Фестиваль «Окно в Европу» завершился сегодня, 13 августа, традиционной церемонией в Выборгском замке. Однако торжественному вручению наград предшествовало не самое приятное для участников конкурсной программы открытое заседание жюри. На этом утреннем мероприятии своими мыслями и впечатлениями делились все — от добродушного и немногословного жюри анимационной программы до жесткой и честной судейской команды игрового конкурса под председательством режиссера Светланы Проскуриной.
«Анимация жива. Но хотелось бы, чтобы режиссеры снимали меньше сказок и больше о реальной жизни», — безобидно начал председатель жюри анимационного конкурса Дмитрий Геллер. «Было что посмотреть. Даже в тех фильмах, которые не были совершенны, светятся потрясающие лица. Здорово, что эти просмотры позволили заглянуть в глаза замечательным людям, которые живут у нас в России», — доброжелательно продолжил представитель жюри неигрового кино Сергей Карандашов.
В отдельную конкурсную программу в этом году вошли фильмы, снятые усилиями нескольких стран. Среди них очевидным лидером оказалась картина Бакура Бакурадзе «Брат Дэян». «Одна сцена в этом фильме довела меня до слез. Бакурадзе — бескомпромиссный режиссер, но в сцене казни он пошел на компромисс, пощадив себя и зрителя, сняв этот эпизод как постановку сцены. Я плакала, потому что люди, которые прошли войну, помнят ее всегда. Мы калеки на всю жизнь. Я благодарна фестивалю за этот фильм в конкурсе. Он заставляет нас думать, быть осторожными и не забывать о том, что у нас за плечами», — поделилась писательница и сценарист Наринэ Абгарян, член жюри секции «Копродукция».
Атмосфера стала накаляться, когда слово взяла Наталья Кудряшова, актриса и режиссер, судившая фильмы игрового конкурса. «Я сформулировала для себя несколько проблем, начиная с максимального упрощения сценариев. То, что сценарии в кино тяготеют к телевизионному, к сериальному формату, — это проблема. Мне хочется видеть на экране хорошую актерскую игру, но в некоторых фильмах заметно, что навык русской актерской школы истончается», — аккуратно сказала Кудряшова.
Нужно отметить, что публика в Выборге очень благодарная и даже те фильмы, о которых говорила Кудряшова, приняла на ура — плакала, смеялась и бурно аплодировала, прощая актерам слабую игру, режиссерам — затянутые сцены, сценаристам — клишированные реплики. Это озадачило другого члена жюри, режиссера Владимира Котта. «Я порой ловил себя на мысли, что кино плохо сделано, ужасный сценарий, актеры фальшивят, снято кошмарно, и ни к какому искусству, творчеству это не имеет отношения. Но в то же время я видел зрителя, который очень круто реагирует, которому это кино нравится. Это не вопрос зависти. Я просто чувствую себя глупым. Я понимаю, что я могу сколько угодно снимать бескомпромиссное кино и у него будет 5—10 копий, а есть зритель, который уходит со слезами на глазах после отвратительного фильма. Возникает вопрос: может, мне надо поменяться и подвигаться в сторону зрителей? Для меня это сейчас главный вопрос, потому что я уверен, что есть кино, которое и совпадает со зрителем, и не теряет в качестве. У нас есть примеры, хоть их и немного. Например, „Географ глобус пропил“ или народное кино „Дурак“. Спасибо фестивалю за эти сомнения. Это адский опыт, который поможет мне что-то понять», — сорвал аплодисменты журналистов Котт.
Председатель жюри Светлана Проскурина обратилась к коллегам-режиссерам, чьи фильмы были на фестивале, практически с отчаянием: «Дорогие режиссеры! Чтобы сожрать у зрителя два часа времени, вы должны десять раз подумать: вы о чем с ним разговариваете? Выходит человек, два часа конструляется по экрану — у него депрессия! Это с ума можно сойти! С ним ничего не происходит, но он два часа мотается. <...> Чудовищные монтажи, чудовищные сценарии, ужасно работают актеры. Режиссер перед показом говорит, что у актера было всего полтора дня на съемки и что сценарий он не читал, но согласился, потому что снимали в его школе. И дальше в фильме я вижу, что неплохой актер как будто упал с елки, он вообще не соображает, что он делает, в жанре он, не в жанре. Что это такое? Что с нами происходит? Почему мы проделали путь от „Чужих писем“ вот к этому? Сидит целый кинотеатр зрителей. Они же деньги заплатили! <...> Что такое два часа человеческой жизни? Мы потеряли всякое уважение. Какое кино мы хотим вернуть в кинотеатры? Это горячечный сон».
Проскурина прошлась и по режиссерам, которые сами выступают в качестве постановщика, сценариста, монтажера и чуть ли не единолично снимают весь фильм: «У режиссера есть своя профессия. Он не сценарист и не художник. А тут я вижу, как человек в кадре пять людей развести не может. Уважайте наше время и другие профессии. Сокуров вызывает для своего фильма художника Купера, чьи картины висят в Метрополитен-музее, и думает, как его уговорить. Какое величие замысла должно быть, чтобы выдернуть человека оттуда и заставить его с собой работать! Сколько нужно всего придумать, чтобы предложить этому человеку такой уровень общения. Почему вы, режиссеры, не берете себе в помощь того, ради кого вы будете стараться, стоять на цыпочках? Почему вы сами с собой разговариваете в сценарии и в монтаже? Выбирайте себе нормальных людей в команду, с которыми вы сможете спорить».
Фестиваль, конечно, фильмы не снимает. Его задача — показать то, что снято в России за последний год, найти интересные дебюты, поднять дискуссию о том, как снимается кино и почему сейчас оно именно такое. Программа отражает состояние кинематографа, пространство, в котором мы живем, напомнила Проскурина. «Мы обожрались фальшивостью. Мы даже не понимаем, что мы едим лапшу „Доширак“. Нам уже нравится ее вкус, кажется, что это высокая кухня. Давайте что-то сделаем с собой, каждый из нас, хотя бы врать перестанем», — призвала режиссер. То, что качество нового отечественного кино вызвало столь бурную реакцию в среде профессионалов, — уже хороший знак и повод говорить, что смотр прошел не зря.
Список победителей фестиваля «Окно в Европу» в этом году выглядит так:
Конкурс игрового кино «Осенние премьеры»
- Главный приз за безупречное мастерство, достоинство и честность — Ирина Купченко
- Специальный приз жюри за виртуозное владение жанром — Роза Хайруллина, «Норвег»
- Специальный приз жюри за лучший дебют — «Вакантна жизнь шеф-повара»
- Специальный приз жюри за лучший сценарий — Юсуп Разыков, «Побег из Москвабада»
Программа «Игровое кино. Копродукция»
- Главный приз — «Брат Дэян»
- Специальный приз жюри — «Москва никогда не спит»
- Специальный приз жюри — «Хани мани»
- Диплом «За интерактивную любовь в мире без границ» — «Лабиринты любви»
Конкурс неигрового кино
- Главный приз — «Последние рыцари империи»
- Специальный приз жюри — «Камчатка — лекарство от ненависти»
- Диплом — «Надежда. Вокруг да около»
- Диплом — «Христя»
Конкурс анимационного кино
- Главный приз — «Волк», режиссер Екатерина Соколова
- Специальный приз жюри — «Андрей Хижина и его горе», режиссер Алексей Демин
- Специальный приз жюри — «Купава», режиссер Оксана Черкашина
- Диплом — «Пик-пик-пик», режиссер Дмитрий Высоцкий
- Диплом — «Корабли прошлых лет», режиссер Юрий Богуславский
Конкурс «Выборгский счет»
- 1-е место — «Училка»
- 2-е место — «Норвег»
- 3-е место — «Развод по собственному желанию»
- Диплом гильдии киноведов и кинокритиков России — «Побег из Москвабада», режиссер Дарья Полторацкая
- Приз им. Саввы Кулиша — Мария Коровина, «Охрана»
- Диплом им. Саввы Кулиша — «Мальчики и девочки „Доктора Живаго“», режиссер Олеся Фокина
- Приз Мемориального фонда памяти Ростоцких - Петр и Мира Тодоровские
- Приз оргкомитета фестиваля — «Сухой. Выбор цели», режиссер Михаил Роговой
- Приз президента фестиваля Армена Медведева — Александр Прошкин