«Оставь мир позади» Сэма Эсмейла: американский апокалипсис с финалом покруче, чем у Шьямалана

Обсудить0

На Netflix вышел второй полный метр шоураннера «Мистера Робота» — о семье нью-йоркских интеллигентов, переживающих конец привычного мира в доме на Лонг-Айленде. Исходно рассчитанная на среднего читателя The New Yorker, история с Джулией Робертс и Итаном Хоуком вдруг выходит на глобальный уровень обобщений и прозрений. Об этом — Станислав Зельвенский.

Станислав Зельвенский

Критик Кинопоиска

Бруклинская пара (Джулия Робертс и Итан Хоук) — она в рекламе, он в академии — спонтанно решает провести уик-энд на Лонг-Айленде, где недорого сдается роскошный дом. Вместе с ними едут дети-подростки, девочка помладше (Фаррах Маккензи) и мальчик постарше (Чарли Эванс). День на пляже заканчивается странным происшествием: огромный нефтяной танкер выбрасывается, как кит, на берег. А ближе к ночи раздается стук в дверь: на пороге стоят лощеный чернокожий мужчина в смокинге (Махершала Али) и девушка в вечернем платье (Майхала Херролд). Они хозяева дома, отец и дочь. По их словам, выйдя из филармонии, они обнаружили, что в Нью-Йорке блэкаут, и решили от греха подальше уехать за город. Они просят арендаторов пустить их в свободную спальню в подвале. Тем временем отключаются интернет и мобильная связь, а по всем телеканалам транслируют туманное текстовое объявление о ЧП.

Разного рода апокалиптические сценарии все больше занимают кинематографистов, как в 50-е годы прошлого века, и разве может быть иначе? «Оставь мир позади», экранизация свежего романа Румаана Алама — всего лишь второй полный метр 46-летнего Сэма Эсмейла, шоураннера «Мистера Робота» и режиссера первого сезона «Возвращения домой» (как раз с Джулией Робертс). Одна из продакшен-компаний, которые занимались «Миром», — Higher Ground Productions, созданная в рамках сделки с Netflix экс-президентом Обамой и его женой; посмотревшие фильм легко найдут этому объяснение.

Это что-то вроде Шьямалана, но с уклоном в социально-политическое, а не мистическое (где-то на пересечении этих миров работает Джордан Пил). Необъяснимые (до поры) зловещие события громоздятся вокруг лишенных какой-либо информации героев, заставляя их предполагать самое страшное. Улики указывают в разные стороны. Исламские террористы? Хакеры? Русские? Китайцы? Инопланетяне? Война? Природный катаклизм? Восстание машин?

По Лонг-Айленду ходят стада очень мрачных, явно что-то задумавших оленей, но понятно, что для современного горожанина конец света начинается с отказа любимых гаджетов. «Я почти ничего не могу сделать без телефона и GPS, я бесполезен!» — возопит в кульминационный момент этого не самого тонкого фильма герой Итана Хоука, преподаватель теории медиа. А его дочка никак не может посмотреть в планшете финальную серию «Друзей». Сериал, потерянный американским Netflix, становится в фильме долгоиграющей шуткой: скажем, чрезвычайно бойкая хозяйская дочь в рамках зумерской культурной критики сообщает Джулии Робертс (поменявшейся, как мы помним, с Чендлером трусами), что это шоу вызывает ностальгию по временам, которых никогда не было.

Махершала Али, Майхала Херролд, Джулия Робертс, Итан Хоук

Отрезанные от мира герои волей-неволей разыгрывают пьесу на тему привилегий, актуальных фобий и солидарности (или ее отсутствия). Один из подспудных конфликтов — расовый, дополнительно подогретый тем, что белая семья значительно беднее черной. Все эти ссоры и примирения не так провокационны, как явно кажется Эсмейлу, и в отдельных случаях едва не убивают фильм (сцена с пластинками!), но в целом не дают заскучать благодаря удачно подобранным актерам. Самая отталкивающая и, соответственно, яркая роль досталась Робертс, которая на четвертой минуте, глядя в камеру, отрезает: «I fucking hate people». Но центр тяжести — харизматичный Али, чей персонаж, финансовый советник для хозяев мира, привык полагаться на свое безотказное чутье и особенно обескуражен тем, как стремительно земля уходит из-под ног.

Помимо шестерки главных героев, в фильме буквально пара ролей со словами, в том числе сурвивалист в исполнении Кевина Бейкона. Бейкон и Хоук с возрастом стали так похожи, что их диалог сам по себе можно считать слегка сюрреалистическим спецэффектом. К которым Эсмейл вообще питает слабость: камера регулярно норовит совершить какой-нибудь невообразимый пируэт или найти необычную точку вплоть до многозначительного кадра, снятого как бы с лунной поверхности. Не совсем понятно, на кого он пытается таким образом произвести впечатление.

Кевин Бейкон

Это очень американский фильм, направленный на внутреннего зрителя и жонглирующий локальными теориями заговоров. И, наверное, «Мир» можно было бы оставить позади как образец благонамеренной либеральной паранойи. Вдобавок с претензиями: Эсмейл, например, пересказывает притчу про глупого праведника, которому во время потопа Бог тщетно посылает то вертолет, то лодку, с таким апломбом, словно ее не рассказывали примерно в каждой апокалиптической басне до этого (в последний раз — в сериале «Экстраполяции»).

Но трудно отрицать, что здесь действительно пульсирует тревожный дух времени и некоторые идеи носят более чем глобальный характер. В частности, ключевая, может быть, мысль о том, что проблема человечества не зловредное «мировое правительство», а его отсутствие; за штурвалом, грубо говоря, попросту никого нет. «Он остановится. Как иначе?» — обсуждают герои танкер, который направляется прямо на их шезлонг.

И финал. Какой финал! Это самое дурацкое и прекрасное окончание фильма как минимум в этом году. Все же и Шьямалану есть чему поучиться.

Читайте книгу «Оставь мир позади» в Букмейте! Промокод KINOPOISKMEDIA для новых пользователей.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

18 ноября21
18 ноября8
18 ноября5
12 ноября68

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации