На Кинопоиске в самом разгаре четвертый сезон комедийной антологии «Чудотворцы». Рассказываем об истории проекта и о том, как он из экранизации юмористической книжки превратился в целую подборку удивительных ситуаций.
Со страниц на экраны
Создатель «Чудотворцев» Саймон Рич может претендовать на титул вундеркинда. Едва выпустившись из университета, он заключил контракт на две книги с издательством Random House. В двадцать четыре уже писал скетчи для юмористического шоу Saturday Night Live, а в тридцать — выступал шоураннером сериала «Мужчина ищет женщину» на FX. Рич работал в Pixar, участвовал в создании «Тайной жизни домашних животных» и написал сценарий для эпизода «Симпсонов». И все же всю свою карьеру Рич не забывал, что в первую очередь он писатель.
В 2012 году он опубликовал роман «What in God’s Name» (издан на русском языке под названием «Чудотворцы») — остроумную сатиру об истинном положении дел в Небесной канцелярии. Рич рассказывал, что на написание книги его вдохновило несовершенство мира. «Читая газеты и ежедневно наблюдая за происходящим, я пришел к выводу, что как-то не похоже, чтобы у Господа был какой-то работающий план. И тут мне пришло в голову, что дела на Земле обстоят именно так потому, что наверху царит жуткий бардак», — вспоминал он.
Итак, действие романа разворачивается в Небесной канцелярии — громоздкой, малоэффективной и погрязшей в бюрократии организации, большинство сотрудников которой давно смирились, что Землю уже не спасти. Ангел Крейг вот уже сотни лет работает в департаменте ответа на молитвы. Каждый день он получает сотни тысяч прошений, а отвечает только на три или четыре из них. В основном помогает людям найти пропавшие ключи или перчатки, на все остальные мольбы ставит штампик «невыполнимо».
Однажды в отделе появляется новичок — перешедшая из департамента грязи Элиза. Она горит желанием помогать людям, но в первый же рабочий день на новом месте ее энтузиазм приводит к тому, что Бог решает окончательно махнуть рукой на человечество, уничтожить Землю и заняться новым рестораном. Не желающая сдаваться Элиза заключает с Господом соглашение: он изменит свое решение и пощадит мир, если Элизе за две недели удастся совершить настоящее чудо — свести вместе двух очень робких и неуклюжих людей.
Критики роман оценили, назвали смесью Ветхого Завета с «Балбесами» и сравнили с «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса. Среди фанатов книги оказался звезда «Гарри Поттера» Дэниэл Рэдклифф. «Он прочел книгу, пришел ко мне и заявил, что хочет поучаствовать в адаптации. В любом качестве», — вспоминает Рич. «Если бы Саймон сказал, что хочет превратить роман в радиоспектакль, я бы тут же ответил, что в деле», — соглашается Рэдклифф. Участие Рэдклиффа помогло сдвинуть экранизацию с мертвого места — адаптацией «Чудотворцев» заинтересовался канал TBS.
Новая история каждый сезон
Возник лишь один нюанс: TBS был заинтересован в телепроекте, который можно растянуть на несколько лет, в то время как Рич считал, что «Чудотворцам» и одного сезона много. «Роман довольно короткий, чуть больше 200 страниц, а сама история весьма прямолинейна, — пояснял он. — Чем дольше растягивается подобный сюжет, тем сильнее обесцениваются ставки. Если перспектива конца света довлеет над тобой 30 или 40 эпизодов, она уже не кажется такой насущной проблемой, не так ли?»
Далее показания немного расходятся. В одних интервью писатель утверждает, что изначально презентовал «Чудотворцев» TBS как антологию, в которой каждый сезон рассказывает отдельную самостоятельную историю. В других — что такая идея родилась уже в процессе обсуждения проекта. Суть от этого, впрочем, не меняется: канал одобрил концепцию, и шоураннер приступил к работе.
Оба сезона, в которых Рич выступал в этом качестве, основаны на его же произведениях. В основу первого сезона «Чудотворцев» лег роман «What in God’s Name», в основу второго — рассказ «Revolution» из сборника «New Teeth», причем сборник поступил в продажу после премьеры сезона. Но это не дословные экранизации: «Рассказ — только стартовая точка, — сказал он. — Я специально просил сценаристов не читать его, чтобы не связывать им руки необходимостью придерживаться текста».
В итоге второй сезон получил подзаголовок «Темные века». Эта история, разворачивающаяся во времена Средневековья, посвящена дружбе, семье и тому, как не дать себя убить. «Группа селян пытается сохранить позитивный настрой в эпоху неравенства и фейковых новостей», — добавляет Рич. К своим источникам вдохновения во время работы над вторым сезоном он относит «Монти Пайтон и священный Грааль», «Черную гадюку» с Роуэном Эткинсоном и «Симпсонов».
Несмотря на то, что TBS продлил «Чудотворцев» сначала на третий, а затем и на четвертый сезон, Рич после второго покинул пост шоураннера. Свой уход он объяснял нехваткой времени и нежеланием работать за пределами дома во время пандемии, подвергая опасности здоровье двух маленьких дочерей. В итоге в основу новых сезонов легли оригинальные идеи новых шоураннеров Дэна Мирка и Роберта Падника: в третьем, озаглавленном «Дикий Запад», действие разворачивается в середине XIX века понятно где, четвертый, «Конец времен», переносит повествование в постапокалиптическое будущее.
Те же лица, другие роли
Все четыре сезона основной актерский состав «Чудотворцев» неизменен: Дэниэл Рэдклифф, Стив Бушеми, Джеральдин Вишванатан, Каран Сони и Джон Басс примеряют на себя совершенно разные образы, при этом сложно переоценить роль Рэдклиффа в успехе «Чудотворцев». Он не только является главной звездой, но еще и выполняет функции исполнительного продюсера: участвует в процессе кастинга, выборе режиссеров, подборе съемочной группы и творческом развитии сериала. «Он всегда очень вовлечен в процесс: приходит в сценарную комнату, предлагает идеи, помогает сформировать образ его персонажа», — рассказывал Рич.
Второй важный герой «Чудотворцев» — Стив Бушеми. Причем если Рэдклифф приписан к проекту с самого начала, то Бушеми появился позже. Изначально на роль Бога пригласили Оуэна Уилсона, но он разошелся со сценаристами в видении своего персонажа и покинул проект на стадии препродакшена. Во втором сезоне Бушеми, примеривший на себя роль Господа, играет Эдди Дерьмогреба — лучшего собирателя дерьма во всем городе. Рич признается, что боялся реакции актера на столь явное понижение в должности, но Бушеми отреагировал с огромным энтузиазмом. Оказалось, что папа Стива больше тридцати лет проработал ассенизатором («настоящий работяга, республиканец, зритель Fox News»), и в этом образе Бушеми смог отразить какие-то черты отцовского характера.
До «Чудотворцев» Джеральдин Вишванатан снялась в нескольких фильмах, но именно роль ангела Элизы стала прорывной для актрисы. С тех пор Вишванатан несколько раз сменила амплуа: во втором сезоне она была дочерью выгребателя дерьма, в третьем — мечтающей о приключениях женой местного богача, в четвертом — могучей воительницей. Почти каждый сезон авторы в той или иной степени заигрывали с возможностью романтических отношений между персонажами Вишванатан и Рэдклиффа и в четвертом наконец поженили их героев. Как оказалось, строить семейное счастье в постапокалиптическом мире — та еще задачка.
Карана Сони в «Чудотворцах» привлекает именно разнообразие образов. Сперва его персонаж был управляющим Небесной канцелярией, потом — ближайшим соратником короля, в третьем — охотником за головами, в четвертом — любящим веселье роботом-убийцей (ну ладно, может, и не настолько уж разнообразны его образы). Сони шутит, что его появление в обычном историческом сериале наверняка спровоцировало бы многочисленные споры о достоверности появления небелых персонажей в то время, но в случае с «Чудотворцами» никто не рассуждает о достоверности.
Что думают о проекте критики
Хвалят за актерскую игру. «Потрясающий актерский состав включает невероятно азартного Дэниэла Рэдклиффа, который находит юмор даже в тех репликах, которые не планировались как шутки, Стива Бушеми в роли скучающего Бога, который может не уметь читать, но настоящим открытием сериала стала юная актриса Джеральдин Вишванатан», — пишет Vox.
«„Чудотворцы“ начинают творить свои чудеса, когда их герои взаимодействуют друг с другом. Ленивый, всезнающий создатель в исполнении Бушеми — надежный источник юмора, и актер вкладывается в каждую идиотическую реплику, что ему дают. Рэдклифф восхитителен в роли туповатого коллеги, который в конечном итоге начинает готовить кофе для всех остальных, потому что он настолько бесполезен. Он продолжает показывать широту своего таланта в ролях, которые кажутся необычными фанатам Гарри Поттера, но выглядят естественными. Но настоящая звезда сериала — это Вишванатан. После прорыва в „Секса не будет!“ она практически завораживает каждым своим появлением на экране и продолжает демонстрировать талант к комедии», — добавляет USA Today.
И за разнообразие. «Чудотворцы» могут быть совершенно разными. Они остроумными, когда косятся на абсурдность происходящего, подростковыми, когда на первый план выходят шутки о диарее, глуповатыми — когда находят минутку, чтобы насладиться тайной и величием творения», — отмечает New Yorker.
Второй и последующие сезоны не могут похвастаться таким пристальным вниманием прессы, но Collider благожелательно отзывается о новом четвертом сезоне и считает, что «„Конец времен“ получился даже лучше первого». «„Чудотворцы“ стали еще смешнее и изобретательнее, — восторгается автор издания Росс Бонэйм. — Сериал совершенно освежил сценарий, который кажется знакомым, но является полностью оригинальным по своему отношению к постапокалиптике. В „Конце времен“ сценаристы Мирк и Падник не только достигают уровня качества сезонов Рича, но и превосходят его».
Все четыре сезона «Чудотворцев» входят в подписку Кинопоиска. А вы уже смотрели сериал?
Автор: Алексей Ионов
Фото: Aaron Richter / Getty Images