«Храброе сердце», «Чапаев», «Гусарская баллада» и другие примеры военных картин, благодаря которым прижились исторические мифы и легенды.
«Александр Невский» (1938)
Фильм: «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна рассказывает о древнерусском князе, одержавшем победу в битве с рыцарями Тевтонского ордена на Чудском озере 5 апреля 1242 года, и считается одним из самых ярких отечественных исторических фильмов. Картина была выпущена в прокат в 1938 году большим количество копий, однако исчезла из кинотеатров на несколько лет после подписания договора о ненападении между Германией и Советским Союзом. Начало Великой Отечественной войны сделало фильм вновь актуальным и привело к триумфальному возвращению на экраны.
Миф: Фильм Эйзенштейна сформировал представление о Ледовом побоище как о главной битве своей эпохи, благодаря которой была отражена попытка агрессии крестоносцев на русские земли. Главные кадры: немцы, пойманные в капкан русскими войсками, бегут из окружения по замерзшему озеру, проламывая лед тяжелыми доспехами. Сила таланта создателя фильма была так велика, что заставляла зрителей воспринимать эту киноленту почти как документальную хронику. Нечто похожее произошло с другим фильмом Эйзенштейна — картиной «Октябрь» (1927), кадры из которой с вымышленным штурмом Зимнего дворца впоследствии использовали как хроникальные.
Мнение историков: Как утверждает историк Игорь Данилевский, Ледовое побоище было одним из многих сражений, которые происходили тогда, и приобрело свое нынешнее значение только в последние 60 лет. До этого о нем не упоминали в университетских лекционных курсах. По его словам, ни в одном историческом источнике не говорится, что кто-то из рыцарей утонул подо льдом Чудского озера. Это фантазия авторов фильма, заимствованная из рассказов о других битвах эпохи. Равно как не существует никаких аутентичных изображений Александра Невского. Орден, учрежденный в 1943 году, носил профиль актера Николая Черкасова в костюме князя — война закончилась, а миф, созданный фильмом, остался.
«Храброе сердце» (1995)
Фильм: «Храброе сердце» Мэла Гибсона рассказывает о борьбе Шотландии против английского господства в XIII веке под началом Уильяма Уолласа — национального героя, которым движет желание отомстить за убийство своей невесты. Кинолента вызвала огромный интерес к шотландской истории не только во всем мире, но и в самой стране, подстегнув рост туризма и национального самосознания. «Храброе сердце» сыграло не последнюю роль в успехе национального референдума 1997 года, результатом которого стало восстановление в 1999 году парламента Шотландии и перспектива независимости от Великобритании.
Миф: Благодаря популярности фильма многие зрители до сих пор верят в то, что все средневековые шотландцы носили килты, красили перед боем лица синей краской в цвет национального флага и были обязаны соблюдать право первой ночи, предоставляя английским феодалам возможность лишать девственности своих невест. Особенно не повезло Уолласу, который в памяти миллионов людей стал олицетворением шотландца в образе мстительного крестьянина с лицом Мела Гибсона.
Мнение историков: Историк моды Шарон Кросса, насчитав 18 ошибок только за первые 2,5 минуты фильма, саркастически заметила, что с тем же успехом можно было снять фильм о колониальной Америке, жители которой носят деловые костюмы XX века, надетые задом наперед. В действительности жители равнинной Шотландии, чья одежда не особо отличалась от средневековой английской, скептически относились к варварским, по их мнению, нарядам горцев. В то же время костюм последних, скорее всего, имел мало общего с теми юбками, что носят герои «Храброго сердца», и представлял собой большой теплый плед — прекрасную альтернативу брюкам в горной местности и дождливом климате. Он не сковывал движений и быстро высыхал.
Специалист по средневековой истории Эндрю Ларсен, объясняя в своем блоге «Историк идет в кино», почему невозможно создать исторически точный фильм, отдавал должное гримерам «Храброго сердца» и подчеркивал: боевая синяя раскраска — традиция племен пиктов, которые пугали таким образом еще римских солдат. Однако нет абсолютно никаких доказательств влияния традиций пиктов на шотландскую культуру XIII века. К тому времени они уже были полностью ассимилированы новыми жителями Шотландии. Ничуть не лучше обстоит дело и с правом первой ночи. Оно стало символом средневекового варварства еще в XIX веке и с тех пор вызывает споры историков. Авторы «Британской энциклопедии» утверждают, что все доказательства его существования являются косвенными.
Существование Уолласа под сомнение никто не ставит, однако фигура реального рыцаря под этим именем, который являлся одним из военачальников в борьбе за независимость от Англии, мало кого интересует. В большинстве компьютерных игр, например исторических стратегиях (от «Age of Empires II: The Age of Kings» до «Medieval 2: Total War Britanni»), его образ полностью списан с персонажа Мэла Гибсона.
«Гусарская баллада» (1962)
Фильм: В своем новогоднем водевиле, снятом специально к 150-й годовщине Бородинской битвы, Эльдар Рязанов создал, пожалуй, наиболее хрестоматийный образ генерал-фельдмаршала Михаила Кутузова на киноэкране. Однако именно актерская работа Игоря Ильинского, исполнителя этой роли, едва не сорвала премьеру фильма, намеченную на годовщину сражения, 7 сентября 1962 года. «Как вы смогли совершить такой просчет? — незадолго до нее отчитывала Рязанова министр культуры СССР Екатерина Фурцева за выбор комика на эту роль. — Вы же исказили, можно сказать, оклеветали великого русского полководца!» Если бы не вмешательство газеты «Известия», которую тогда возглавлял Алексей Аджубей, зять генсека Никиты Хрущева, законченную «Гусарскую балладу» могли отправить обратно на студию и переделать до неузнаваемости.
Миф: Водевильный одноглазый Кутузов в исполнении Ильинского обаятелен, хитер, мудр, добр, очень значителен и вызывает не только смех, но и любовь. «Мне хотелось показать Кутузова не монументальным старцем с историческими жестами, эдаким кинополководцем из фильмов конца 40-х годов, а живым, лукавым стариком, человеком добрым и усталым, — объяснял свой замысел Эльдар Рязанов. — Это мне казалось и драматургически более верным. Если такого хитреца, который обвел вокруг пальца французов, выгнал самого Наполеона, провела семнадцатилетняя девчонка, ситуация становилась действительно комедийной».
Мнение историков: «Кутузов не пират, ему повязка на глазу не нужна!» — настаивает специалист по истории войны 1812 года Александр Подмазо и приводит в пример целую галерею его портретов XIX века. Реальный Михаил Илларионович был дважды ранен в голову (во второй раз пуля прошла навылет из виска в висок позади обоих глаз), но не ослеп, а лишь окосел. Массовое тиражирование образа одноглазого фельдмаршала началось только во второй половине XX века именно благодаря кино. По словам историка, впервые одноглазый полководец появился в 1943 году в художественном фильме «Кутузов» в исполнении актера Алексея Дикого (примечательно, что незадолго до этого на экран проникли одноглазые пираты в первых популярных звуковых постановках «Острова сокровищ»). Потом этот образ закрепили «Гусарская баллада» (1962), одноименный спектакль (1964) и балет (1979).
«Лоуренс Аравийский» (1962)
Фильм: Эпическая кинолента Дэвида Лина, которая рассказывает о том, как западные ценности в лице молодого британского офицера помогли объединить Восток, была основана на автобиографическом бестселлере Томаса Эдварда Лоуренса «Семь столпов мудрости». Его автор, он же главный герой, в годы Первой мировой войны внедрился в ряды Арабской освободительной армии в Сирии, вошел в доверие к ее предводителю, принцу Фейсалу, и фактически помог арабам освободиться из-под власти Османской империи.
Миф: Миф о роли этой личности в истории проник в европейскую культуру задолго до появления фильма Лина. В романе «Золотой теленок», опубликованном в 1931 году, Остап Бендер в какой-то момент называет себя полковником Лоуренсом: «Если через два дня мы не получим приличной пищи, я взбунтую какие-либо племена. Честное слово! Назначу себя уполномоченным пророка и объявлю священную войну, джихад». Герою-одиночке, созданному на экране английскими кинематографистами, почти не повредили ни длительный марш-бросок через пустыню, ни изнурительные бои. Согласно фильму, едва ли не единственное, что с ним случилось, — это избиение палками в городе Даръа, где он отверг домогательства турецкого офицера. Остановить его может только разочарование политикой британцев и новых арабских властей (того самого принца Фейсала), которое гонит его в 1919 году обратно на родину, где он несколько лет спустя гибнет, разбиваясь на мотоцикле.
Мнение историков: Несмотря на портретное сходство актера Питера О’Тула и Томаса Лоуренса, вымышленный Лоуренс выше реального как минимум на 23 сантиметра. Последнего не взяли в строевые части из-за маленького роста в 165 сантиметров и хрупкого телосложения. В жизни он был куда более уязвим, чем на экране. За первый год сражений на стороне арабов офицер британской разведки получил 32 ранения. При этом он был далеко не единственным (как в фильме) европейцем в Арабской освободительной армии. Там уже было довольно много британских и французских офицеров, да и сама армия являлась не отрядом бедуинов, а состояла из регулярных подразделений, солдаты которых носили британскую военную форму. К тому же Лоуренс был больше ученым, чем военным. Он написал несколько книг, много и плодотворно занимался археологией.
Фильм не раз критиковали за то, что в нем слишком вольно перемешаны реальные события, а Лоуренс показан одиноким эгоцентриком-романтиком, который понятия не имеет о том, что его просто используют. На самом деле, как утверждает историк Дэвид Мерфи (сам бывший разведчик), уровень информированности Лоуренса был достаточно высоким, а его эгоцентризм опровергают очевидцы. Реальный Лоуренс предпочитал находиться в тени и после отъезда с арабских территорий несколько раз менял имена, чтобы действовать незамеченным. Есть свидетельства о том, что из инцидента с турецким офицером Лоуренс вышел не только избитым, но и изнасилованным. Вполне возможно, что он был не только гомосексуалистом, но и имел пристрастие к садомазохизму. Впрочем, о его сексуальной ориентации спорят до сих пор.
«Чапаев» (1934)
Фильм: Однофамильцы Георгий и Сергей Васильевы блестяще выполнили социальный заказ своей эпохи и создали фильм-легенду на основе короткой биографии командира 25-й дивизии Красной Армии Василия Чапаева. По сюжету тот готовился к решающему сражению с отборными частями белых войск, когда партия прислала ему на помощь Дмитрия Фурманова, молодого и образованного комиссара, чьи мемуары впоследствии легли в основу одноименных романа и фильма.
Миф: Братья Васильевы создали в своем фильме миф о непобедимом комдиве Чапаеве, который должен был стать идеальным примером для подражания: веселый, находчивый, простой, целомудренный; от вида Чапаева, мчащегося на коне с шашкой наголо прямо в полчища врагов, белые впадали в панику. Как и подобает истинному мифическому герою, Чапаев умер трагической и необычной смертью — утонул в Урале, пытаясь переплыть его раненым во время нападения белых частей.
Мнение историков: Экранный целибат Василия Ивановича оправдывается необходимостью вписать героя в пантеон советских святых. В реальности у легендарного комдива, которому на момент его гибели исполнилось всего 32 года, были довольно бурные отношения с женщинами, что, конечно, шло вразрез с образом героя революции. Соавтором сценария фильма была Анна Фурманова, вдова того самого комиссара Дмитрия Фурманова. Как утверждают исследователи и авторы документального фильма «Любовь Чапая», Анна Никитична умолчала, что находилась с легендарным комдивом Красной Армии в близких отношениях. Именно из-за этого Фурманов поссорился с Чапаевым и уехал из дивизии.
Знаменитые усы главного героя имели одну простую функцию — скрывать огромный шрам на верхней губе, след боевого ранения. Современные источники говорят, что Чапаев предпочитал верховой езде автомобиль или мотоцикл. Да и дивизия у него была пехотная, а не кавалерийская, причем имевшая на вооружении, согласно утверждениям советских историков, бронеавтомобили и аэропланы. Наконец, различные исследователи заявляют, что Чапаев не утонул, как это показано в фильме. Его перевезли через Урал на плоту, когда он был уже смертельно ранен. Он умер на другом берегу, а его могилу тщательно замаскировали, чтобы белые не могли ее осквернить. Таким же мифом является и знаменитая сцена психической атаки частей генерала Каппеля, которые стройными черными рядами наступают на силы Чапая под угнетающий барабанный бой. В действительности они никогда не встречались в бою.
Продолжение материала читайте на КиноПоиске через неделю.