В то время как вторая часть эпопеи «Голодные игры» продолжает свое триумфальное шествие по мировым экранам, КиноПоиск вспоминает еще дюжину сиквелов, которые сумели превзойти оригинальные фильмы — от «Терминатора 2» до «Превосходства Борна».
В мировом прокате продолжает лидировать картина «Голодные игры: И вспыхнет пламя» — вторая часть приключений воинственной Китнисс Эвердин в исполнении Дженнифер Лоуренс, которая на этот раз примет участие в самом жестоком турнире, где сразятся триумфаторы прошлых лет. Лента Френсиса Лоуренса поставила рекорд ноябрьских кассовых сборов в США и получила крайне теплый прием у кинокритиков, которые сходятся во мнении, что второй фильм франшизы получился удачнее первого.
Нет ничего удивительного в том, что на волне успеха того или иного проекта студии принимают решение выпустить его продолжение. Однако зачастую сиквелы не могут удержать поднятую оригиналом планку качества и оказываются лишь бледной копией, а некоторые из них, такие как «Сын маски», и вовсе становятся объектом насмешек. Но бывают и исключения, когда у режиссера получается нащупать нужную нить и в продолжении развить все сильные стороны первой ленты.
Вдохновившись успехами новых «Голодных игр», КиноПоиск вспоминает еще дюжину сиквелов, которым удалось превзойти оригинальные фильмы.
12. «Супермен 2»
Режиссеры Ричард Лестер и Ричард Доннер, 1980
Рейтинг на КиноПоиске: 6.518
На экранизацию комикса о Человеке из стали с Кристофером Ривом, Джином Хэкменом и Марлоном Брандо Warner Bros. возлагала столь большие надежды, что режиссер Ричард Доннер начал снимать сиквел параллельно с оригинальным фильмом. Надежды оправдались: «Супермен» собрал в прокате крайне внушительные 300 млн долларов и получил премию «Оскар» за визуальные эффекты. Но после конфликта со студией Доннер, успевший завершить вторую часть на 75 %, был отстранен от производства. Его место занял Ричард Лестер, который вынужден был переработать материал своего тезки и закончить ленту. «Супермен 2» значительно уступил по сборам первой части, однако, несмотря на все сложности, оказался даже увлекательнее своего предшественника, что произошло во многом благодаря генералу Зоду в исполнении Теренса Стэмпа, который стал визитной карточкой фильма и до сих пор остается одним из наиболее ярких суперзлодеев на большом экране. Версия Ричарда Доннера в итоге также увидела свет, и многие поклонники франшизы отдают предпочтение именно ей.
Режиссер Гильермо дель Торо, 2008
Рейтинг на КиноПоиске: 7.207
Комикс Марка Миньолы об экстравагантном супергерое с отрубленными рогами, гигантской каменной рукой и сигарой в зубах настолько заинтересовал мексиканского режиссера-визионера Гильермо дель Торо, что ради его экранизации тот решил отказаться от постановки третьей части «Гарри Поттера». «Хеллбой: Герой из пекла» — картина из разряда тех, в которой художник и материал находят друг друга. И хотя фильм не стал крупным коммерческим хитом, собрав в мировом прокате чуть менее 100 млн, он получил теплый прием у кинокритиков и тут же создал вокруг себя огромное сообщество поклонников. К работе над сиквелом дель Торо подходил, уже имея в копилке немало международных наград за «Лабиринт Фавна». Скроенная по лекалам первой части «Золотая армия» начинена еще большим количеством экшна, юмора, драматизма и, конечно же, удивительных существ, созданных безграничным воображением режиссера. Гильермо дель Торо любит свое кино и любит своих зрителей, а они отвечают ему тем же: сборы сиквела выросли на 60 млн по сравнению с оригиналом, притом что бюджет был увеличен лишь на 20 млн.
10. «Зловещие мертвецы 2»
Режиссер Сэм Рэйми, 1987
Рейтинг на КиноПоиске: 7.458
Когда Сэм Рэйми, Брюс Кэмпбелл и продюсер Роберт Тейперт занимали у своих друзей и близких деньги на завершение производства «Зловещих мертвецов», те даже не представляли, насколько оправданными окажутся их инвестиции. Хоррор с ходу окупил свой смехотворный бюджет почти в семь раз и мгновенно обрел культовый статус среди любителей жанра. Тем не менее Рэйми потребовалось целых шесть лет, ознаменовавшихся поисками финансирования и нереализованными планами, перед тем как он снова отправил бравого героя Эша Уильямса в дьявольскую лесную хижину. Получив более крупный бюджет и проведя работу над ошибками, Сэм Рэйми создал вольный пересказ первой части на стероидах с доведенным до предела градусом сюрреализма, иронии и, разумеется, насилия. Спустя 15 лет Рэйми попробует себя в новом качестве и возьмется уже за высокобюджетную франшизу, и стоит отметить, что сиквел «Человека-паука» также во многом превзойдет оригинал.
9. «Бэтмен возвращается»
Режиссер Тим Бёртон, 1992
Рейтинг на КиноПоиске: 7.473
Собрав с первой частью саги о страже Готэма внушительные по тем временам 411 миллионов долларов и окупив бюджет фильма более чем в 10 раз, мрачный сказочник Тим Бёртон и студия Warner Bros. не могли упустить возможность попытаться развить успех. Попутно сняв готическую драму «Эдвард Руки-ножницы», Бёртон подходил к сиквелу «Бэтмена» уже в ранге признанного мастера, а не многообещающего новичка. «Бэтмен возвращается» вышел более масштабным и визуально обогащенным, а также обзавелся сразу тремя харизматичными злодеями в исполнении Денни ДеВито, Мишель Пфайффер и Кристофера Уокена. В то же время картина получилась сложнее. Во многом именно это не позволило ей повторить успех предшественника, и лента собрала в прокате немногим больше 160 млн, что на 90 уступает показателю оригинала. Впоследствии боссы Warner Bros. решили, что подход к серии нужен попроще, и предложили режиссерское кресло Джоэлу Шумахеру. То, что происходило с франшизой в последующие годы, поклонники предпочитают не вспоминать. В 2005 году Бэтмена реанимировал Кристофер Нолан, и его «Темный рыцарь» также превзошел первую картину, заработав в прокате более 1 млрд и завоевав две статуэтки «Оскар».
Режиссер Николас Мейер, 1982
Рейтинг на КиноПоиске: 7.551
После того как первый полнометражный фильм «Звездный путь», призванный продолжить культовый сериал, был по большей части негативно принят критиками и не оправдал кассовых ожиданий, студия Paramount выделила на производство сиквела лишь 11 млн — сумму, которая в три раза уступает бюджету оригинала. Продюсер Харви Беннетт предложил режиссерское кресло Николасу Мейеру — человеку, который ни разу не смотрел «Звездный путь». Казалось бы, ничего хорошего фанатам серии ждать не стоило, однако Мейеру, в одиночку переписавшему сценарий фильма за 12 дней, удалось вернуть франшизу на прежний уровень, добавив в нее изрядную долю экшна и юмора, которых так не хватало оригиналу, одного из наиболее харизматичных злодеев в серии (притом что вернувшемуся к роли Хана Рикардо Монтальбану было уже за 60) и, пожалуй, самую шокирующую для поклонников сцену смерти. «Гнев Хана» вернул интерес аудитории к «Звездному пути» и по сей день считается многими лучшей частью. С ними солидарен и постановщик нового «Стартрека» Джей Джей Абрамс, который также сумел выпустить как минимум ни в чем не уступающий первой части сиквел «Стартрек: Возмездие».
Режиссер Джордж Миллер, 1981
Рейтинг на КиноПоиске: 7.658
Снятый за копейки австралийским дебютантом Джорджем Миллером с тогда еще никому не известными актерами (именно с этого фильма началась большая карьера Мэла Гибсона), антиутопический боевик «Безумный Макс» стал не просто настоящим международным хитом, но и самым прибыльным на тот момент фильмом в истории, собрав в прокате 100 млн долларов при бюджете в 350 тысяч. Во второй части Миллер заручился куда более крупным бюджетом и вывел «Безумного Макса» на новый уровень, начинив еще большим количеством адреналиновых трюков и агрессивных погонь — таких, которые мало кому удается превзойти и по сей день, и уж точно их не удалось превзойти в третьей части, в которой львиную долю сумасшествия первых двух лент вытеснили философские размышления. Более двух десятилетий Джордж Миллер не оставлял надежд снять и четвертого «Макса», и вот наконец его мечта сбылась: «Безумный Макс: Дорога ярости» должен выйти на экраны в 2015 году.
6. «Превосходство Борна»
Режиссер Пол Гринграсс, 2004
Рейтинг на КиноПоиске: 7.854
Когда постановщик «Идентификации Борна» и большой поклонник шпионских романов Роберта Ладлэма Даг Лайман решил ограничиться в сиквеле ролью продюсера, студия Universal предложила режиссерское кресло Полу Гринграссу, известному своим документальным стилем съемки. Гринграсс, в характерной для себя манере обильно использующий ручную камеру, привнес в серию больше динамики, а сценарист Тони Гилрой, в свою очередь, переосмыслил книгу в более мрачных тонах, и вместе они в очередной раз доказали, что у Джейсона Борна есть чему поучиться и агенту 007. Для Голливуда большая редкость, чтобы от одной части к другой франшиза не только не сбавляла ход, но и набирала обороты. Однако Полу Гринграссу удается этого добиться, и завершающий трилогию «Ультиматум Борна» выйдет у режиссера, как это принято считать, и вовсе лучшим.
Режиссер Ирвин Кершнер, 1980
Рейтинг на КиноПоиске: 8.122
После ошеломительного успеха «Новой надежды» Джордж Лукас, предварительно закрепивший за собой права на франшизу, получил возможность финансировать продолжение самостоятельно. Он решил сконцентрироваться на продюсерской работе и отдал режиссерский пост Ирвину Кершнеру, впечатлившись его триллером «Глаза Лоры Марс». «Эпизод 5» прибавил в динамичности и зрелищности, представил персонажа, которого поклонники позже признают самым любимым героем серии, глубже раскрыл характеры героев, стал более взрослым и в финале выдал сбивающую с ног своей неожиданностью и драматизмом развязку с одной из самых известных цитат в истории кино, вокруг которой, по сути, и строится вся космическая сага. «Не пробуй. Делай. Или не делай», — учит магистр Йода молодого Люка Скайуокера. Джордж Лукас сделал. Вложенные в производство фильма средства он окупил уже в течение трех месяцев, и впоследствии «Империя наносит ответный удар» собрала в мировом прокате 538 млн.
Режиссер Серджио Леоне, 1965
Рейтинг на КиноПоиске: 8.270
После успеха картины «За пригоршню долларов», которая стала первым представителем жанра, вышедшим в международный прокат, крестный отец спагетти-вестерна Серджио Леоне решил незамедлительно взяться за продолжение, хотя сиквелом «На несколько долларов больше» можно назвать лишь условно. С оригиналом фильм в сюжетном плане объединяет лишь образ главного героя — молчаливого Человека без имени. Леоне вновь удалось заполучить на главную роль Клинта Иствуда, а написанием саундтрека опять занялся хороший друг и бывший одноклассник итальянского режиссера Эннио Морриконе. Вся эта троица сделала шаг вперед, и получился фильм с более цельной и увлекательной историей, качественной постановкой и детальной проработкой персонажей. Лента оказалась еще успешнее в коммерческом плане и подготовила Леоне к постановке заключительной и, пожалуй, лучшей части «долларовой трилогии» — картины «Хороший, плохой, злой».
Режиссер Джеймс Кэмерон, 1991
Рейтинг на КиноПоиске: 8.384
Произнеся в 1984 году свою коронную фразу «I’ll be back», Арнольд Шварценеггер не обманул, но вряд ли тогда, снимая фантастический боевик, изначально проходящий по разряду фильмов категории Б, Джеймс Кэмерон мог представить, что возвращение получится настолько триумфальным. Производственный бюджет сиквела вырос в 16 раз по сравнению с оригиналом, и «Терминатор 2» стал первым фильмом, чья стоимость перевалила за отметку в 100 млн. Это позволило Кэмерону вывести на новый уровень все то, за что зрители полюбили оригинал. Картина стала еще более масштабной, зрелищной и захватывающей, Сара Коннор обзавелась мускулатурой и стала настоящей боевой единицей, а Т-800 был неожиданно наделен отцовскими качествами, что прибавило финалу драматизма. Спустя 12 лет многие из поклонников франшизы приняли в штыки продолжение серии и с опаской смотрят на готовящийся перезапуск.
2. «Крестный отец 2»
Режиссер Френсис Форд Коппола, 1974
Рейтинг на КиноПоиске: 8.475
Несмотря на оглушительный успех (три статуэтки «Оскар» и 243 млн в мировом прокате) первой части гангстерской саги «Крестный отец», Френсис Форд Коппола испортил отношения со студией Paramount и не хотел сам заниматься постановкой второй главы, предложив на свое место кандидатуру Мартина Скорсезе. Боссы Paramount, тем не менее, настояли на том, чтобы режиссерское кресло занял сам Коппола и согласились предоставить ему куда большую свободу в работе над фильмом. Режиссер сумел развить заложенные в первой части принципы и воплотить в жизнь свою давнюю задумку, показав как прошлое, так и будущее семьи, положив в основу картины сразу две сюжетные линии — Майкла Корлеоне и юного Вито Корлеоне, которого сыграл Роберт Де Ниро. Обладая более сложной структурой и увеличенным хронометражем, «Крестный отец 2» не смог повторить кассового успеха оригинала, однако сумел превзойти его по количеству «Оскаров» и стал первым в истории кинематографа сиквелом, который получил главный приз Американской киноакадемии.
Режиссер Питер Джексон, 2002
Рейтинг на КиноПоиске: 8.521
Питер Джексон прекрасно понимал, что экранизация второй части эпической трилогии Дж. Р. Р. Толкина станет ключевой. Постановщику необходимо было дать развитие действию и характерам героев, при этом еще выше поднять планку, установленную «Братством кольца». Джексон не допустил осечки, и «Две крепости» получились еще более захватывающими, мрачными, жестокими и, конечно же, эпическими. Битва за Хельмову Падь впоследствии была признана рядом изданий одной из лучших батальных сцен в кино. Толкинисты, рядовые зрители и кинокритики радушно приняли сиквел. Он собрал в прокате более 900 млн и получил шесть номинаций на «Оскар», в том числе за лучший фильм, что ранее удавалось лишь «Колоколам святой Марии» и второму «Крестному отцу», если, конечно, не считать сиквелом «Молчание ягнят». «Возвращение короля» годом позже сумеет добиться еще больших успехов, получив 11 номинаций на премию Американской киноакадемии и выиграв в каждой из них. До «Властелина колец» лишь одна голливудская трилогия могла похвастаться тем, что каждая ее часть была выдвинута на «Оскар» — это «Крестный отец».