Новейшая история преподносит кинематографистам в качестве источника вдохновения на редкость драматические события, однако украинская тема в российских фильмах практически не затрагивается. Ведь непременно найдутся люди, готовые обвинять в пропагандистских замыслах. Фильм 2017 года «Крым» нарушил негласное табу, и заслуживает внимания даже за одну только смелость коснуться неудобной, провокационной проблемы.
О создателях:
Инициативу по созданию кино о событиях «крымской весны» проявил Сергей Шойгу, министр обороны России. Режиссёром и продюсером киноленты выступил Алексей Пиманов. Сценарий кинофильма известный телеведущий написал в соавторстве с Владимиром Брагиным.
Нет повести печальнее на свете, чем та, в которой ссорятся соседи...
Для миллионов простых жителей когда-то единой страны события в Украине стали и общей болью, и причиной ссор.
Журналистка из Киева Алёна (Евгения Лапова) и бывший морпех Саня (Роман Курцын) из Севастополя познакомились на живописных развалинах древнего города, но счастье продлилось недолго. Влюблённых героев разделяет не кровная вражда семей, а несовпадение политических взглядов.
Девушка, по её же словам, «майданутая», считает «бандеровцев» героями, и не собирается отказываться от своих идеалов. Саня с горечью понимает, что почти потерял любимую.
Алёну опекает единомышленник, сотник с Майдана Микола, но отказаться от чувств невозможно. Любовь проходит несколько проверок на прочность, а открытый финал — гораздо более удачный выбор, чем стандартный хэппи-энд.
Актёры, визуальное и музыкальное оформление
Примечательно, что тема противоестественной вражды, разделяющей близких соседей, а зачастую даже родственников, невзначай подчёркнута кастингом актёров. Основные антагонисты кино, Саня и Микола, вместе снимались в фэнтези-сериале «Пока цветёт папоротник» и его сиквеле «Беловодье. Тайна затерянной страны». Их героями были братья Денис (Дыня) и Макс Стрельцовы. Вряд ли это простое совпадение!
Органично выглядит Павел Трубинер в роли «вежливого человека», подполковника спецназа ГРУ. Как всегда, выразительна игра Народного артиста РФ Бориса Щербакова. В образе украинского полковника Петра Васильевича ему удалось показать настоящего человека, готового пожертвовать карьерой ради того, чтобы страшное слово «война» не стало реальностью.
Оператор Владимир Климов сумел «стать глазами» зрителей и не просто показать просторы Крыма и поразить пещерным городом Мангуп-Кале, а перенести на Майдан и улицы Севастополя.
Он выстраивает кадры так, что сцена близости Сани и Алёны полностью лишена пошлости. Невозможно не отметить потрясающий ход в финале. Гору, где произошло знакомство героев, освещает широкая солнечная дорожка, и без того живописный пейзаж превращается в совершенно фантастическое место.
Музыка композитора Олега Воляндо филигранно подчёркивает настроение эпизодов, а песня Максима Фадеева «Ты — моя нежность» в исполнении Наргиз как нельзя лучше соответствует непростым взаимоотношениям героев.
«Одни идут убивать, другие — защищать»
Фильм «Крым» - художественное произведение. В рамках этого жанра вполне допустимо концентрироваться на взаимоотношениях героев, а не пошаговой реконструкции событий.
Необъяснённая предыстория полуострова, отсутствие исторических персонажей и некоторых фактов, а также не полностью раскрытые второстепенные сюжетные линии легко оправдываются скромным хронометражем (около 100 минут).
К тому же, если угодить в водоворот предгрозовой политической ситуации, вряд ли получится моментально осознать весь масштаб происходящих изменений.
Создатели ничуть не согрешили против истины, а показали события так, как их могли изнутри увидеть обыватели. Простые мужчины шли защищать свой город от поезда, который предположительно вёз «бандеровцев». Обычные женщины не в силах были усидеть дома, и собрались у часовни, чтобы в страшные моменты вместе просить благополучного исхода. Незамысловатые диалоги и шутки (ладно — фигадно) лишь подчёркивают, что кино — о простых людях, а не о большой политике, которая сделала их заложниками происходящего.
«С любимыми не расставайтесь»
Кинолента «наделала много шума» ещё до выхода на экраны фактами о взломе аккаунтов и некорректными завышением рейтингов, а также вполне предсказуемым запретом на прокат в Украине.
Затем последовали обвинения в принудительном заполнении кинотеатров и разгромные отзывы, в том числе и от тех, кто фильм даже не смотрел. Только ленивые критики не потрудились сравнить затраты на производство и кассовые сборы, и указать на провал.
Впрочем, это кино — для тех, кому нравится не только наблюдать за отлично поставленными драками и развитием романтических взаимоотношений на фоне непростой обстановки, но и размышлять о посыле, который несёт в себе сюжет. Посвящается «Крым» российским и украинским офицерам, «кто не стал стрелять друг в друга в марте 2014 года». Тот факт, что тогда военные смогли договориться или принять нелёгкий выбор, спас нас всех от глобального конфликта. Воспроизведён реальный эпизод с пилотом украинского истребителя, который отказался и уничтожить российский самолёт. Хотя за невыполнение приказа извинениями вряд ли можно отделаться!
Если и называть «Крым» агитацией, то это не пропаганда страны или определённого политического строя. Фильм вновь напоминает о том, что война — страшнейшее испытание, которое сопровождается невинными жертвами. Неслучайно финальные титры проходят под аккомпанемент телефонных звонков родственников и друзей, не по своей воле лишившихся возможности встречаться и жить в мире.
Завершает киноленту «Баллада о прокуренном вагоне» в исполнении Наргиз и Максима Фадеева:
«С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них.
И каждый раз навек прощайтесь,
когда уходите на миг»!
Фильм «Крым» был снят спустя несколько лет после исторических событий 2014 года. За это время картина набрала миллионы кардинально противоположных отзывов – от восторженных опусов до уничижительных комментариев. Кто-то видит в фильме исключительно политическую пропаганду, кто-то – намеренное искажение фактов. Одно можно сказать с уверенностью: каждый зритель пропустил историю через себя, а это уже многое говорит о работе режиссера и сценаристов.
Сюжетная линия
История начинается со встречи киевской журналистки Алены и бывшего морпеха Александра. Отношения развиваются стремительно, но переломной точкой становятся события Майдана. Влюбленные оказываются по разные стороны баррикад, поскольку Алена сражается за свободу Украины, а Саша против незаконного государственного переворота, который грозит обернуться гражданской войной.
В фильме соблюдена хронология событий, выделены важные моменты противостояния – и все это на фоне романтических отношений Алены и Саши. Взаимные претензии, обиды и размолвки как нельзя лучше демонстрируют раскол народа внутри страны. Политические взгляды стали причиной ссор между давними друзьями, родственниками и даже супругами. Страшное время, когда вчерашний приятель оказывается врагом, а дети отворачиваются от родителей. И каждый считает свою позицию единственно правильной.
Картина о переломном историческом моменте получилась правдивой, душевной и патриотической. Ведь героями были не только «вежливые люди», но и обычные крымчане, готовые встать стеной на защиту своей родной земли. Образ Саши получился собирательным: мужественный, отважный, честный и справедливый парень. Именно за такими патриотами, как Александр, будущее и безопасность страны. Персонаж Алены может показаться слабо прописанным, но он отлично характеризует нежелание смотреть правде в глаза. Как можно попасть в эпицентр событий, увидеть оборотную сторону медали под названием «революция достоинства» и не изменить после этого своего мнения о происходящем?
Среди признанных плюсов картины – живописные виды Крыма, где разворачиваются основные действия. С высоты птичьего полета совершенно иначе выглядит и Ласточкино гнездо, и пещерный город Мангуп-Кале, и Ай-Петри, и извилистый горный серпантин.
Режиссер не стал прятаться за компьютерной графикой, в картине нет голливудских спецэффектов и героев с суперспособностями. В фильме максимально точно переданы чувства и эмоции простых людей, которые создают и пишут историю.
Предпосылки к созданию картины
Над фильмом работал Алексей Пиманов, которого сложно упрекнуть в некомпетентности. За плечами журналиста и режиссера более ста картин: документальные хроники, исторические сериалы и ленты, основанные на реальных событиях. Среди самых известных работ – «Охота на Берию» и Александровский сад». Алексей Пиманов изучает историю и политологию, поэтому не является дилетантом в этих сферах.
Сам режиссер не считает свою работу заказным политическим опусом. «Крым» - это фильм о конкретном событии, которое уже вошло в историю. «Одни пришли убивать, а другие – спасать» - эти слова Саши идеально характеризуют переломный период.
Красноречивей самого сюжета оказались титры с огромным списком благодарностей, где первой стоит основополагающая фраза: «Офицерам России и Украины, тем, кто не стал стрелять друг в друга в марте 2014 года, посвящается». В любой ситуации важно оставаться не пешками в хитрой и запутанной политической игре, а честными и достойными людьми.
Кинолента 'Крым' вызвала среди зрительской аудитории достаточно неоднозначные реакции, но в целом - положительные отклики и впечатления.
Сюжет фильма начинает разворачиваться в мирное время, вблизи одного из пещерных древних городов. Завязка романтической истории Александра и Алены происходит именно на фоне живописной природы Крыма, а продолжается стремительным развитием Майдановских событий и Крымской весной. Режиссер решил представить широкой аудитории историю не с позиции 'супергероев', повелителей судеб миллионов, но с точки зрения обычных парня и девушки, молодого поколения, от выбора которых - их самих и таких же, как они - зависит будущее двух стран.
Все же основная мысль фильма укладывается в утверждение, что любовь должна быть сильнее войны, и никакие политические амбиции не стоят человеческой жизни. Правда, автор представил свой взгляд на события больше в нейтральном русле, чем в симпатиях к конкретной из стороне конфликта.
Картина, посвященная не столь давним событиям в Украине и Крыму - работа Алексея Пиманова 'Крым' вышла на экраны кинотеатров в сентябре 2017 года.
Основной вопрос, на который пытался ответить режиссер - что же тогда, в 2013-2014 произошло на самом деле, почему близкие люди оказались по разные стороны ими же созданной баррикады. История знакома миллионам, но редко кто до конца понимает, что же произошло на самом деле, и насколько это масштабное событие - возвращение Крыма к России.
Главные роли были отданы молодым актерам Роману Курцыну и Евгении Лаповой, которые сыграли Александра и Алену, киевлянку и севастопольца. Со стороны режиссера сделать первыми лицами картины малоизвестных артистов было очень удачным решением, поскольку так они больше воспринимаются зрителям, именно как обычные парень и девушка, волей случая попавшие в гущу событий.
События фильма развиваются динамично и стремительно. На смену живописным Крымским пейзажам приходят события на Майдане, а им, в свою очередь - начало новой жизни на полуострове. В плюсы создателям можно записать именно такой вариант подачи - масштабные политические события на примере жизни обычных людей, образы которых близки и понятны обычному зрителю.
«Крым» мало похож на стандартные боевики, где на главных позициях стоят супер-герои, олицетворяющие собой целую армию «спасателей». Это вполне жизненная история, драма двух молодых людей, развивающаяся на фоне масштабных геополитических событий.
Алена и Саша, роли которых сыграли подающие надежды актеры Курцын Роман и Лапова Евгения, очень близки обычному зрителю. Для одних они — однолетки, для других — дети или внуки. Их стремление жить хорошо и спокойно вполне естественно, а момент, когда влюбленные расходятся по разные стороны конфликта, знаком по собственному опыту многим.
Нельзя не упомянуть и о второстепенных персонажах — военных и нацгвардейцах, которых автор попытался изобразить без прикрас. Естественно, больше симпатий было на стороне крымских военных, не поддающихся на провокации, но вот картин «Антимайдана», которые нельзя вычеркивать, не хватило.
Алексею Пиманову, вместе с другими создателями все же удалось создать реалистичную историю тех дней, не забывая о драматических моментах, которые разбавляют картину и дают право позиционировать фильм и как драму, и как боевик одновременно.
На сегодня «Крым» можно считать наиболее полной художественной картиной событий Майдана и «Крымской весны».
Кинолента 'Крым' вызвала достаточно неоднозначную реакцию среди зрителей, что впол естественно для фильма, показывающего реальные события сквозь призму личной истории конкретных людей.
Алена и Александр - молодые парень и девушка. Она - с Киева, он - с Севастополя. Такая расстановка ролей по географии уже наталкивает зрителя на то, что впереди молодых ждет непростое испытание.
Очень удачно подобрана динамика картины - Крымская природа, на фоне которой завязываются романтические отношения, затем - печально известные события, которые разводят молодых - как и сотни тысяч других, родных по крови и ранее по духу обычных людей.
Согласно анонсам, режиссер ставил перед собой цель раскрыть ранее неизвестные факты, показать их со стороны, так сказать, обычного человека, изначально далекого от политики. Насколько успешно это удалось? Больше да, чем нет, но все же есть некоторые претензии к ясности главной мысли. Кто же все-ки прав? Фильм более интересен и понятен тем, кто 'в теме' и следит до сих пор за ситуацией. Для всех же остальных это - хорошо снятая драма с оттенками боевика.
Живописный крымский полуостров неоднократно становился причиной крупных международных споров. Завораживающая своими красотами земля испокон веков манит к себе путешественников и не собирается так просто кориться строптивой судьбе. За последние полторы сотни лет Крым неоднократно менял свою картографическую принадлежность, и наконец в 2014 году он окончательно определился со своим местом в истории, тем самым совершив громкий прецедент, заставивший простых людей и политиков без устали говорить о произошедшем.
Честно скажу, раньше меня особо не интересовали причины, побудившие местных жителей определиться со своим будущим, но пройти мимо столь громкого события было сложно. И когда на экранах появился художественный фильм «Крым», освещающий недавние события с разных эмоциональных сторон, мне конечно же захотелось посмотреть на это зрелище и понять позицию уважаемого Алексея Пиманова касательно столь сложной темы.
Эта история повествует о молодых влюбленных, повстречавшихся в спокойное мирное время, а затем очутившихся по разные стороны баррикад. Киевская журналистка Алена и бывший крымский военный Саша повстречались совершенно случайно, полюбили друг друга, и хотя им было необходимо расстаться, они верили в то, что их ожидает счастливое совместное будущее. И даже тогда, когда случился гигантский общественный разлом, разделивший людей непреодолимой стеной из убеждений, Алена и Саша все равно верили в лучшее, хоть и не могли найти общий язык по многим вопросам, терзающим их души.
Пример этих героев показывает нам, как много боли порой накапливается в человеческом сердце и что ее далеко не всегда удается согнать. Саша и Алена стоят на своем до конца. Они уверены в праведности своего дела, но никто из них не в состоянии предать свои идеалы даже под натиском чистой любви.
Для меня фильм Пиманова стал громкой жизненной драмой, которая не имеет ничего общего с бесконечными политическими дебатами. Все-таки главная ценность любой земли, любого государства, это люди. И когда они имеют четкое представление о сложившейся вокруг ситуации и не боятся говорить то, о чем думают, значит они достойны наивысшего уважения и сами вправе определяться, куда им идти далее. Да, без горечи в отношениях с близкими порой обойтись не получится, но иначе действовать просто нельзя.
Советую рассматривать «Крым» с выбранной мною позиции. Отбросьте предубеждения и посмотрите за тем, как обыкновенные люди меняют историю. Без сомнений, фильм оставит след в вашей памяти, и я очень надеюсь, что вы не примите его в штыки, а постараетесь вынести из него самое главное – любовь, страсть и веру в правое дело.
Когда режиссер Алексей Пиманов объявил о создании своего нового фильма, рассказывающего о событиях, произошедших с Крымом всего лишь пару лет назад, многие люди оказались в серьезном недоумении. Поднятая тема была еще слишком свежа, вокруг неё не стихали споры политиков, да и простые люди встали по разные стороны баррикад громко высказывая свое личное мнение по поводу произошедшего в 2014 году.
Вполне понятно, то Пиманов понимал все художественные и личностные риски, но отказываться от них не собирался. Я же считаю, что он поступил правильно. В наше время необходимо иметь смелость, чтобы в открытую высказывать свое мнение. Особенно когда оно укреплено рассказами настоящих участников крымских событий, которые видели историю своими глазами.
Во многом фильм Пиманова старается обходить щекотливые моменты, касающиеся власти, военных генералов и прочих руководителей, напрямую причастных к самоопределению Крыма, и это очень дальновидный поступок. Режиссер специально закрутил сюжет вокруг обыкновенных парня и девушки, чтобы избежать разного рода спекуляций и очередной волны недовольств. Прямо перед нами в кадре находятся Саша и Алена, их глазами мы видим ситуацию и это самое главное. Алена поддерживает одну сторону конфликта, Саша другую. Да, они никогда не сойдутся во взглядах на некоторые вопросы, но несмотря на споры они сохранили чувства друг к другу. Как по мне, именно об этом в первую очередь рассказывает «Крым».
Отдельно хочу сказать про работу оператора Владимира Климова. Он постарался создать для режиссера уверенную, насыщенную красками картинку, которая подчеркивает даже самые мелкие детали. В фильме очень много различных нюансов, присутствует точная реконструкция киевских событий и было очень важно, чтобы ничто не скользнуло от объектива камеры Климова. Ну и он конечно же не подвел, сняв романтику, противостояние и надежды так, что глаз просто радуется от увиденного.
«Крым» по естественным причинам не прошел мимо внимания наших граждан. Плюс его посмотрели зрители из других стран несмотря на все ограничения. Это доказывает, что поднятая Алексеем Пимановым тема до сих пор актуальна и способна удивлять своими чувственными переживаниями.
О том, что на экраны выйдет фильм Алексея Пиманова «Крым» стало известно еще несколько лет назад, когда полуостров определился со своим административным положением. Историческое событие подобного масштаба было описано в СМИ по всему миру, и конечно же наши ребята решили снять по мотивам всего произошедшего полнометражный художественный фильм, чтобы донести до зрителей правду такой, какой она есть.
Безусловно всегда найдутся люди, скептически относящиеся к сюжету того или иного фильма, и «Крым» вполне обоснованно вызвал громкие обсуждения вокруг своих выводов, но я честно говорю – это история, которая случилась. Алексей Пиманов постарался никого не обидеть и назвал вещи своими именами. И его главными героями стали простые парень и девушка, которым пришлось пережить, пожалуй, самый непростой инцидент в жизни.
Алена в исполнении Евгении Лаповой приезжает в Крым по редакционному заданию. Она мила и весела, мечтает о съемках и не думает ни о чем тревожном, ведь вокруг нее раскинута великолепная крымская природа, аналогов которой нет. Настроившись на сплошной позитив, девушка планировала завести интересные знакомства, но никак не ожидала, что встретит того, кто навсегда западет ей в душу…
Саша совершенно случайно оказался там, где гуляла приезжая красотка. Заинтересовавшись ее работой, парень сам не понял, как влюбился и совсем не хотел отпускать Алену домой. Но работу и обязанности еще никто не отменял и молодым людям все-таки приходится расстаться, но только для того, чтобы снова встретиться. Только причиной этого, к сожалению, станут политические потрясения, избежать которых не получилось.
Алексею Пиманову было непросто. Может быть даже сложнее, чем его героям. На него ополчились сразу со всех сторон, выискивали в его работы логические изъяны и перевирание истории. Но будем честны. В основном нападки случались со стороны тех, кто кино не смотрел и оценивал сюжет по обзорам и выдержкам с критических сайтов. Если посмотреть «Крым» без лишней мишуры и сосредоточиться на происходящем без лишних раздражающих факторов, то понимаешь всю мотивацию персонажей, чувствуешь общественное волнение и переживания, гордишься выбором тех, кто не побоялся что-то изменить и надеешься, что дальше все будет только хорошо.
Итог: «Крым» порадовал и вопреки критике его нужно смотреть. Мои выводы однозначно положительные, потому что сюжет рассказан посредством настоящих героев, которых мы каждый день встречаем на улице. Может быть в фильме и есть вымысел, который отличает его от документального, но иногда необходимо с романтической стороны посмотреть на ситуацию и оценить ее с гордостью.
Историческая драма. Честно вам скажу, что я ждал хорошей картины о событиях 2014 года в Крыму - и, наконец, дождался. Опишу все минусы и плюсы данной картины.
Плюсы:
1. Качественная картинка - меня очень радует, что наши режиссеры умеют пользоваться современным, качественным оборудованием, и не стесняются это показывать. Картина радует качественной графикой и общими планами, особенно природы Крымского полуострова. Я и до этого знал, что Крым - это просто жемчужина Черного Моря, но после просмотра данной картины я просто загорелся желанием там побывать.
2. Музыка - она на удивление не раздражает. Причем музыка, идущая в напряженные моменты особенно удалась. И песни, специально написанные для романтической линии так же мне понравились. Особенно понравилась перепевка одной старой песни из одной замечательной отечественной картины.
3. Патриотический посыл - да, это кино, созданное с целью правильного воспитания подрастающего поколения. Да, и мне это понравилось. Давно такого не снимали! Я хочу больше видеть на экране качественного патриотического кино. Я по нему соскучился. Я понимаю, что за эти слова я буду 'заминусован', но я стою на своем!
4. Финал - он не совсем обычный. Не буду его рассказывать, но то, как он сделан, и то, какие элементы в него входят заставляют меня просто пожать руку Алексею Пиманову за это. Если вы вдруг это прочитаете - СПАСИБО ВАМ ЗА ЭТОТ ФИЛЬМ!
5. Эмоции - в определенный момент я как будто перенесся к главным героям, я буквально был счастлив! Это потрясающе!
Теперь минусы:
1. Слабоватая любовная линия - вся картина сосредоточена на событии, а не вокруг героев. Это не такой большой минус, но, все же, можно бы было больше рассказать о них. Их романтическая история рассказана очень кратко. Да и диалоги так же очень просты.
2. Плакат данной картины - а точнее лица главных героев - это очевидный промах, Именно этот коллаж не раскрывает героев, даже отталкивает. Можно бы было сделать лучше, намного лучше.
Немного о главных героях:
1. Саша в исполнении Романа Курицина - местный парень, влюбившийся в столичную девушку. Добрый, при этом доблестный и храбрый человек, ставший таким благодаря отличному воспитанию. Парню пришлось пройти через многое, но он выстоял. Слава Богу, что такие люди существуют, и благодаря им мы сейчас живем в мире. Рома молодец!
2. Алена в исполнении Евгении Лаповой - отдыхающая, влюбившаяся в местного парня. Человек крайне, так сказать (ну вы поняли каких именно она взглядов). Ее героиню не прописали как следует, поскольку все внимание было сосредоточено на Романе. Не смотря на это видно, что и ее душа разрывается на куски от всего происходящего, хотя она это и не показывает. Женя также постаралась. Было видно, что между актерами действительно была так называемая 'химия'.
Вот и все, что я хотел сказать. Мне картина очень понравилась. Но, и за того, что оценки незаслуженно низкие, то я поставлю максимальный балл. В ином бы случае поставил немного ниже.