Запомнившийся рекордными сборами февраль завершился, дав дорогу первому месяцу весны, представившему американским зрителям первый полноценный блокбастер 2009 года. Всю вторую половину прошлого года и начало этого трейлер «Хранителей» предварял сеансы потенциальных кассовых хитов, студия Warner Bros. не жалела ресурсов на рекламную поддержку своего детища, а затянувшиеся судебные разбирательства между киностудиями только подогрели интерес к неординарной картине.
#
#
Причём первый рекорд 150-миллионные «Хранители» установили ещё до официальной премьеры — картина пробилась в прокатный репертуар 3611 заведений, что стало самым широким представительством на экранах для фильмов с рейтингом R (лица до 17 лет допускаются только в сопровождении родителей или опекуна). Предыдущее подобное достижение, составлявшее 3603 кинотеатра, принадлежало сиквелу «Матрица: Перезагрузка», продержавшись чуть меньше шести лет.
#
#
Конечно, сейчас, когда ведущие летние блокбастеры заполучают 4000 и более площадок, эта количество не выглядит таким уж впечатляющим, но не нужно забывать, что консервативно настроенные владельцы кинотеатров всегда относятся настороженно к таким фильмам чисто для взрослой аудитории. Значительная часть их принципиально избегает появления подобных проектов на своих экранах и прокатчикам всегда приходится приложить немало дополнительных усилий для того, чтобы подготовить полноценный релиз.
#
#
Первые сеансы экранизации популярной на протяжении последних двух десятилетий серии графических новелл начались по сложившейся традиции в полночь в 1595 кинотеатрах. Не желавшие ждать ни единой лишней минуты самые преданные поклонники кинокомикса обеспечили первые поступления в размере 4,55 млн. долларов, зародив надежду на то, что «Хранители» смогут превзойти результат «300 спартанцев», на который в первую очередь ориентировалась создатели фильма и аналитики киноиндустрии. Два года назад добившейся сенсационного прорыва предыдущей работе Зака Снайдера на полуночных сеансах покорилась сумма в 2,5 млн. долларов, хотя тогда в рамках миднайт-показов было задействовано лишь 656 кинотеатров.
#
#
Определённый оптимизм внушали и совершенно невиданные для проектов с рейтингом R 7100 кинозалов против 4800 у тех же «Спартанцев», которые были призваны в значительной степени компенсировать приближающуюся к трём часам продолжительность фильма. Будет справедливо сказать, что мнения разделились примерно поровну, однако уже результат первого дня расставил всё по своим местам. 24,5 млн. долларов пятничных сборов ни в коем разе нельзя назвать неудачным стартом, но всё же эта сама по себе немалая сумма явно недотягивала как до заработанных спартанскими воинами 28,9 млн. долларов, так и до казавшихся вполне реалистичными многочисленных прогнозов.
#
#
Тяжёлый 24% субботний обвал ещё больше увеличил дистанцию между двумя проектами, которая к концу уик-энда превысила 15 млн. долларов. Таким образом, за первые три дня в копилке «Хранителей» очутилась очень солидная, но отнюдь не заоблачная сумма в 55,2 долларов при средней выручке в 15 291 долларов с заведения — шестой результат для прокатного рейтинга R после картин «Матрица: Перезагрузка», «Страсти Христовы», «300 спартанцев», «Ганнибал» и «Секс в большом городе».
#
#
Среди всех мартовских премьер «Хранителям» удалось показать третий результат за всю историю после тех же «300 спартанцев» (70,9 млн.) и сиквела «Ледникового периода» (68 млн.), а среди вышедших на настоящий момент более чем 80 экранизаций комиксов фильм Зака Снайдера занял вполне достойную двенадцатую позицию. Здесь картина разместилась рядом с оригинальными «Людьми Икс» (54,5 млн.) и «Фантастической четвёркой» (56 млн.), не претендуя на лавры Человека-паука, Бэтмена и Железного человека, но всё же застолбив за собой почётное место во втором эшелоне супергероев.
#
#
Оценивая этот результат, стоит сказать, что графические новеллы, послужившие основой фильма, хотя пользуются значительной популярностью, но всё же не могут похвастаться таким массивным спросом и ажиотажем вокруг себя, как другие более известные представители этого жанра. Не способствовало притоку массового зрителя и отсутствие традиционного чёткого противопоставления положительного и отрицательного героев вместе с обилием чересчур откровенных и жестоких сцен, присутствие которых само по себе могло отпугнуть многих не знакомых с оригинальными комиксами любителей кино.
#
#
Вынужденная тщательно взвесить многочисленные «за» и «против» студия Warner Bros. всё же предпочла воздержаться от резких оценок, публично признав полную удовлетворённость первыми сборами картины. «Это, действительно, огромная разница», — говорил руководитель отдела дистрибуции о внушительном 160-минутном хронометраже «Хранителей». «Каждая студия хотела показать свои трейлеры перед фильмом, так что реальная продолжительность каждого сеанса оказалась близкой к трём часам. Когда сам фильм идёт 2 часа 40 минут у вас есть только один полноценный вечерний сеанс. В целом, я очень и очень доволен», — подытожил позицию киностудии Дэн Феллман.
#
#
Отдавая должное этой позиции, всё же стоит признать, что долгосрочные перспективы проекта вовсе не выглядят такими уж безоблачными. Как свидетельствует беспристрастные отчёты прокатчиков, «Хранителям» так и не удалось по-настоящему расширить свою аудиторию сверх стандартного для экранизаций комиксов круга зрителей. Интерес со стороны женской половины аудитории в отличие от тех же «Спартанцев» оказался относительно невысок (лишь 35% от всех посетителей сеансов), 54% от всех зрителей были старше 25 лет.
#
#
Кроме того, если самые преданные поклонники комиксов Алана Мура в большинстве своём остались полностью удовлетворены увиденным, то реакция остальных зрителей оказалась достаточно далека от восторженной. Учитывая это и серьёзные падения по ходу премьерного уик-энда, подобного старта может не хватить даже для выхода на номинальную самоокупаемость, не говоря уже о значительных расходах на массивную рекламную кампанию. Не оправдываются пока надежды и на международный прокат, где глобальная премьера по всему миру сразу в 45 территориях принесла лишь достаточно скромные 26,7 млн. долларов, в том числе 2,3 млн. долларов в России.
#
#
Если в отношении всего дебютного уик-энда «Хранителей» могут высказываться самые различные мнения, то совсем по-другому дела обстояли с сеансами, проходящими в формате IMAX. Весь уик-энд в залах трудно было найти хотя бы одно свободное место, и в итоге на 124 экранах картина заработала огромную сумму в 5,5 млн. долларов — второй результат за всю историю после «Тёмного рыцаря» (6,3 млн.). «Это подтверждает то, что настоящие поклонники всегда идут именно к нам», — заявил воодушевлённый президент IMAX Filmed Entertainment Грег Фостер.
#
#
Едва ли не самым главным обстоятельством, предъявлявшим повышенные требования к дебютному результату «Хранителей», неизменно называлось практически полное отсутствие конкуренции на американском кинорынке. Большинство лидеров кинопроката находились уже, по меньшей мере, второй месяц на экранах, в результате чего одному победителю уик-энда удалось заработать столько же, сколько всем остальным фильмам, занявшим места в первой двадцатке чарта.
#
#
Комедия Тайлера Перри «Мэдея в тюрьме» возглавила эту разнородную компанию, добыв за третьи прокатные выходные 8,53 млн. долларов при вполне допустимом 47% падении. На данную минуту с 76,2 млн. долларов в кармане «Мэдея» занимает четвёртое место в послужном списке прокатчика LionsGate, уступая только «Фаренгейту 9-11» Майкла Мура (119,2 млн.), второй (87 млн.) и третьей «Пиле» (80,2 млн.), причём две последние ленты находятся в пределах досягаемости комедийного проекта.
#
#
На волне такого успеха неутомимый поставщик фильмов для афроамериканского зрителя объявил о дате выхода своих следующих работ. Ещё одна картина, где персонаж Мэдеи будет играть ключевую роль, объявится в прокате уже в этом сентябре, а через год на пасхальные выходные дебютирует сиквел комедии «Зачем мы женимся?». Между тем, суммарная выручка вышедших за последние три года семи проектов популярного в США комедийного исполнителя достигла 356 млн. долларов или в среднем чуть более 50 миллионов на фильм.
#
#
Не сдающаяся под натиском конкурентов стойкая «Заложница» занесла в свой актив ещё один успешный уик-энд, ограничившись наименьшим среди кинолент в широком прокате 26%-ым падением. Заработанные продюсерским проектом Люка Бессона 7,33 млн. долларов предоставили ему редкую возможность перебраться с четвёртого места на третье, увеличив текущую кассу до кажущейся невероятной суммы в 117,9 млн. долларов.
#
#
Добившийся всеобщего признания «Миллионер из трущоб» в минувшие выходные дал первый сбой, распростившись сразу с 43% от предыдущих поступлений — за без малого четыре месяца картина Дэнни Бойла не знала ни одного столь серьёзного падения. Все это время история индийского юноши находилась в центре внимания, но предел его возможностей, судя по всему, уже близок, тем более что уже совсем скоро, в конце марта, на полки американских видеомагазинов уйдут копии фильма на DVD и Blue-Ray.
#
#
Одиннадцатый уик-энд широкого проката и семнадцатый со дня премьеры отправил в массивную копилку «Миллионера» 6,81 млн. долларов, доведя общую кассу до 125,3 млн. долларов. Единственная, пожалуй, интрига завершающих недель кинопроката остаётся в том, сможет ли картина отобрать у комедии «Джуно» (143,5 млн.) звание самого успешного релиза прокатчика Fox Searchlight.
#
#
Вошедший в историю в качестве первого январского стомиллионного хита «Герой супермаркета», также как и «Заложница», поднялся на одну ступеньку вверх, заняв пятое место с кассой в 4,15 млн. долларов. Общий объём заработанной неутомимым блюстителем порядка американской валюты более чем в пять раз превысил понесённые затраты, достигнув после восьми недель проката 133,6 млн. долларов. Показательно, что за всё это время живучая комедия ни разу не потеряла даже 40% от своей выручки за выходные.
#
#
Романтическая комедия «Обещать — не значит жениться» заработала за минувшие выходные 4,02 млн. долларов, ровно на треть меньше результата недельной давности. Общая касса ещё одного успешного зимнего релиза теперь составляет 84,6 млн. долларов после месяца с небольшим в прокатном репертуаре. Стартовавшая в тот же день анимационная лента «Коралина в Стране Кошмаров» сохранила седьмую позицию с 3,26 млн. долларов, имея на своём счету несколько меньшую, но всё равно радующую прокатчиков сумму в 65,6 млн. долларов.
#
#
Комедия «Шопоголик» понемногу поправляет дела, вновь добившись относительно небольшого снижения посещаемости своих сеансов. Результатом четвёртого уик-энда стали 3,1 млн. долларов при 33%-ых потерях, после чего текущая выручка экранизации популярного женского бестселлера остановилась на отметке в 38,3 млн. долларов.
#
#
Совсем не впечатливший неделю назад «Концерт братьев Джонас» преподнёс ещё один неприятнейший сюрприз студии Disney, обвалившись на непостижимые 77,4% во второй прокатный уик-энд. Прямым следствием столь явного пренебрежения со стороны потенциальных зрителей стало падение со второго места на девятое с просто обескураживающими 2,83 млн. долларов. Даже заявленный на недельный прокат «Концертный тур Ханны Монтана» обошёлся значительно меньшими 67% потерями, освоив к тому же за первые десять дней 53,2 млн. долларов против 16,8 млн. у «Братьев Джонас» за аналогичный период.
#
#
Молодёжная комедия «Каникулы с чирлидершами» в отсутствие потенциальных конкурентов демонстрирует неплохую стабильностью, вторую неделю подряд сохраняя десятую позицию со свежими пополнениями в виде 2,48 млн. долларов при совсем небольшом по меркам этого жанра 33% падении. Впрочем, даже эти сверхусилия могут служить лишь моральным удовлетворением для 20-миллионного проекта, которому с 13,2 млн. долларов после 17 дней остаётся надеяться лишь на успешный релиз на DVD.
#
#
Общая касса фильмов первой десятки чарта составила 97,7 млн. долларов, что на 13% больше, чем год назад, когда в лидеры вырвалась доисторическая кинолента «10 тысяч лет до н. э.» (35,9 млн.), но в то же время на 28% меньше, чем два года назад, когда победу праздновали «300 спартанцев» (70,9 млн.).
#
#
В ограниченном прокате лучший результат по средним сборам с площадки показала состоящая из трёх самостоятельных сегментов лента «Токио», заработавшая 23,5 тыс. долларов в единственном дебютном кинотеатре. Порядком задержавшаяся с премьерой отечественная драма «12» Никиты Михалкова освоила 12 тыс. долларов в 5 кинотеатрах за уик-энд и 13,2 тыс. за первые четыре дня, сборы, мягко говоря, совсем не соответствующие высокому статусу номинанта Киноакадемии.
#
#
Наконец, ещё одно примечательное событие прошедшей недели произошло в четверг, 5 марта. В этот день, ставший 231-м днём кинопроката, студия Warner Bros. прекратила отсчёт сборов «Тёмного рыцаря», безоговорочно признанного главным кассовым хитом последнего десятилетия. Официальный результат фильма — 533 345 358 долларов, что примерно составляет 74,1 млн. проданных билетов, причём 49,9 млн. долларов от этой неимоверной суммы пришлось на кинозалы IMAX — абсолютный рекорд для этого формата среди неспециализированных релизов.
#
#
На следующей неделе главным претендентом на победу выглядит диснеевская семейная приключенческая лента «Ведьмина гора», главные роли в которой сыграли Дуэйн Джонсон, Карла Гуджино и молодые, но уже достаточно известные актёры Анна-София Робб и Александр Людвиг. Стартующий в более чем 3000 кинотеатрах ремейк картины 1975 года по предстартовым оценкам может заручиться дебютной кассой в размере от 30 до 40 млн. долларов, дающей отличные шансы на покорение 100-миллионного рубежа по итогам проката. Также являющийся ремейком хоррор «Последний дом слева» (2300 кинотеатров), вероятнее всего, станет третьим после «Хранителей», а молодёжная комедия «Мисс Март» (1700 заведений) попытается пробиться в первую пятёрку за счёт слабости отживающих своё старожилов проката.
Сборы
От «Аватара» до «Странного мира»: какие фильмы 2022 года принесли больше всего чистой прибыли и самые большие убытки
21 апреля 20237