В минувшие выходные и без того когда-то очень скандальный эротический фильм 1972 года вновь дал повод для обсуждений.
Всему виной фраза, сказанная Бертолуччи в 2013-м во время мастер-класса в Париже, но обнародованная лишь в декабре 2016-го. Режиссер подтвердил давнюю историю о том, что не предупредил актрису Марию Шнайдер о съемках сцены анального секса с Марлоном Брандо, ставшей одной из самых известных в фильмографии постановщика и его актеров.
В ней герой 48-летнего Брандо насильно занимается сексом с героиней 19-летней Шнайдер, используя в качестве лубриканта сливочное масло. Секс в картине, конечно же, был ненастоящим, но, как выяснилось, неподдельным оказалось психологическое давление, пережитое актрисой. «В каком-то смысле я ужасно обошелся с Марией, потому что не предупредил, через что ей придется пройти», — сказал тогда Бертолуччи.
Сами по себе такие подробности создания «Последнего танго в Париже» не новы и давно отображены в текстах о фильме, но СМИ и интернет-пользователи нашли им новую трактовку, расценив демонстрируемое на экране как сознательное психологическое насилие зрелых кинематографистов-мужчин над совсем молодой женщиной.
В ход пошли старые высказывания ныне покойной Марии Шнайдер о том, что Бертолуччи и Брандо вынудили актрису сняться в неприятной для нее сцене, о которой она не была предупреждена. «Это было унизительно, и, честно говоря, я чувствовала себя как бы изнасилованной. После съемок сцены Марлон не поддержал меня и даже не извинился. Хорошо, что был всего один дубль», — говорила актриса в интервью одному британскому изданию.
С осуждением Бертолуччи и Брандо выступили такие звезды Голливуда, как Джессика Честейн, Крис Эванс и Эван Рейчел Вуд, недавно признавшаяся в том, что она дважды подвергалась сексуальному насилию.
Многочисленные публикации в СМИ привели к тому, что итальянский классик выступил с официальным опровержением.
По его словам, никакого насилия не было, а все происходящее объясняется поспешно сделанными выводами: «Я хотел бы в последний раз прояснить нелепое недопонимание, продолжающее порождать все новые сообщения в мировых СМИ, посвященные „Последнему танго в Париже“. Несколько лет назад во французской „Синематеке“ кто-то спросил меня о деталях знаменитой „сцены с маслом“. Я сказал, хотя, видимо, был не до конца понят, что решил вместе с Марлоном Брандо заранее не говорить Марии, что мы будем использовать масло. Мы хотели получить ее спонтанную реакцию на его применение. Вот где кроется недопонимание. Кто-то подумал и думает, что мы не сообщили Марии о том, что ее героиня подвергнется насилию. Это ложь. Мария все знала, так как прочитала сценарий, где описывалась эта сцена. Единственная неожиданность заключалась в использовании масла. И именно это, как я уже узнал много лет спустя, оскорбило Марию, а никак не насилие, описанное в сценарии», — заявил создатель «Конформиста» и «Последнего императора».
Действие картины происходит в Париже конца 1960-х. 45-летний американец (Марлон Брандо) потрясен недавней смертью жены, он считает себя виноватым и находится в состоянии глубокой депрессии. Отчаянно цепляясь за жизнь, он знакомится с юной парижанкой (Мария Шнайдер), странной и эксцентричной девушкой, намного его моложе. Их связь переходит в страсть, доходящую почти до умопомрачения, страсть, пределы которой даже трудно представить.
Выход фильма сопровождался многочисленными скандалами и обвинениями в порнографии. Только в США его посмотрело более 20 миллионов зрителей. «Последнее танго в Париже» получило две номинации на «Оскар» — за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль.