10 фильмов для тех, кому понравились «Джентльмены»

Обсудить0

Советуем, что еще изучить по теме, чтобы полностью окунуться в лихорадочный мир этой нарядной картины бандитского Лондона и увидеть, из чего сделаны фильмы Гая Ричи.

Кокни 

1. «Моя прекрасная леди»

Кино Гая Ричи — это прежде всего витиеватые диалоги на мокни — раздутом до неправдоподобия сленга кокни с его просторечиями, рифмами-присказками и показной грубостью. Любой разговор о кокни в кино обязательно начинается с «Моей прекрасной леди» — киноадаптации бродвейского мюзикла по мотивам «Пигмалиона» Бернарда Шоу. Один из главных кассовых хитов 1960-х рассказывал о попытке честолюбивого профессора-филолога Хиггинса выучить уличную торговку Элизу Дулиттл (Одри Хепберн), изъяснявшуюся на матером сленге, говорить и вести себя как леди.

2. «Острые козырьки»

В 1970-е благодаря сериалам о жизни столичных улиц (главный — «Летучий отряд Скотленд-Ярда») кокни стал очень популярен среди британской молодежи, живущей далеко от Лондона, и с тех пор регулярно звучит на телевидении. Например, в «Острых козырьках». Создатель сериала Стивен Найт не без удовольствия рассказывал, что американским зрителям приходится включать субтитры, чтобы разобрать, о чем говорят его герои. У Найта и правда получился этакий атлас английских говоров. В основном тут общаются на брумми (родной для самого Найта бирмингемский диалект), но в кадре можно услышать ливерпульцев, ирландцев и, разумеется, кокни в исполнении Тома Харди, который играет еврейского бандита Алфи Соломонса. Найт познакомил зрителя не только с нравами преступной Англии после Первой мировой войны — он показал страну, в которой своего безошибочно узнавали по акценту, а один квартал с трудом понимал, о чем говорят в другом.

Бриткрайм

3. «Долгая Страстная пятница»

Криминальный авторитет Гарольд Шэнд (Боб Хоскинс) проворачивает сделку с американцами, но ненароком переходит дорогу ИРА, «самой несговорчивой организации со времен Гитлера». В этом классическом гангстерском кино, словно в капле воды, сжато отразились все тревоги британцев рубежа 1970—1980-х: коррупция политиков и полиции, вытеснение местных приезжими с деньгами и, конечно, гражданская война в Северной Ирландии и террористические атаки в самой Англии. Степенный, размеренный фильм о гангстере-шовинисте (сюжет намеренно отсылал к «Королю Лиру»!), который не чует, как и до Англии добрался глобализм, расцвечен незабываемыми фразами Хоскинса о национальном достоинстве.

«Долгая Страстная пятница» заслужила похвалу Гая Ричи, который признавался, что «так никогда бы не снял», и сетовал на неудачную судьбу режиссера Джона МакКензи. Возможно, оттого в «Джентльменах» немало тематических пересечений с картиной: здесь тоже старушку Британию делят приезжие, пока местные не могут спохватиться в меняющейся экономической картине. Но если «Долгая Страстная пятница» подводила ранние итоги вступления Королевства в ЕС, «Джентльмены» вышли аккурат к Брекзиту.

4. «Сексуальная тварь»

Гэл спекся, изжарился, размяк — в общем, завязал с прошлым и нашел свое место под солнцем в Испании, подальше от неспокойной родины. О ней напоминают только рифмованные каламбуры на кокни, которыми пересыпает свою речь пенсионер. Но призраки прошлого настигают его в лице параноидального Дона Логана. Он собирает команду для крупного дела, и сказать «нет» не получится («Глянь на свой загар — это кожа, ты как кожаный человек. Из тебя чемодан можно сделать. Ты как крокодил, жирный крокодил, жирный ублюдок»). «Сексуальная тварь» Джонатана Глейзера в некотором смысле закрывала жанр британского гангстерского фильма. Неслучайно здесь масса отсылок к классике, а главную роль исполняет Рэй Уинстон, уже 20 лет как специализирующийся на ролях бандитов с восточно-лондонским выговором. Но все, чего хочет его теперешний персонаж, — это покой, и ради него жанровые конвенции летят к черту. Один из лучших фильмов о последнем деле, в котором наконец-то все складывается не так, как мы привыкли.

Подражания

5. «Гангстер № 1»

Режиссер Пол МакГиган, может, и похож внешне на антагониста «Джентльменов», Мэттью (Джереми Стронг), но в 1990-е он косплеил Дэнни Бойла. Дебютом МакГигана стал фильм-трип «Кислотный дом» по рассказам Ирвина Уэлша, автора «На игле». Однако в том же 1998 году событием стали «Карты, деньги, два ствола». МакГиган быстро перестроился и снял бандитскую драму «Гангстер № 1» — историю того, как безымянный кокни в исполнении Пола Беттани проходит через 1960-е, 1970-е и далее, растет в криминальном сообществе и в конце концов становится психопатическим боссом (Малкольм МакДауэлл). В этой картине еще сильно влияние старых гангстерских фильмам о несгибаемых мужчинах, но ощущается и влияние Гая Ричи — в кадрах под тяжелыми фильтрами, в клиповом монтаже сцен действия, закадровом голосе, полиэкране. С другой стороны, практически все это было и в «Кислотном доме», просто МакГиган тогда не знал, что всем будут так интересны бандитские разборки.

6. «Счастливое число Слевина»

МакГиган продолжил прыгать по жанрам: снял камерную историческую драму «День расплаты», перебрался поближе к Голливуду, где сделал триллер «Одержимость» с Джошем Хартнеттом, а потом предпринял странную попытку пересадить на американскую почву риторику из фильмов Гая Ричи («Почему его называют раввин?» — «Потому что он раввин»). И это при живом Тарантино! Наглости МакГигана не было предела: в «Счастливое число Слевина» он взял к себе тарантиновских актеров — Брюса Уиллиса («Криминальное чтиво»), Роберта Форстера («Джеки Браун») и Люси Лью («Убить Билла») — и пристроился к его продюсерам Вайнштейнам.

Братья Крэй

7. «Братья Крэй»

В самых первых интервью Гай Ричи твердил, что не видел «Бешеных псов», а большинство гангстерских фильмов из Британии считал невыносимыми. Например, ужасными он назвал «Братьев Крэй» — снятый Питером Медаком байопик близнецов, основавших банду-«фирму», заправлявшую в Ист-Энде (естественный ареал обитания настоящих кокни) в 1950—1980-х. У Медака получился крайне старомодный элегический фильм о детстве и взрослении двух исчадий ада. Первую половину мы и вовсе словно смотрим кино про братьев Уизли, которые вместо Хогвартса попали в бедный квартал Лондона. Во многом это связано с выбором артистов: на роли Крэев Медак позвал звезд синти-попа Гари и Мартина Кемпов, которые выглядели весьма травоядно. «Я всегда думал, что если бы сделал „Братьев Крэй“ сам, — делился наболевшим Ричи, — то вышел бы чертовски хороший фильм. И я бы сделал его попросту кошмарным. У меня бы там не было этих парней. Они, конечно, славные и все такое, но они, черт возьми, играют на банджо». Из России все эти нюансы не так видны, и с картиной Медака стоит ознакомиться, чтобы лучше понимать, против чего бунтовал Ричи своими кокни-фильмами.

8. «Легенда»

Братья Крэй не дождались более приличной экранизации своих жизней, зато их смерти в 1995 и 2000 годах еще больше развязали руки кинематографистам. В 2015-м вышла «Легенда», где близнецов сыграл Том Харди. Режиссер Брайан Хелгеленд сместил фокус с противостояния братьев обществу на динамику отношений между самими Крэями. Пока Реджи пытается решать вопросы дипломатически и устроить личную жизнь, Ронни потихоньку утрачивает связь с реальностью (в действительности он провел последние 15 лет жизни в психиатрической лечебнице, правда, и оттуда брат продолжал заправлять делами). Если отодвинуть в сторону режиссерскую эквилибристику (в одной из сцен Харди дерется с Харди!) и редкие сцены перестрелок, «Легенда» как драма полагается на избитый прием со «злым близнецом», который символизирует червоточину в человеческой природе. Точнее, чем «Братья Крэй», но все же не так убедительно, как скетч «Братья Пираньи» от «Монти Пайтон».

Чарли Ханнэм

9. «Затерянный город Z»

В «Джентльменах» орудуют китайская мафия, русские головорезы, пронырливые журналисты, американский экспат, еврейский бизнесмен, а также молодежь всех мастей в трениках. Так где же джентльмены? За них Чарли Ханнэм. На него Ричи уже полагался в «Мече короля Артура», но лучше посмотреть другой фильм с Ханнэмом — «Затерянный город Z» Джеймса Грэя об исследователе-авантюристе Перси Фосетте, уверовавшем в существование неизвестной амазонской цивилизации.

Женский взгляд

10. «Лицо» 

Ричи упрекают в том, что его мир перекошенный, исключительно мужской. Чтобы убедиться в том, что банды Ист-Энда выглядят примерно одинаково с любой точки зрения, советуем ознакомиться с «Лицом» (на кассетах фильм ходил под названием «Крыса»). Это уникальный пример английского кейпера (то есть фильма про подготовку к преступной операции), снятого женщиной. Пятеро (среди них — Роберт Карлайл, Рэй Уинстон и даже Дэймон Албарн из Blur) замышляют ограбление, но денег на месте оказывается мало, а потом кто-то крадет и те, что удалось взять. Бандиты пытаются определить, кто из них крыса и как вернуть награбленное, один за другим ловят пули, а выжившие понимают, что пора начинать заново. До того как снять «Лицо», режиссер Антония Бёрд пыталась построить карьеру в Голливуде, но потерпела неудачу и вернулась к сюжету про Ист-Энд, где сама жила несколько лет. Она поставила жесткий ночной триллер про неудавшееся ограбление и несоразмерную расплату, в котором, как и во многих других гангста-фильмах из Великобритании, нетрудно найти остросоциальный комментарий. Рэй в исполнении Карлайла — бывший социалист, вечный протестующий, растерянный посреди стремительно меняющегося общества, которое после эпохи Тэтчер встало на рельсы крупного бизнеса.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

12 февраля 202052
16 февраля 202026
16 февраля 202026
18 ноября5

Главное сегодня

Вчера6
Сегодня0
Вчера5
Вчера5
Вчера2
Вчера0
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации