Колин Фаррелл и «Банши Инишерина» — фавориты текущего наградного сезона, и российским зрителям о существовании артиста и вовсе напоминать не надо — каждый фильм с ним всегда в топе ожидаемых. В 2022 году ирландский актер завоевал награды на многих фестивалях (включая «Кубок Вольпи» в Венеции), а в 2023-м успел получить «Золотой глобус». Теперь зарубежные критики пророчат Фарреллу и «Оскар».
Путь актера был тернист: на его карьере ставили крест из-за зависимости от наркотиков и алкоголя. Сниматься он начал в 20 лет, дебютировав в драме Сью Клэйтон «Исчезновение Финбара», правда, роль была настолько незначительной, что даже не попала в титры. С тех пор ирландец сыграл в антивоенной драме Джоэла Шумахера «Страна тигров», в масштабном, но кассово неуспешном байопике Александра Македонского, а также в проектах Йоргоса Лантимоса, Вуди Аллена и Гая Ричи. Первый «Золотой глобус» ему принесла главная роль в культовой криминальной трагикомедии Мартина Макдоны «Залечь на дно в Брюгге».
Мы собрали цитаты актера, где он рассказывает о своих первых впечатлениях от Америки и карьерном пути, и советуем, что можно посмотреть в ожидании финиша оскаровской гонки.
О Лос-Анджелесе
Колин Фаррелл — человек тяжелой судьбы с неидеальной репутацией: в колледже полицейские ловили его за кражу в магазине и за вождение в нетрезвом виде, из школы мальчика исключали за драки, а наркотическими веществами он начал увлекаться в 14 лет. В интервью 2003 года для Playboy Magazine (самом откровенном за всю карьеру) Фаррелл даже сказал, что «героин хорош в меру», позже он назвал эту фразу одной из самых больших ошибок в своей жизни. Так что неудивительно, что ирландцу сначала не пришелся по душе помешанный на здоровом образе жизни Голливуд. В том же разговоре он поделился: «Я выпиваю два гребаных пива за обедом в Лос-Анджелесе, и вот меня уже называют алкоголиком. Это очень непростой город. Суши и салаты здесь в почете, и еще важно не то, сколько любви у тебя в жизни, а сколько тебе платят. Здесь так много внимания уделяется физическому состоянию, имиджу и тому, как ты справляешься с жизнью. Я был с братом в Chateau Marmont прошлой ночью, где мы выпили по несколько бокалов „Маргариты“. Рядом с нами сели три парня лет тридцати-сорока, один заказал Pellegrino, а другой сказал: „Да, отлично, мне тоже принесите!“ Как решение выпить бутылку воды в два часа ночи может быть отличным? Я понимаю, что в этом городе все заботятся о здоровье, но жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее только на это».
О Мэрилин Монро
«На мою карьеру больше всего повлияли Стив МакКуин, Марлон Брандо, Монтгомери Клифт. Эрнеста Боргнайна я видел не знаю в скольких фильмах, но моей самой большой любовью стала Мэрилин Монро. Я никогда не видел никого похожего и безумно влюбился в нее, когда мне было 9 лет. Она была первой женщиной, в которую я влюбился. Ночью я оставлял под подушкой Smarties, аналог M&M’s, с маленькой запиской: „Я знаю, что ты умерла, но они чертовски вкусные, и ты должна прийти и съесть парочку. Я никому не скажу“. И я ужасно злился, когда потом обнаруживал, что все конфеты на месте», — рассказывал он Playboy Magazine.
О трезвости
Чтобы прийти к здоровому образу жизни актеру пришлось дважды полежать в рехабе. Сегодня он часто говорит, как трезвость помогла вернуть контроль над своей жизнью, что особенно важно, после того как он стал отцом. Фаррелл впервые признался в проблемах с зависимостями в интервью журналу Details Magazine в 2009 году в преддверии выхода фильма «Ундина»: «Я просто благодарен за то, что жив. Трезвость дала мне восемь часов в день, которых у меня не было раньше. Я пил каждый день в течение 18 лет и порой из-за похмелья не мог выговорить ни одной реплики с первого дубля».
В разговоре «Актеры об актерах» с Variety Колин Фаррелл и Джейми Ли Кёртис тоже беседовали на эту тему: «До того момента, как я отказался от алкоголя, у меня были подозрения, насколько болезненной может быть жизнь. Теперь временами я даже считаю жизнь очень хорошей».
О критике
После выхода исторического фильма «Александр» актер столкнулся с волной негатива, которая его чуть не заставила уйти из профессии: «Я прочитал все рецензии, которые мне тогда попались, и на 80–90% они были отрицательными, в них даже встречались личные оскорбления. Но я все равно прочитал их все. Когда вы сомневаетесь в своих силах, иногда самое приятное — найти людей, которые подтвердят эти сомнения. Так что, вероятно, я потенциально искал подтверждение того, что недостоин быть актером», — вспоминает Фаррелл в интервью GQ.
Об авторском кино
Приводя в пример «Лобстера» и «Убийство священного оленя», автор текста The New Times отмечал, что, «опустившись на самое дно после череды мачо-персонажей в больших проектах, актер удостоился лучших отзывов в своей жизни за роли в довольно странных фильмах». Фаррелл ответил: «Мне не нужно было убивать внутри себя большую звезду Колина Фаррелла, кассовые сборы убили ее за меня. Я быстро поднялся по карьерной лестнице и рано добился большого коммерческого успеха, но не успел вовремя разобраться в себе. Я сыграл в паре больших фильмов, которые не сработали. Потом уже не было возможности сниматься в масштабных проектах, и это заставило меня браться за более интимные работы и роли, которые я нахожу намного более интересными».
Фаррелл был фанатом Лантимоса еще до того, как поработал с ним. «Я помню, как вышел из кинотеатра после сеанса „Клыка“ и подумал: „Твою мать, кто это вообще снял?“ Это было так тревожно, так блестяще и в то же время так неловко снято. В фильме есть какое-то извращенное чувство правдоподобности в наблюдении за поведением людей. Мне очень импонирует в Лантимосе его стремление познать одиночество и человеческую психологию. Четыре года спустя мне позвонили и рассказали о том, что Лантимос снимает свой первый фильм на английском языке. Когда я впервые получил сценарий „Лобстера“, я не был уверен в том, как подойти к работе над своей ролью, я не мог представить, как можно вдохнуть жизнь в нее. Но оказалось, что лучший способ вложиться в эту историю — не пытаться окрасить ее собственным восприятием или мнением. Я решил быть нейтральным, и в этом была большая свобода, моей единственной задачей было просто присутствовать», — делится актер в разговоре с Slash Film.
О «Банши Инишерина» и «Залечь на дно в Брюгге»
Съемки «Банши» проходили на острове Акилл вблизи западного побережья Ирландии, в графстве Мейо. Одним из самых сильных впечатлений для Фаррелла стала нехарактерная для страны погода: «Клянусь, это было лето, которое можно назвать климатической аномалией. Я помню, как ходил гулять на пляж и снял на телефон видео, на котором были мелкие всплески набегающих волн, а небо пестрело цветами индиго и всеми оттенками оранжевого, и тогда я подумал: „Это не та Ирландия, которую я знаю“. И мы каждый день всей съемочной группой любовались закатом, даже между дублей бежали куда-то, чтобы увидеть двойную радугу. Это были прекрасные съемки, и я считаю, что без „Залечь на дно в Брюгге“ у „Банши“, возможно, не было бы такой популярности. У меня к „Брюгге“ есть ужасная привязанность. И дело не только в сценарии, но и в том, что то время значило для меня лично, у меня была возможность впервые поработать с Глисоном и Макдоной, с которыми у нас завязалась дружба. Благодаря этому фильму „Банши Инишерина“ стали еще удивительнее и значимее».
Что посмотреть?
Мизантропический хоррор студии А24 и режиссера Йоргоса Лантимоса, основанный на древнегреческой трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде». В центре сюжета — успешный кардиохирург Стивен (Фаррелл), в жизни которого появляется неприятный и навязчивый подросток (Барри Кеоган), сын пациента, умершего во время операции несколько лет назад. Зловещий тинейджер начинает терроризировать семью доктора и заставляет его сделать самый сложный выбор в жизни. Впервые «Убийство» показали в рамках основного конкурса Каннского кинофестиваля, жюри которого наградило картину «веткой» за сценарий.
Трехчасовой исторический эпик Оливера Стоуна, снятый за рекордные для американского режиссера 150 млн долларов. В основе сюжета — завоевания великого полководца Александра Македонского (Фаррелл), дворцовые интриги и масштабные битвы с персидским царем Дарием III Кодоманом и с индийским царем Пором. В касте, помимо Фаррелла, есть Анджелина Джоли (Олимпиада), Вэл Килмер (Филипп II), Джаред Лето (Гефестион), Розарио Доусон (Роксана) и сэр Энтони Хопкинс (Птолемей). В американском прокате картина провалилась, получив негативные отзывы прессы. В остальных странах фильм прошел с относительным успехом, заработал более 130 млн долларов и многим даже полюбился.
Утонченный триллер Софии Копполы, являющийся вольным ремейком фильма Дона Сигела «Обманутый». Вирджиния, ХIX век, разгар Гражданской войны в США. Марта Фарнсворт (Николь Кидман) руководит полупустым женским пансионом, оставшись в компании учительницы Эдвины Морроу (Кирстен Данст) и пяти учениц. Эми (Уна Лоуренс), одна из девушек, находит раненного в ногу солдата северян (Фаррелл) и помогает ему добраться в безопасное место. С этого момента обитательницы пансиона, обольщенные присутствием первого за несколько лет мужчины, оказываются в плену рокового искушения и начинают бороться за внимание незнакомца. Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале в 2017 году. Члены жюри вручили Копполе статуэтку за режиссуру.
Второй сезон криминального телеальманаха Ника Пиццолатто вызвал у зрителей неоднозначную реакцию, но точно запомнился хорошо прописанными персонажами. Одним из таких является Рэймонд Велкоро (Фаррелл) — детектив, взявшийся за расследование убийства чиновника городской администрации. Одновременно с ним в неравную борьбу с могущественным противником, захватившим промышленный городок, вступают еще двое полицейских — Антигона Безеридис (Рэйчел МакАдамс) и Пол Вудроу (Тейлор Китч). Расследование резонирует с личным кризисом каждого из героев, что придает сюжету дополнительной тревожности и человечности, а кадр с возмущенным Фарреллом и репликой «Ну да, ну да, пошел я на хрен» превратился в мем.
Полицейский триллер Джоэла Шумахера, который также работал над «Бэтмен навсегда» и «Страной тигров». Успешный пиарщик Стюарт Шепард (Фаррелл) привычно заскакивает в телефонную будку посреди Манхэттена ради интимного разговора с любовницей. Внезапно героя подлавливает снайпер (Кифер Сазерленд), звонящий ему в будку и требующий ни под каким видом ее не покидать. Несмотря на герметичную локацию, «Телефонная будка» — нескучное и даже напряженное кино. Разнообразие в кадр вносят не только окружающая бурная жизнь Манхэттена, показываемая с разных ракурсов, но и второстепенные персонажи, призванные выманить героя из укрытия. Среди них, например, капитан полиции Рэйми, роль которого исполнил Форест Уитакер.
«Северные воды» — британский триллер Эндрю Хэя («Уик-энд», «45 лет»), основанный на одноименном романе Иэна Макгуайра. История фокусируется на особенностях сурового китобойного промысла середины ХIХ века. Уволенный армейский хирург Самнер (Джек О’Коннелл) в попытках убежать от своего прошлого нанимается врачом на судно, которое отправляется в Арктику. Другой новобранец — гарпунщик-садист Дракс (Фаррелл), планирующий убить и обобрать доктора. Из-за него и без того непростая экспедиция превращается в настоящий ад.
Драматический триллер Вуди Аллена о двух братьях, которые всеми способами стремятся улучшить свою жизнь. Терри (Фаррелл) — заядлый игрок и постоянно в долгах, а Иэн (Юэн Макгрегор) — мечтает о красивой жизни и влюблен в актрису (Хейли Этвелл), с которой недавно познакомился. Чтобы раздобыть денег, братья совершают преступление, но, разумеется, все идет не так, как надо, а Терри и Иэн становятся врагами.
Первая и, пожалуй, самая удачная часть новой франшизы, основанной на сказочном мире, придуманном Джоан Роулинг. Действие разворачивается в Нью-Йорке 1920-х. Главный герой — магозоолог Ньют Скамандер (Эдди Редмэйн), который из-за своей рассеянности выпускает в мегаполис опасных магических существ и оказывается в эпицентре разрастающегося конфликта между волшебниками и маглами. В касте также значатся Кэтрин Уотерстон, Дэн Фоглер и Эзра Миллер. Фарреллу же досталась роль протагониста — главы Департамента магической безопасности Персиваля Грейвса.
Возвращение Гая Ричи к истокам режиссерского пути и самый кассовый фильм британца в России. Полная сложных интриг, гангстерской эстетики и дерзкого юмора картина посвящена американцу Микки (Мэттью МакКонахи), построившему в Лондоне марихуановую империю. Когда становится известно, что он готов ее продать, начинается чехарда со взятками, шантажом и прочими атрибутами преступного мира. Участвуют в бандитских разборках Чарли Ханнэм, Джереми Стронг, Хью Грант и Колин Фаррелл. Последний не только исполнил яркую роль тренера-рецидивиста, который занимается с местной шпаной, но и снова стал полноценным мем-персонажем, чей клетчатый спортивный костюм зритель теперь узнает из тысячи.
Очередная реинкарнация главного маскота DC Comics на большом экране, снятая Мэттом Ривзом («Монстро», «Планета обезьян»). Сюжет посвящен молодому Брюсу Уэйну (Роберт Паттинсон), который стал Бэтменом совсем недавно. Действие картины происходит в отдельной, более приземленной и мрачной киновселенной, где физические способности супергероев приближены к возможностям реальных людей. Драк в фильме не так много, а вот тягучей, нуарной атмосферы хоть отбавляй. Самый запоминающийся экшен-эпизод — погоня на бэтмобиле за Освальдом Кобблпотом (Пингвином). Его и сыграл Колин Фаррелл. Криминальный авторитет Готэма в его исполнении оказался так хорош, что даже получил собственный сериальный спин-офф. В прошлогоднем октябрьском интервью The Collider актер признался, что от сценария первого эпизода остался в восторге: «Первая серия такая же необычная, каким был персонаж на страницах комиксов и каким его представлял себе Мэтт Ривз, который граничит с ОКР, когда дело касается его сосредоточенности и попыток сделать что-то новое и оригинальное, с чувством, эстетикой и всем остальным».
Автор: Кира Голубева, Никита Демченко
Фото: Pascal Le Segretain / Getty Images, George Pimentel / WireImage / Getty Images, Steve Schapiro / Contributor / Getty Images, Jonathan Leibson / Contributor / Getty Images