В библиотеке Кинопоиска появился колливудский суперхит 2022 года — запутанный экшен-детектив про расследование смерти загадочного полицейского инспектора. Павел Пугачев объясняет контекст его создания — впрочем, и без всяких контекстов это довольно ошеломляющее кино.
Павел Пугачев
Кинокритик, редактор сайта журнала «Сеанс»
Жизнь вообще непредсказуема — а жизнь героя индийского кино и подавно. Сегодня ты лихо отплясываешь с обитателями трущоб Ченнаи, а на следующий день тебя взрывают на стуле. Такова незавидная судьба Карнана (Камал Хаасан), неуловимо напоминающего раздобревшего Джеффри Дина Моргана из «Хранителей». Собственно, да и сам «Викрам» следует сюжетной схеме фильма Зака Снайдера и комикса Алана Мура (или, если угодно, «Гражданина Кейна») — из разрозненных свидетельств разных людей мы постепенно узнаем главного героя, чья смерть становится завязкой истории.
Полиция озабочена выяснением обстоятельств жизни Карнана не просто так. Во-первых, он полицейский. Во-вторых, безымянные и скрывшиеся за масками партизаны, убившие его, записали видеообращение, в котором «объявили войну системе» и пообещали убивать коррумпированных копов и дальше. Начальство в шоке: Карнан ведь был примером для подражания! Не пил, не курил, поднимал раскрываемость, был любим коллегами и уважаем в народе, ни в какие мутные дела не влезал. Вроде бы.
В общем, провести беспристрастное расследование без лишнего шума может только кто-то со стороны. Например, Амар (Фахад Фасил), тишайший компьютерщик с пробелами в биографии; кто он такой, не понимают даже нанявшие его люди (по коридорам ходят слухи, что Амар — член то ли сверхсекретной спецслужбы, то ли тайного ордена). В этой закрытости видится не проблема, а преимущество: мол, найти анонимуса сможет только другой анонимус. Если логика кажется вам дикой, то вспомните романы Томаса Харриса про Ганнибала Лектера и их многочисленные экранизации.
Опрашивая и допрашивая коллег, знакомых и близких Карнана, Амар выясняет, что погибший был далек от идеала: и пил, и курил, и даже наркотики употреблял! Но чем больше и мы, и Амар узнаем об убитом, тем сильнее Карнан вызывает симпатию. Да, он пил, но после полбутылки вискаря был в состоянии раскидать кучу завсегдатаев тренажерки (причем без особого повода, а забавы ради). Да, употреблял, но незаметно и без явного вреда для окружающих. Хаживал в бордель, но был там подчеркнуто деликатен и оставил своей постоянной любовнице исключительно теплые воспоминания. Был домашним тираном, но в то же время прекрасным отцом приемного ребенка, гибель которого сыграла роковую роль в судьбе Карнана. Раскрывающийся с чужих слов и во флешбэках персонаж становится главным героем этой запутанной истории.
Но это только первый час фильма, в котором за каждой вскрывшейся неправдой кроется другая, еще большая ложь. Впрочем, для фанатов индийского кино уже название фильма и имя исполнителя главной роли являются если не спойлером, то сюжетной подсказкой точно.
Проще, наверное, разобраться в фазах киновселенной Marvel, чем в генеалогии «Викрама», но если в двух словах, то это своеобразный soft reboot (продолжение-ремейк) одноименной картины 1986 года — тамильского (подробнее об устройстве индийских кинематографий читайте в нашем материале) суперхита в типичном для индийского кино жанре масала-фильма, объединяющем драму, мелодраму, боевик и комедию. Главную роль — суперагента Викрама — исполнил тогда еще совсем молодой Камал Хаасан, занимающий важнейшее место и в новом фильме. Надеемся, спойлер не совсем очевидный.
Прежний «Викрам» не имеет с новым практически ничего общего, кроме названия и музыкальной темы (советуем послушать и посмотреть опенинг оригинала — эта музыка застрянет в голове на целый день). Тот полупародийный даже по индийским меркам фильм производил впечатление бондианы в постановке братьев Цукер. Веселый усач не слишком атлетического телосложения кадрил там красоток, переодевался в женское платье, похищал ядерные боеголовки и вообще хорошо проводил время. В мире нового «Викрама», где мрачные мужчины решают серьезные вопросы (например, как провести международную транзакцию по оптовой поставке кокаина), этому герою пришлось порядком заматереть.
Чтобы понять степень абсурда, представьте, что сегодня в России выходит снятый режиссером «Майора Грома» Олегом Трофимом (или Ильей Найшуллером) сиквел «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», где постаревший Дмитрий Харатьян возвращается к роли суперагента КГБ Федора Соколова и, раскидывая противников одной левой, решает текущие внутри- и внешнеполитические вопросы (признайтесь, захотелось).
Также новый «Викрам» — это часть современной франшизы. Режиссер Локеш Канагарадж, родившийся в год выхода оригинального «Викрама», не только передает привет любимому фильму детства, но и развивает свою собственную киновселенную, состоящую пока из двух фильмов: этого и вышедшего в 2019 году криминального боевика «Узник», действие которого заканчивается за три месяца до начала «Викрама». Тут та же наркомафия, тот же доблестный инспектор Беджой (Нараин), игравший ведущую роль в «Узнике» и второстепенную в «Викраме». И, судя по сборам каждого из двух фильмов, франшиза только-только начинается. Сюжеты фильмов взаимодополняют друг друга.
Надо ли все это знать до просмотра? Совсем не обязательно. При всей укорененности в местном контексте «Викрам» — продукт экспортного уровня, как и другой мегахит Колливуда 2022 года, RRR (о нем мы тоже писали). Следов масала-фильма практически не осталось — теперь это умеренный и сдержанный по индийским меркам криминальный боевик с лихо закрученной интригой, первоклассно поставленными экшен-сценами и всего одним танцевальным эпизодом. Его можно и нужно смотреть зрителю, едва знакомому с причудами индийского кино.
Более того, постсоветскому зрителю фильм вообще откроется совершенно иной стороной, вызвав неоднократное дежавю. Он, кстати, и правда похож на одноименный перестроечный шедевр, комедию Юлиуша Махульского, в которой тайными агентами оказывались примерно все действующие лица, как и в «Викраме».
Копы здесь смотрят на телефоне «Танцора диско», и одна из ключевых экшен-сцен — массовая драка в тюрьме — начинается с задорного электронного ремикса на заглавную тему этого болливудского суперхита советского проката. Начитанные зрители хмыкнут при упоминании одного сюжетно важного взрывчатого вещества (гексоген) и вспомнят роман Александра Проханова, столь же лихо сворачивавшего со шпионско-криминального сюжета в область шизофренической конспирологии. Но куда важнее не все эти случайные ассоциации, а привычное для наших широт размытие границ добра и зла, моральная амбивалентность действующих лиц и перманентные поиски подвоха во всем сущем. В общем, вновь мы пришли к временам, когда индийское кино оказывается как нельзя кстати и кажется своим. Жаль, только танцев маловато.