«Оскар» состоится в этом году 12 марта, а вокруг премии уже разгорелся скандал: критики считают, что британскую актрису Андреа Райзборо незаслуженно включили в номинацию за лучшую женскую роль (подробнее Кинопоиск писал об этом здесь). Мы решили вспомнить, какие еще скандалы и конфузы сотрясали церемонию в последние годы.
Оплеуха
2022
«Оскар-2022» должен был стать ночью Уилла Смита. Актер имел все шансы триумфально забрать домой статуэтку за лучшую мужскую роль в картине «Король Ричард» (что, собственно, и случилось), но победу Смита полностью затмил другой эпизод, случившийся в самом начале церемонии.
Ведущий Крис Рок начал вечер с шуток над гостями. Среди жертв комика оказалась и жена Уилла, Джада Пинкетт Смит. Рок сравнил ее прическу с образом Деми Мур в фильме «Солдат Джейн». Шутка была неудачной: Пинкетт Смит не скрывала, что у нее алопеция. Джада в ответ на слова Рока только закатила глаза, а вот Уилл потерял над собой контроль. Актер не спеша промаршировал на сцену, отвесил Року оплеуху и со словами «Не смей упоминать имя моей жены своим грязным ртом» вернулся на место. Поначалу публика решила, что потасовка была постановочной, но дальнейшая реакция обоих участников показала: все было взаправду.
Спустя пару часов Смит во второй раз поднялся на сцену, забрал статуэтку за «Короля Ричарда» и извинился перед Академией и другими номинантами за свое поведение, но ни словом не упомянул Криса Рока. На следующий день Смит извинился и перед Роком в социальных сетях, но было уже поздно. Уиллу светило исключение из рядов Академии, и, не дожидаясь решения, актер ушел сам. Тем не менее академики все же собрались и на 10 лет запретили Смиту посещать любые мероприятия под эгидой организации.
Чедвик Боузман не получает посмертный «Оскар»
2021
До церемонии 2021 года все были уверены, что награда в номинации «Лучшая мужская роль» достанется неожиданно умершему от рака в августе 2020 года Чедвику Боузману за «Ма Рейни: Мать блюза». Однако вместо него Академия наградила Энтони Хопкинса за роль в фильме «Отец».
Статуэтку пришлось вручать заочно: в условиях пандемии пожилой британец решил не покидать родной Уэльс. К тому же Хопкинс также был уверен, что премия достанется Боузману, о чем и признался в трогательном видеообращении, выложенном спустя пару часов после церемонии.
«Паразиты» гасят свет
2020
В 2020 году обладателем статуэтки за лучший фильм впервые стала картина, снятая не на английском языке, — «Паразиты» Пон Джун-хо. Более того, она одержала победу сразу в четырех номинациях.
Когда съемочная группа вышла на сцену, слово взяла продюсер Квак Щин-э. Сказав небольшую речь, она передала микрофон своей коллеге Мики Ли. Но, прежде чем Мики успела сказать хоть слово, свет на сцене погас, а камеры переключились на Джейн Фонду, которой предстояло закрыть церемонию. Зрители во главе с сидящими в первом ряду Томом Хэнксом и Шарлиз Терон были крайне недовольны подобным развитием событий и принялись скандировать: «Вверх! Вверх!», требуя вернуть прожекторы на сцену. Организаторы быстро сориентировались в ситуации и позволили Ли продолжить выступление.
«Конвертгейт»
2017
В 2017 году победителей в номинации «Лучший фильм» объявляли Уоррен Битти и Фэй Данауэй — звезды легендарной картины «Бонни и Клайд», как раз отмечавшей пятидесятилетие. Битти открыл конверт, ощутимо замешкался и показал его содержимое партнерше. Данауэй послушно прочла название победителя: «Ла-Ла Ленд».
Пока создатели мюзикла поднимались на сцену и произносили благодарственные речи, на заднем плане началась подозрительная суета: сначала вежливые люди в костюмах изучили содержимое конверта, затем на сцену вернулись Битти и ведущий церемонии Джимми Киммел, а затем продюсер Джордан Хоровиц объявил, что на самом деле премия за лучший фильм достается… «Лунному свету».
Оказывается, Битти и Данауэй по ошибке получили другой конверт, в котором содержалось имя победительницы в номинации «Лучшая женская роль» — Эмма Стоун унесла домой статуэтку как раз за «Ла-Ла Ленд». Ошибка должна была вскрыться еще на репетиции, но из-за задержек и временных накладок продюсеры не успели прогнать несколько последних номинаций и пустили их в эфир без тренировки.
Политика Трампа
2017
В 2017 году иранский режиссер Асгар Фархади имел все шансы стать двукратным победителем премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В 2012 году награда досталась его картине «Развод Надера и Симин», а в 2017-м на нее претендовал (спойлер: и в итоге получил) «Коммивояжер».
Но самого постановщика на церемонии не было. В январе президент Трамп запретил въезд в США гражданам Ирана, Ливии, Сомали, Сирии и Йемена. Оскорбленный подобным решением Фархади заявил, что не приедет в Лос-Анджелес, даже если для него на границе сделают исключение.
Слишком белый «Оскар»
2015–2016
Когда в 2015 году в новостях объявили список номинантов на премию «Оскар», юристка и активная пользовательница социальных сетей Эйприл Рейн возмутилась, что среди номинантов четырех основных категорий нет ни одного небелого актера. Свое возмущение она сопроводила хештегом #OscarsSoWhite.
В считаные часы хештег завирусился, а к обсуждению проблемы присоединились видные кинематографисты и актеры, в том числе Спайк Ли, Барри Дженкинс и Уилл Смит. Больше всего публику возмущало, что мимо основных номинаций прокатили «Сельму». По мнению зрителей, Ава ДюВерней заслужила номинацию за лучшего режиссера, а сыгравший Мартина Лютера Кинга Дэвид Ойелоуо — за лучшую мужскую роль.
Год спустя ситуация повторилась, и на этот раз сторонники хештега возмутились еще сильнее. «Один раз еще можно было назвать случайностью, но два — это уже закономерность», — рассказывала Рейн в интервью The New York Times. «Как так получилось, что второй год подряд все претенденты на актерские номинации исключительно белые? Мы что, играть не умеем?» — возмущался Спайк Ли. «Добро пожаловать на церемонию вручения премии „Оскар“, известной также как „Выбор белых людей“, — шутил ведущий церемонии Крис Рок. — Если бы они номинировали еще и ведущих, я бы никогда не получил эту работу».
Академии тут же припомнили, что среди ее членов 94% — белые, а 77% — мужчины. Президент Академии Шерил Бун-Айзекс в ответ объявила о запуске инициативы А2020, цель которой сводилась к тому, чтобы за четыре года вдвое увеличить представительство женщин и представителей этнических меньшинств. А с 2024 года все номинирующиеся на «Оскар» картины должны будут соответствовать строгим критериям касательно инклюзивности, гендера и расы.
Джеймс Франко проводит церемонию на отвали
2011
Из всех ведущих «Оскара» только Крис Рок получил по лицу за свои высказывания. Но гораздо больше критики досталось Джеймсу Франко, который в 2011 году проводил церемонию вместе с Энн Хэтэуэй. После вечера Франко обвинили в том, что он выглядел вялым, отстраненным, скучающим и совершенно не заинтересованным в происходящем. Особенно зрителям не понравились сценка с переодеванием в Мэрилин Монро и снисходительная улыбка, словно приклеенная к губам актера. Франко пытался оправдаться, что ему просто не дали стоящего материала, а номер с Монро придумал не он, но его слова не вызвали никакого эффекта.
Непрошеный поцелуй
2003
В 2003 году награда за лучшую мужскую роль досталась звезде «Пианиста» Эдриану Броуди. Поднявшегося на сцену актера настолько переполняли эмоции, что он не нашел ничего лучше, как поцеловать прямо в губы вручавшую ему награду Холли Берри. Зрители тогда ничего не поняли, но Берри позже призналась, что поцелуй произошел без ее ведома и согласия, и она ничего не сделала только потому, что была полностью ошарашена происходящим.
Только без критики
2003
В 2003 году премию «Оскар» за лучший документальный фильм получила картина Майкла Мура «Боулинг для Колумбины». Свою благодарственную речь постановщик превратил в политическую. «Мы живем во времена, когда один человек посылает нас всех на войну по выдуманным причинам», — заявил Мур. — Позор вам, президент Буш, позор».
Мур явно намеревался говорить долго, но собравшаяся в зале публика не была настроена его слушать. Сначала выступление документалиста прервал свист, затем заиграл оркестр, а самого постановщика под шумок увели со сцены. Лишь 15 лет спустя режиссер получил возможность завершить свою речь на церемонии «Выбор критиков».
«Оскары» на помойке
2000
За пару недель до вручения 72-й премии «Оскар» с распределительного склада транспортной компании Roadway Express исчезло 10 коробок с 55 статуэтками. Отчаявшись найти похищенное в срок, представители Киноакадемии заказали производство запасной партии.
Руководство Roadway Express объявило премию в 50 000 долларов за любую информацию о местонахождении пропажи. Вскоре полиция арестовала двух сотрудников транспортной компании, но «Оскары» по-прежнему словно растворились в воздухе. А затем простой шестидесятилетний старьевщик Вилли Фулджир внезапно отыскал большую часть похищенного в мусорном контейнере в корейском квартале Лос-Анджелеса, однако три статуэтки так и не были найдены.
Первое время Фулджир купался в лучах славы. Киноакадемия предложила ему билеты на церемонию чуть ли не в первом ряду, а транспортная компания выплатила обещанное вознаграждение. А затем начались проблемы. Детективы подозревали Вилли в связях с похитителями — один из арестованных оказался его сводным братом. Потратив около 20 000 на новую машину, Фулжир оставил остаток суммы в домашнем сейфе и отправился путешествовать. Вернувшись домой, он не обнаружил ни сейфа, ни денег. Полиция не была заинтересована в расследовании, и похитителей так и не нашли.
Кинопоиск | Индустрия в Telegram
Новый канал с моторами, тарелками и другими новостями кинобизнеса
Автор: Алексей Ионов
Фото: Handout / A.M.P.A.S. via Getty Images, Kevin Winter / Getty Images, Dan Callister / Getty Images, Kevin Winter / Getty Images