Квентину Тарантино — 60! Его кино все еще актуально?

Обсудить0

Павел Пугачев — о том, почему мы иногда ругаем Тарантино, но любим его так же, как в 1990-х

Павел Пугачев

Кинокритик, редактор сайта журнала «Сеанс»

Тарантино шестьдесят, и тридцать из них он остается постоянным ньюсмейкером. Не только каждый новый фильм режиссера — любое его телодвижение отзывается эхом в медиа: «Тарантино посмотрел такое-то кино! Тарантино подумывает снять сериал! Тарантино вспомнил былое!»

Но не стал ли сам Тарантино этим былым? Не оказались ли мы заложниками любви к размагниченной видеокассете и поцарапанному диску? Почему вообще мы все еще смотрим его фильмы?

Во-первых, потому что практически вся современная поп-культура строится на возвращении к прошлому. Девизом «давайте сделаем как тогда, только лучше» пользуются и топ-менеджеры мультимедиакорпораций, и лидеры мировых держав. Парадоксально, но в мире, где утренние сенсации забываются уже к вечеру, главным двигателем масскульта остается ностальгия.

«Джанго освобожденный»
«Однажды в… Голливуде»

Так что ничего удивительного в том, что один из важнейших режиссеров современности — отчаянный ретроград, нестареющий подросток из видеопроката и фетишист прошлого. Последний раз Тарантино обращался к условно настоящему в далеком в 2007-м, когда снимал лихую стилизацию под эксплотейшен 1970-х («Доказательство смерти»), но с мобильниками и шуткой про засилье компьютерной графики в кино. Все, что после, — дела давно минувших дней: Вторая мировая в «Бесславных ублюдках», истоки и последствия американской Гражданской в «Джанго освобожденном» и «Омерзительной восьмерке», 1969-й в «Однажды в… Голливуде».

Поздние работы Тарантино одновременно созвучны и тренду на ламповую ностальгию, и скептическому ревизионизму в духе Райана Мёрфи, когда пыль с артефактов прошлого сдувают, чтобы увидеть в них ответы на вопросы сегодняшнего дня. Тарантино, конечно, нельзя назвать «партийным» автором, ставящим общепринятые хештеги и принятые сегодня идеологические акценты. При всем формальном следовании нормам современности (любой его фильм, кроме разве что «Бешеных псов», пройдет проверку и на тест Бекдел, и на расово-этническое разнообразие каста) его кино можно назвать спорящим с этими самыми нормами. И в сегодняшнем черном кино мало кто так остро ставил вопрос внутреннего расизма, как Тарантино в «Джанго освобожденном». Режиссера даже можно обвинить в реакционности: в конце концов, «Однажды в… Голливуде» — это еще и история про то, как два привилегированных белых мужика средних лет устроили вьетнамскую прожарку зарвавшимся хиппи.

Но, так или иначе, это кино очень свободного человека.

«Джанго освобожденный»
«Однажды в… Голливуде»

Да, есть и такое мнение, мол, Тарантино просто перестал понимать и любить современность и, постарев, превратился в ворчливого деда, у которого «раньше было лучше». Но его картины раз от раза становятся фаворитами наградных сезонов, участвуют в ведущих кинофестивалях и приносят огромные кассовые сборы. То есть с современностью контакт полный.

Чтобы понять истоки сегодняшней популярности Тарантино, стоит ненадолго вернуться в прошлое. В чем заключалась революционность «Бешеных псов» и «Криминального чтива»? Не только в сложной сюжетной конструкции, сочных диалогах и черном юморе, но еще в том, как гротескные персонажи были укоренены в прозе настоящего.

Тарантино поселил архетипических героев гангстерского фильма в знакомый ему Лос-Анджелес, и это не мистический город-мечта со своими секретами, китайским кварталом и бульваром Сансет, а душный и унылый многомиллионник, напоминающий не столько мегаполис, сколько бесконечно растянутый пригород, где без машины можно разве что дойти от оружейного магазина до дешевой закусочной, заточить бургер и запить его водянистым кофе.

«Криминальное чтиво»
«Бешеные псы»

И в «Псах», и в «Чтиве» очень четкие маркеры времени и места. Конкретный город, конкретный район, год, время суток. Внимания к быту там едва ли не больше, чем в ином остросоциальном кино с «Сандэнса» (напомним, что именно на этом фестивале и открыли Тарантино). Даже плохим парням приходится заглядывать в кошелек и размышлять, стоит ли оставлять чаевые и какого черта молочный коктейль такой дорогой. Чего уж говорить про насущные вопросы вроде утилизации трупов и уборки салона авто после выстрела в голову? Гангстеры из фильмов Хьюстона, Мельвиля и Скорсезе о таких мелочах и не задумывались.

Пик такого подхода — «Джеки Браун», где каждый из героев сталкивается не только с бытовухой, но и с усталостью, возрастом, собственной нерешительностью в трудный момент и повсеместной глупостью других. Но к моменту выхода этого фильма такие приземленные протагонисты стали обычным и едва ли не обязательным тропом криминального жанра. Недотеп с пушками, треплющихся о еде, наркотиках и поп-культуре стало больше, чем классических гангстеров. А визуальная приземленность и укорененность в быте стали общими местами даже в глубоко мейнстримном кино.

Нужно было придумать что-то новое. И, чтобы оставаться современным, пришлось отойти от этой самой современности. Начиная с «Убить Билла» Тарантино сотрудничает исключительно с оператором Робертом Ричардсоном, создающим глянцевую и одновременно фактурную картинку, отсылающую и к комиксам, и к выдающимся образцам кино 1960-х годов. Пестрые, эскапистские и одновременно жесткие фильмы стали отлично резонировать с временем, где ядреные эмтивишные клипы перемежались с репортажами из горячих точек. Кровь реальная стала ярче некуда.

«Убить Билла»
«Омерзительная восьмерка»

Так что Тарантино всегда говорил про настоящее. Но что-то изменилось в 2017-м, после #MeToo и дела Харви Вайнштейна, когда часть журналистов и аудитории соцсетей стали воспринимать фильмы режиссера едва ли не как символ того «старого» мира насилия, секса и эксплуатации. Удивительно, но даже из этой ситуации автор «Криминального чтива», любимец и золотая корова Miramax и Weinstein Company, смог выйти чистым, несмотря на то что лично был свидетелем некоторых историй абьюза и харассмента.

Дело, конечно, не в каком-то заговоре и не в изворотливости самого Квентина, а в том, что все его кино политическое. Оно про деньги, кровь и тело, диктующие свои условия, и про свою мораль. Недаром режиссер так часто отправляется на Дикий Запад: фронтир — это еще и пространство, где все спорные вопросы решались не в судебном порядке, а с помощью огнестрельного оружия. Работая в русле альтернативной истории (зачастую, как в «Ублюдках» и «Голливуде», радикально переписывая всем известные события), Тарантино показывает, как пишется история конвенциональная и почему все законы формулируют победители уже задним числом, постфактум. И, как практически все великие американские авторы, он маскирует анализ общественных отношений занавеской киноманского развлечения.

«Бесславные ублюдки»
«Однажды в… Голливуде»

Будем надеяться, что и планируемый режиссером фильм про кинокритика тоже будет эффектным и хитро завуалированным политическим заявлением. Ведь по самой истории этой профессии можно проследить то, как менялась экономика в индустрии развлечений — от людей, писавших историю кино, зажигавших звезды и сбивавших их с небосвода, до прекарной коррумпированной обслуги крупного капитала (вспомним недавние скандалы с «Золотым глобусом»). Свою бессмысленность ощущают даже счастливчики, приписанные к большим американским медиа. На днях кинокритик The New York Times Энтони Скотт, проработавший в газете 23 года, заявил о своем разочаровании индустрией и уходе в литературную критику. В общем, чутье, всегда позволявшее Тарантино выбрать андердога, достойного главной роли, по-прежнему не подводит его.


Фото: PictureLux / Legion-Media

Смотрите также

20 марта 202310
23 июля 20228
8 августа 201918
8 ноября 20207

Главное сегодня

Вчера11
Сегодня0
Вчера8
Вчера43
Вчера6
Сегодня73
Вчера2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации