На Кинопоиске вышел предпоследний фильм великого японского режиссера с великим корейцем Сон Кан-хо в одной из главных ролей (за нее актер получил каннскую «ветвь» в 2022 году) и популярнейшей кей-поп-звездой Айю (Ли Джи-ын). Станислав Зельвенский восхищен тем, как Корээда умудряется, посмеиваясь, говорить на серьезнейшие, проклятые темы: аборты, торговля детьми, обязанности родителей и государства.
Станислав Зельвенский
Критик Кинопоиска
Дождливой ночью в корейском Пусане молодая женщина Со-ён (Ли Джи-ын) оставляет младенца в церкви возле специального беби-бокса для брошенных детей. Когда она, передумав, возвращается, то узнаёт, что ее сына уже похитила пара мошенников — владелец прачечной Сан-хён (Сон Кан-хо) и его младший товарищ Дон-су (Кан Дон-вон), работающий в церкви. Они время от времени забирают оставленных детей, пока их никто не обнаружил, и продают парам, которые не могут или не хотят связываться с официальными агентствами. Со-ён, у которой по горло других проблем, решает не сдавать «посредников» полиции, а принять участие в сделке. Полиция, впрочем, уже в курсе, и две оперативницы (Пэ Ду-на и Ли Джу-ён) все время висят у них на хвосте.
После победы в Каннах с «Магазинными воришками» Хирокадзу Корээда, один из бесспорных лидеров японского кинематографа в XXI веке, совершил небольшое международное турне: сперва снял во Франции не очень убедительную «Правду», а потом переместился в Южную Корею, где сделал «Посредников». В обоих фильмах он использовал местных суперзвезд: во французском — Катрин Денев с Жюльет Бинош, в корейском — певицу Ли Джи-ын и Сон Кан-хо, фактически лицо корейского кино («Паразиты», «Воспоминания об убийстве», «Сквозь снег» и т. д.). Фильм в прошлом году участвовал в каннском конкурсе, и Сон получил там приз за лучшую мужскую роль. С тех пор энергичный режиссер уже успел выпустить отличную картину «Монстр», тревожную и нежную историю взросления, но она едва ли выйдет в нынешний российский прокат.
Как и в «Воришках», речь в «Посредниках» идет о приемных семьях — и в самом прямом, и в переносном смысле. С одной стороны, фильм затрагивает множество болезненных проблем, связанных с материнством — и отдельно отцовством. Является ли аборт преступлением перед неродившимся человеком? Можно ли отказаться от ребенка, если очевидно, что для него так будет лучше? Какие обязанности родители могут делегировать кому-то другому, а какие нет? Что лучше: государственная система или частная инициатива? Как все мы знаем, эти и другие подобные вопросы — именно та сфера, в которой люди неизменно готовы перегрызть друг другу глотки. Тем ценнее взвешенная позиция Корээды и его миролюбивый тон: избегая и банальностей, и радикальных жестов, он прежде всего призывает не судить и воздерживаться от вредных, смертельно опасных обобщений.
Не менее важна и метафорическая семья: несколько хороших, но так или иначе не преуспевших в жизни людей заключают странный союз. Отчасти по бюрократическим, а отчасти и по моральным соображениям он невозможен, но в какой-то краткий миг кажется единственно правильным. Каждый из героев несет печать брошенности, отверженности: кто-то был оставлен родителями, кто-то оставил детей сам. Залоги разные, но если разобраться, одинаково страдательные. И история, рассказанная в фильме, — дорога от страдания к состраданию, к коллективному и в конечном счете спасительному переживанию.
На всех постерах «Посредников» герои счастливо улыбаются и едва ли не машут в камеру. Художественное решение не лишено, разумеется, иронии, но при всей своей серьезности это и правда совсем не депрессивная, а полная меланхоличного юмора картина. Отчасти роуд-муви, поездка по корейской провинции в раздолбанном микроавтобусе. Отчасти то, что в западной традиции называется caper: компания обаятельных преступников идет на дело, не зная (но догадываясь), что оно обречено на провал — по их следу неотступно крадется закон. Пара женщин-полицейских в кадре не только дает Корээде возможность менять точки зрения, но и оказывается в итоге важным элементом драмы.
К мелодраматическим сюжетным поворотам, особенно ближе к концу, могут быть вопросы (в том числе относительно правдоподобия). Но Корээда, конечно, большой мастер сторителлинга, с почти детективной тщательностью разбрасывающий ключевые улики в незаметных местах. И честный, увлеченный социальный гуманист — не хуже Лоуча с Дарденнами. А здесь у него в колоде еще и грандиозный козырь в виде Сон Кан-хо — артиста, которому мы легко прощаем даже похищение младенцев. Кто бы такое потянул? Может, Билл Мюррей в хороший день. В любом случае западное мейнстримное кино не готово разговаривать на такие темы с таким озорным великодушием.