От «Такси» до «Такси 5» со всеми остановками: «Васаби», «Перевозчик», «13-й район», «Заложница» и другие лучшие проекты Бессона-продюсера
Экшен-комедия «Такси» в 1998 году стала суперхитом и первым по-настоящему успешным продюсерским опытом Люка Бессона. Из-за этого многие до сих пор ошибочно считают режиссером фильма именно его — настолько стиль и качество фильма напоминают лучшие режиссерские работы самого Бессона. Спустя 20 лет его продюсерские амбиции не стали меньше. 10 мая в российский прокат вышла очередная часть французского хита — «Такси 5». КиноПоиск вспомнил, как развивалась продюсерская карьера Бессона, и припомнил самые интересные его проекты.
«Фильмы дофина»
Бессон с самого начала карьеры придумывал больше, чем успевал снимать сам. Поэтому он почти сразу начал делать кино, где он был автором (или соавтором) сценария и продюсером. Он едва успел сам снять два полных метра — «Последнюю битву» и «Подземку», — но уже вовсю работал над «Камикадзе» с Ришаром Боренже, где был соавтором сценария и продюсером. Фильм вышел в 1987 году и остался незамеченным. Бессон на какое-то время переключился целиком на работу над собственными картинами, тем более что с ним очень плотно работала Gaumont. Директор по дистрибьюции компании Пьер-Анж Ле Пожам сыграл маленькую роль в «Подземке» и огромную роль в карьере Бессона. Не без его участия картины, над которыми Бессон работал с Gaumont, неизменно становились кассовыми хитами. На каждую — от «Голубой бездны» до «Жанны д’Арк» — в одной только Франции было продано более 3 миллионов билетов.
При этом уже в 1990 году Бессон создал собственную маленькую компанию для производства фильмов. Она называлась Les Films du Dauphin (буквальный перевод названия — «Фильмы дофина»; дофинами называли наследников французского престола). Примечательно, что в истории этой компании только один фильм собственно Бессона — «Леон», да и тот сделан при участии Gaumont. Остальные ленты — картины, где Бессон никогда не писал сценария и даже в титрах не всегда упоминался как продюсер. Это «Холодная луна», «Охотничий заповедник», «Бабушки», «Львенок» и т. д. — не слишком заметные проекты, кроме «Холодной луны», которая была в конкурсе Канн. Но Люку Бессону этого было мало. Он хотел делать больше фильмов, причем как в арт-направлении, так и в коммерческом, причем последнее его всегда прельщало больше.
В 1997-м вышел режиссерский дебют Гари Олдмана, где Бессон был одним из продюсеров. За несколько лет до этого, в 1992 году, Бессон создал студию Leeloo Productions (по имени главной героини будущего «Пятого элемента»), и впоследствии она разрослась до огромной группы компаний EuropaCorp (у Бессона 62% акций, у Ле Пожама, сооснователя компании — 8%), занимающейся телевидением, дистрибьюцией и многим другим, а также поглотившей Les Films du Dauphin. Это был проект нового масштаба и более серьезных предприятий. Одной из первых стала работа с Олдманом. Жесткая драма о непростой жизни отдельно взятой большой семьи в Лондоне не имела большого прокатного успеха, зато получила высокую оценку профессионалов. Кэти Берк была награждена в Каннах призом за лучшую женскую роль, а потом Британская академия выдала фильму призы за лучший сценарий и за самый выдающийся британский фильм года.
Громкая музыка, современные танцы, необычная героиня, жесткий ритм большого города — такой фильм мог бы снять сам Бессон, и в «Дансере» легко можно заметить следы «Подземки» или «Пятого элемента». Такое ощущение, что Бессону просто было мало снимать собственные фильмы, и он превращал других режиссеров в своих клонов, чтобы те снимали фильмы в стиле Бессона. Такое продюсерское кино когда-то создавал Голливуд. Бессон же применил этот метод во Франции, и результаты были отличными. Разумеется, выбраться за пределы Франции с такими картинами было непросто, потому что весь мир все же смотрел американское кино. Но Бессон поставил цель минимизировать разницу между голливудскими картинами и проектами собственного производства. Во многих из них только страна-производитель выдавала французское происхождение фильма. В «Дансере» место действия — Нью-Йорк, а говорят все тоже по-английски.
Опять проверенный рецепт: производство — Франция, язык — английский. Звезды тоже из англоязычного кино. Эту формулу Бессон применял в своих фильмах, ее же он активно использовал и в продюсерских проектах. «Поцелуй дракона», может, и не шедевр — обычный боевик с Джетом Ли, герой которого нарвался на приключения в Париже. Но Бессон внимательно следил за тем, чтобы экшена было много и чтобы он был стильным. В результате фильм получился очень успешным даже в США, где к французскому кино относятся с недоверием, и собрал больше 30 млн долларов.
Работа с Жераром Кравчиком может служить идеальным примером того, как продюсер и режиссер понимают друг друга с полуслова. Кравчик снял вторую, третью и четвертую части «Такси», а в перерывах создавал под присмотром Бессона один коммерческий хит за другим. Жан Рено, которого Бессон сам же сделал иконой современной поп-культуры, с удовольствием дурачится в японском антураже, и эта комедия до сих пор жива, ее помнят и пересматривают на малом экране.
Луи Летерье можно по праву называть воспитанником Люка Бессона, причем одним из лучших. Проработав у Бессона ассистентом на ряде проектов, Летерье сделал «Перевозчика», и это был еще один суперхит Бессона-продюсера. Уже потом были не слишком заметный «Дэнни Цепной Пес» и, напротив, очень громкий сиквел «Перевозчика», а после Летерье легко и изящно покорил Голливуд (теперь в его фильмографии «Невероятный Халк», «Битва титанов», «Иллюзия обмана» и «Братья из Гримсби»). «Перевозчик» стал важной вехой для Джейсона Стэйтема, который до этого был лишь представителем галереи криминальных типажей Гая Ричи, а после «Перевозчика» превратился в полноценного главного героя больших боевиков. С Гаем Ричи, кстати, Бессон впоследствии сделал «Револьвер», но только как сопродюсер. А «Перевозчик» выдержал два успешных продолжения — все со Стэйтемом в главной роли.
Грустная комедия о детстве примечательна тем, что камера наблюдает за происходящим как бы глазами ровесника главного героя, 10-летнего мальчика по имени Цезарь. Рост Цезаря не случайно вынесен в оригинальное название фильма и составляет 1 метр 39 сантиметров. Приблизительно на этой высоте расположена и камера, отчего события в жизни героя воспринимаются зрителем значительно интимнее. Эта камерная история не была рассчитана на большой коммерческий успех и не имела его, но это действительно очень милый фильм, сделанный на волне эксцентрических историй в духе «Амели».
Пока одни зрители сравнивали ремейк фильма 1952 года и скептически замечали, что оригинал был лучше, другие (и их было значительно больше) с удовольствием смотрели авантюрную историю с Венсаном Пересом и Пенелопой Крус. Люк Бессон и Жерар Кравчик показали отличный пример веселой командной работы, причем Бессон тщательно работал над сценарием, что вообще характерно для его лучших продюсерских проектов.
Пример, когда Бессон скорее помощник, а не руководитель. Бертран Блие к тому моменту был классиком мирового кино, и, конечно, работа с ним означала в большей степени престижную графу в портфолио, а не сборы в прокате. Так и получилось: фильм попал в конкурс Канн (правда, ничего не получил), а Люк Бессон еще и поработал с большими актерами французского кино Филиппом Нуаре и Мишелем Буке.
Антиутопический экшен «13-й район» — это снова торжество тщательно продуманного визуального стиля и правильно выстроенной истории. Не случайно сценарий вместе с Биби Насери писал лично Бессон, который добавил туда любимые мотивы: роковую страсть, одиночество супермена, банды, состоящие из ярких фриков, и экшен, много яркого и запоминающегося экшена в кадре. Позже у фильма вышло продолжение «13-й район: Ультиматум», тоже вполне успешное.
Самый громкий продюсерский проект Бессона, который сдетонировал неожиданно для всех. Более того, стал самым прибыльным французским фильмом в истории, собрав 227 млн долларов в мировом прокате. Изначально это был просто маленький боевик, который Бессон наспех придумал и написал как сценарист. Никто всерьез к нему не относился, включая Лиама Нисона, для которого фильм открыл второе дыхание. Но в итоге фильм ждал успех, измеряющийся в сотнях миллионов долларов и приведший к целой волне фильмов-эпигонов, где возрастные актеры играли суперменов, одной левой побеждающих старость и легионы врагов.
Вариация на тему давнего хита Бессона «Никита», хотя опасная женщина, красивая, трагичная и уязвимая, но обладающая огромной волей и побеждающая всех и вся — сквозной образ творчества Бессона. Зои Салдана тогда еще не красила кожу в зеленый цвет, как в «Стражах Галактики», и была от этого куда более обворожительной и интересной. Снимал фильм Оливье Мегатон, режиссер третьего «Перевозчика» и будущий постановщик второй и третьей «Заложниц». Бессон всегда умел ценить кадры.
Люк Бессон уже работал с Томми Ли Джонсом как исполнительный продюсер на вестерне «Три могилы» и с удовольствием вернулся с актером и режиссером на Дикий Запад в фильме «Местный». Это ни в коей мере не продюсерский проект Бессона, каким мы привыкли его понимать. Бессон не работал над сценарием, в этом фильме его присутствие не ощущается. Зато Канны, которые Бессона всегда игнорировали и ни разу не включили его режиссерские работы в конкурс (правда, часто показывали вне конкурса), включили в программу «Местного». Бессон не отказал себе в удовольствии пройтись по Каннам и появиться на красной ковровой дорожке, просто чтобы напомнить, что его рано списывать со счетов. Впереди его ожидали провал «Валериана» и перспектива банкротства EuropaCorp, в которую он вложил столько сил. Но это уже совсем другая история.