Я знал многих актеров: Уиллема, Эдварда, встречал Тома Уилкинсона, был знаком с Джудом. Но все, похоже, считают, что я зашел в комнату, в которой стояли актеры из фильмов Уэса Андерсона, а они так оценивающе на меня посмотрели и всем своим видом стали показывать, что я не из их тусовки!
13 марта свои двери для российских зрителей открыл «Отель „Гранд Будапешт“» Уэса Андерсона. Если в предыдущих картинах изобретательного автора, собирающего звездные актерские ансамбли, можно было уловить лишь легкий налет ностальгии, то в «Отеле „Гранд Будапешт“» не обошлось без сладкой горечи воспоминаний и тоски по ушедшей эпохе красивых отелей и благородных людей.
Своих персонажей Уэс Андерсон поселил в вымышленную восточноевропейскую страну Зубровку, где в непонятное время — примерно в 30-х годах XX века — жил бурной жизнью роскошный гранд-отель «Будапешт». Историю отеля на пике расцвета рассказывает участник событий, а именно мальчик на побегушках Зеро (в юности Тони Револори, в зрелом возрасте — Ф. Мюррэй Абрахам), ставший впоследствии владельцем отеля. Жизнь гостиницы, вспоминает Зеро, крутилась вокруг месье Густава (Рэйф Файнс), гениального консьержа, знавшего все о нуждах постояльцев и питавшего особую слабость к богатым пожилым клиенткам. Одна из таких клиенток, мадам Д. (Тильда Суинтон), предчувствует скорую смерть и завещает любимому Густаву редкую картину. Семья мадам Д. (в том числе суровый Эдриан Броуди и молчаливый наемник Уиллем Дефо) начинает охоту за Густавом. Не без помощи Зеро, дочки кондитера (Сирша Ронан) и тайного братства консьержей (и Билла Мюррея) ему удается успешно скрываться от преследователей, но у судьбы на Густава свои планы.
Роль мсье Густава филигранно исполнил Рэйф Файнс, которого Уэс Андерсон имел в виду еще на этапе написания сценария. Во время Берлинского кинофестиваля, где состоялась мировая премьера «Отеля „Гранд Будапешт“», а Андерсон получил Гран-при жюри, КиноПоиск побывал на круглом столе с актером и с удивлением узнал, что у Густава есть реальный и ныне живущий прототип.
Каково было присоединиться к своеобразной семье Уэса Андерсона?
Было здорово. Это действительно как семья. Уэс любит, чтобы все жили вместе, в одном отеле, никаких отдельных трейлеров. Ко всем относятся одинаково. Очень способствует сплочению.
Не чувствовали себя чужаком поначалу, ведь другие актеры не раз работали друг с другом?
Забавно, что мне задают этот вопрос, как будто бы я действительно был чужаком среди остальных! (Смеется.) Но я им, конечно, не был. Я знал многих актеров: Уиллема, Эдварда, встречал Тома Уилкинсона, был знаком с Джудом. Думаю, что мир нашего маленького отеля, в котором мы все жили, был действительно слегка необычным для меня. Например, каждый день у нас был совместный ужин. Но все, похоже, считают, что я зашел в комнату, в которой стояли актеры из фильмов Уэса Андерсона, а они так оценивающе на меня посмотрели и всем своим видом стали показывать, что я не из их тусовки! Нет, смею вас заверить, такого не было.
С какого фильма началось ваше знакомство с его творчеством?
Думаю, это была «Семейка Тененбаум». Мне очень понравилось настроение, атмосфера этого фильма, такой комедийный подход с привкусом горечи, с чем-то очень болезненным. Боль членов этой дисфункциональной семьи, понимаете?
А Уэс рассказывал вам, что его подвигло написать ностальгическую историю об управляющем большого отеля?
Честно говоря, я его не спрашивал, и меня это не очень волновало. Меня зацепил финал истории, когда в поезд врываются фашисты, и в этот ключевой момент человек, который вел столь роскошный и будто бы легкомысленный образ жизни, встает на защиту друга, остается верным своему протеже Зеро. Мне кажется, фильмы Уэса про необходимый каждому из нас человеческий контакт, про то, что нужно его ценить и беречь. Думаю, так он чувствует. Но он никогда ничего подобного мне не говорил. Что он сказал, так это «Прочитай Стефана Цвейга». Уэс вообще старается не объяснять, не растолковывать значение своих картин, и я уважаю его решение. Мне это кажется правильным, ведь хороший фильм всегда касается множества вопросов, а не чего-то одного. Его нельзя объяснить в двух словах. Но мне лично больше всего нравится вот этот гуманистический посыл, рассказ о способности отстаивать что-то, следовать своим принципам, как Густав. Ведь он совершенно непонятный тип, амбивалентный во всех смыслах. (Смеется.) Сложно сказать даже, какой он сексуальной ориентации.
В отеле все течет по другим законам
Действие «Отеля „Гранд Будапешт“» разворачивается в вымышленной стране где-то в Восточной Европе. Сразу несколько ваших последних проектов так или иначе связаны с этой территорией. Чем она вас притягивает?
Не думаю, что в этом есть какой-то умысел. Скорее всего, чистое совпадение. Например, никогда не думал, что вернусь в Герлиц, когда мы там снимали «Чтеца». И вдруг я снова в Герлице! Не знаю, так просто получается. Но вы правы, есть что-то такое в этих землях. Я как-то снимался в совершенно другом по духу фильме. Это был «Вкус солнечного света» Иштвана Сабо. Речь там идет о трех поколениях семьи венгерских евреев. Первая часть касалась той самой ушедшей эпохи, времени правления Франца Иосифа, когда множество народов все еще мирно соседствовали в одной большой империи. У себя в голове я провел параллель между тем временем и отелем, который придумал Уэс, ведь в нем тоже уживаются совершенно разные персонажи.
К тому же Уэс синтезировал сразу две войны — Первую мировую и Вторую мировую. У Стефана Цвейга он взял ситуации начала века, когда приближение войны выражалось в остановках поездов, проверках в вагонах. Цвейга война застала в Западной Европе, во Франции или Бельгии, кажется, и он очень ярко описывал эти моменты. А потом Уэс примешивает туда фашистов, ведь ZZ, членами которой являются родственники мадам Д., — это такая стилизация под SS. Но мсье Густав является в данном случае нашим представлением о другой эпохе, когда жизнь, как нам кажется, была лучше. Возможно, она не была лучше, но Густав — это такой идеализированный образ, то, каким мы бы хотели видеть то прекрасное прошлое. Отель — это ведь тоже воплощение человеческих фантазий; он продает нам мечту. Уэсу это тоже очень импонирует. Он любит гостиницы за идею побега от реальности, за возможность скрыться. В отеле все течет по другим законам, и кажется, что никакие беды не страшны, пока ты в его стенах. Комната убрана, чистое белье постелено, все подчинено строгому распорядку. Думаю, это-то и нравится Уэсу.
А вы любитель отелей?
Время от времени, знаете. Иногда нейтральный гостиничный номер действительно спасает тебя от хаоса, царящего дома, помогает привести мысли в порядок.
Уэс сразу замечал, если я по ошибке чуть изменил реплику
У вас есть любимый отель? Вам больше нравятся большие отели, как «Гранд Будапешт», или маленькие и уютные?
Нет, любимого у меня точно нет. Мне каждый раз любопытно, каким будет отель, в котором меня селят. Думаю, мне больше по душе предельно консервативные и классические отели, как Regent. Или Claridge’s, который тоже в Лондоне. Кстати, существует документальный фильм ВВС об этом отеле, который я посмотрел в рамках своеобразной подготовки к «Отелю „Гранд Будапешт“». Отличный фильм, очень рекомендую. Менеджер этого отеля чем-то похож на Густава. Кажется, он тоже не англичанин, а немец или голландец, но не уверен. Он невероятно предан своему делу и заботится о том, чтобы все желания гостей были исполнены. Чувствуется, что у него прекрасные отношения с остальным персоналом. Там рассказываются удивительные истории, и даже страшно представить себе, как могут вести себя постояльцы, которым ничего не стоит потратить миллионы фунтов. Например, арабская семья, которая выкупает целый этаж в отеле. Номера делят на мужские и женские, переселяют туда персонал... И потом они отменяют свой заказ!
Уэс ведь написал роль, уже рассчитывая на вашу кандидатуру?
Он очень забавно мне ее предложил. Прислал сценарий и спросил о том, какую роль я бы хотел сыграть. «Вот эту, пожалуйста!» (Смеется.) Он не говорил мне, что пишет что-то для меня. Потом просто выяснилось, что у нас есть общий знакомый, англичанин, который стал своего рода прототипом мсье Густава. То, что я был знаком с этим человеком, очень мне помогло.
Кто же он?
К сожалению, не могу этого раскрыть. Но ему очень нравится идея нашего фильма, и он рад, что стал вдохновением для него.
Легче или сложнее играть, когда роль написана с прицелом на вас?
Не могу сказать, что есть большая разница. Наверное, она бы ощущалась, если бы сценарист и режиссер были разными людьми. Режиссер иногда по-другому интерпретирует сценарий или хочет уйти от него. А так как Уэс и написал сценарий, и был режиссером, то это просто наше с ним сотрудничество по созданию образа. Я уже работал со сценаристами-режиссерами. Например, с Мартином МакДоной. Такие авторы обычно ревностно относятся к своему тексту, контролируют каждую фразу. Это нужно просто принять. Уэс тоже такой, и он сразу замечал, если я вдруг по ошибке чуть изменю свою реплику. Но, несмотря на всю их строгость по отношению к своему сценарию, они все равно хотят, чтобы актер вдохнул жизнь в написанного ими персонажа.
У Уэса отличное чутье, слух на фальшь. Он чувствует ритм, знает, какой темп нужно задать, чтобы это было смешно. И для «Отеля „Гранд Будапешт“» он подобрал особый ритм, очень быстрый. Я все время говорил Уэсу: «Нет, это слишком быстро». А он говорил, что именно так и должно быть. Конечно, он оказался прав.
Как вы выбираете проекты для себя?
Мне много раз задавали этот вопрос. Никакого плана нет. Я доверяю своим инстинктам, чутью. Если мне нравится сценарий, режиссер, я просто соглашаюсь. Почти каждый раз, когда я строил какие-то ожидания, говорил себе, что этот фильм будет новой ступенью в моей карьере, эти надежды не оправдывались. Нужно слушать свое сердце, внутренний голос. Хотя всегда найдутся те, кто будет говорить: да ты повторяешься, ты уже это делал и так далее.
Фильмы Уэса про необходимый каждому из нас человеческий контакт
Ваши наиболее известные роли — это серьезные драматические образы. Сложнее или легче играть комедию?
Уэс не хотел, чтобы я действительно играл комедию, следовал какому-то определенному комическому стилю. Мне кажется, я просто играл живого человека, которого я знал. Иногда Уэс просто говорил мне: «Вот здесь пауза чуть подольше. Вот здесь чуть быстрее». В любой комедии самое главное — это режиссер. Я играл в постановке «Бог резни» в Лондоне, и у нас был замечательный режиссер Мэттью Уорчес. Перед тем как мы приступили к репетициям, он сказал, что играть мы будем абсолютно естественное человеческое поведение. Мы не играем это как комедию. Зритель просто наблюдает за реальной ситуацией с реальными людьми. Когда начались первые спектакли для зрителей, мы обнаружили, что им действительно смешно. Пока шли предварительные показы, Мэттью умело шлифовал, подтачивал наше исполнение, зная, что лучше сработает для аудитории. Но он никогда не говорил, мол, будет смешнее, если ты сделаешь вот так. Уэс похож на него чем-то. Он просто снимает то, что ему самому кажется забавным.
Недавно в кинотеатрах Британии стартовал ваш новый фильм «Невидимая женщина». Вас волнуют отзывы, рецензии? Или вы стараетесь их не читать?
Я люблю знать, какова в целом реакция на фильм, позитивная она или не очень. Но читать сами тексты я не люблю. Я радуюсь, если мне говорят, что отзывы хорошие, и расстраиваюсь, если говорят, что они плохие. Уэсу сегодня, знаете, пытались дать прочитать очень хорошую рецензию на «Отель „Гранд Будапешт“», но он отмахнулся, мол, не хочу читать. Но я уверен, что ему приятна высокая оценка.