«Это экономическое убийство»: Как новый закон повлияет на фестивальное кино

Обсудить0

Госдума приняла в третьем чтении поправки к закону о господдержке кино, касающиеся проведения кинофестивалей. В новых условиях выживут не все.

Новые поправки в федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» ужесточат процедуру организации показов и оставят без льгот значительную часть существующих фестивалей. Всем им придется покупать прокатное удостоверение на все фильмы программы. Исключение сделают только для официально одобренных мероприятий. Лицензирование фестивалей — вторая репрессивная мера Госдумы. КиноПоиск расспросил организаторов независимых фестивалей и ретроспектив о том, как они планируют работать в новых условиях и возможно ли это вообще.

Тезис №1: Одно из самых неоднозначных положений закона связано с получением прокатных удостоверений. По новым правилам показывать иностранное кино без прокаток на фестивалях можно, но только если есть конкурс и жюри, а главное, если фильм снят не позднее чем год назад. В этом случае совершенно неясно, как быть с показами старых фильмов в кино.

Пресс-служба сети кинотеатров «Каро»:

Новый законопроект не создает систему для работы и развития. Более того, игнорирует все замечания, высказанные представителями индустрии на встрече в Государственной Думе. <...> В текущей редакции он лишает зрителей большей части ретроспективных показов, фестивалей без жюри, а также специальных событий, поскольку получить прокатное удостоверение, согласно существующей на сегодня процедуре, правообладателям таких фильмов становится технически невозможно.

Кроме того, помимо получения прокатного удостоверения, необходимо, чтобы сам фестиваль получил утверждение в министерстве культуры.

Известно, что даже дистрибьюторы, представляющие крупные студии, имеют сложности с получением прокатных удостоверений по срокам и техническим требованиям из-за несогласованной внутриведомственной работы. Прокатное удостоверение неоднократно становилось рычагом давления на бизнес. Поэтому мы считаем, что в данной редакции законопроект не должен быть одобрен на самом высоком уровне, и готовим предложения по приведению его в соответствие с критериями разумности и обоснованности.

Тезис №2: Многие подозревают, что пострадают прежде всего дистрибьюторы альтернативного контента. Это и современное фестивальное арт-кино, и классика кинематографа.

Кирилл Сорокин, директор фестиваля Beat Film:

Поправки просто идут вразрез с мировым представлением о том, что вообще такое кинофестиваль, и направлены против интересов зрителя. Конечно, люди начнут придумывать способы обойти ограничения, например проводить липовые конкурсы с липовым жюри.

Мы и без того работаем в убыток и вынуждены делать то, чего не делают в других странах. Если нужно будет предпринимать еще ряд шагов, обходить новые препоны, организация фестиваля окончательно примет кафкианскую абсурдную форму.

«Борат» режиссера Ларри Чарльза — фильм не получил прокатное удостоверение в России«Борат» режиссера Ларри Чарльза — фильм не получил прокатное удостоверение в России

Тезис №3 Закон поддерживает масштабные, официозные и мейнстримовые фестивали, а небольшие и маргинальные, наоборот, попадают под удар.

Алексей Бажин, основатель компании «Иноекино»:

Поправки регламентируют понятие кинофестиваля, и теперь мало кто под него попадет. Мы не попадаем и не можем, например, один день в марте показать «Завтрак у Тиффани» в московском кинотеатре без прокатного удостоверения. И таких непродуманных вещей в законе множество.

У нас запланировано в этом году 25 событий в нескольких городах. Некоторые состоят из показа одного-трех фильмов. Какое жюри и конкурс могут быть в этом случае? Еще абсурд: фестиваль не может длиться больше десяти дней.

Во всем мире государствам не приходит в голову решать, что есть фестиваль. У нас же захотели оставить фактически только те фестивали, к которым государство причастно непосредственно, начиная с ММКФ. Независимые фестивали слишком долго были серой зоной для государства. Мало ли что там показывают! А вдруг фильмы об ЛГБТ?! Теперь они не пройдут через сито новых законов.

Это экономическое убийство. Получение прокатного удостоверения на один показ бессмысленно. Не поручусь, сколько здесь прямой политической цензуры, а сколько неумелого экономического регулирования. Постоянно делаются попытки зачистить прокат от иностранного кино в пользу лоббируемых отечественных фильмов. То же будет и с фестивалями, где устранят рыночную конкуренцию и оставят только своих.

«Завтрак у Тиффани»«Завтрак у Тиффани»

Тезис №4: Фестивали без конкурса и ретроспективы вне фестивалей фактически оказываются нелегальными. Но и независимые конкурсные кинофестивали видят в поправках прежде всего инструмент давления на них.

Виталий Манский, режиссер, директор фестиваля «Артдокфест»:

Закон формально разрешающий, но на самом деле запрещающий. Вот мы — конкурсный фестиваль с новыми картинами, идущий 10 дней. Казалось бы, можно облегченно вздохнуть. Но все понимают, что для нас борьба не закончится. Закон прописан так, чтобы министерство имело все инструменты давления на независимые культурные институции. Это касается того, что прописано и не прописано в законе.

Например, к «Артдокфесту» предъявляли претензии не только из-за показа российских фильмов без прокатного удостоверения, но из-за отсутствия документов с таможни, свидетельствующих о ввозе нами фильмов иностранных. При этом таможенный комитет уже лет десять назад отменил требование о растаможивании фильмов, ведь их давно не пересылают на физических носителях, а просто скачивают с серверов. Эти самые таможенные документы — другой рабочий инструмент давления на независимых прокатчиков. Подали в суд ведь не только на нас, но и на кинотеатр «Пионер», когда Фанни Ардан привезла в своем багаже фильм «Диван Сталина». Так им отомстили за показ комедии «Смерть Сталина».

Министерство хочет лицензировать фестивальную деятельность, то есть определить, какие фестивали являются ими. Очевидно, лишь те, кто получает государственную поддержку. Скорее всего, «Артдокфест» не попадет в список Минкульта, тем более он обвинен чуть ли не в антигосударственной деятельности.

Тезис №5: В кинотеатре «Пионер», который решился этой зимой показать скандальный фильм Армандо Ианнуччи, также предчувствуют дурное. Впрочем, там усматривают и положительные стороны в законе, но отмечают другую странность: фестивали обязаны попасть в специальный министерский перечень.

Мэри Назари, генеральный директор сети кинотеатров «Пионер»:

«Номер 44» режиссера Даниэля Эспиноса — фильм не получил прокатное удостоверение в России«Номер 44» режиссера Даниэля Эспиноса — фильм не получил прокатное удостоверение в России

Мы вместе с юристами внимательно изучили поправки в закон и должны отметить, что ряд устаревших положений, к счастью, оттуда убран. В частности, нет требования отметки о ввозе фильма из-за границы, потому что уже давно все фильмы на цифровых носителях передаются онлайн.

Мы также не нашли требование, разрешающее фестивальный показ только фильмам не старше года, которое сделало бы невозможным организацию ретроспектив великих режиссеров прошлого.

Но вот требование о включении в перечень кинофестивалей, общая продолжительность которых составляет не более 10 дней, представляется странным, потому что большинство мировых фестивалей могут продолжаться и 11, и 14 дней, и вообще продолжительность фестиваля определяется программой, которую составляют кураторы. Равно как и количество показов одного фильма. Удивительно определять это законом, ведь это исключительная компетенция организаторов. И это тоже широкая международная практика — когда сами организаторы фестиваля делают дополнительные сеансы фильмов, вызвавших наибольший зрительский интерес.

Тезис №6: Сомнительны перспективы сотрудничества кинотеатров с культурными центрами и консульствами разных стран, благодаря которым тысячи человек в России открывали для себя новое зарубежное кино — из Европы, Азии, Африки, Южной Америки. Почти все подобные проекты не укладываются в положения нового закона.

Надежда Котова, генеральный директор арт-объединения CoolConnections:

«По традиции» — один из участников  программы неконкурсного мини-фестиваля «Кино арабского Востока»«По традиции» — один из участников программы неконкурсного мини-фестиваля «Кино арабского Востока»

При организации национальных фестивалей и ретроспектив в подавляющем большинстве случаев не получается никакая господдержка. Подобные фестивали организуются компаниями-энтузиастами при поддержке культурных центров и посольств. Мы не получаем финансирование ни от министерства культуры, ни от какого-либо другого государственного органа. Поэтому вопрос о попадании в перечень кинофестивалей, утверждаемых Минкультом, для нас вообще очень странная инициатива.

Если фестиваль не попадает в перечень, тогда необходимо получение прокатного удостоверения на каждый фильм фестиваля. Но регламента получения прокатного удостоверения для фестивального показа в принципе не существует.

Самые ожидаемые картины зачастую подтверждаются для показа за неделю до фестиваля. Перечень документов, которые необходимы для получения прокатного удостоверения, и сроки его получения — это приговор в случае фестивального показа.

Тезис №7: Вероятно, обычный зритель не сможет теперь смотреть на большом экране ничего, кроме отечественного и голливудского мейнстрима. У кого-то есть надежда на дополнительные поправки, которые сделают послабления государственным, культурным и образовательным учреждениям. Но не у сотрудников Третьяковской галереи, где также шли кинопоказы.

Максим Павлов, куратор программы «Кино в Третьяковке»:

Кадр из фильма Жоржа Мельесе Nuit de carnaval (1922)Кадр из фильма Жоржа Мельесе Nuit de carnaval (1922)

Единственная возможность ретроспективных программ останется у фестивалей, которые войдут в список министерства культуры. Для всяческих культурных и образовательных учреждений, включая Третьяковскую галерею, останутся лишь отечественные фильмы в общественном достоянии, снятые до 1947 года. Это так называемая «поправка Солоницына». Для всех остальных фильмов придется покупать прокатные удостоверения. Это очень дорого, и дорога сопутствующая процедура — снятие копии, сдача в Госфильмофонд монтажных листов и прочее. Вряд ли существующие компании переориентируются на это, также сомнительно, что возникнут новые структуры, готовые этим заниматься. Нельзя заставить прокатчиков за их деньги любить Антониони или Мельеса и скупать пакеты их фильмов за огромные деньги. Таким образом, доступ граждан России к мировому кинонаследию исчезнет, синематечная деятельность прекратится.

Требование прокатного удостоверения для однократного показа старого фильма — абсурд. Целью проката должно быть получение прибыли, а показ старых фильмов никакой прибыли не приносит, даже наоборот. Я еще могу допустить, что показы Кубрика, Бергмана и Феллини способны принести доход, но никогда не поверю, что кто-то заработает на Одзу, Дрейере или Мельесе.

Кстати, конкретный пример. Сейчас идет год культурного обмена между Россией и Японией, открытый Путиным и Синдзо Абэ. В официальной программе фестиваля ретроспектива фильмов Одзу под эгидой Третьяковской галереи. Фильмов больше тридцати. Какой смысл показывать их за 10 дней?

Непонятно, что будет с показами кино в профессиональных вузах — это ведь тоже публичный просмотр. И уж совершенно странно, что нужно получать разрешение на показ иностранных фильмов, находящихся в общественном пользовании. Это, извините, почти как разрешение от министерства на поход в общественный туалет.

Пока законопроект направлен на рассмотрение в Совет Федерации, а в понедельник, 30 июля, его должен подписать президент.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

27 января 2018165
6 июня 2018160
26 января0
12 января11

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации