От семейного слэшера и хоррора про утопленницу до участника Берлинале и нового фильма Юрия Быкова.
2017 год стал рекордным для российского кино: сборы выросли на 50%, а доля от кассы вплотную приблизилась к 24%, и это без результатов «Движения вверх». «Последний богатырь» побил рекорды «Сталинграда», еще шесть отечественных картин собрали в прокате более 500 млн рублей. «Нелюбовь» Андрея Звягинцева попала в шорт-лист номинантов на премию «Оскар» и получила приз жюри на Каннском кинофестивале. Каким будет 2018-й для российского кино? КиноПоиск выбрал полсотни фильмов, которые будут бороться за своего зрителя, участие в международных фестивалях и кусок кассового пирога.
Фильмы указаны в алфавитном порядке.
Экранизация романа Виктора Пелевина от Виктора Гинзбурга, режиссера «Generation П», с Оксимироном в образе главного злодея и с восходящей звездой Павлом Табаковым в роли молодого новоиспеченного вампира Романа Шторкина. Съемки стартовали в 2017-м, однако сейчас приостановлены. Учитывая, что предыдущий фильм Гинзбург снимал в течение четырех лет, может случиться, что «Ампир V» не успеет выйти в 2018-м, однако хочется надеяться на более удачный исход событий.
Режиссер драмы «Географ глобус пропил» Александр Велединский уже несколько лет собирается завершить картину с Евгением Ткачуком в одной из главных ролей. По сюжету три главных героя встретились летом 1945 года на Дальнем Востоке и устроили перестрелку. Каждый уверен, что вышел победителем и убил соперников, однако через полвека судьба сведет их снова, а в разных точках планеты прозвучат отголоски роковой встречи.
«Война Анны», премьера которой, если продюсеры найдут финансирование на завершение постпродакшена, состоится в январе на фестивале в Роттердаме, рассказывает о шестилетней девочке, выжившей во время расстрела в 1941 году на Полтавщине. Она прячется в неработающем камине в здании бывшей школы, ставшем комендатурой оккупантов. Тихая девочка наблюдает из своего укрытия за всем, что происходит в доме, пытается найти еду и воду, заводит друга — местного кота — и просто старается выжить. Федорченко умудряется показать войну глазами ребенка, не пытаясь вызвать у зрителя слезы, а главная героиня за весь фильм не произносит ни слова.
Дебютная картина выпускника мастерской Александра Сокурова Владимира Битокова — однокурсника Кантемира Балагова и Киры Коваленко. После фестивальных успехов «Тесноты» и «Софички» к «Глубоким рекам» интерес особенный, тем более что в центре вновь непростые семейные отношения.
Вторая часть саги о классике русской литературы, которому предстоит очередная встреча с нечистью. В роли Николая Васильевича — бледный и нервный Александр Петров. Первая серия (четыре фильма изначально должны были составлять восьмисерийный телефильм) вышла 31 августа прошлого года и собрала более 443 млн рублей. Ожидания и аппетиты у продюсеров только выросли. «Вий» — хорошо знакомый зрителям бренд, а Александр Петров — самый популярный российский актер.
Сразу две картины Константина Богомолова будут завершены весной и в течение года должны появиться на фестивалях. Известный театральный режиссер экранизировал пьесу Виктора Розова и рассказ Владимира Сорокина, задействовав своих любимых актеров, с которыми работает и на сцене, а в «Насте» появится еще и Олег Гаркуша.
Новый фильм Романа Каримова, чья комедия «Гуляй, Вася!» вызвала теплую реакцию публики в феврале 2017-го. После бурного отмечания дня рождения друга Антон приходит в себя в другом городе, в чужой квартире, а в интернете кто-то выложил видео его похождений, и компромат вот-вот увидит невеста Антона. Благодаря Тимуру Бекмамбетову, который значится одним из продюсеров, в комедии будет много кадров так называемой screen reality — видео скайп-разговоров, которые герои ведут с помощью ноутбуков и смартфонов, пока зритель получает возможность следить за всем экраном и действиями персонажей.
Российский участник основного конкурса Берлинского кинофестиваля — драма Алексея Германа-младшего про несколько дней из жизни литературного Ленинграда начала 1970-х в целом и про писателя Сергея Довлатова в частности. Зная специфический авторский стиль режиссера, легко предположить, что «Довлатов» будет максимально далек от стандартного байопика.
Фэнтези про ограбление казино с помощью магических способностей пытается завлечь зрителей не только Милошем Биковичем, но и голливудской звездой Антонио Бандерасом. Описание сюжета выглядит как зубодробительный сплав «Иллюзии обмана», «Начала», «Одиннадцати друзей Оушена» с шоу «Битва экстрасенсов».
Брутальная социальная драма от Юрия Быкова. Рабочие градообразующего завода после известия о том, что предприятие закрывается, берут в заложники его владельца, олигарха Калугина. В роли вожака пролетариев — Седого, ветерана военных действий — занят постоянный актер Быкова Денис Шведов (с необычным пластическим гримом), в образе олигарха — Андрей Смоляков. Сам Быков описывает фильм так: «Это сложная картина о том, что назрело столкновение. Он о том, что нет правых ни в стане консерваторов, ни в стане либералов. О столкновении, в котором нет решения, а есть только ощущение беспомощности».
Второй фильм Кирилла Плетнева после уверенного дебюта «Жги!», и вновь в центре внимания два женских персонажа, а жанр — мелодрама. Правда, сценарий в этот раз писал не сам Плетнев, а автор «Измен» Дарья Грацевич. По сюжету две девушки, любившие одного молодого человека, после его гибели начинают получать телефонные сообщения, автором которых может быть только он. Загадочные послания ведут на юг страны, и девушки — их играют Любовь Аксенова и Полина Максимова — вместе отправляются в путешествие.
Авдотья Смирнова, которую зрители ценят за комедии «2 дня» и «Кококо», обратилась к историческому материалу. В основе «Истории одного назначения» — реальный эпизод из жизни графа Льва Николаевича Толстого. В 1866 году 38-летний Толстой узнал от знакомого офицера Григория Колокольцева о деле рядового писаря Василия Шабунина. Тот ударил по лицу ротного командира капитана Яцевича, и по законам военного суда его ждала за это смертная казнь. История писаря так задела писателя, что он вызвался быть адвокатом Шабунина, однако защита проиграла, а рядовой был расстрелян. В роли молодой Софьи Толстой — Ирина Горбачева.
Дебют Павла Мирзоева по кинопьесе Ярославы Пулинович о типичном инфантильном представителе поколения двадцатилетних, жизнь которого переворачивают встреча с девушкой и суровое столкновение с реальностью. Тексты драматурга Пулинович (по ее сценарию снята, например, проникновенная драма «Я не вернусь») обладают подкупающей искренностью и бескомпромиссной точностью, которых часто недостает российскому кино. В главной роли — Павел Табаков, на втором плане — Сергей Пускепалис и Роза Хайруллина.
Народная комедия про президента России (очень похожего на Путина, конечно же), который инкогнито отправляется в путешествие по стране. Президента маскируют под реального человека, маргинала Валеру, но сотрудники ФСО стараются не упускать загримированного главу государства из поля зрения — мало ли что. По чистой случайности реального Валеру и президента страны путают в аэропорту, и глава государства оказывается в машине с учительницей Зиной, а Валера — в частном самолете и под охраной ФСО. Оба едут в Крым отдыхать и изучать реальную жизнь обычных людей.
Обладатель приза зрительских симпатий Московского международного кинофестиваля, комедия Владимира Котта про интеллигентную провинциальную учительницу, которая так боится быть обузой уехавшему в столицу взрослому сыну, что сама организует собственные похороны и поминки, умудряясь даже получить свидетельство о смерти авансом. Редкий шанс увидеть на большом экране великолепных актрис — Марину Неелову и Алису Фрейндлих — в неожиданных образах.
Романтическая комедия о пропавшем женихе с популярными молодыми актерами Ириной Старшенбаум и Павлом Прилучным в главных ролях. Главная героиня собирается выйти замуж, но ее жених исчезает в родном Азербайджане, а команда верных друзей летит вместе с девушкой на поиски. В качестве декорации — сочный живописный Баку, в режиссерском кресле — талантливый автор «Привычки расставаться» Екатерина Телегина.
Еще один дебют, на этот раз актера Александра Горчилина, известного зрителям по «Да и да» Валерии Гай Германики и «Ученику» Кирилла Серебренникова. История двух молодых людей, которым недостает самостоятельности, написана известным театральным драматургом Валерием Печейкиным. Смерть общего знакомого заставляет друзей честно взглянуть на себя.
Драма о побеге от себя — новая работа тандема сценариста Дарьи Грацевич и режиссера Вадима Перельмана, ответственных за один из лучших сериалов 2016 года — «Измены». Это история юной студентки, которая пускается во все тяжкие и становится, по сути, дорогой проституткой вместо прилежной учебы в Париже, что неизбежно приводит к трагической развязке. Фильм вызвал неоднозначную реакцию на Московском кинофестивале, где участвовал в основном конкурсе.
Режиссерский дебют сына Валерия Тодоровского, Петра, с живыми диалогами и энергией, исходящей от главных героев (их играют Вильма Кутавичюте и Александр Петров). Фильм покорил критиков на фестивале в Выборге. «Лавстори» — роуд-муви про одноклассников, встречающихся спустя примерно 10 лет после выпуска из школы в разных статусах. Она — богатая невеста, которая спешит на свадьбу в приморский город, он — водитель лимузина. Когда-то давно у них был роман, сейчас им неловко друг с другом, но чувства вспыхивают вновь, и неизвестно, надолго ли. Бонусы — яркая, сочная картинка, талантливая операторская работа и отсутствие какой бы то ни было пошлости.
Насыщенная музыкальными номерами спортивная мелодрама про любовь, судьбу и стойкий женский характер от студий «Водород» и Art Pictures, создателей «Притяжения». Главной героине Наде, талантливой фигуристке, предстоит потерять все и выбрать между двумя мужчинами. Один из которых — главная звезда года Александр Петров.
Продюсер фильма Кирилла Серебренникова «Лето» Илья Стюарт не теряет надежды, что картину, съемки которой были остановлены прошлым летом из-за ареста режиссера, получится доснять и выпустить уже в этом году. Если Серебренникова освободят из-под домашнего ареста, он сможет завершить свой фильм о Викторе Цое, который затрагивает период конца 70-х — начала 80-х годов, когда 18-летний музыкант записывает свой первый альбом.
Комедия о трех обманутых мужчинами девушках (солидное трио в составе Паулины Андреевой, Александры Бортич и Юлии Александровой), которые выходят на тропу войны и мстят своим женатым обидчикам. Женская солидарность приводит к созданию успешной компании, которая готова проучить всех провинившихся мужчин, а таких сотни и тысячи. В режиссерском кресле легкой комедии — постановщик основательного «Синдрома Петрушки» Елена Хазанова.
Один из самых обсуждаемых российских фильмов прошлогоднего ММКФ — фантазия режиссера Рустама Хамдамова по мотивам рассказа Рюноскэ Акутагавы «В чаще». На этом же рассказе, кстати, основан сценарий «Расёмона» Акиры Куросавы. Светлана Немоляева в роли фрейлины, сказочные лабиринты сюжета, торжество эстетики — в общем, радикальное искусство, в котором совершенно не обязательно разбираться, а нужно просто попробовать, понравится или нет.
Актриса Ольга Зуева сняла дебютную ленту о двух друзьях, промышляющих мелким криминалом в родном Владивостоке. Их дружбе предстоит испытание, как и им самим. Данила Козловский и Илья Маланин сыграли главных героев, а Козловский выступил еще и продюсером ленты.
История Виталия Калоева — человека, убившего в 2004 году авиадиспетчера Петера Нильсена, после того как жена и дети мужчины погибли в авиакатастрофе над Боденским озером. Фильм Сарика Андреасяна, в отличие от ленты с Арнольдом Шварценеггером, одобрен самим Калоевым. В роли убитого горем отца, выбравшего путь мести, занят Дмитрий Нагиев в редком для него драматическом образе.
Продолжение одноименной короткометражки Кирилла Васильева, покорившей жюри фестиваля «Короче» пару лет назад. Главный герой — диджей «Мужского радио» — просыпается в первый день работы без голоса. Укол в связки возвращает ему способность говорить, вот только говорит он теперь томным женским голосом.
Продолжение ироничных бесед участников «Квартета И» о девушках, возрасте, снова о девушках, еще немного о футболе и так далее. Зачем-то они едут в Питер, не понимая зачем, оставляя заботы в Москве и разговаривая, разговаривая, разговаривая.
Черная комедия дебютанта Кирилла Соколова и продюсера «Страны ОЗ» Софико Кикнавелидзе про самого гнусного отца в мире. Опер Андрей Геннадьевич (харизматичный Виталий Хаев) собирает у себя в квартире компанию отъявленных мерзавцев — мстительную дочь-актрису, озлобленного хулигана и обманутого мента. Как и в любой черной комедии, за литрами крови и разлетающимися по всей квартире мозгами скрываются глубокие темы прощения и потери способности разговаривать друг с другом.
Третья полнометражная работа постановщика «Класса коррекции» и «Зоологии» Ивана И. Твердовского, которой наверняка заинтересуются международные фестивали и которую уже поддержал европейский фонд Eurimages. «Подбросы» расскажет о человеке с уникальными способностями.
Драма об учительнице рисования от режиссера «Дочери» Натальи Назаровой. Главная героиня Антонина приезжает в глубинку к мужу-диссиденту Сергею, отбывающему срок в местной колонии, и сталкивается с врагом в виде 12-летнего Миши, которого боятся даже учителя. Брат Миши, уголовник и отморозок, держит в руках весь поселок. Антонина осмеливается бросить вызов грубой силе и вступиться в борьбу за детей.
Мелодрама с фантастическим сюжетом и военными эпизодами, с Семеном Трескуновым (еще одна звезда 2018 года) в одной из ролей. Павел Прилучный путешествует во времени в поисках родственников и оказывается в гуще событий Великой Отечественной войны. В режиссерском кресле — постановщик крепкой и правдивой «Жажды» Дмитрий Тюрин.
Очередной хоррор от режиссера «Пиковая дама: Черный обряд» и «Невесты» Святослава Подгаевского со звездой «Невесты» в главной роли. Героиня Виктории Агалаковой на этот раз не совсем жертва. Она узнает, что ее молодой человек повстречал на берегу лесного озера загадочную девушку, после чего на их пару как будто наложили проклятье. Выяснив, что чары исходят от утопленницы-русалки, девушка отправляется на схватку с потусторонней соперницей.
Новый фильм Григория Константинопольского, снявшего один из лучших сериалов последнего времени — «Пьяную фирму». История-перевертыш о молодом человеке, который пытается устроиться в Москве нулевых. Мрачная, едкая, смешная и, конечно, с россыпью лучших актеров — от Юлии Ауг и Ксении Раппопорт до Михаила Ефремова и Тимофея Трибунцева.
Константин Хабенский в экранизации романа Сергея Минаева об успешном писателе-телеведущем, у которого появляется двойник. Двойник забирает у главного героя работу, семью, славу, заставляя понять, что для него на самом деле имеет ценность.
История о ветеринаре от соавтора сценария «Аритмии» Натальи Мещаниновой. Главный герой — замкнутый молодой человек, которому проще общаться с животными, чем с людьми. Выросший в детском доме Егор больше всего мечтает обрести родителей и семью и даже во взрослом возрасте остается, по сути, обиженным ребенком. Он находит работу ветеринара в большой и дружной семье фермеров, живущей в глуши на краю леса.
Рустам Мосафир снял в 2014 году бодрый истерн «Беглецы», что дает надежду на то, что и «Скиф» будет нескучным зрелищем. По сюжету ратнику Лютобору предстоит тяжелый путь, а проводником ему служит пленный скиф Куница. У картины необычный для отечественного кино саундтрек — его написал художник и музыкант Андрей Назаров из группы Potir, а вокалистка из норвежской группы Wardruna записала вокальные партии.
2018 год — поистине год дебютов актеров в режиссерском кресле. Константин Хабенский тоже примерил на себя роль постановщика и снял картину о восстании в лагере смерти Собибор, сыграв главную роль — организатора мятежа Александра Печерского. В международном проекте о единственном успешном бунте в концлагере в истории Второй мировой приняли участие литовцы, поляки, голландцы и французская звезда Кристофер Ламберт.
Драма Александра Котта о Спитакском землетрясении (о нем же был снят фильм «Землетрясение» Сарика Андреасяна), выход которой совпадет с 30-й годовщиной трагедии. Главным героем картины стал армянин, который собирался уехать в Лос-Анджелес, как многие тогда, но в трагические дни вернулся к своему дому и, разбирая завалы, понял, что это его родина и от нее убежать невозможно. Жанр режиссер определил как фильм-реквием, а показанные на «Кинотавре» фрагменты позволяют верить, что «Спитак» именно таким и будет.
Психологическая драма от режиссера «Приключений Петрова и Васечкина» Владимира Аленикова с Константином Лавроненко в главной роли. Лавроненко играет фотографа, человека искусства, который готовит выставку для Венецианской биеннале, параллельно переживая творческий кризис. Встреча на выставке с девушкой, которую он приглашает к себе в студию позировать, меняет его жизнь.
Продолжение успешной комедии про неутомимых родственников с суперспособностями, которым предстоит обнаружить, что они неуникальны. Метеорит наделил необычными умениями не только Бобровых. Постановщика Дмитрия Дьяченко после успеха «Последнего богатыря» по праву можно называть самым кассовым режиссером России, и сиквелу «СуперБобровых» внимание обеспечено.
Знакомый по «Притяжению» дуэт Ирины Старшенбаум и Александра Петрова в боевике про многолетнее противостояние молодого советского танкиста Ивушкина и немецкого аса Ягера, начавшееся в боях под Москвой 1941-го и завершившееся в концлагере Ордурф в 1944-м. Едва ли не самый загадочный проект этого года. Удалось ли Алексею Сидорову снять танковые сражения так, чтобы зрителю было интересно? Опыт фильмов «Белый тигр» и «28 панфиловцев» доказывает, что это нетривиальная задача. Актерский состав вызывает не меньший интерес: здесь и Петр Скворцов, и Василий Буткевич, и Никита Кукушкин, и Семен Трескунов, и Артем Быстров.
Релиз продолжения «Вия» про путешественника Джонатана Грина, который отправляется в Китай, усилен Арнольдом Шварценеггером и Джеки Чаном, но столько раз переносился, что фильм фигурировал уже в нескольких списках ожидаемого кино. Продюсеры полируют визуальные эффекты (они действительно с каждым новым тизером выглядят все внушительнее), договариваются о прокате в Китае и наконец-то выпускают картину летом 2018-го.
Режиссерский дебют Данилы Козловского с ним же в главной роли — духоподъемная история бывшего бомбардира российской футбольной сборной, которого увольняют после неудачного пенальти. Шанс возродиться из пепла ему дает неожиданное приглашение стать тренером провинциального клуба «Метеор».
«У ангела ангина»
Режиссер добротной комедии взросления «Хороший мальчик» Оксана Карас снова работает с талантливым Семеном Трескуновым. Сценарий основан на повести советского писателя Вадима Шефнера «Сестра печали», а действие разворачивается в 40-е и 60-е годы XX века. Это история любви, рассказ о потерянном поколении мальчиков и девочек, ушедших на войну, о памяти, которая сильнее смерти. Режиссеру осталось доснять лишь зимние сцены, и, возможно, уже в этом году мы увидим картину на экранах.
Долгожданная экранизация одноименного романа фантаста Сергея Лукьяненко от режиссера «Битвы за Севастополь» Сергея Мокрицкого. В центре сюжета находится молодой москвич Кирилл, успешный дизайнер компьютерных игр. Однажды утром он обнаруживает, что его личность полностью стерта. Теперь Кирилл — таможенник между параллельными мирами, которые сосуществуют во Вселенной. В одном из них, например, русские мирно живут в одном городе с китайцами, в другом — Заповеднике — Кремль зарос густыми джунглями. Но есть и более суровые миры. Кириллу необходимо понять, в чем тайна загадочных миров и кто ими управляет.
Новый фильм одного из самых ярких дебютантов года — режиссера роуд-муви «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта и продюсеров «Хорошего мальчика». Картину начнут снимать в мае, а выпустить в прокат планируют ближе к концу года. Комедия расскажет о северном морском городе Энске, где местный журналист Щукин пишет статью о выдуманном Робинзоне, который якобы поселился на острове и научился разговаривать с медведями. В историю на полном серьезе верит французский документалист, который приезжает в городок, к неудовольствию местного мэра. Помощнику Щукина приходится самому стать Робинзоном, чтобы спасти ситуацию.
Писатель и сценарист, автор «Оптимистов» Михаил Идов тоже дебютирует в этом году в кино историей о вымышленном советском эстрадном юмористе Борисе Аркадьеве, переживающем творческий и личностный кризис во время турне в Латвии в 1984 году. В кадре — эстетика брежневского брутализма и доведенный до края комик, в голове которого зреют опасные планы.
Комедия о принятии себя и настоящей любви от интересного тандема — сценариста «Легенды № 17» Николая Куликова и режиссера сериала «Ольга» Алексея Нужного. В роли толстушки, которая мечтает похудеть, чтобы вернуть парня, — героически набравшая для роли 20 килограммов Александра Бортич, в роли ее подруги — Ирина Горбачева. Первый продюсерский проект Ильи Найшуллера, если не считать его собственного фильма «Хардкор».
Экранизация пьесы Анны Яблонской, получившая на фестивале дебютов «Движение» призы за сценарий и актерский ансамбль и ставшая самой яркой картиной фестиваля. Тема «Язычников» перекликается с мотивами «Ученика» Серебренникова: в жизнь обычной московской семьи вдруг врывается набожная бабушка, которая большую часть жизни провела в монастырях, отмаливая грехи.