все пойдет как надо, Малкольм сможет осуществить свою мечту и попасть в Гарвард.
Продюсировал картину Форест Уитакер, он же зачитывает закадровый текст. Уитакер знаком с режиссером Риком Фамуйивой, который снимал его в «Семейной свадьбе». Критики от «Наркотика» в восторге, но доведется ли увидеть картину в России, пока не понятно.
«Просто Джим» (основной конкурс), режиссер Крэйг Робертс
24-летний Крэйг Робертс, звезда фильма «Субмарина», дебютировал в режиссуре картиной на распространенную тему об одиночестве подростка. Джим (эту роль молодой режиссер оставил для себя) — лузер и изгой. Одноклассники не садятся рядом с ним в автобусе, обзывают дристуном, а одноклассницы даже понятия не имеют, как его зовут. Но в один прекрасный день все изменится. Дом, пустовавший по соседству, займет харизматичный американец Дин (Эмиль Хирш с приклеенной к губе сигаретой), став другом Джима. Казалось бы, достаточно проколоть уши, сменить прическу и перестать ходить в кино на один и тот же фильм, но не тут-то было. Вместо того чтобы быть заботливым гуру, Дин больше похож на Тайлера Дёрдена, и все попытки Джима стать крутым и загадочным могут пойти коту под хвост.
Надо отдать должное молодому дарованию: Робертс дебютирует в режиссуре лентой, которая прикидывается черной комедией, но мутирует в нуар а-ля «Талантливый мистер Рипли». Несмотря на то, что «Просто Джим» не хватает звезд с неба, нельзя не признать: британское кино в лице Крэйга Робертса получило не только хорошего актера, но и интересного молодого режиссера.
Одесский кинофестиваль подведет итоги вечером 18 июля. КиноПоиск не первый раз освещает этот киносмотр и должен сказать, что одесситам повезло: город уверенно наносится на карту качественных международных кинофестивалей. Потемкинская лестница на прошлой неделе получила статус сокровища европейской кинокультуры, и теперь она в одном ряду с домом, где родились братья Люмьер, кабинетом-музеем Сергея Эйзенштейна в Москве и Центром Бергмана на острове Форё.
Если не верите нам, спросите Даррена Аронофски. Он не только отдыхал, но и кино смотрел. Остался доволен.