Я встречался с огромным количеством очевидцев, военных и местных жителей, и получил такое количество материала, что, боюсь, мне его не разгрести еще несколько лет. Мне хватит еще на парочку фильмов…
Меньше месяца осталось до выхода на экраны фильма «Август. Восьмого». Пока кинозрители гадают, зачем там робот, и строят предположения, каким окажется фильм, режиссер Джаник Файзиев ходит по студии Main Road|Post и вглядывается в каждый из больших мониторов, на которых специалисты по визуальным эффектам доводят до совершенства кадры из «Августа». Мы встречаемся с ним на кухне студии. Гостеприимный Джаник готовит чай и рассказывает, что на Востоке его наливают небольшими порциями, чтобы не остыл, а обязанность хозяина — вовремя доливать гостю еще горячего напитка.
Джаник Файзиев родился в Узбекистане, учился во ВГИКе — на актера, потом на режиссера. Начинал работать на советском телевидении, продолжил на российском — именно он был режиссером проектов «Намедни 1961—2003: Наша эра» и «Старые песни о главном». В кино его имя связано с самыми масштабными проектами нулевых — «Турецким гамбитом» и «Адмиралом». «Гамбит», снятый по мотивам романа Бориса Акунина, (не первый полнометражный) режиссера Файзиева собрал кассу, в 4,5 раза превысившую бюджет фильма.
Последние два года Файзиев посвятил истории о девушке, которая неожиданно оказывается в самом пекле событий августа 2008 года в Южной Осетии. Она должна выжить, чтобы найти своего сына. Кино с самого начала задумывалось как масштабное, с крутыми спецэффектами и даже фантастическими
КиноПоиск побеседовал с Джаником и узнал о том, как экономят время приглашенные специалисты из Голливуда, гибридом каких роботов является изображенный на постере персонаж, а также какие киношные ошибки смогут разглядеть в фильме профессиональные военные.
Мы вот вчера были на «Мосфильме», где идет перезапись звука для «Август. Восьмого», и встретили Боба Биммера, которого вы пригласили из Голливуда. У вас ведь еще и сценарист, и монтажер
Специалистов пригласили по простой причине. Мы ведь все равно еще учимся делать правильное кино. Иногда у нас получается хорошо, потому что мы очень стараемся, а иногда нам тупо не хватает опыта. Методом проб и ошибок мы бы дотянули, наверное, до нужного качества, но на это потребовалось бы гораздо больше времени. На несколько ключевых позиций я изначально решил пригласить иностранцев, чтобы,
Вы их
Система американская работает очень просто: существует база IMDB Pro, подписаться на которую может любой человек, и там есть адреса всех агентств; мы тупо звонили в эти агентства, рассказывали, какое кино мы хотим снять, посылали сценарий, и несколько человек откликнулось на наше предложение. Это были разные люди, я с удовольствием с каждым из них поговорил, и Дэннис, монтажер, оказался человеком, который очень подробно проанализировал сценарий по телефону, так, как это делают у нас далеко не все сценаристы. Я сразу сказал, что готов с ним сотрудничать, и только когда стали оформлять с ним договор, увидел, что ему за шестьдесят, а по голосу он звучал как совсем молодой человек. Я удивился и, не скрою, даже слегка испугался, подумал: как же так, мы же хотим сделать такое молодое кино. Мы поговорили с ним, после чего я подумал, что шестьдесят и шестьдесят, что поделаешь. А когда он приехал и начал работать, он очень проникся и к нам, и к фильму, с большим уважением ко всему отнесся.
Обычно написание сценария в России занимает от года до... кто сколько выдержит
И уже после окончания монтажа «Август. Восьмого» я спросил, может ли он посоветовать
Да, подтверждаю, он очень прост в общении. А как нашли сценариста Майкла Лернера?
Сценарист — это другая история. Обычно написание сценария в России занимает от года до... кто сколько выдержит. Я понимал, что у нас нет этого года. История уже была у меня написана, и мне нужен был человек, который как хороший ремесленник, как профессионал поможет мне эту историю собрать в полноценный сценарий. И я начал искать. Спрашивал товарищей, спрашивал людей в других агентствах. Фоторобот я составил следующий: это должен быть человек с европейским мышлением, с европейским образованием, с опытом работы в Голливуде, и — это обязательное условие — у него должны быть сценарии о войне, или он должен сам иметь опыт участия в боевых действиях. И ровно по этому описанию один мой близкий знакомый нашел мне сценариста, которого описал так: талантливый парень, родился во Франции, работает в Голливуде, написал сценарий о Второй мировой войне, о Сопротивлении во Франции, 20 лет проработал военным корреспондентом журнала Newsweek. Фантастически все совпало. Мы с ним оказались очень близки по темпераменту, схожи по мышлению. И по моему синопсису в итоге написали сценарий меньше чем за два месяца. Это небывалый срок, для меня это чудо.
Идея фильма у вас появилась на основе реальных событий, правильно?
Да, один мой знакомый рассказал мне историю о том, как он встречался с девушкой, которая была младше его. У них был серьезный роман. Перед ее выпускными экзаменами они сильно поссорились, а училась она в медицинском. Они не виделись несколько месяцев, и вот в августе он встретил ее знакомую, спросил, как у девушки дела, и узнал, что ее распределили в Южную Осетию. А он, человек политически грамотный, сразу подумал, что она, скорее всего, как любая молодая девушка, да еще и после экзаменов, за политической ситуацией вряд ли следит и наверняка поехала туда. Звонить, навязываться он не хотел и решил поехать к ней совершенно без всяких мотивов. И в день, когда он прилетел, началась война. И дальше он рассказывал, как пытался ее вытащить, звонил, объяснял ей, как лучше себя вести, потому что у него есть боевой опыт, он служил офицером в Афганистане. Он прорывался к ней на
Известно, что «Август. Восьмого» Фонд кино профинансировал полностью как социально значимый фильм. Для вас эта «социальная значимость» в чем заключается?
Я могу только как человек искусства говорить. Для меня социально значимо любое произведение, которое вызывает адекватную реакцию у широких слоев населения. В этом смысле я смотрю шире. Журналисты привыкли называть социально значимыми вещи, в которых есть острая политическая направленность. Мне кажется, что это неверно. В наш век для острой политической направленности есть журналы, интернет, телевидение. Совсем глупо и неправильно превращать кино в средство политического манипулирования. Хороших примеров этому мы не знаем ни одного. Есть американцы, которые на чувстве патриотизма выезжают, но они делают это так, что вы гордитесь героем.
Вы не американка, я не американец, но когда мы смотрим хорошее кино, и в конце офицеру, сделавшему
Все до одного военные, с которыми я общался, произвели на меня сильнейшее впечатление
А в прессе уже появились опасения, что «Август» — пропагандистское кино.
Мне придется разочаровать людей, которые пытаются искать в нас
Вы ведь общались с непосредственными участниками событий?
Да, и все до одного военные, с которыми я общался, произвели на меня сильнейшее впечатление. Оказалось, что они очень умные, преданные, сосредоточенные люди, которые живут в XXI веке и регулярно сталкиваются со сложной электронной техникой. Несмотря на все трудности, на маленькие зарплаты, на тяжелую жизнь, военные лишения, они честно выполняют свое дело. Это не может не вызывать уважение, восхищение. А главное, что образ туполобого Скалозуба, со времен Грибоедова ставший синонимом нашего отношения к военным, уже давно изжил себя и не соответствует сегодняшней действительности. Для меня это стало открытием, которым очень захотелось поделиться со зрителями.
Например, во время написания сценария и подготовки к съемкам мы общались с несколькими Героями России (в нашей истории образы военных были списаны именно с них, и почти у каждого военного персонажа «Августа» есть свой реальный прототип). На одну из этих встреч я привел и специалистов по спецэффектам, чтобы они лучше понимали реалии, в которых будут существовать герои фильма «Август. Восьмого». В итоге они просидели восемь часов, открыв рот. Когда разведчик ушел, они сказали, что у них было полное ощущение погружения в компьютерную игру. С одной только разницей: в этой игре нет сейвера. Если тебя убили, то жизнь действительно закончилась. И вот это ощущение реалистичности того, о чем они слышали, в чем они вроде как сильны и разбираются, сразило их.
Но с грузинской стороной вы не общались?
Мне это не нужно было по истории: я не пересекал границу. Мне не нужно было знать, что в этот момент делает противоположная сторона. Мы же не делали политического кино, а поэтому мне не нужно противопоставлять действиям наших героев действия противоположной стороны! Я читал очень много в интернете воспоминаний грузинских ребят об этой войне, и я понял, что там было гигантское количество резервистов. Я тоже служил в армии и помню это ощущение, что тебя в любой момент могут поднять. Ты принял присягу, тебя подняли по приказу, дали в руки автомат, посадили в машину и сказали «действуй!». И самое ужасное, что ты обязан это сделать. Это основа государственности, ты должен выполнить приказ и только потом жаловаться, что он был отдан неправильно. Иначе в стране ничего не будет работать. Так что у нас в фильме нет персонифицированного врага, нет нужды его показывать и артикулировать. С той стороны были тоже люди, которые просто выполняли приказ.
Вы в одном интервью сказали, что как раз необходимость придерживаться исторической правды не дала вам развернуться во всю Ивановскую. Это в чем же вы себя ограничивали?
Есть же такое выражение: «Не приврешь — не расскажешь». Или у нас дома бытует такое выражение: «Ты какую историю хочешь послушать, правдивую или красивую?» Правда — это вещь
Мы выложили трехминутный кусочек фильма в интернете, и тут же посыпались комментарии от «специалистов»: так нельзя, так не бегают, так не стреляют, так не носят. И в конце концов
Правда — вещь не всегда красивая и интересная, а кино требует выразительности
Что мне еще очень понравилось, когда я консультировался с военными: я спрашивал, может вот так быть, а они ни разу не сказали «нет». На войне может быть все. Людей много, ситуация стрессовая, люди порой ведут себя так, что придумать это невозможно.
Главной героиней вы сделали хрупкую девушку, и она умудряется пройти через все трудности и выжить. Это такая ролевая модель для нашей рафинированной молодежи?
История хороша тогда, когда вы невольно ставите себя на место главного героя. Это значит, что вы сопереживаете ему, примеряете его шкуру, а дальше зависит от вашей фантазии, от вашего гуманитарного развития, насколько вы можете на себя это спроецировать. Если вы в
Жизнь так устроена, что ты понимаешь в
В фильме «Август. Восьмого» есть еще и шестилетний мальчик. А детям будет интересно смотреть это кино?
Мальчик не является героем в полном смысле этого слова. На нем завязан сюжет, и все, что происходит в фильме, связано непосредственно с ним, но помните «Снежную королеву»? Кай, он герой очень важный, но вы не скажете, какой он, когда появился. Это просто сила, которую мы пытаемся сберечь. А кино мы пытались сделать для семейного просмотра, сделать
Очень много таких фильмов снималось в советское время. И это были блестящие картины. «Война и мир» — такая же точно картина, сам роман ведь тоже про патриотизм. «Чапаев», «Они сражались за Родину», даже «Поднятая целина»... Мне трудно сказать, на что мы похожи. Мне кажется, мы пытаемся сделать шаг вперед, осмысляя прожитый опыт. Осмысляя все лучшее из нашего наследия советского, мы все равно пытаемся ориентироваться на американцев — на «Падение „Черного ястреба“», на «Спасти рядового Райана», на «Трансформеров»
К теме «Трансформеров». В качестве одного из средств выразительности вы как раз использовали фантастических существ и роботов. Их создание было сложной задачей?
Донести задачу, которую мы пытаемся этими героями выполнить, до художников, до моделлеров — это всегда сложно. Одно дело, когда говоришь: «Пусть он будет
Мы пытались сделать кино-развлечение, кино-приключение
Пытаясь нас поругать, некоторые пишут, что наш робот — это сын C3PO и Серебряного Сёрфера. Они пытались нас этим подколоть, а мне кажется, это, наоборот, очень здорово. Это говорит о том, что эта комбинация правильная, что и не Серебряный Сёрфер, и не «Звездные войны», и в то же время мы
Это «Арена», ваш будущий проект про столкновение землян с инопланетной цивилизацией?
Нет, «Арена», к сожалению, не про другие вселенные, но этот проект у нас находится в разработке, мы сейчас пишем сценарий. «Арена» — это фантастический фильм, эпическая космическая сага. С ней вообще произошел забавный случай. Мы пока ее готовили, я написал три странички, по которым было трудно сообразить, что нам нужно. Мы договорились с художниками, что я очень подробно им расскажу, как это должно выглядеть, а они подготовят для меня картинки. Получилось в итоге 12 или 15 минут видео. Ребята рисовали, присылали мне это видео, я комментировал, посылал им обратно. В общем, оно ходило
И вы же займете режиссерское кресло?
Я пока не знаю. Это обычно решается в последний момент. Мне нравится быть в одном лице и режиссером, и продюсером, так мне сподручнее пока. Я не понимаю разделения между этими функциями в своем случае. Я понимаю, чаще всего бывает, ты собираешь проект, делаешь его, придумываешь, находишь деньги, режиссера, склеиваешь и запускаешь его. В такой ситуации можно делать еще один или два проекта параллельно. Потому что ты приглядываешь в целом за тем, чтобы все развивалось правильно. Когда ты режиссер, сложно делать параллельно два проекта. Их можно делать с