15 ноября французскому режиссеру Франсуа Озону исполнилось 45 лет. КиноПоиск решил вспомнить совершенно непохожие друг на друга работы режиссера.
Большинство картин Франсуа Озона написаны яркими густыми красками. Их отличает гротеск, доходящий до абсурда, черный юмор и, конечно же, откровенные сексуальные сцены. Фирменный стиль Франсуа Озона говорит о режиссере больше, чем скупые биографические данные. Ясно, что по ту сторону камеры стоит настоящий эстет, обладающий спорным, но очень тонким взглядом на жизнь.
За почти 20-летнюю творческую карьеру Озон добился того, что его имя обросло эпитетами, которым позавидует любой: он был и многообещающим, и модным, и культовым, наконец, стал практически классиком. Он снимает в своих картинах больших звезд: Катрин Денев, Жерара Депардье, Шарлотту Рэмплинг, Майкла Фассбендера, Фанни Ардан. Он не слишком вежлив с журналистами, он открытый гомосексуалист, он совершенно непредсказуем. Но он может себе все это позволить. Ведь он — Франсуа Озон.
Мало кто умеет так остро и в то же время горько смеяться над человеческой сущностью. Изысканная сатира Озона обличает пороки людей, с любопытством изучая наши главные грехи. Тут есть и чревоугодие («Пальцы в животе»), и печаль («Под песком»), и тщеславие («Ангел»). И, разумеется, любимый из грехов Франсуа Озона — блуд, который встречается почти во всех его фильмах. Однако не стоит торопиться и обобщать.
Так, в одной из своих последних картин — «Рикки» — Озон неожиданно оправдывает половую связь двух людей: от их союза рождается не обычный младенец, а самый настоящий ангел. После подобных выкрутасов даже дотошный киноман, знающий наизусть все работы Озона, теряет дар речи. Совершенно неясно, что выкинет эксцентричный режиссер в следующий раз. Ведь еще одна черта, характеризующая витиеватый почерк этого француза, — потрясающая разноплановость. Сегодня он снимает драму, а уже завтра начинает корпеть над комедией, которую легко может сменить костюмированная биографическая лента или жутковатый триллер. В этом весь Озон.
По случаю 45-летия режиссера КиноПоиск вспоминает совершенно непохожие друг на друга работы Франсуа Озона.
«Крысятник», 1998
Жила-была самая обыкновенная французская семья. Жили они спокойно и даже весьма благополучно, пока отец семейства не принес домой лабораторную крысу. И началось… Сын объявил, что он гей. Дочь попыталась покончить с собой, но стала инвалидом и принялась практиковать BDSM. Мать открыла в себе комплекс Электры. Внутрисемейные оргии, извращенные фантазии, странные поступки героев — виной всему, казалось бы, стала крыса, открывшая в этих людях самые темные стороны. Или, может быть, просто их истинное «я»?
«Крысятник» — это история о людях, ставших самими собой. Первый полнометражный фильм Озона, облаченный в форму сюрреалистического трагифарса, изменил жизнь и самого режиссера: о нем заговорили как о подающем большие надежды молодом таланте.
«Капли дождя на раскаленных скалах», 1999
Эту эпатажную картину, снятую по пьесе культового немецкого кинематографиста Райнера Вернера Фассбиндера, Франсуа Озон экранизировал со свойственной ему беспощадностью. Пятидесятилетний ловелас совращает наивного девятнадцатилетнего юношу, и ничего хорошего из этого не выходит. Не из-за того, что они не сошлись характерами, а потому, что соблазнитель — самовлюбленный эгоист, для которого люди, даже искренне преданные ему — это всего лишь игрушки. Не любовь, а скорее ее отсутствие является двигателем сюжета.
Подчеркнуто театральная структура фильма, разбитого на несколько актов, очень точно иллюстрирует драму молодого героя. Трагический финал неизбежен, и он проясняет главную мысль режиссера: равнодушие убивает.
«Под песком», 2000
Когда на экраны вышел этот фильм, поклонники Озона пришли в недоумение. Вместо привычной провокации, откровенных сцен и веселой чернухи режиссер снял очень грустную и глубокую картину о любви, одиночестве, смерти и безумии.
Главная героиня этой ленты — стареющая учительница, которую блестяще сыграла Шарлотта Рэмплинг. Она никак не может справиться с потерей мужа, продолжает думать о нем как о живом, ведет с ним разговоры, готовит еду, целует на ночь. Перед подобной любовью даже смерть — это не вечность, а нечто зыбкое, непостоянное, как песок. Но одновременно это чувство опасно, разрушительно, очень болезненно. Быть мертвой, при этом оставаясь живой — такое испытание уготовил Озон своей героине.
«8 женщин», 2001
Этот фильм стал пропуском Озона в мир кино, понятного всем. Не последнюю роль в успехе этой ленты сыграли восемь знаменитых актрис, которых режиссеру удалось собрать под крышей уютного провинциального особняка. Даниель Дарьё, Катрин Денёв, Фанни Ардан, Изабель Юппер, Эмманюэль Беар — уже один этот актерский ансамбль, принесший Озону «Серебряного медведя», стоил того, чтобы посмотреть его новую работу.
Детективный ретромюзикл с очень стильным визуальным рядом — это ироничная, легкая, но в чем-то и грустная лента. Восемь женщин — абсолютно разных, у каждой своя история — оказались отрезанными от всего мира в доме, занесенном снегами. Хозяин убит, и героиням, которые вынуждены терпеть общество друг друга, предстоит найти ответ на вопрос: кто же из них преступница? Однако по ходу сюжета раскрываются совсем другие тайны, и в этом главная прелесть «8 женщин».
«Ангел», 2007
Самый дорогой фильм Франсуа Озона, обошедшийся ему в 15 млн долларов, и экранизация книги некой Элизабет Тейлор (не путать с актрисой), повествующая о судьбе популярной романистки начала XX века. Существует мнение, что прототипом главной героини послужила писательница Мария Корелли, буквально штамповавшая один за другим примитивные любовные романы.
«Ангел» — это гротескная стилизация под старые мелодрамы, изобилующая цитатами из киноклассики. Здесь есть что-то и от «Унесенных ветром», и от «Опасных связей», и даже от эротического хита Тинто Брасса «Все леди делают это». История жизни писательницы по имени Энжел, разворачивающаяся в столь эклектичных декорациях, кажется какой-то надуманной, ненастоящей. Впрочем, разве не в том была идея режиссера, чтобы красиво посмеяться над графоманами, считающими себя настоящими художниками, над пошлостью дамских романов и дешевых мелодрам?
«В доме», 2012
Новый фильм Озона, вышедший на экраны в 2012 году, — это утонченный триллер, где он пытается осмыслить суть творческого процесса. И, разумеется, посмотреть на него острым взглядом сатирика. Картина, в центре которой отношения учителя и ученика-вуайериста, обладающего литературным талантом (пока робким, но многообещающим), рассказывает вообще-то совсем о другом. Связь этих двух людей — прототип любого творческого тандема, будь то редактора и писателя, продюсера и режиссера или художника и импресарио. Это смелая попытка Франсуа Озона рассказать о себе в той форме, в какой невозможно дать ни одно интервью и написать в официальной биографии. Показать, возможно, самую интимную часть своего мира — ту, где рождаются идеи и куда приходят образы и сюжеты. Еще ни один из фильмов Озона не давал нам шанса так хорошо узнать режиссера именно с этой стороны.