28 января завершился «Сандэнс» — главный кинофестиваль американского независимого кино, весточки с которого будут доходить до зрителя ближайший год. Юбилейный, 40-й смотр запомнился не только тем, что пресса назвала «Одержимость» Дэмьена Шазелла лучшим фильмом в истории «Сандэнса», но и сразу несколькими громкими премьерами. Мы выбрали двенадцать самых интересных картин, которые стоит взять на заметку.
Гран-при жюри выиграл фильм «Летом» Алессандры Лакораццы, которая также получила награду в номинации «Режиссура драматического фильма». Ее работа посвящена взаимоотношениям двух сестер и их отца с зависимостью. Организаторы фестиваля обратили внимание, что 57% фильмов, показанных в этом году, было снято женщинами.
«Я видел свет телевизора»
О чем. Подросток Оуэн (Джастис Смит) живет скучной жизнью в невзрачном американском пригороде. Однажды одноклассница (Бриджетт Ланди-Пейн) показывает юноше загадочное ночное телешоу The Pink Opaque, которое раскрывает зрителям сверхъестественные явления, скрытые от невнимательных человеческих глаз. Когда передача внезапно пропадает из эфира, реальность героев начинает трещать по швам.
Что особенного. Это второй фильм Джейн Шёнбрун — постановщицы малобюджетного хоррора «Мы все идем на всемирную выставку» о трансформации девочки-подростка, участвующей в странной онлайн-игре. Для работы над второй картиной Шёнбрун объединилась сразу с множеством талантов: новинку продюсируют A24 и Эмма Стоун, музыку написал Alex G, а в камео сыграла Фиби Бриджерс. Несмотря на заметно возросшие возможности, Шёнбрун осталась верна лоу-фай-эстетике и почерку, сформированному в первом фильме. I Saw the TV Glow называют духовным наследником третьего сезона «Твин Пикс» и отмечают неуютный визуальный ряд, передающий страх, который вселял экран мерцающего телевизора в 1990-х. Впрочем, фильм хвалят не только за хоррор-элементы, но и за трогательный сюжет о подростковом одиночестве и попытках сбежать от скучной реальности.
«Настоящая боль»
О чем. Два взрослых кузена-еврея (Киран Калкин и Джесси Айзенберг), которые когда-то были близкими друзьями, но перестали общаться, едут в Польшу на похороны бабушки. Под впечатлением от смерти родственницы дуэт решает отправиться на экскурсию по местам памяти холокоста, однако изучение семейной истории вынуждает героев вспомнить старые обиды.
Что особенного. «Настоящая боль» — второй фильм Айзенберга, который два года назад дебютировал в режиссуре комедией «Когда ты закончишь спасать мир». Если первая попытка встать за камеру закончилась неоднозначно, то вторая доказала, что Айзенберг — талантливый постановщик, умело исследующий внутрисемейную динамику. «Настоящая боль», возможно, главная и самая громкая премьера «Сандэнса» 2024 года. Пресса высоко оценила актерские работы: сердцем фильма называют Калкина, который вновь сыграл эгоцентричного, но травмированного трикстера и доказал, что награды за «Наследников» не были случайны. Однако главной силой все же называют сценарий Айзенберга, в котором нашлось место как размышлениям об исторической памяти, так и уморительным зарисовкам из путешествия охладевших друг к другу родственников. С высокой оценкой сценария согласны Калкин, который не нашел в нем недостатков, и жюри смотра, отметившее Айзенберга соответствующей наградой.
«Хорошенькая»
О чем. 17-летняя Сэм (Лили Коллиас) отправляется в пеший поход на горный хребет Кэтскилл вместе с отцом (Джеймс Легро) и его лучшим другом (Дэнни Маккарти). Разведенные и разочарованные в жизни мужчины постоянно вспоминают прошлое и жалуются на нереализованные амбиции, а в какой-то моменты начинают активно ссориться.
Что особенного. Дружеско-семейные походы — традиционный сандэнсовский сюжет («Старая радость», «Не оставляй следов»), но дебютантка Индия Дональдсон слегка обновляет концепт. Постановщица позволяет взглянуть на выяснение отношений со стороны, глазами молчаливой девушки. Пресса отмечает, что «Хорошенькая» — неторопливое и будто лишенное интриги кино, главным событием которого становится совсем не столкновение двух мужчин, а безмолвная реакция Сэм. Разрыв между родителем и ребенком увеличивается в реальном времени, а героиня сильнее разочаровывается в своем жалком, лишенном эмпатии отце.
«Другой человек»
О чем. Начинающий нью-йоркский актер Эдвард (Себастиан Стэн) стесняется деформированного лица, вызванного редкой болезнью — нейрофиброматозом. Однажды герой влюбляется в соседку Ингрид (Ренате Реинсве), мечтающую стать драматургом. Когда Эдварду предлагают принять участие в экспериментальном лечении, он подстраивает собственную смерть и начинает жизнь с чистого листа с новым лицом. Тогда же узнает, что Ингрид готовит постановку, основанную на дружбе с необычным соседом. Эдвард пытается пройти прослушивание, но ему мешает Освальд (Адам Пирсон) — харизматичный мужчина с таким же заболеванием, который нисколько не стесняется своего лица.
Что особенного. «Другой человек» — новый фильм Аарона Шимберга, автора комедии «Связанные по жизни» об актрисе, которая не может привыкнут к коллеге с необычным лицом. В обоих картинах сыграл Адам Пирсон — мужчина с нейрофиброматозом. Опухоли и наросты заметно увеличили голову актера. Шимберг поместил жизнеутверждающий месседж «будь собой, и тогда все получится» в психологический триллер об идентичности, инклюзивности, перформансе и злой иронии. Критики отмечают, что «Другой человек» одновременно напоминает запутанные фильмы Чарли Кауфмана и легкие мелодрамы Вуди Аллена; это необычная смесь черной комедии и социальной сатиры с фирменным стилем A24.
«Присутствие»
О чем. Семья из четырех человек (в ролях родителей — Люси Лью и Крис Салливан) переезжает в новый дом. Дочь (Каллина Лян) понимает, что место проклято, и чувствует присутствие некоей сущности.
Что особенного. Казалось бы, «Присутствие» — типичный хоррор о доме с привидением, но одно художественное решение кардинально меняет привычную формулу: фильм полностью снят от лица призрака, курсирующего из одной комнаты в другую. С помощью длинных дублей и летающей по дому камеры режиссер Стивен Содерберг и сценарист Дэвид Кепп позволяют зрителю изнутри взглянуть на жизнь дисфункциональной и травмированной семьи. Пресса отмечает, что Содерберг мастерски использует возможности концепта, вынуждая зрителя гадать, почему призрак подлетает к одному или другому герою. К тому же операторские эксперименты позволяют режиссеру удивлять аудиторию сложной мизансценой и невозможными ракурсами. Отдельных восторгов заслужили 80-минутный хронометраж, благодаря которому фильм поддерживает высокий уровень саспенса и не успевает надоесть, и особенно эмоциональный финал картины.
«Никогда не смотри по сторонам»
О чем. Документальный фильм о новозеландской журналистке Маргарет Мот, которая известна бесстрашной работой в зонах боевых действий. Мот делала репортажи с войн в Персидском заливе и в Боснии и Герцеговине и продолжила карьеру даже после того, как получила выстрел в лицо и чудом выжила.
Что особенного. Это режиссерский дебют актрисы Люси Лоулесс, известной по сериалам «Зена — королева воинов» и «Спартак: Кровь и песок». Из биографии Мот мог получиться вполне конвенциональный фильм про женщину на войне и храбрость журналистов, которые рискуют жизнью, чтобы без прикрас показать людям ужасы боевых действий. Однако Лоулесс рискнула сделать кое-что иное: дебютантка смещает фокус с профессиональной деятельности, чтобы показать сложный характер и проблемное поведение своей героини. Мот пережила тяжелое, полное абьюза детство, употребляла тяжелые наркотики, встречалась с несовершеннолетними партнерами и продвигала открытые отношения, в которых только ей разрешалось спать с другими людьми. Мот была женщиной со сложным характером, и Лоулесс не хочет это скрывать. Напротив, так у аудитории появляется шанс ответить на неоднозначный вопрос: перекрывает ли проблематичное поведение Мот ее журналистские подвиги?
Еще шесть фильмов «Сандэнса», которые мы ждем
«Выгон» — драма с Сиршей Ронан в роли девушки, которая после лечения алкогольной зависимости возвращается домой в провинциальную Шотландию. Первоисточник доступен на Букмейте!
«То, что внутри» — сатирический хоррор о предсвадебной вечеринке, которая превращается в игру на выживание. Netflix купил права на фильм за рекордные для этого года 17 млн долларов.
«Любовь истекает кровью» — триллер A24 и постановщицы «Спасительницы» Роуз Гласс о бодибилдерше, которой приходится бороться за любовь. В одной из главных ролей — Кристен Стюарт.
«Между храмами» — драмеди о канторе с кризисом веры, который готовит к бат-мицве свою школьную учительницу. В главной роли — Джейсон Шварцман.
«Закат снежного человека» — комедия о жизни семейства йети от режиссеров «Девицы». В костюмах кидающихся фекалиями снежных людей — Райли Кио и Джесси Айзенберг.
«Проявляя прощение» — драма об успешном художнике, который не может простить нагрянувшего из ниоткуда проблемного отца.
Автор: Алихан Исрапилов