В этом материале редакция Кинопоиска собрала основные тенденции 2023 года. Мы также попросили режиссеров, аналитиков, кинофункционеров и журналистов прокомментировать каждый из пунктов.
Уходящий 2023-й для отечественной индустрии был очередным годом поиска компромиссов. Российский артхаус на обочине больших мировых кинофестивалей, госзаказ управляет кинопроизводством, прокатные удостоверения отбираются. Гордиться особо нечем, хотя… Прокатные рекорды «Чебурашки», миллионные сборы у Гая Риччи, освоение продакшенами Дальнего Востока, феномен «Слова пацана», «Короля и Шута» и «Фишера», удивительные открытия фестиваля «Маяк» — эти и другие достижения убеждают, что кино продолжается, как и прежде.
Супергерой года
Чебурашка
Пушистый африканский зверек неизвестной науке породы стал спасителем российского проката, фактически оказавшегося в реанимации после коронавирусных ограничений и ухода голливудских мейджоров. Вольная экранизация сказки Успенского вышла в новогодние каникулы и тут же за три дня заработала миллиард рублей. Всего бокс-офис «Чебурашки» составил 6,74 млрд рублей, и это самый кассовый релиз в истории российского проката. Весной успех «Чебурашки» взялись повторить продюсеры «Вызова», посмотреть который призывали даже через «Госуслуги». В итоге в его космической кассе 2,13 миллиарда. Третьей попыткой взять чебурашью высоту стала еще одна сказка — «По щучьему велению» Александра Войтинского; сейчас ее сборы — 2,45 млрд рублей, и, кажется, это не предел. К концу года сборы кинотеатров оказались аж на 67% больше, чем в 2022-м (по данным Ассоциации владельцев кинотеатров). Вместе с вышеперечисленными блокбастерами национальный прокат спасали «Праведник» (638 миллионов), «Поехавшая» (524 миллиона) и, простите за каламбур, «Баба-яга спасает мир» (604 миллиона).
Алексей Воронков
председатель Ассоциации владельцев кинотеатров
«„Чебурашка“ — столько уже написано про этот фильм, причем с гипотезами, расследованиями, всевозможными анализами и даже предложениями методик повторения подобного успеха. Для меня ясно лишь то, что сборы „Чебурашки“ — феномен нашего кинорынка. Даже если подобное никогда не повторится, „Чебурашку“ можно считать спусковым крючком возрождающейся веры в сборы российского кино. Если фильмов, подобных ему, „Вызову“ и Емеле, станет в три-четыре раза больше, то Голливуд кинотеатрам станет неактуален. Искренне верю, что это случится. Только бы поскорее».
Нелегал года
В 2022-м голливудские мейджоры ушли с российского рынка. Новой реальностью стал параллельный импорт американских блокбастеров под ширмой какой-то чепухи, включая схемы с арендой залов и с предсеансовым обслуживанием. Объемы пиратского проката несопоставимы с бокс-офисом российских мегахитов, однако цифры все равно получаются немалые. 1,19 млрд рублей — столько заработала короткометражка «Три добрых дела», которая как бы шла прицепом после нелегальных сеансов голливудского кино.
В серый или черный прокат России добрались и «Барби» с «Оппенгеймером». Министерство культуры в ответ на предложение политика Даванкова выпустить их условно в белую, экспериментально разрешив показ без визы правообладателей, назвало эти фильмы «не соответствующими продвигаемым в России духовно-нравственным ценностям». Однако депутаты их все-таки посмотрели! Например, единоросс Антон Горелкин, возмущавшийся, что и «Барби», и «Оппенгеймер» «намного лучше многих картин, которым в этом году Минкульт выдал прокатное удостоверение и на духовно-нравственные ценности не посмотрел».
Фильмы без прокатных удостоверений начали просачиваться также на видеохостинги. Например, в приложении «VK Видео», которое запустилось осенью 2023 года после бета-тестирования, есть и Гервиг, и Нолан. По анализу агентства Interfax, доходы пиратов за год выросли почти в два раза после ухода правообладателей из России — до 12 млрд рублей. Назвать общую цифру серой культурной экономики пока никто не решился.
Денис Кусков
генеральный директор Telecom Daily
«Мы много лет приучали людей платить за качественный контент. Теперь, когда кинотеатры выстроили серые схемы проката, мы можем столкнуться с проблемой демонстрации российского кино таким же образом. А ведь на текущем этапе у нас хватает мощностей создавать собственные блокбастеры. В 2023 году затраты на производство контента у российских телеканалов и онлайн-кинотеатров выросли на 33%, это значимо. Данные Telecom Daily по онлайн-кинотеатрам говорят, что и количество контента растет, и время просмотра, и выручка. Что касается „VK Видео“ с его базой в более чем 50 миллионов подписчиков, то понятно, что бороться с нелицензионным контентом там сложнее, ведь он идет от самих пользователей. Однако я категорически против любого нелицензионного контента».
Читайте также
«Барби» покажут в кинотеатрах? Или не покажут? Что происходит с самым ожидаемым релизом параллельного проката
Инвестор года
Федеральный бюджет РФ
Несколько лет назад организаторы «Кинотавра» хвастались, что большинство конкурсных фильмов программы снято независимыми студиями. Это время прошло. Сейчас государство — главный (но все же не исключительный) источник финансирования и фильмов, и сериалов, что, разумеется, влияет на темы и героев. На всевозможных питчингах Минкульт и Фонд кино раздали киностудиям 11 млрд рублей (было 4,9 миллиарда в 2022 году), а Институт развития интернета, один из крупнейших доноров сериального производства, выделил на «социальные и молодежные проекты» 2023–2025 годов 20,7 млрд рублей (было 10 миллиардов в 2021-м, 19 — в 2022-м). В этом году приняли закон, разрешивший стопроцентное госфинансирование контента для детей и подростков, также есть система ребейтов, которая позволяет возмещать расходы на съемки в регионах. Пока американские сценаристы и актеры все лето бастовали, требуя справедливой оплаты труда, их российские коллеги, а также художники по гриму, специалисты по VFX, гаферы и другие представители киноцеха работали не покладая рук.
Иван Кудрявцев
киножурналист, автор и ведущий программы «Индустрия кино»
«В этом году появилась стипендиальная программа „Автор“ Фонда кино, когда ты год пишешь сценарий за зарплату в 150 тыс. руб. в месяц, а потом торгуешь им на закрытом маркетплейсе, но права остаются за тобой. Как и „Пушкинская карта“, где госденьги распределяет зритель, это инструмент из арсенала здравой логики господдержки „давать удочку, а не рыбу“. При этом государство нарастило инвестиции в детский контент и сетевой. То есть вложилось туда, где нашего продукта либо было критически мало, либо не было вовсе. И сохранило поддержку самых хрупких секторов — авторского кино и дебютов (тут, кстати, по-прежнему активен фонд „Кинопрайм“ Романа Абрамовича). Все это сделано в самый кризисный момент, когда ушли мейджоры, дававшие 70% выручки. В результате рынок не умер, хотя просел, но уже в этом году отыграл падение своим контентом».
По горячим следам года
Еще на стадии продакшена продюсерский проект Софьи Митрофановой (она была топ-менеджером «Иви», Okko, Premier, а сейчас председательствует в совете директоров «МТС Медиа») с рабочим названием «Музыкант» начали преследовать неприятности. Сперва на съемках в Твери военная техника с украинской символикой вызвала панику у местных. После известного инцидента с «Вагнером» пришлось сменить название на «Свидетеля», хотя фильм действительно рассказывает о музыканте, оказавшемся невольным свидетелем войны. Сотней миллионов «Свидетеля» поддержал Минкульт как картину «социально значимой тематики о глобальных геополитических и социальных изменениях в истории современной России», однако в прокате самый обсуждаемый патриотический фильм года и первая картина о СВО, стоившая 180 млн рублей, провалилась, собрав 14,3 миллиона.
Но продюсеры военно-патриотического кино не отступят. Продолжается работа над сериалом Кима Дружинина («Танки», «28 панфиловцев») «Десять дней до весны» о событиях 2014 года в Крыму. Кинокомпания Владимира Пореченкова «ВВП Альянс» готовит экранизацию романа Александра Проханова «Убийство городов» (примерно про те же события, но на Донбассе) с рабочим названием «Позывной „Пассажир“». На последнем питчинге Фонда кино презентовали экранизацию повести Гайдара «Тимур и его команда», события которой перенесут в современную Белгородскую область. Страшно представить, что в обновленном сюжете будут творить, слушать и постить в соцсетях современные квакинцы.
«К сожалению, военное и патриотическое кино в нашей стране часто получается формальным. Отчасти потому, что тема таких картин становится важнее художественной ценности, создатели хотят понравиться власти и никого не обидеть. В настоящем искусстве так получается редко.
Авторы лучших фильмов о войне — „Проверки на дорогах“, „20 дней без войны“, „Восхождения“ или даже „Баллады о солдате“ — сталкивались с проблемами на выпуске, но спустя годы именно эти фильмы становились классикой и считались истинно патриотичными. Тот же „Летят журавли“ — намного более патриотичное искусство, нежели десятки фильмов с плоскими героями, где тема выходит на первый план. Это касается и современных картин об СВО — их авторы боятся неоднозначных героев и ситуаций.
Еще один важный момент — отстранение. Сложно в моменте осознать такие глобальные события и трагедии, нужно время. Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне сняты все-таки в 1960–70-е, а не в 1940-е. Поэтому я бы не ждал хорошего кино на эту тему в ближайшие годы».
Направление года
Прочь от Среднерусской возвышенности
По ряду инфраструктурных причин большая часть локаций в нашем кино и сериалах до сих пор была ограничена треугольником Питер — Москва — Ярославль; последний играет роль условной глубинки и недавно, например, успешно мимикрировал под Казань в «Слове пацана». Наконец-то в этом году продакшены начали осваивать новые территории. Криминальную «Ладу Голд» снимали в родном для отечественного автопрома Тольятти. Инопланетные ландшафты «Кибердеревни» — на Камчатке. Сериал «На автомате» Бориса Акопова — в Астраханской области.
Продюсеры устремились еще дальше — в ближнее и дальнее зарубежье. Конечно, в Беларусь. Когда-то там снимали «Топи», а в этом году — исторический блокбастер «Черный замок» по мотивам произведения Владимира Короткевича. В Узбекистане делают сериал Александры Ремизовой и Евгения Стычкина «Олимпиада». В Казахстане, в окрестностях Алматы и Дербисека на юге страны — режиссерский дебют клипмейкера Макса Шишкина «Последний ронин».
Заглядывают наши кинематографисты и подальше. Комедию «Василий» с Александром Петровым снимали в Мексике, а режиссерский дебют актера Ильи Маланина «Ненормальный» — в Китае.
Дмитрий Кабанов
директор по международным мероприятиям Роскино
«Роскино организовало в 2023 году участие наших кино- и анимационных компаний на кинорынках во Вьетнаме, Китае, Японии, Индии и ОАЭ, и практически на всех из них были международные дистрибьюторы, заинтересованные в совместном кинопроизводстве. Особенно тренд заметен в Индии и на Ближнем Востоке. Мы не первый год развиваем диалог российских и зарубежных кинематографистов, в этом году направление было усилено совместным с Минкультуры проектом Filming Locations in Russia, направленным на продвижение регионов как съемочных локаций. В рамках этих туров к нам приезжали продюсеры из Индии, Южной Кореи, Китая, Сербии, Ирана, ЮАР, Мозамбика, СНГ, были достигнуты договоренности по созданию совместных фильмов, подразумевающих съемки за рубежом и в России».
Тихий секрет года
Наши на международных фестивалях
В 2023-м настороженность международных институций по отношению к кино из России, особенно снятому на госденьги, никуда не делась. Тем не менее режиссеров из нашей страны пускают в программы, но, правда, тихо, не безусловно и не везде. Канны отвергли фильм «Клетка ищет птицу» — полнометражный дебют Малики Мусаевой, ученицы Сокурова, но он успешно приземлился на Берлинском кинофестивале. Мусаева уже несколько лет живет в Германии, поступив в магистратуру Hamburg Media School. «Один маленький ночной секрет» Наталии Мещаниновой показали в конкурсе Роттердамского кинофестиваля и в Шанхае. В каннскую секцию «Двухнедельник режиссеров» попала драма Ильи Поволоцкого «Блажь», а его документальный фильм «Грязь» был отобран в программу престижного IDFA. «Хозяина» Юрия Быкова показывали в Женеве. Фестивали второго эшелона проявляли интерес даже к дебютам из России: «Привет, мама» Или Малаховой поехал в Сан-Себастьян, «Крецул» Александры Лихачёвой — в Сан-Паулу, «Сказки Гофмана» Тины Баркалаи — на международный фестиваль в Гоа. В Азии вообще без предубеждения относятся к российскому кино: «Нина» Оксаны Бычковой и «Емельяненко» Валерии Гай Германики попали в программу кинофестиваля в Шанхае, а «Воздух» Алексея Германа-мл. — в Токио.
Стас Тыркин
программный директор кинотеатра «Художественный» и фестиваля «Маяк»
«Факт попадания российских фильмов во второстепенные программы первостепенных фестивалей и в первостепенные (и прочие) программы фестивалей второстепенных, наверное, говорит о том, что не все потеряно и когда-нибудь наступят лучшие времена. Российскому кино по-прежнему есть что предложить миру, и я в упор не вижу, чем шведский детско-юношеский „Рай в огне“, лауреат венецианского конкурса „Горизонты“, лучше российского детско-юношеского же „Королевства“, лауреата фестиваля „Маяк“. На мой взгляд, „Королевство“ куда радикальнее и смелее. Но пока эти рассуждения лучше отставить в сторону, как и размышления о значительности Шанхайского, или Женевского, или даже Токийского фестивалей и их индустриальной способности что-нибудь поддержать. Кто-то что-то берет, и на том спасибо».
«Царь во дворца» года
Наши на наших фестивалях
После отказов российским кинематографистам в участии в мировых фестивалях класса А в 2022 году, как мы видим, киношники решили не унывать и вдобавок еще оживили собственное фестивальное движение. В 2022-м фестивалей со статусом «международный» в России было 123, в этом — уже 189. Кое-где поменялись команды, кое-что закрылось (например, «Кинотавр»), кое-что пережило ренейминг (смешные игры с названиями выборгского «Окна в Европу», недолго побывавшего «Выборгом»). После годовой паузы вернулся Московский еврейский кинофестиваль с новой командой. В Геленджике запустился «Маяк», который курирует фонд «Кинопрайм» Романа Абрамовича. «Короче» расширился — теперь там есть конкурс полнометражных дебютов, который в 2023 году собирала Ситора Алиева, бывший программный директор «Кинотавра».
Антон Малышев
исполнительный директор фонда «Кинопрайм»
«Очевидно, что в этом году фестивальное движение атомизировано. Появляются новые фестивали, смотры с историей расширяют программы, добавляют новые линейки. Абсолютно логичным выглядит внимание фестивалей к первым работам молодых режиссеров, к поиску новых талантов. Именно они оказались в наиболее уязвимом положении после фактической блокады русского кино крупными международными смотрами. Сегодня хороший фестиваль не только возможность показать кино, но и площадка для отраслевого общения и новых профессиональных контактов. Многие режиссеры фильмов, показанных на „Маяке“, уже запустились с новыми проектами, а несколько картин покажут на Первом канале в рамках „Закрытого показа“».
Жанр-король (и шут) года
Музыкальный байопик
Популярность сериала Кинопоиска про похождения Горшка в мире сказок стала решающим аргументом для теле- и кинопродюсеров, давно примерявшихся к биографиям советских поп-звезд. Легендарный дипфейк-байопик «Спасибо, что живой», российский сериал «Магомаев», казахстанский хит «Дос-Мукасан» или очень телевизионный по картинке байопик Мулявина из «Песняров» — все это единичные случаи. Теперь же появилась целая волна продюсеров, увидевших потенциал в плейлистах вчерашнего дня. Буквально в день премьеры «Короля и Шута» был анонсирован фильм об основателе группы «Сектор Газа» Юрии Клинских. Весной 2023-го объявили о планах снять игровой байопик Егора Летова. Еще в следующем году выйдет музыкальная комедия «Тур с „Иванушками“», а осенью свою версию истории группы «Руки Вверх» покажут Сергей Жуков (продюсер, соавтор сценария и композитор байопика) и Аскар Узабаев (главный казахстанский комедиограф). Евгений Сангаджиев работает над детективом «Тальков» вместе с Сергеем Кальварским, шоураннером «Фишера». Наконец, в декабре стало известно, что продюсеры «Короля и Шута» сделают для платформы Wink сериал о группе «Комбинация». От себя лично и всех фанатов «Слова пацана» даем заказ на два исторических проекта о войнах клонов — истории «Ласкового мая» и «Миража». Тут смен составов хватит на восемь сезонов плюс спин-офф про «Звезды».
Ольга Филипук
директор по контенту Плюс Фантеха
«В работе над „Королем и Шутом“ мы с продюсерами искали способ вывести группу и ее мир темных сказок в зону широкого, массового интереса. Уйти от истории про русский панк в чистом виде, найти, что в ее песнях завораживает даже тех, кто не знает о группе. Так в сериале родилась параллельная вселенная, где колдун и дурак с молнией — такие же герои, как Горшок и Князь. До выхода сериала группой в Яндекс Поиске интересовалось около 1 миллиона человек ежемесячно, в марте 2023 года интерес вырос до 8 млн запросов, а после окончания маркетинга остался на уровне в 3 миллиона. Мы смогли сделать КиШ снова актуальными, они стали новым культурным явлением в своей переизобретенной форме магической панк-сказки. Какие способы рассказа историй о других группах прошлого выберут наши коллеги, запускающие байопики музыкантов, я достоверно не знаю, но лично я очень верю в фильм про „Руки Вверх“ — эта группа десятилетиями собирает стадионы. Думаю, получится кино, которое касается каждого, потому что группа легендарная, пользующаяся последовательной и огромной любовью поклонников».
Вненаходимость года
Фэнтези
К слову, о мире сказок. Если верить откровениям наших режиссеров, то это сегодня единственный мир, о котором можно снимать кино, не опасаясь окриков. С одной стороны, грустно, потому что это примета заморозков и застоя, с другой — жутко интересно. Взлет сказочного кино и фэнтези — это еще и симптом технологической революции, пусть в качестве подопытных для режиссеров-новаторов выступают беззащитные маленькие зрители. В советском кино, например, бум фильмов-сказок начался одновременно с НТР 1960-х: вышли «Морозко», «Королевство кривых зеркал», «Приключения Буратино», «Тайна железной двери», «Золотые рога», «Вечера на хуторе близ Диканьки», макабрический «Вий» и психоделический «Айболит-66». Спустя 50 лет история будто сделала полный оборот — теперь миллионы рублей в прокате собирают «Конек-горбунок», «По щучьему велению» и «Баба-яга спасает мир».
Неплохо работают ремейки советских хитов: скоро выйдут «Бременские музыканты» и «Летучий корабль», а также фантастическая сказка «Сто лет тому вперед», осовремененная версия «Гостьи из будущего» по Булычёву. Сказки начали рассказывать, кажется, все главные кинокомпании и платформы: СТВ («Огниво», «Горыныч»), Start («Финист. Первый богатырь»), студия «ТРИТЭ» («Волшебник изумрудного города») и «Наше кино» («Сивка-бурка»). Некоторые авторы миксуют традиционных сказочных героев со стимпанком («Стальное сердце», «Киберслав»).
«Поток сказок мог начаться гораздо раньше: еще в 1990-е я хотел их снимать, но не было никаких возможностей. Ведь фильмы для детей — самый дорогой вид кино. У индустрии не было ни денег, ни специалистов; были вопросы, связанные с компьютерной графикой, с большим количеством костюмов и декораций. Мы сначала занимались только анимацией — франшиза про богатырей давно существует. Сейчас накопили и компетенции, и ресурсы — во многом благодаря Фонду кино и государственной системе финансирования. Если станет выходить 150 сказок в год, то, конечно, будет переизбыток, но пока о таком количестве говорить рано. И не каждая киносказка будет успешной: какие-то проекты будут получаться, какие-то — нет. Кино — дело рискованное».
I’ll be back года
Ребуты хитов нулевых
Сериальная индустрия в буме, а гениальных сценаристов и режиссеров в российском телепроизводстве хватает от силы на пять-шесть хитов в год. Выход? Возрождать проверенные шоу, эксплуатируя уютное чувство ностальгии! Популярный в конце нулевых сериал «Универ» плавно перетек в «Новую общагу», получил приставку «10 лет спустя», сейчас в работе дополнение «Универ. 13 лет спустя». Восстали «Папины дочки» с приставкой «Новые» и стали самым популярным сериалом в России в конце сентября, по версии Индекса Кинопоиск Pro. Извлечена на белый свет история семьи Букиных в одноименном продолжении еще одного проекта нулевых — «Счастливы вместе». Недавно было объявлено о возрождении «Не родись красивой» с Нелли Уваровой. Новый сезон будет у культового «Бандитского Петербурга» по книгам умершего Андрея Константинова. Примерно из того же ящика памяти достали «Гардемаринов», которых воскресила Светлана Дружинина в двухсерийном кринж-фильме. Кажется, не за горами перезапуски «Кадетства» и «Моей прекрасной няни», но это не точно.
«Прошло 10 лет, и настало, наверное, самое удачное время увидеть, что случилось с любимыми героями „Папиных дочек“. Бум перезапусков появился из-за их успешных примеров. Думаю, что зрителю это нравится, потому что он хочет вернуться в беззаботное прошлое, прочувствовать те же эмоции, пожить хотя бы несколько минут жизнью 10-летней давности.
Перезапуск гораздо сложнее, чем новый проект: тебя неизбежно будут сравнивать с первоисточником. Надо прыгнуть выше головы, чтобы получилось хотя бы так же, и не расстроить прикипевшую аудиторию. Не все перезапуски выстреливают. Я часто сталкиваюсь с мнениями о проектах, что лучше было не продолжать и уйти на пике. Успешность проекта — в совокупности факторов. Никто не может дать гарантию, выстрелит или нет».
Экзотика года
Дунхуа и Толливуд
Импортозамещение работает вовсю: вместо «Невыполнимой миссии» вашему вниманию предлагаются безумные индийские боевики, в том числе собранные на коленке умельцами из провинциального Хайдерабада. RRR, дилогия «Бахубали» или «Патхан. Схватка со смертью» — все это реально не похоже ни на что прежде виденное. А вместо Pixar в этом году в онлайн-кинотеатры завезли дунхуа. Этим чудным словом называют китайскую анимацию (сделанную, разумеется, целиком на компьютере). Яркий пример — «Благословение небожителей», хит про высокие дружеские отношения с большой фан-базой. Очень надеемся на стриминг-релизы «Сволочей» Асмаана Бхардваджа и «Животного» Саддипа Реди Ванга — фильма, ставшего лидером американского проката.
Руслан Коткин
руководитель отдела маркетинга Deep
«За последние несколько лет интерес к китайским дунхуа и их популярность выросли в геометрическом объеме, что радует! Люди начали открывать новый, отличный от японского, тип анимации. Да, поначалу пугали 3D-графика и китайское произношение. Если этот нюанс можно перекрыть нашей озвучкой или дубляжем, то привыкнуть к китайскому стилю — вопрос времени. После нескольких эпизодов начинаешь понимать, насколько подобная анимация богата деталями и движением».
Купюра года
Удаление «ЛГБТ-контента»
В первой половине 2023 года российские онлайн-кинотеатры получили несколько десятков штрафов. Большая их часть выписана за демонстрацию «нетрадиционных» сексуальных отношений и неправильную возрастную маркировку контента в библиотеке. Некоторые стриминги (Кинопоиск, «Триколор ТВ», Start, Premier) в основном штрафовались за неправильную маркировку, возрастные ограничения в прокатных удостоверениях многих фильмов принимались еще до принятия закона о «ЛГБТ-пропаганде», и в новых правовых реалиях они оказались нерелевантны.
Некоторые платформы решили корректировать контент превентивно, не дожидаясь штрафов, вырезая или заблюривая «опасные» фрагменты и переозвучивая эпизоды. Из библиотек исчезло множество фильмов и сериалов, затрагивающих тему однополых отношений. Среди упомянутых в протоколах РКН фильмов значились «Игра в имитацию», «Новые мутанты», «Купе номер 6», «Бриджит Джонс: Грани разумного», «Дылда», «Черный лебедь» и многие другие картины прокатной категории 16+.
«Летом, как раз в разгар штрафов кинотеатрам за отсутствие возрастной маркировки и демонстрацию ЛГБТ, у моего дебютного фильма „Аутло“ отобрали прокатное удостоверение — спустя три года после релиза. В этой ситуации не было абсолютно никакого смысла идти в суд и пытаться что-то доказать: „Аутло, согласно новым правилам, — образцово-показательный пример „ЛГБТ-пропаганды“. Я не смогла бы этот фильм кастрировать, чтобы подогнать под повестку. Как нельзя кастрировать бесконечное число других художественных произведений, отражающих жизнь во всей ее полноте.
Наблюдать за прогрессирующими государственными запретами в сфере культуры довольно мучительно, как за стариком, который медленно падает в болезнь Альцгеймера. Многие художники в последние два года исчезли с радаров, пытаясь выпустить свои последние фильмы или начать новые съемки. Авторское кино и так делать невероятно сложно, что уж говорить про условия 2022–2023. Настоящее искусство строится на преодолении запретов, без трансгрессии нас ждут лишь милые поглаживания, солнечные картины о главном и школьные утренники с завучем на микрофоне».
Отмена года
Отмена российских кинематографистов отменяется
Актеры из России прекрасно работают на Западе и не только в отведенной для них нише персонажей с русским акцентом. Весной на Apple TV+ вышел «Тетрис», где с Тэроном Эджертоном сыграли Никита Ефремов, Софья Лебедева и Игорь Грабузов. В фильме «Крэйвен-охотник», новой части комикс-вселенной Sony Pictures, снялся Юрий Колокольников. Александр Петров и Антон Пампушный появились в драме Романа Поланского «Дворец», представленной вне конкурса в Венеции; Ирина Старшенбаум исполнила главную роль в триллере Shoshana Майкла Уинтерботтома, премьера которого прошла на фестивале в Торонто. Марк Эйдельштейн и Юра Борисов играют в фильме Шона Бэйкера Anora. Закадровые специалисты тоже при деле: прекрасно говорящий по-английски режиссер Илья Найшуллер снимает Heads of State с Джоном Синой и Идрисом Эльбой, а оператор Ксения Середа поработала с проектами HBO («Одни из нас») и Apple TV+ («Переполненная комната»).
Алексей Агеев
основатель агентства талантов PlusSeven, партнер Artist International Group
«В проекты берут русских актеров или сценаристов, когда это нужно непосредственно для кино. Например, когда часть действия происходит в России или один из героев — русскоговорящий. Количество таких проектов не поменялось, поэтому и градус востребованности остался на прежнем уровне. Про успехи российских режиссеров за рубежом я, честно говоря, слышу реже, но хорошо складываются западные карьеры нескольких операторов (им не мешает акцент) и сценаристов, которые могут хорошо писать на английском».
Еще одна отмена отмены года
Пусть голливудские мейджоры ушли с российского рынка, но зарубежный арт-мейнстрим продолжают продавать нашим дистрибьюторам, фильмы выходят в кино и на стримингах. В том числе по инерции, как, например, снятая с участием российского капитала еще до 2022 года «Жанна Дюбарри» с Джонни Деппом. Благодаря старым контрактам и усилиям компании «Атмосфера кино» в Россию приехал «Джон Уик 4», став самым кассовым американским фильмом в прокате (873 млн рублей). Не остались зрители без Гая Ричи — самого любимого в России зарубежного режиссера. Кинопоиск вместе с компаниями «Вольга» и Global Film привезли «Операцию „Фортуна“» с Джейсоном Стэйтемом и «Переводчика» с Джейком Джилленхолом. Добрался до кинотеатров новый фильм Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица», который после кинотеатрального проката также окажется на Кинопоиске. Поклонников фестивального кино в 2023 году ждало сразу несколько хитов. Здесь и новый фильм Поланского «Дворец» с Александром Петровым, и новая картина Вуди Аллена «Великая ирония», и упомянутая «Жанна Дюбарри», и «Феррари» с Адамом Драйвером.
Дарья Рязанцева
директор по прокату Russian World Vision
«Константин Ёлкин и компания Russian World Vision стали сопродюсерами фильма „Жанна Дюбарр“» задолго до 2022 года. Сегодня атмосфера, конечно, изменилась. Компании, которые по политическим причинам не могут работать с РФ, на частном уровне общения избегают конфликтов, и, конечно, мы стараемся сохранять теплые отношения с партнерами. Есть часть компаний, которые прервали сотрудничество в 2022 году, кто-то принял такое решение только в 2023-м. Есть часть, которая не работала, но возобновила сотрудничество в 2023 году, однако только с проверенными партнерами. Мы наблюдаем, что знаковых проектов становится меньше, за них идет ожесточенная конкуренция. RWV не меняет стратегию: мы намерены продолжать охотиться и закупать знаковое зарубежное кино, подобное фильму Франсуа Озона „Мое преступление“ или победителю секции „Особый взгляд“ Каннского кинофестиваля „Как заниматься сексом“, которые мы выпустили в этом году совместно с A-One. Продолжим сопродюсировать зарубежные проекты вместе с нашими партнерами после сверхуспешного проката „Жанны Дюбарри“».
Каток года
Прокатки
Невыданные прокатные удостоверения, которые раньше работали как сигнал «нет, нам это не надо», в 2023 году превратились в способ ошарашить. Логику, по которой их выдают и особенно задним числом забирают, режиссеры и прокатчики понять не могут. Дальше — факты. В мае не повезло триллеру Алли Аббаси «Убийца „Священный паук“» о серийном убийце из Тегерана, на суде изображающем из себя санитара города. Прокатку ему сперва выдали, но после первых рецензий отозвали. У «Непосредственно Каха. Другой фильм» (нас корчило еще от первого фильма, от этого — уже тошнило) удостоверение забрали через несколько месяцев после проката, очень успешного (344 млн рублей сборов). Самый кассовый якутский фильм «Айта» (18,1 млн рублей за первые 11 дней проката) благополучно вышел на цифровых платформах, однако по требованию Роскомнадзора был снят со стримингов. В ведомстве сочли, что в картине «положительные стороны героев одной национальности противопоставляют подчеркнуто негативным чертам героев другой национальности» (на самом деле ,мораль триллера противоположная, но, чтобы понять это, нужно досмотреть до конца).
Не выдали прокатку якутской комедии «Кандидат», главный герой которой переодевается в женскую одежду, носит макияж и парик — тут, очевидно, вступил в силу закон о запрете «пропаганды ЛГБТ», под каток которого попали скандальный «Аутло» 2019 года и частично профинансированное Минкультом «Купе номер шесть». До си пор нет разрешения на прокат у победителя фестиваля «Маяк», лирических «Каникул» Анны Кузнецовой (мы писали о фильме тут), и у «Сказки» Александра Сокурова, которую в итоге выпустили на YouTube-канале Ксении Собчак. Прокатное удостоверение могут выдать, но без пункта о возможности показывать фильм в кино. Это произошло с «Одним маленьким ночным секретом» Наталии Мещаниновой, который можно увидеть только на спецпоказах. Зато не имеющему отношения к дилогии Балабанова фильму «Брат 3», не допущенному до кинотеатров в ноябре, под конец года все же выдали прокатку.
Антон Долин
кинокритик, признан иноагентом в РФ
«Цензура стала нормой российской киноиндустрии давно, с прихода Мединского на пост главы Минкульта. Индустрия проглотила запрет матерной лексики, немотивированные возрастные рейтинги, законы против „пропаганды ЛГБТ“, немотивированные запреты и отзывы прокатных удостоверений, которые казались единичными эксцессами. Это классическое воплощение формулы „когда пришли за [нужное вставить], я молчал, ведь пришли не за мной“. Рано или поздно придут за всеми. И уже пришли за многими. Смешно и гадко наблюдать, как под угрозу запрета попадает даже „Слово пацана“, очевидно, отвечающее всем заданным властью и пропагандой нарративам о мире, где у кого сила, у того и „правда“, а понятия взяли верх над законами (даже бесчеловечными и антиконституционными). С другой стороны, каждая из этих историй отмен и запретов и все они сразу свидетельствуют, что власти на разных этажах по-прежнему опасаются неконтролируемой силы искусства. И это внушает некоторую надежду».
Эпоха года
1986–2006
Для российских сериалов 2023 год стал таким же этапным, как сезон 2019–2020 с «Эпидемией» и «Чиками». Сказки сказками, но в 2023-м вышло несколько проектов, которые рассказывали о самой реальной реальности через призму прошлого — перестройку, девяностые и нулевые, — заставив в аналогиях искать ответ на вопрос «А в какую эпоху мы возвращаемся?». Зимой все смотрели «Фишера» — историю подмосковного маньяка конца 1980-х, где нашлось много рифм с современностью. Весной с головой погрузились в сказочный мир «Короля и Шута», наполненный музыкой группы и фантастическими приключениями героев песен конца 1990-х — начала 2000-х. Летом вышла экранизация романа Михаила Елизарова «Библиотекарь» — история о тайном мире читателей волшебных книг, которых цепко держит магия недавнего советского прошлого (дело происходит в конце 1990-х).
Наконец, только что всех буквально порвала дворовая сага Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте». В Индексе Кинопоиск Pro сериал установил рекорд (3394 балла), через неделю сам же и побил его (4436 баллов), обеспечив 1/3 всего интереса пользователей к сериалам в стране. Это, что называется, «историческая фигня», доказавшая, что наши сериалы могут говорить на сложные темы и быть точкой сборки для общества, разделенного политикой и географией. «Слово пацана» вместе с «Чебурашкой» вывели индустрию из состояния депрессии 2022 года, будто бы научив ее заново ходить — да, озираясь, но с фартом.
«Про „Фишера“ мы с Наташей Капустиной с самого начала решили, что эта история не про маньяка и уж тем более не про причины появления подобных нелюдей. Нам хотелось поговорить о безразличии и лицемерии общества и о том, что происходит с людьми, которые вынуждены взаимодействовать со злом. Зло поглощает все, до чего оно может дотянуться».
Автор: Тимур Алиев, Василий Корецкий