В онлайн-кинотеатре Start сериал «Крутая перемена» — парафраз советского телехита «Большая перемена» и новый проект режиссера-многостаночника Карена Оганесяна о человеке, который возвращается на малую родину, чтобы реализовать мечту мамы. Рассказываем, каким получилось драмеди об «учителе для России».
О чем это
Горе-стартапер Андрей (Никита Ефремов) в очередной раз терпит неудачу. Его инновационный собачий корм не находит отклика у покупателей, а старый товарищ (Беник Аракелян), выделявший деньги на развитие бизнеса, требует вернуть долги. «Шел бы учителем работать. Миллион сразу выделяют, если устроишься работать в маленьком городе или поселке», — советует он Андрею, описывая прелести федеральной программы «Земский учитель».
Когда-то Андрей и правда должен был стать учителем. Его мама Татьяна Михайловна (Евгения Дмитриева) была гордостью школы — любимый всеми директор, получившая звание «Учитель года». Юная версия Андрея (Иван Ивашов) в одном из флешбэков объясняет однокласснице, в которую был влюблен, что это не его: «Школа, дети, учебники. Я лучше в Москве останусь после вуза, бизнесом займусь».
Вернувшись в родной Арзамас, заматеревший Андрей сталкивается с той повзрослевшей детской любовью (Ольга Медынич), новой директрисой. По дружбе быстро устраивается учителем литературы и получает заветный миллион. Но где взять оставшуюся сумму? Продать родительский дом, в котором, по рассказам бабушки, Пушкин начинал писать «Евгения Онегина». Правда, второй собственник — его отец Сергей Петрович (Игорь Черневич) — с сыном не общается. Он вообще в колонии сидит! Чтобы добыть его согласие на продажу, герой Ефремова устраивается также преподавателем в исправительное учреждение. Отец, осужденный по статье 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности»), на контакт идти не хочет — их ссора как-то связана с гибелью матери. Обсуждая в обеих школах Грибоедова, Достоевского и Тургенева, Андрей ищет ключи к сердцам поколений — детей и отцов.
Кто его снял
Оганесян — особенная фамилия для российского кинематографа, но не стоит путать Эдуарда, который после громких «Чик» и не сложившегося по понятным причинам проекта на Netflix с Сашей Петровым, кажется, ушел в гастробизнес, с Кареном Оганесяном — одним из самых плодовитых режиссеров, у которого значится 33 проекта в фильмографии на Кинопоиске. Он снял свежий сериал «Черное облако» (Okko), «Кошку» и «Пассажиров» (Start), два сезона «Игры на выживание» (Premier), фильмы «Молоко», «Грозный папа», «Прямой эфир» и «У людей так бывает». Кажется, Карен Оганесян способен взяться за самые разные истории, написанные, как правило, кем-то еще, и выдать что-то по меньшей мере непостыдное.
Сценаристы «Крутой перемены» — творческий дуэт Сергея Вострикова и Павла Косова, также много лет работающие в индустрии. На их счету — политическая драма «Министерство», детектив «Русалки» с Петром Фёдоровым и военное кино «Сирийская соната» с Гошей Куценко, Константином Лавроненко и Еленой Север, которая его и спродюсировала.
Как это выглядит
Бодро и даже увлекательно, но не без вопросов. Сериал добавляет в типовой конфликт попытку объективно говорить о плюсах и минусах российской школы, сталкивая ту со вселенной ФСИН и ее социально-понятийными рамсами. Однако баланс в драмеди здесь по большей части перевешивает в комедию, если не в сатиру. Не сказать, что проект, профинансированный государственным Институтом развития интернета, полюбят учителя, потому что в самой завязке авторы подтрунивают над профессией, куда государство вот уже три года заманивает подъемным миллионом.
При этом в вымышленном Арзамасе нет ни острых углов, ни резких поворотов сюжета, ни необузданных характеров. В школе ведут себя не так, как в сериале Германики, а в тюрьме не сидят осужденные по тяжким статьям, как, например, в сериале «Исправление и наказание» с Анной Михалковой. Подросткам и заключенным одинаково интересно «поговорить за жизнь» через призму «Горя от ума», «Отцов и детей» и «Преступления и наказания». И всё как будто к финальной серии будет хорошо, если не считать никак не отрефлексированного в сценарии (по крайней мере, в первых трех эпизодах) совпадения в биографиях реального и сериального Ефремова. Остается неясным — это такая ничего не означающая меташутка или крутой кликбейт, чтобы привлечь внимание к проблемам сельского образования?
Вердикт
На свою малую родину и к непроработанному прошлому возвращались и Илья Маланин («Зеленый мэр»), и Марк Богатырёв («Корни»), да и сам Ефремов в недавнем «Библиотекаре» — тема одновременно изъезженная и актуальная. На протяжении жизни мы постоянно с чем-то прощаемся — родителями, соседями, школьными друзьями, и неудивительно, что из-за неопределенности люди начинают вспоминать свои корни, перебирать школьные альбомы, вот это всё. Сериал Оганесяна — обаятельная история о трансформации персонажа, пребывающего в кризисе. Герой Ефремова — и Раскольников, и Чацкий, терзаемый чувством вины, жаждой раскаяния и прощения. Он увлекается учительской профессией, потому что сам учится чему-то важному, и своими прозрениями умудряется увлечь остальных. И тут у зрителя наступает стопроцентный эффект узнавания: в каждой школе был как минимум один такой преподаватель.
Автор: Тимур Алиев