К выходу фильма «Талли» собрали самые популярные материнские образы на экране.
В прокат выходит драматическая комедия Джейсона Райтмана «Талли», в которой Шарлиз Терон предстает в непривычном образе: усталой и измученной мамы, которой срочно необходима помощь няни. КиноПоиск вспомнил, какие еще матери чаще всего встречаются в кино.
Обычная такая мама
Это совсем не «матери драконов», это обычные женщины, пусть порой они и оказываются в необычных обстоятельствах. Совсем юные или пожилые, они любят своих детей и готовы ради них на все. Например, в мелодраме Кинга Видора «Стелла Даллас» 1937 года великолепная Барбара Стэнвик играет добросердечную девушку, которая выходит замуж за начальника фабрики, рожает дочь и через некоторое время ради ее обеспеченного будущего отдает девочку в новую семью мужа. Стелла безмерно любит дочь и понимает, что единственная преграда на пути счастья ребенка — она сама.
Как и все люди, матери подвержены слабостям. Эксцентричной разведенке Рэйчел (Шер) в «Русалках» не терпится снова выйти замуж. После очередного скандала она увозит дочерей в другой город и в итоге находит счастье в компании забавного Лу (Боб Хоскинс). Иногда матери бывают строгими, как Аврора Гринуэй (Ширли МакЛейн) в фильме Джеймса Л. Брукса «Язык нежности». Она очень любит свою дочь Эмму (Дебра Уингер), между ними складываются невероятно трогательные отношения, и когда Эмма возвращается домой со смертельным диагнозом, Аврора задвигает собственное эго в сторону и ухаживает за дочерью.
Самым обычным мамам требуется отдых от повседневных забот — и тогда они уходят в отрыв. Героиня Сьюзен Сарандон в «Сестрах Бэнгер» меняет строгие бежевые костюмы на джинсы и декольтированную блузку, когда в гости приезжает ее сестра-оторва (Голди Хоун), а в «Очень плохих мамочках» Мила Кунис, Кэтрин Хан и Кристен Белл вспоминают, что они тоже люди и им тоже положен отдых (но он не освобождает их от участия в родительском комитете школы). Впрочем, всем им далеко до мамы Стифлера в «Американском пироге» — вот где настоящий пример отвязности.
Матери-тираны
Иногда недостатки матерей становятся для детей настоящим проклятием. Некоторые удушают своей заботой. Норма Бейтс в «Психо» Альфреда Хичкока держала сыночка в железных рукавицах, не отпускала от себя и вбивала в голову, что секс — это грязно. Норман, как мы помним, тронулся, прикончил маму и принялся убивать женщин. Мать Джулиана (Райан Гослинг) в триллере «Только Бог простит» — холодная стерва в исполнении Кристин Скотт Томас. Она прессует сына, сравнивая с погибшим старшим братом, но увидев труп матери, Джулиан вскрывает ей живот, пытаясь залезть к ней в утробу.
Истовая вера может превратить маму в настоящего монстра, как в хорроре «Кэрри», где героиню Сисси Спейсек запирали в чулане и запрещали заниматься «непристойностями». Маргарет Уайт (Пайпер Лори) была прекрасна в своем религиозном гневе, благодаря которому дочь получила свои сверхспособности. Лавона Голден (Эллисон Дженни) муштрует свою дочь на льду в черной комедии «Тоня против всех». Попыхивая сигаретой, она легко метает в дочку нож и готова при первой возможности преподать ей очередной урок жизни и сдать властям. И уж совсем не повезло Оуэну Лифту (Дэнни ДеВито) в черной комедии «Сбрось маму с поезда»: его деспотичная мать (омерзительно великолепная Энн Рэмси) — настоящее зло во плоти, скрюченная, сморщенная, ни во что не ставящая Оуэна и готовая поднимать на него руку, несмотря на возраст. Сын готов расправиться с ней, заказав ее смерть писателю Ларри (Билли Кристал).
Сами матери ничего плохого в своей гиперопеке, конечно, не усматривают. В комедии «Хорошие девочки не взрываются» героиня объясняет дочери, что возбуждаться опасно, иначе химические процессы в теле приведут к взрыву. В итоге девушка встречается с пожарными и дружит с пироманьяком. Со стороны частенько они выглядят очень милыми — кто бы мог подумать, что Джанин Коуди (Джеки Уивер) в криминальной драме «По волчьим законам» готова растерзать любого, кто причинит вред ее семье.
Воительницы
Отберите у женщины ребенка — и получите фурию с катаной, например, Беатрикс Киддо (Ума Турман) в «Убить Билла». Ради своей дочери она буквально пробивает себе дорогу на волю из гроба, сражается с 88 наемниками и вырывает глаз у своей обидчицы. По крутизне она, пожалуй, может сравниться только с Сарой Коннор (Линда Хэмилтон), которой приходится спасать сына от прибывающих в прошлое терминаторов. Если в первом фильме Джеймса Кэмерона Хэмилтон играла типичную девушку в беде, то в сиквеле Сара Коннор сама себе терминатор: она решительна, накачана и умеет обращаться с оружием.
И она такая не одна. Саманта (Джина Дэвис) в начале триллера «Долгий поцелуй на ночь» кажется образцовой матерью. Восемь лет назад ее нашли на берегу — беременную и абсолютно без памяти. Но после автокатастрофы воспоминания возвращаются, и Саманта понимает, что когда-то была профессиональной наемницей. Виолетта Шабо (Вирджиния МакКенна) в драме «И с гордостью ее пишите имя», потеряв мужа-француза в Северной Африке, переезжает с дочерью в родительский дом, и через некоторое время британское правительство вербует ее для операций во Франции во время Второй мировой войны. Из прилежной матери и жены Виолетта превращается в амбициозную и храбрую женщину.
Шесть премий «Оскар», включая категорию «Лучший фильм», — у драмы «Миссис Минивер» Уильяма Уайлера. Грир Гарсон (также получившая «Оскар») играет беспечную и легкомысленную Кей, домохозяйку с тремя детьми. Но война подбирается к дому, сын уходит добровольцем, а муж помогает эвакуировать солдат из Дюнкерка. Постепенно Кей становится настоящей военной Мадонной, женщиной храброй, доблестной и преданной семье. Ничего похожего нет в героине Анджелы Лэнсбери в «Кандидате от Манчжурии». Ее Элеанор сражается на другой войне, холодной, будучи агентом коммунистов в Америке. Она умело скрывает это, представляя себя истинной патриоткой, и использует собственного сына как пешку в большой игре. Тому предстоит стать героем войны во Вьетнаме, а потом, после промывки мозгов, убить кандидата в президенты.
Войны ведутся и в мирное время, и если говорить также о будущих матерях, то здесь пальму первенства стоит отдать Мардж Гундерсон (Фрэнсис МакДорманд) из «Фарго» — примеру спокойной и рассудительной сотрудницы полиции, которой приходится, будучи на сносях, бороться с преступностью.
Матери-одиночки
Овдовевшие, незамужние, разведенные — женщины все равно находят в себе силы жить дальше и воспитывать детей, но неизбежно сталкиваются с одиночеством. Софи Лорен в драме «Чочара» играет овдовевшую Чезарию, которая вместе с 13-летней дочерью уезжает к родственникам, чтобы дождаться окончания войны. Чезария приходится отвергнуть ухаживания Микеле (Жан-Поль Бельмондо), чтобы заботиться о дочери. В другой классике итальянского неореализма, драме «Мама Рома», бывшая проститутка (Анна Маньяни) пытается скрыть свое прошлое от сына, но терпит крах: мальчик узнает правду и встает на путь саморазрушения, попадая в тюрьму и оставляя мать одну.
В австрийском хорроре «Спокойной ночи, мамочка» мать близнецов Элиаса и Лукаса возвращается домой после пластической хирургии. Ее лицо скрыто бинтами, она ведет себя странно (полностью игнорирует Лукаса, срывается на Элиаса), и кажется, что это совершенно чужой человек. В своих попытках понять, кто она, братья идут на чудовищные эксперименты. Овдовевшая Диана (Энн Дорваль) в «Мамочке» Ксавье Долана классно одевается, эффектно выглядит и легко шагает на высоченных каблуках. С сыном ей нелегко: он капризен, легко выводит мать из себя и в итоге приведет семью к трагедии. Совсем иначе складываются отношения матери-одиночки миссис Гамп и ее сына Форреста. Вкладывая в него всю свою любовь, мать (Салли Филд) подталкивает мальчика к великим свершениям.
Овдовевшая Элис (Эллен Бёрстин) в картине Мартина Скорсезе «Алиса здесь больше не живет» вместе с сыном отправляется в путь, чтобы осуществить мечту и стать певицей в калифорнийском Монтерее. Но судьба притормаживает их в Фениксе, где у нее случается неудачный роман, а затем в Тусоне, где она начинает работать официанткой. В поисках лучшей жизни для сына она обретает новых друзей и учится быть счастливой здесь и сейчас.
Дети помогают своим одиноким матерям. В комедии Сидни Люмета «Гарбо говорит» вспыльчивая активистка Эстель (Энн Бэнкрофт) причиняет немало неудобств своему взрослому сыну Гилберту (Рон Сильвер), вынужденному периодически платить залог, чтобы вытащить мать из-за решетки. Но когда выясняется, что у Эстель смертельная болезнь, Гилберт решает исполнить заветную мечту матери — помочь ей встретиться с ее кумиром, затворницей Гретой Гарбо.
Потеря ребенка — один из самых душераздирающих сюжетов. Мануэла (Сесилия Рот) в драме Педро Альмодовара «Все о моей матери» теряет сына в самом начале фильма и в поисках отца погибшего Эстебана находит новое место в жизни. Трудно смириться с утратой ребенка Летише из «Бала монстров» (роль, за которую Холли Берри получила «Оскар»). Она находит утешение в объятиях тюремного охранника Хэнка (Билли Боб Торнтон), тоже только что потерявшего сына.
В драме Дороти Арзнер «Сара и сын» 1930 года австрийская иммигрантка и актриса лишается сына, которого забирает ее муж. «Ты негодная жена, а значит, и негодная мать», — гласит прощальное письмо супруга. Сара оттачивает свое певческое мастерство, становится звездой оперной сцены и находит сына, проданного богатой семье. В психологическом триллере Отто Преминджера «Исчезнувшая Банни Лейк» мать-одиночка Энн (Кэрол Линли) переезжает из Нью-Йорка в Лондон и однажды обнаруживает, что ее дочь Банни загадочным образом исчезает. Расследующий дело суперинтендант Ньюхаус (Лоуренс Оливье) начинает сомневаться в ее существовании. Но Энн намерена найти дочь во что бы то ни стало.
У Клинта Иствуда в «Подмене» Анджелина Джоли теряет сына. Мальчика находят, но он не имеет к героине никакого отношения. Мать не перестает верить в то, что однажды вернет настоящего ребенка. Анджелина Джоли, пожалуй, играет в фильме одну из своих лучших ролей, особенно когда в сердцах кричит подкидышу: «Хватит называть меня мамой! Я не твоя мать!»
Некоторые матери-одиночки и вовсе умудряются вырастить мессию («Житие Брайана»). Хотя, конечно, он не совсем мессия, а просто очень непослушный мальчик.
Матери поневоле
Не все женщины хотят детей, но давление общества порой вынести непросто. И получается так, как у писательницы Евы (Тильда Суинтон) в драме Линн Рэмси «Что-то не так с Кевином». Она не любит новорожденного сына, а тот отвечает ей взаимностью, всячески проверяя мать на прочность. Ева чувствует себя лучше с рождением дочери, но при этом Кевин окончательно выбивается из рук и однажды устраивает стрельбу в школе.
Не хотела иметь детей и Энни Грэм (Тони Коллетт) в «Реинкарнации». Но ее мать, которая, как мы знаем, в итоге окажется главой культа, заставляет ее рожать ребенка, а затем и еще одного.
В фильме Джейсона Райтмана «Джуно» шестнадцатилетняя героиня Эллен Пейдж совершенно не готова к рождению ребенка. Она находит отличный выход — найти для него хороших родителей. Но все оказывается, не так просто. Райтман снова вернулся к теме материнства в драме «Талли». Посмотрим, к какой категории можно будет отнести героиню Шарлиз Терон.
«Талли» уже в российских кинотеатрах.