Новые голые: зачем нужна киноэротика в эпоху порно и MeToo

Обсудить0

Почему секс на экране снова стал смущать, и что актеры фильмов для взрослых делают теперь в большом кино.

18+ Материал не предназначен для читателей младше 18 лет

В прокат выходит «Мектуб, моя любовь» Абделатифа Кешиша, трехчасовая зарисовка из жизни отдыхающих на Лазурном Берегу (дело происходит в 1990-е). Главным местом действия в фильме стал пляж, и марафонский хронометраж картины заполнен,
в основном эротическим томлением едва прикрытой плоти под средиземноморским солнцем. Сексуальная сцена в фильме одна, но предельно натуралистичная.

Предыдущая работа Кешиша «Жизнь Адель» вызвала ажиотаж именно реализмом в показе сексуальных сцен между двумя главными героинями. Да, фильм получил каннское золото не только за это. Кешиш вообще попал в важные темы культурно-политической повестки (равноправие и классовые различия), к тому же найдя оптимальную форму их подачи, пригодную и для артхаусного кинотеатра, и для мультиплекса. Арт-мейнстрим — авторское, но не переусложненное кино — именно то, что год от года ищет и прославляет (а вообще-то и определяет, и создает) Каннский фестиваль.

«Жизнь Адель»«Жизнь Адель»

Но не зря в официальной формулировке жюри «Пальмовая ветвь» была разделена между Кешишем и его актрисами — Леа Сейду и Адель Экзаркопулос (традиционно награду получает только режиссер), отмеченными за смелость своего выступления.

В фестивальном кино и раньше случались фильмы, где секс не прятали в монтажные склейки, а показывали со всей откровенностью. Но каждый раз это был скандал — от «Последнего танго в Париже» и «Империи чувств» до «Идиотов» фон Триера и «Бурого кролика» Винсента Галло. «Жизнь Адель» отметила важный рубеж: секс на экране по-прежнему продолжает продаваться, но редко воспринимается с возмущением. Даже в России, к тому моменту уже принявшей закон о гей-пропаганде, «Жизнь Адель» прошла в прокате без инцидентов, зато с аншлагами.

Секси тайм

Не так уж удивительно, что в эпоху моментальной доступности любого вида порнографии отношение к сексу в кино смягчилось. Интереснее то, что он по-прежнему работает как аттракцион — вот и продюсеры «Нимфоманки» подтвердят. Эта сага о сексуальных приключениях одной женщины началась еще задолго до премьеры, с беспрецедентной для арт-кино рекламной кампании. «Нимфоманка» завлекала бесчисленными тизерами, трейлером с крупным планом вагины (ролик был запрещен на YouTube!) и афишей, на которой ведущие актеры имитируют оргазм. Постер превратился в своеобразный мем, спародированный в том числе в России. Фон Триер, режиссер с репутацией провокатора, сделал ставку на порно и добился желаемого внимания. Жаль только, что промоушен оказался ярче и интереснее самого фильма.

Фрагмент постера к фильму «Нимфоманка»Фрагмент постера к фильму «Нимфоманка»

Между игровым кино с сексуальными сценами и обычной порнографией есть, конечно, огромная разница, иначе бы на сеансы «Нимфоманки» пришло гораздо меньше людей. Дело не только в том, что в окружении настоящего эмоционального сюжета такие сцены выглядят достовернее, чем внутри утилитарного нарратива порнороликов, но и в том, что современное порно — это частное дело. Как, собственно, секс. Эротические кинотеатры в западных странах были обычным явлением несколько десятилетий назад, но сейчас они редки и находятся в том же сугубо маргинальном сегменте рынка развлечений, что и бордели и секс-клубы.

На показах фильмов типа «Любви» Гаспара Ноэ часто смеются, хотя ничего особенно веселого в ленте нет. Причина в чувстве неловкости и нервном напряжении. Крупные планы пенетрации на огромном экране (в предыдущей работе Ноэ «Вход в пустоту» тоже есть сцена, снятая внутри вагины) да еще в компании незнакомых людей — это особенный опыт и не то чтобы эротический. Скорее, стыд и неловкость. Неудивительно, что картина Ноэ привела в смятение министра культуры Мединского, который специально сходил на показ в Каннах и после этого фактически личным решением запретил прокат картины в России.

«Любовь»«Любовь»

Кстати, на самом деле «Любовь» по своей философии вполне традиционна, и не зря она называется именно так. Привлекая зрителей сценами чувственных наслаждений, Ноэ в итоге сообщает, что свободная любовь — это плохо, и сексом надо заниматься с тем, кого любишь, а любить — одного.

Пятьдесят оттенков морали

Характерно, что все фильмы, о которых мы тут говорим, произведены не в Голливуде. Уже полвека как пал кодекс Хейса, запрещавший в американском кино любую аморалку, делать можно вроде бы что угодно, но широкому прокату фильмов с подробными сексуальными сценами мешает жесткая система возрастных рейтингов. В Западной Европе эротика мало влияет на прокатные ограничения: «Жизнь Адель» во Франции можно смотреть с 12 лет. Для Ноэ нужно уже быть 18+ , причем этот рейтинг (повышенный с 16+, когда «Любовь» уже шла в кинотеатрах) в свое время вызвал целый скандал. «Во Франции любить теперь запрещено до 18 лет!» — возмущался в Twitter продюсер Венсан Мараваль.

«9 1/2 недель»«9 1/2 недель»

Штаты в этом отношении мало отличаются от России. Лет тридцать назад эротические триллеры и драмы были отдельной нишей: «Основной инстинкт», «9 1/2 недель», примерно все работы Брайана де Пальмы. Но чем дальше, тем меньше взрослые американцы ходили в кино, и продюсеры перестали ставить на фильмы, которые нельзя показывать захватившим залы подросткам. В 1986 году «Служанку» сняли бы на голливудском мейджоре, в 2016-м для экранизации британского бестселлера понадобились корейская студия Moho и режиссер Пак Чхан-ук, которому долгая лесбийская сцена удалась так хорошо, что он повторяет ее дважды с разных точек зрения.

Феномен «Пятидесяти оттенков серого» отчасти объясняется именно этой осторожностью Голливуда: эротические сцены в экранизации садомазо-романа Э. Л. Джеймс более умеренные, чем в европейском кино. Но ведь в остальном мейнстриме нет и этого! Понятно, что те, кто пошел на фильм, не прочитав книгу, сделали это не ради сюжета, не выходящего за рамки банальной — и даже скучной — мелодрамы.

«Пятьдесят оттенков серого»«Пятьдесят оттенков серого»

Но самое интересное в «Оттенках» — это как раз регулирование сексуальности. Познакомившись со студенткой Анастейшей, роковой красавец Кристиан отказывается притрагиваться к ней без письменного согласия, а затем вручает ей многостраничный контракт с условиями их отношений. Отвлекшись от своей мучительной серьезности, в этих сценах фильм позволяет себе иронию: главные герои за переговорным столом обсуждают пункты и клаузулы («На третьей странице вычеркиваем анальный фистинг, а впрочем, и вагинальный»), и это, конечно, сейчас смотрится как пародия на новые нормы «явного и недвусмысленного» согласия на секс. Фильм, сюжет которого вращается вокруг БДСМ, встает на сторону классической романтики, где от мужчины требуются красивые жесты, дорогие подарки и спонтанные проявления чувств, а желательно еще игра на рояле — устаревшая к нынешнему веку традиционная галантность. Именно в таком контексте секс возможен на широком американском экране. В престижном независимом кино, между прочим, то же самое. «Стыд» Стива МакКуина — кино гораздо менее топорное, но еще более моралистское.

Новая этика, новые сложности

В последние годы этика кино — его содержания и самого процесса производства — выходит на первый план. Уже много было написано о том, что движение MeToo (кампания солидарности жертв домогательств, понимаемых ее участниками крайне широко) в принципе асексуально. Эти опасения, конечно, преувеличены, но верно и то, что у кино появились дополнительные ограничения: показывать голых людей можно, но делать это нужно этично, что в принципе очень сложно, когда речь идет о сексе. Эротическая жизнь живых людей слишком часто не совпадает с политическими идеалами равноправия.

«Антипорно»«Антипорно»

Проблему экранной и реальной сексуальности и их соотношения исследует Сион Соно в «Антипорно» — критическом оммаже жанру «пинку» — софткору для кинотеатров, процветавшему в Японии в 1970-е (это часть проекта студии «Никкацу» по возрождению жанра с мейнстримными режиссерами; всего было снято пять картин). Сюжет «Антипорно» о супермодели-доминатрикс резко меняет направление после первого получаса: все, что мы видели до этого, оказывается фикцией; великолепная дизайнерская квартира главной героини — это только киношный павильон, а сама она — актриса, которую, наоборот, унижает состоящая из одних мужчин съемочная группа.

В чем-то подобном актрисы «Жизни Адель» как раз и обвиняли Кешиша. А герой французского артхауса Жан-Клод Бриссо и вовсе получил приговор за харассмент на кинопробах к фильму «Тайные страсти». Отбыв условный срок и заплатив штраф, Бриссо стал персоной нон-грата во французском мейнстриме. Недавно Французской Синематеке под давлением общественности даже пришлось «отложить на неопределенный срок» ретроспективу режиссера. Но спасибо цифровым технологиям: изгнанный из арт- мейнстрима Бриссо продолжает снимать мягкую эротику в своей собственной квартире и даже с космическими спецэффектами.

«Черт нас возьми», режиссер Жан-Клод Бриссо«Черт нас возьми», режиссер Жан-Клод Бриссо

Наличие в фильме сексуальных сцен само по себе может привести к обвинениям в эксплуатации, объективации и создании неверных представлений об отношениях полов. Такое звучало в адрес и «Жизни Адель», и «Любви», и даже солнечного триллера Алена Гироди «Незнакомец у озера» («Почему автор ассоциирует гей-культуру с маньяками и убийцами?»). Для многих режиссеров секс был способом исследовать темные движения души, но раньше это было провокацией просто потому, что это секс, а теперь стало ей потому, что эротика заостряет все проблемы, с которыми она связана и о которых не всегда хочется говорить. Отсюда и феминистская критика собственно порнографии — беспроблемного, на первый взгляд, жанра о мире чистого удовольствия, где все друг другом удовлетворены.

«Незнакомец у озера»«Незнакомец у озера»

После порно

Порноактеры в последние годы чаще переходят в мейнстрим, но то, какие роли они получают, говорит о настороженном отношении к порно. В 1970-е суперзвезда взрослого жанра Мэрлин Чэмберс снималась в «Бешеной» Дэвида Кроненберга на правах обычной актрисы, но в недавние годы ее коллеги всегда оказывались не просто исполнителями, но знаками сексуальности, причем проблемной.

«Бешеная»«Бешеная»

Саша Грей исполнила роль проститутки в «Девушке по вызову» Стивена Содерберга, где секс-индустрия изображена как составная часть бездушной системы капитализма (ирония фильма в том, что Грей почти даже не раздевается в кадре; это фильм об экономике, она не возбуждает и не приносит удовольствия). Еще раньше Рокко Сиффреди воплотил структуры патриархата в «Романсе X» и «Порнократии» Катрин Брейя. Тем же путем пошел порноактер Джеймс Дин, взявший себе псевдоним в честь голливудской звезды и сыгравший неконтролируемую мужскую агрессию («токсичную маскулинность», как теперь принято выражаться) в «Каньонах» Пола Шредера, снятых по сценарию автора «Американского психопата» Брета Истона Эллиса. Надо сказать, что сама биография Дина в итоге оказалась иллюстрацией проблемы: целый ряд коллег, включая его бывшую подругу Стою, обвинили артиста в насилии и неподобающем поведении. Скандалы в порно не отличаются от скандалов в Голливуде эпохи вайнштейновского дела.

«Порнократия»«Порнократия»

Сама Стоя тоже недавно дебютировала в нормативном кино. В прошлом году она снялась в «Восходе Эдерлези», низкобюджетном sci-fi с нешуточно философским подтекстом. Порноактриса и колумнистка The New York Times играет секс-куклу с искусственным интеллектом, которую главный герой хочет превратить в человека и полюбить по-настоящему. Почти не меняя рода деятельности (сексуальных сцен тут куда больше, чем обычно бывает в фильмах о космосе), Стоя оказывается частью высоколобого психоаналитического спектакля (авторы сценария явно штудировали Славоя Жижека).

«Нимани»«Нимани»

Но если сюжет практически «Соляриса» может быть решен в жанре софткора, значит, так можно делать с чем угодно, а между порно и мейнстримом нет больше принципиальной разницы. Секс превратился из месседжа в медиум, в еще один способ рассказывать истории на экране. Что логично. Не зря ведь есть только два вида досуга, которыми принято заниматься в темноте. Смотрите, не стесняйтесь.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

12 июля 201823
18 июля 201839
13 июля 201815
18 ноября5

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации