Показ фильма «Москва слезам не верит» во время войны в Афганистане, впечатления от плавания Ихтиандра и слезы после «Чапаева» — в подборке личных воспоминаний о советских хитах.
Мы привыкли видеть советскую классику, которую из года в год повторяют на телевидении, знаем наизусть цитаты из Рязанова и Гайдая, шутим про Петьку и Чапаева. А как воспринимали эти фильмы их первые зрители, смотревшие их еще в кинотеатрах? КиноПоиск совместно с проектом «Прожито», электронной библиотекой личных дневников, публикует подборку выдержек из советских дневников с первыми отзывами о лентах, пока еще не ставших классическими.
«Веселые ребята» (1934)
16.01.1935: «...Они накануне ходили в кино на „Веселых ребят“, но не попали, и поэтому сегодня Анна Семеновна просила меня проводить детей. Не могу сказать, чтобы меня это устраивало и чтобы мне очень хотелось идти, но неловко было отказаться и пошла. Вещь настолько глупая, что даже не смешно» (Ольга Шереметева).
03.01.1949: «Просмотрела фильм „Веселые ребята“ — какой абсурд! Единственно, чем хороша — песни замечательно исполнены: „Легко на сердце от песни веселой“, „Сердце, тебе не хочется покоя“» (Зинаида Мечтова).
«Чапаев» (1934)
01.01.1935: «Фильм „Чапаев“ есть уже попытка восстановления старого военного героизма, новая идеализация войны. Смотришь и чувствуешь „суд Божий“ войны, и кажется, что только тут, на войне, весь человек как бог...» (Михаил Пришвин)
16.04.1935: «Брехту и немцам показывал „Чапаева“ и сам наслаждался им в десятый раз».
05.05.1935: «Принимал чехов-инженеров, показывал им „Чапаева“. Сам в двадцатый раз восторгался» (Александр Аросев).
15.08.1953: «Но если привозят „Чапаева“, приходят все, даже старухи сползаются. Полнехонька изба набивается. „Чапаева“ крутят часто. При мне уже два раза было. Интересно смотреть на людей после фильма: даже у стариков взблескивают слезинкой глаза. И вообще все лица словно изнутри умытые»
(Эльвира Филиппович).
«Кубанские казаки» (1949)
31.03.1950: «„Кубанские казаки“ мне понравилась. Во-первых, цветная, во-вторых, музыка замечательная Дунаевского» (Валентин Пролейко).
31.12.1950: «Огромнейший материал, хорошо найденные люди, хорошая актриса Ладынина — и отсутствие темы. Смехотворно мелкую коллизию, на которой держится материал этого фильма, нельзя назвать темой, и, если сравнишь с действительностью, с фактами, которыми у нас серьезно занимаются и волнуются люди в колхозах, стыдно за показанную в „Кубанских казаках“ театральную лакировку, конфетную раскраску советской действительности. А между тем я читала о „Кубанских казаках“ десятки восторженных рецензий» (Мариэтта Шагинян).
«Человек-амфибия» (1961)
04.03.1962: «Ходили сегодня смотреть в кино. Хорошо сделаны подводные съемки, а главное, очень удачен стиль подводного плавания с изгибанием корпуса героя фильма Ихтиара [правильно — Ихтиандра]. Смотрелась она с интересом, хотя как это часто бывает, в ней отчетливо прослеживается тенденция показать „звериную сущность“ капиталистического строя, его жестокость, продажность и прочие пороки. Во всяком случае, это не психологическая картина» (Борис Вронский).
«Я шагаю по Москве» (1963)
02.08.1964: «„Я шагаю по Москве“. А нам на все наплевать. У нас принципиально хорошее настроение. Отчего? „А просто летний дождь прошел...“ Мы шагаем, мы идем, не бродим (как в „Заставе Ильича“), а именно шагаем по Москве — весело и нахально. И юный Михалков — нахальный. Нам на все плевать — на все ваши проблемы, трудности, размышления, на войну и мир, на все.
— Спасибо и за это! — говорит Романов. — Вы по крайней мере не думаете, принципиально не думаете, это лучше, чем думать» (Анатолий Гребнев).
24.04.1967: «Был с Гольдбаум на фильме „Кавказская пленница“. Это фарс в одесском стиле, но с тенденцией смешить» (Владимир Швец).
Трилогия «Неуловимые мстители» (1966, 1968, 1970)
18.05.1967: «Смотрели фильм „Неуловимые мстители“ на сюжет „Красных дьяволят“. Красочно, живо, но неглубоко. Есть красивые снимки у озера ночью».
17.04.1969: «Вечером смотрел „Новые приключения неуловимых“. Это менее занимательно, чем первая часть, много повторений. Сцена со взрывающимися биллиардными шариками надумана и нелепа».
05.01.1972: «Смотрел довольно банальный фильм „Корона Российской империи, или Снова неуловимые“. Ансамбль актеров явно повторяет свои штучки, те же трюки с лошадьми и горящим поездом, да еще и Эйфелева башня» (Владимир Швец).
02.05.1967: «Неуловимые мстители» — вполне приличный вестерн, зачем-то посвященный „юным героям Гражданской войны“. У Крамарова роль самая маленькая, но золотая: «А вдоль дороги мертвые с косами стоят! И тишина!..» — лучшая фраза юбилейного революционного года (Георгий Елин).
«Бриллиантовая рука» (1968)
22.05.1969: «Смотрел сегодня кинофильм „Бриллиантовая рука“, который мне разрекламировала наша молодежь. Сплошная чушь, наивно-примитивная, с потугами на занимательность, которой нет» (Борис Вронский).
«А зори здесь тихие» (1973)
16.12.1972: «Думал остаться на концерт класса Шилко, но вместо этого пошел на фильм „А зори здесь тихие“. Перегружен шаблонными сценами и хватким патриотизмом. Постановщик пытался упрятать банальный сюжет с мечтами и пейзажами, „замужной“ конфетной любовью и надуманностью. Но публике нравится»
(Владимир Швец).
«Москва слезам не верит» (1979)
02.01.1981: «Вчерашнее сообщение, будто фильм „Москва слезам не верит“ получил в США „Оскар“, оказалось не первоапрельской шуткой, а правдой — и впрямь обошел „Кагемушу“ Куросавы и „Последнее метро“ Трюффо с оговоркой: это скорее приз зрительских симпатий, чем оценка академиков, шедевром картину Меньшова не считающих»
(Георгий Елин).
3.03.1981: «Сегодня кинопередвижка приехала. На целых три дня. Двухсерийный фильм „Москва слезам не верит“ крутят чуть ли не круглосуточно, чтобы все смены и посты посмотрели. Большинство афганских аскеров и не знали, что такое кино. Пригласили посмотреть. Кино — это, пожалуй, самая лучшая пропаганда и агитация. Увидеть гражданскую, мирную жизнь, отдохнуть душой, вспомнить дом, любимых, помечтать — это просто необходимо для разрядки»
(Евгений Финогеев).
30.04.1981: «Уступив многочисленным рекламным разговорам, посмотрел „Москва слезам не верит“ — китч, но очень грамотный, с несколькими прелестными эпизодами (Смоктуновский на ступеньках старого Дома кино на Поварской — „Мое имя вам ничего не скажет“). Абсолютно замечательный Баталов, который теперь — мечта всех одиноких интеллигентных теток» (Георгий Елин).
06.09.1981: «Социальный феномен: фильм „Москва слезам не верит“. Смотрят по три-четыре раза. Такого не было со времен „Бродяги“. В чем тут дело? Почему такой успех?
Кое-что про жизнь. Про средний класс — на уровне среднего класса. Три подруги. Одна нашла свое скромное счастье с недалеким человеком. Другая искала чего-то получше, хотела завоевать Москву — и нашла. Знаменитого спортсмена. А он потом спился. И третья, самая честная и скромная, неудачница, поверила мальчику в замшевом пиджаке, Рудику или Эдику из интеллигентной семьи. Он ее бросил беременную. И вот, спустя годы, жизнь вознаградила ее: она — директор текстильной фабрики, живет в хорошей квартире, своя машина. И в придачу — интеллигентный представитель рабочего класса, слесарь —
золотые руки в образе артиста Баталова!.. А та, завоевательница, работает приемщицей в химчистке. Так ей и надо!
А. Э. и Ян Б. не приемлют пьесы из-за принципиального неприятия самой среды, о которой я пишу, этого круга людей, класса, категории. Люди эти им неинтересны. Сами по себе. Страдания какой-то Люси. Не желаю я ей сострадать. Неинтересна мне она, вот и все. Такая вот аристократическая позиция или поза...»
(Анатолий Гребнев)
16.10.1981: «Вчера Л. заставила меня пойти на [фильм] „Москва слезам не верит“, и я очень этому рад. Вижу массу недостатков — советский эквивалент мыльной оперы, много ненужных длиннот, ненужных эпизодов и т. п. И однако сквозь все это что-то пробивается: теплое, русское, даже смиренное и доброе. Что-то, чего не найдешь на нашем sophisticated Западе»
(Александр Шмеман).
03.04.1981: «В это время происходило вручение американских премий „Оскар“, и фильм Меньшова „Москва слезам не верит“ получил эту премию. Руководство Госкино и Ермаш и все остальные светила кино, Сергей Герасимов и др. расценивали этот фильм как вполне ординарную мелодраму и даже не упоминали о нем в выступлениях по тем или иным случаям. Но когда эта лента обеспечила невероятное число советских зрителей — 80 миллионов, такого еще не знала история, — то пришлось очень вскользь начать о ней говорить. А уж „Оскара“ никто ожидать не мог. Его многие домогались, и Ростоцкий в том числе. Ежегодно туда ездили делегации. А в этот раз обстановка была так неблагоприятна, что и вовсе не было смысла ехать. И вдруг... Сам С. Ф. Бондарчук пытался как-то объяснить это явление. Он отметил, что в наших фильмах очень много говорят, но мало показывают. А вот этот фильм Меньшова тем и пришелся американцам, что... По-моему, это объяснение сомнительно. Не выходит этот фильм за рамки вполне ординарного. Во многом дидактичного» (Н. Сергеева-Горемыкина).