19 декабря на цифровых платформах вышел хоррор «День благодарения». Его снял Элай Рот — режиссер фильмов «Хостел» и «Кто там», а также один из друзей и соратников Квентина Тарантино. Казалось бы, событие не слишком важное: в последние годы появляется немало комедийных слэшеров, пародирующих ужастики 1980-х. Но история «Дня благодарения» гораздо интереснее. Он зародился из трейлера, который Рот снял еще в нулевых к проекту Тарантино и Роберта Родригеса «Грайндхаус». Ранее из таких же фальшивых реклам появились картины «Мачете» и «Бомж с дробовиком».
По случаю релиза нового фильма рассказываем, как появился «Грайндхаус» и из чего он состоял. А также почему проект мечты Тарантино провалился в прокате, но со временем разросся в удивительную антологию.
Как появился «Грайндхаус» и из чего он состоял
Будущие друзья и коллеги Квентин Тарантино и Роберт Родригес познакомились в 1992 году на фестивале «Сандэнс», где каждый из них представлял свой дебютный фильм: первый — «Бешеных псов», второй — «Музыканта». Оба они любили старое кино категории Б и ссылались на подобные работы в своем творчестве.
Вскоре они начали сотрудничать. Родригес снял «От заката до рассвета» по сценарию Тарантино с ним же в одной из главных ролей. Потом они вместе создали альманах «Четыре комнаты», а еще Родригес помог другу со съемками одной из сцен «Криминального чтива», а тот в ответ поставил небольшой кусочек «Города грехов».
В 2003 году Тарантино устраивал у себя дома сдвоенные показы старых фильмов и трейлеров. Тогда Роберт Родригес предложил ему создать аналогичный проект для больших экранов. Идея была хулиганской: каждый из режиссеров снимает свою часть, а между картинами они показывают несколько роликов-анонсов к несуществующему кино. Проект получил заголовок «Грайндхаус» — так назывались дешевые кинотеатры, где обычно делали сдвоенные сеансы и показывали разное эксплуатационное кино.
Родригес сразу решил снять зомби-хоррор. По его словам, на тот момент жанр вымирал, и он решил вернуть на экраны классические истории о вторжении оживших мертвецов. Тарантино же придумал смесь слэшера и каскадерского кино о гонщике, который сажает девушек в свою «неубиваемую» машину. Причем картины пародировали дешевые фильмы не только сюжетно, но и визуально. В обеих частях по экрану периодически идут помехи, а у Родригеса в одной из сцен якобы портится пленка.
«Грайндхаус» вышел на экраны в 2007 году и с треском провалился. Мало кто из зрителей решился пойти на 3,5-часовой сеанс из двух частей, пусть и от именитых режиссеров. Поэтому продюсерская компания братьев Вайнштейн решила разделить фильмы и выпустить их по отдельности. В итоге на мировые экраны попали «Планета страха» Роберта Родригеса и «Доказательство смерти» Квентина Тарантино. Но по отдельности они растеряли свою иронию: без связок в виде трейлеров и атмосферы сдвоенного сеанса зрители не понимали, что смотрят стилизацию.
«Доказательство смерти» до сих пор считается самым недооцененным фильмом Тарантино, да и «Планета страха» не входит в число лучших работ его коллеги. Но зато именно «Грайндхаус» дал старт серии других фильмов.
Какие фейковые трейлеры выходили в рамках проекта
Помимо полнометражных картин, к релизу «Грайндхауса» сняли несколько роликов, якобы рекламирующих грядущие премьеры. Вот только сами фильмы не существовали.
«Мачете» Роберта Родригеса. История наемника, которого подставил и чуть не убил заказчик. Но киллер выживает и решает отомстить. В главных ролях — Дэнни Трехо, Чич Марин, Джефф Фэйи.
Идея сценария этого фильма появилась у Родригеса еще в 1993 году во время работы над «Отчаянным», когда он пригласил Трехо на роль киллера, бросающего ножи. Режиссер придумал героя, который мог бы быть мексиканским аналогом персонажей Жан-Клода Ван Дамма или Чарльза Бронсона — федералом, выполняющим в США грязную работу. Но дальше общих идей дело не пошло.
«Женщины-оборотни из СС» Роба Зомби («Дом 1000 трупов»). Сюжет рассказывает о безумном офицере СС и ученом, которые решают создать в лагере смертников супероружие — женщин-оборотней. В трейлере сыграли Удо Кир, Николас Кейдж и другие известные актеры.
Роб Зомби говорил, что у него было две идеи для трейлера — фильм о женщинах-заключенных и история о нацистах. Режиссер вдохновлялся картиной 1975 года «Ильза — волчица СС», а также использовал подход авторов низкобюджетных треш-хорроров, совмещая несовместимые декорации и наряды. Поэтому в трейлере есть и узнаваемые кожаные костюмы, и помещения в азиатском стиле.
«Не» Эдгара Райта («Зомби по имени Шон»). Ролик пародирует шаблонные ужастики в стиле «Дома ужасов студии Hammer». Несколько человек попадают в жуткое здание и сталкиваются буквально со всеми возможными кошмарами. В трейлере снялись Ник Фрост, Марк Гэтисс, Питер Серафинович и многие другие.
Тарантино и Родригес — поклонники фильма «Зомби по имени Шон», поэтому они сами позвали британского режиссера поучаствовать в проекте. Он решил спародировать трейлеры из 1970-х, когда американские студии закупали европейские хорроры, но перемонтировали ролики так, чтобы там не звучала речь персонажей. Зрители в США не любили фильмы на другом языке и даже речь с британским акцентом.
Закончив работу над фильмом «Типа крутые легавые», Райт позвал всех свободных актеров помелькать в коротком ролике. А для большей аутентичности после съемок пленку таскали по парковке, чтобы наделать на ней царапин.
«День благодарения» Элая Рота. Фильм рассказывает о маньяке, который убивает подростков в канун Дня благодарения. В главных ролях — Марк Бакунас, Джей Эрнандес, Джордан Лэдд и сам Элай Рот.
Этот трейлер пародирует классические слэшеры «Мой кровавый Валентин», «Тихая ночь, смертельная ночь» или «Хеллоуин», в которых действие также происходило во время какого-нибудь праздника. По задумке режиссера маньяк в этом фильме когда-то влюбился в индейку, а его отец зарезал птицу на праздник. Тогда ребенок убил всю свою семью, его поместили в лечебницу, но через годы он возвращается, чтобы отомстить.
В канадской версии «Грайндхауса» показывали еще один трейлер — «Бомж с дробовиком», выигравший в конкурсе от Роберта Родригеса. Он рассказывает о бездомном, который решает бороться со злом своими руками — покупает ружье и выступает против продажного полицейского и Санты-педофила.
По каким из них уже сняли фильмы
Авторы фейковых трейлеров не скрывали, что самих картин не существует, а ролики — просто пародия на стандарты жанра. Но поклонники и даже продюсеры завалили Роберта Родригеса вопросами, когда выйдет полная версия «Мачете». Поэтому режиссер расширил историю до полнометражного фильма и выпустил его в прокат.
Часть материала отсняли еще во время работы над трейлером, но многое пришлось доделывать. Изменился даже исполнитель одной из ролей: снайпера, который ранил главного героя, в трейлере играл Стив Джойнер, а в фильме его сменил Шей Уигэм. Но основа осталась той же: наемник, которого предали, мстит своим заказчикам.
В отличие от «Планеты страха», фильм неплохо показал себя в прокате. И поэтому к нему сняли продолжение «Мачете убивает». К сиквелу, кстати, тоже сначала сделали фейковый трейлер, его показывали в финале первой части.
«Бомж с дробовиком» тоже превратился в полнометражный фильм, дебютный для режиссера Джейсона Айзенера. Но здесь пришлось переснять весь материал. На роль бродяги пригласили знаменитого Рутгера Хауэра, а сыгравший в трейлере Дэвид Брант перевоплотился в грязного копа. Картина получила смешанные отзывы и прошла в кинотеатрах без особого шума. Однако ее хвалили за удачную стилизацию под криминальные фильмы категории Б и злонамеренно плохую игру некоторых актеров.
Каким получился «День благодарения»
17 ноября 2023 года в прокат вышел третий фильм, основанный на трейлере из «Грайндхауса». Его режиссер Элай Рот — большой поклонник жанра ужасов. Он снял фильмы «Хостел» (спродюсировал картину Квентин Тарантино) и «Зеленый ад», придумал документальный сериал «История хоррора с Элаем Ротом».
Поскольку с момента выхода трейлера прошло уже больше 10 лет, в фильме полностью сменили актерский состав и даже основу сюжета.
Действие стартует с жутких событий в Плимуте, штат Массачусетс. Во время «черной пятницы» — распродажи в магазине, похожем на Wallmart — в давке гибнут несколько человек. Год спустя на День благодарения в городе появляется человек в маске пилигрима. Он начинает жестоко и методично уничтожать всех, кто был причастен к трагическим событиям.
В отличие от трейлера, в полнометражной версии Элай Рот отказался от стилизации под старое кино. Картинка в новом «Дне благодарения» вполне современная, да и действие разворачивается в наши дни. А вот сюжет ссылается на классику слэшеров. В фильме снова множество гротескных кровавых сцен: жертвы примерзают к двери морозильной камеры, их разрывает напополам мусорным баком, а серийный убийца выставляет части тел на праздничный стол как трофеи.
Режиссер переснял и некоторые запоминающиеся сцены из ролика: обезглавливание человека в костюме индейки, зажаренное тело в качестве угощения. Хотя ради сохранения рейтинга R некоторые моменты смягчили: прыгающая на батуте чирлидерша все так же делает шпагат и приземляется на нож, но все же другими частями тела.
К сожалению, отказ от визуальных стилизаций иногда заставляет забыть, что зрителю показывают пародию. Кино кажется слишком серьезным, а как настоящий ужастик «День благодарения» не работает. Зато когда доходит до жестоких сцен, фильм развлекает по полной своей гротескной расчлененкой и потоками крови.
Стоит ли ждать остальных частей «Грайндхауса»
Три из пяти фейковых роликов уже превратили в полнометражное кино. Теперь дело только за Робом Зомби и Эдгаром Райтом. Первый несколько раз говорил, что хотел бы сделать из «Женщин-оборотней из СС» фильм. Однако еще в 2013 году он разуверился в своей идее.
Эдгар Райт говорил про «Не» еще более осторожно. Во время работы над роликом у него были мысли о полнометражке, но после этого режиссер не возвращался к идее. А пару лет назад Райт выпустил «Прошлой ночью в Сохо», стилизованный под классические ужасы, после чего заявил, что не будет больше снимать хоррор-комедии.
Так что, вероятнее всего, новые части «Грайндхауса» вряд ли появятся. Хотя и «День благодарения» вышел спустя 16 лет после трейлера. Возможно, нужно подождать еще. Ну, или хотя бы надеяться на «Мачете убивает вновь… В космосе!».
Автор: Алексей Хромов
Фото: Jeff Vespa / WireImage for The Weinstein Company / Getty Images