Просто средний фильм - это самая подходящая к Астралу 4 характеристика. Тут нет кучи набивших оскомину клише из ужасов и нет вызывающего лишь смех антагониста, что делало 1 часть откровенно плохим кино. Но в то же время, тут нет и многих плюсов 2 и 3 частей, которые объективно являются лучшими во франшизе. Да, за развитием сюжета наблюдать относительно интересно, еще порадовали флешбэки про Элис. Ещё актерский состав очень хорошо подобран, а в остальном хвалить особо не за что.
Серьезная проблема фильма в том, что в нем хоть и есть несколько напряженных моментов, но атмосферы действительно чего-то гнетущего и местами даже мерзко-крипового, которая была в предыдущих двух фильмах, тут вы не увидите.
Вообще, если бы Астрал 4 был сделан более серьезным, то он бы уже смотрелся иначе. Но относительно легкий настрой и иногда неуместный юмор подпортили картину, из-за этого за персонажей даже особо не переживаешь. Радует, что хоть в детский сад всё не скатилось, как это было в 1 части.
По итогу, никаких новых решений этот фильм ни во франшизу, ни в жанр не привнес. Смотреть можно, но пересматривать вряд ли захочется.
'Астрал' не просто так стал считаться культовым фильмом в жанре ужасов. Режиссер Джеймс Ван и сценарист Ли Уоннелл проделали очень серьезную работу и показали, что кошмары могут проникать к нам не только ночью, но и днем. если что-то потустороннее обратило на вас внимание, то от него так просто не избавиться и ваша жизнь постепенно превращается в настоящий ужас. Так что первый 'Астрал' стал не только большим хитом в прокате, но и стал заметной жанровой величиной, которая граничит со статусом классики на все времена.
Продолжение 'Астрала' было неминуемым и оно также хорошо проявило себя как в кинотеатрах, так и на стриминге. Может быть фильм оказался чуть менее страшным, но все равно он вызывал интерес. Третья часть уже была снята не Ваном, а в центре внимания были совсем другие герои. История вышла несколько менее интригующей, чем ранее, но все равно она вызывала интерес. А вслед за ней вышел и четвертый фильм, который несмотря на хорошую кассу в художественном плане оказался откровенно посредственным.
Режиссер Адам Робител с подачи неизменного сценариста Ли Уоннела поведал нам историю, которая полностью зациклена на Элис, которую мы помним по всем прошлым частям. На этот раз Элис вовсе не персонаж второго-третьего плана, а полноценная главная героиня. Но это не особо меня радует, потому что очень часто авторы пишут того или иного персонажа с прицелом на конкретное место в сюжете, которое ему отведено. Вот и Элис всегда была на вторых ролях и тем самым вызывала к себе интерес им при этом не мешала развитию действительно важных для основной истории героев. Теперь же она во главе всего и это несколько утомляет.
Нам показывают прошлое Элис, а именно ее детство и жизнь в доме деспота-отца. Как по мне, то это самая интересная часть фильма. Мы в кратком прологе узнали все самое важное об Элис, после чего она могла бы передать эстафету кому-то еще, но создатели фильма решили и дальше вести историю Элис вперед, но Лин Шей очень неловко чувствует себя на острие сюжета и это видно. Кроме того, в самой истории полно логических ляпов и незавершенных сюжетных линий, которые вызывали интерес и интригу, но в финале так ни к чему и не свелись. Это же касается и того сам ого последнего ключа, который вынесен в название фильма.
Вот последний ключ, которому уделили внимание в трейлере и на постере. Непонятно, что именно он собой являет и какова его истинная сила. И даже тот демон, с которым борется Элис, до конца не понятен и не особо пугает. Он просто зловеще присутствует в кадре и в определенный момент представляет собой угрозу, но не более того. Это вам не тот ужас с красным лицом Джозефа Бишары из первой части.
'Астрал 4' стал очень сильным падением в качестве франшизы. Даже третий фильм, как бы его некоторые зрители не критиковали, был в разы интересней и страшнее. Но даже при таком раскладе вещей, прибыльность франшизы сомнению не поддается.
Вероятно, никогда бы я не включил этот фильм нарочно, но делать было решительно нечего, и нужно было что-то глянуть. По телеку шёл 'Астрал'. Сначала третья часть, а потом и четвёртая. От третьей успел только половину посмотреть, а вот четвёртую - полностью.
Могу сказать без преувеличений: я никогда не видел настолько НЕстрашного кино из фильмов ужасов. Конечно, может быть, я просто давно не смотрел в принципе фильмы этого жанра. Успел навидаться ужасов в реальности и всё такое. Но это вряд ли, скорее здесь то, что фильм сам по себе такой.
Можно было бы сказать, что он никуда не годится, но это было б не вполне верно, пожалуй, потому что он весьма пригоден к просмотру в качестве комедии. Ну, честное слово, если вам не хватает в жизни юмора, то гляньте четвёртый астрал.
Моменты здесь настолько затянуты. Видимо, это сделано с целью подольше подержать зрителя в напряжении. Что за время, пока герои там копошатся, можно придумать тысячу смешных ситуаций, которые могли бы с ними произойти в эти моменты. Тысячу и один раз можно в голове пошутить прежде, чем произойдёт что-нибудь 'страшное', а на самом деле - просто резкое, и то нельзя никак сказать 'неожиданно резкое'.
Таким образом, вместо напряжения, которое называют саспенсом, получаешь возможность расслабиться. Молодцы, конечно, съёмочная группа, что попытались сделать фильм необычным. Отмечу также их попытку в целом в фильме пугать с помощью нетрадиционных вещей. Не с помощью множества крови или зомби или каких-либо паранормальных явлений, с которыми в жизни никто не сталкивается. Пытаются напугать, используя как раз обыденную реальность. Как бы говорят, что вот, наша с вами жизнь похуже любых страшных сказок.
Но, к сожалению, вся эта попытка оборачивается абсолютным провалом. В итоге непонятно, что смотришь. Комедию? Возможно, мне было реально забавно. Драму? Тоже может быть. А то и мелодраму. Но точно не хоррор. Ничего подобного. Ещё похоже на фильм-ностальгию по предыдущим частям, что так нынче модно.
Хорошим здесь остаётся только идея, что наряду с нашим миром существует потусторонний, в который мы можем попасть с помощью своего мозга. При определённых внешних условиях. Только идея фильма мне не позволят превратить эту рецензию в отрицательную.
Крайняя часть саги показывает нам совершенно новую историю. Для разнообразия нас знакомят с новой семьей, живущей в другой эпохе, в другом месте, с другим менталитетом.
Меня всегда кое-что вымораживало: зачем детям для вызова родителей нужен свисток на шее, если они могут сделать это гораздо проще, позвав их голосом? Реально ли это эффективный способ? И находил ли он практическое применение в реальной жизни? Если да, то беру свои слова назад. Но мне больше кажется, что это очередная неактуальная 'фишечка', служащая попыткой быть оригинальнее других.
На секунду меня посетила мысль: а не может ли оказаться это девочка той самой полюбившийся нам Элис? И тут буквально сразу же после моей догадки называют её имя...
Если я в третьей части слегка ругался за дешёвые скримеры, да это было зря. Потому что здесь они – ни с чем не сравнимое убожество. За первые 10 минут присутствуют уже два напряженных момента. По накалу страстей они слабые. (возможно потому, что это только начало, но всё же). И оба заканчиваются самыми что ни на есть клишированными скримерами. Резко пробегающий мальчик мимо комнаты. Его бег заметно ускорили, думая, что это напугает нас. Но в предыдущих частях уже были призраки, которые просто ходили по квартире, и это оказывало куда более влиятельный эффект. И второе ещё лучше. Неоткуда появляющаяся кричащая красная рожа. Этот стоп-кадр напомнит вам открытки из одноклассников, которые выкладывают одинокие женщины; ну знаете, где они там прифотошопливают себя на красивый пляж, а своё лицо крупным планом – вставляют вместо солнца; ну, я думаю, вы уже представили себе это. Если такие скримеры создавались чтобы меня насмешить, в чём я глубоко сомневаюсь, то у них это получилось.
В общем, первыми 10 минутами я недоволен, посмотрим что будет дальше. А дальше баланс положительного настроя возвращает постаревшая Элис и её весёлые друзья Духоловы. Один из них постоянно меняет причёску. Как приятно снова увидеть их, а не тот бред, что нам показывали ранее. За работой этой разносторонней троицы всегда увлекательно наблюдать.
Наконец-то создатели услышали мои желания и сделали мою любимую Элис не просто помощницей героев повествования, а непосредственно основным лицом картины! Благодаря этому мы узнаем много нового о её прошлом и настоящем.
Хотел я сейчас снова наброситься на здешние глупые скримеры, кроме как которыми автор не знает, как можно пугать... Но тут же, видимо для того, чтобы перенять удар на себя, всплывает нечто намного отвратительнее – один из самых нелепых неожиданных поворотов за всю историю фильмов ужасов. Выразилось это в том, что один из второстепенных персонажей оказался совсем не тем кем кажется. Но это настолько получается нелогичным, что я уже начинаю огорчаться.
Однако за всем туманом этого негодного безумия я сумел разглядеть одну крохотную мораль, которую кое-как пытается донести нам история – настоящие монстры это не демоны, а люди.
Концовка получилась по духу такой же, что и в третьей части: начинается многообещающая борьба сильного медиума с воплощением зла, но тут же слишком быстро заканчивается, превращаясь в добрую фентезийную сказку, в которой души родителей Гарри Поттера помогает ему в борьбе с волан-де-мортом.
В общем, «Последний ключ» получился двояким. Он может понравится фанатам «Астрала» за развитие сюжета и нового необычного монстра. Но расстроит всех любителей ужасов в целом. Расстроит не тем, что он не страшный, а способом, котором авторы пытались напугать нас. Но всё-таки большое им спасибо за соединение этого фильма с началом первой главы.
Ладно, раз выбили третью часть, то грех не выбить четвертую, особенно, если она последняя на данный момент. Когда-нибудь я соберусь и напишу рецензии на 1 и 2 части, которые смотрел очень давно, их надо пересматривать. Ну а пока посмотрим, куда скатилась (или нет?) данная франшиза к четвертой части.
Итак, перед нами мистический хоррор Адама Робитела 'Астрал-4: Последний ключ'. Режиссер был известен на тот момент только постановкой фильма по собственному сценарию под названием 'Демоны Деборы Логан' (думаю, его тоже рассмотрим, он есть в моем списке). Чем он так понравился Вану и Ко - сложно сказать, поэтому будем разбираться.
Сюжет вновь повествует нам о бабке-шаманихе, в этот раз фильм начинается с показа ее детства. Оказывается, она уже тогда видела всякую чертовщину, что совершенно не нравилось ее отцу - он за это ее бил и отправлял спать в подвал. Однажды некий демон с ключами вместо руки убивает матушку юной колдунихи, и последняя сбегает из дома, не выдержав издевательств отца. Проходит много лет, и нашим знакомым охотникам за привидениями поступает звонок из того самого дома, где выросла бабка-шаманиха. Там снова завелось что-то демоническое...
Ну что можно сказать - на этот раз кресло режиссера сдал и Ли Уоннелл, однако, сценарий все равно за ним. Помогло это или нет - сложно сказать, ибо фильм начинается весьма бодро и чисто в его стиле, но к середине праздник заканчивается, и кино на четвереньках ползет к финалу.
Даже плевать на то, что главная героиня - опять шаманиха, пускай копаются в ее судьбе, было бы это интересно. Но, к сожалению, даже третья часть, лично на мой взгляд, выглядела свежее, хотя и там было много заезженных моментов. Что же на этот раз? Скримеры сократили, теперь их почти нет. Однако, атмосферу чего-то потустороннего сократили тоже, поэтому фильм теперь напоминает банальную сказку про параллельные миры. Демон с ключами, который выступает главным антагонистом в фильме, не впечатляет от слова совсем. Какой-то он блеклый и совершенно не оригинальный, несмотря на интересную идею со своей рукой.
Фильм получился худо-бедно бодрым в самом начале, но как только герои делают первые шаги в доме с демоном - начинается болтология и действие просто встает. Да, к концу еще будет пара предсмертных попыток оживить фильм, ведь на то он и финал, но, к большому сожалению, это не спасает кино от тысячи среднячков, которые были выпущены до и после него.
Подведем итог: к четвертой серии франшиза сильно выдохлась. Бабка - интересный персонаж, но сколько можно над ней издеваться? Говорят, будет пятая часть, и ее поставит лично Джеймс Ван. Честно, вот положу руку на сердце, мне идеи Уоннелла нравятся больше, чем вановские заклятия, аннабели и прочие монахини, которые жутко прилизаны под Голливуд. Поэтому если 'Астрал' в конце концов объединится с 'Заклятием' - то туда ему и дорога. Не знаю, что на это скажет Патрик Уилсон, но пес Уоррен точно будет рад.
В 2010-ом году дуэт Джеймса Вана и Ли Уоннелла, уже успевший нашуметь после выхода сплэттера 'Пила', представил широкой публике своё новое детище: мистический фильм ужасов 'Астрал', тем самым заложив очередной кирпичик в создание своей собственной хоррор-киновселенной 'Заклятие'. В том фильме главные роли сыграли Патрик Уилсон и Роуз Бирн, а во второстепенных отметились Лин Шэй, Энгус Сэмпсон и Ли Уоннелл собственной персоной. Фильм был неплохо принят зрительской аудиторией, в особенности поклонниками жанра, а в прокате собрал более 167 миллионов долларов, в то время как на производство было потрачено каких-то 10 миллионов. Эти два показателя - популярность и касса - позволили двум закадычным друзьям отправить 'Астрал' на конвейер и к моменту 2018-го года франшиза насчитывала уже три фильма и пришла очередь выхода четвёртого. К этому моменту история героев Патрика Уилсона и Роуз Бирн окончилась, а вот Лин Шэй вместе с Сэмпсоном и Уоннеллом стали постоянными основными действующими лицами.
В 'Астрале 4: Последнем ключе' зритель получит возможность больше узнать про прошлое медиума и парапсихолога Элис Рэйнер, которую играет Лин Шэй. Оказывается, что в детстве она вместе с братом часто попадала под тяжёлую руку отца. В особенности доставалось самой Элис, ведь она уже тогда нашла в себе экстрасенсорные способности и имела неосторожность сказать об этом отцу. Тот списывал это на детские фантазии и крайне гневался на Элис, а методы воспитания у него были только одни и были они далёкими от гуманных и родительских... В конце концов, после того, как Элис вновь заявила, что видела призрака и отец опять показал свой жестокий характер, девочка сбежала, но всегда помнила о своём братишке. Прошло немало лет и вот новый клиент обращается за помощью к мисс Рэйнер, медиум откликается на призыв, но поездка в дом, где по мнению нынешних обитателей вовсю безобразничает злой дух, станет для Элис Рэйнер сильнейшим испытанием. Но она расквитается с прошлым и узнает страшные тайны из детства, которые могут шокировать.
Фильм, как и следует полагать, поставлен в ключе мистического хоррора, где главная героиня вновь сразиться со злом из потустороннего мира. Однако, особые почитатели того, чтобы им основательно пощекотали нервы могут оказаться разочарованными. Режиссёр фильма Адам Робител с самого начала карьеры имел наибольшее отношение к фильмам ужасов, но серьёзных успехов у него не было да и особого опыта он не набрался. Есть основание полагать, что Робител - это протеже Орена Пели, известного по другой хоррор-франшизе 'Паранормальное явление', а Робител был сценаристом её пятой части. И вот Робителу не хватило мастерства и таланта, чтобы дать зрителю то, что он требует или даже предвосхитить все его пожелания. Пожалуй, страшные эпизоды в '...Последнем ключе' можно пересчитать на пальцах одной руки, но поклонникам франшизы, ещё не видевших фильм не стоит заранее сокрушаться, возможно, придётся по душе то, что лента вышла, скорее, в жанре мистического шок-триллера, где находится место появлению... Нет, не буду говорить к чему подталкивал своих жертв демон прозванный 'Ключник', это лучше узнать самим.
Пришло время попробовать высказать свои эмоции и по поводу актёрской игры и их персонажей. Начать следует, ясное дело, с Лин Шэй и её Элис Рэйнер. Лин Шэй знаменательна тем, что сыграла за свою актёрскую карьеру множество ролей, как в художественных фильмах, так и на телевидении, но все они по большей части относились ко второстепенным или же эпизодическим. Вообще, Лин Шэй относится к известной и влиятельной голливудской семье, чем и объясняется частые приглашения актрисы в различного рода кино, но Джеймс Ван и Ли Уоннелл преподнесли ей, так сказать, кинематографическую визитную карточку и теперь, если не произойдёт чего-то особенного, Лин будет ассоциироваться именно с экстрасенсом Элис Рэйнер из 'Астрала'. Кстати, эта роль ей очень идёт и она удачно с ней справляется, в том числе и в '...Последнем ключе'. Сэмпсон и Уоннелл тоже вросли в своих персонажей, которые с превеликим удовольствием помогают Рэйнер. Они могут немного пошутить друг над другом, но когда начинается работа, то они сама серьёзность, ведь понимают, что возможно им придётся столкнуться с чем-то очень странным и крайне опасным. А вот второстепенные персонажи из '...Последнего ключа' ничем особенным не запомнились, разве что папаша юной Элис, но и то больше благодаря своей неожиданной сюжетной линии.
В целом, у меня нет категорических замечаний по поводу 'Астрала 4: Последнего ключа'. В принципе, я получил именно то, что и ожидал. Ну не может хоррор-сериал в каждой части демонстрировать качественно высокий материал. Но нельзя отнимать у этого 'Астрала...', что с бюджетом в 10 миллионов он весьма неплохо смотрится, актёры стараются, а не отбывают номер, а в сюжете есть интересные и нестандартные ходы. Лично моё мнение, что поклонник жанра фильмов ужасов вполне хотя бы раз может ознакомиться с очередным фильмом из киновселенной 'Заклятия'.
Общее впечатление: Цикл Астрала подойдет ли к концу? Чего ждать от этой главы? И какие чувства возникли у меня при просмотре?
Друзья, я посмотрела Астрал 4 часть. Сказать что он меня напугал? Нет, такого не произошло, хотя и задумка с выпрыгивающими призраками уже заезженная, пару раз мое сердечко екало. Ну это ж бу-эффект, поэтому естественно. Как полноценный ужастик с атмосферной темнотой, Астрал снова справляется, но сколько можно одно и тоже? Опять похожие призраки, опять те же грабли. Первая часть, мною любимая, завораживала своей подачей. Я как вспомню красного демона, так вздрогну. И напугал меня именно тот демон. Этот же в картине, стоял в сторонке и грозил пальчиком, приблизившись под конец. В ленте нам все одну лапу показывают нечисти, когда я ждала во весь рост, спасибо хоть в конце засветили. Да и на чистоту, напомнил мне Бледного человека из «Лабиринта Фавна». Поэтому и не столь напугал.
Да и вообще, история высосана из пальца, пытаясь закольцевать главы, да чтоб не было логических и временных дыр. Ну это, конечно, похвально. (И Долтон даже есть мельком) Тем более, если вы не смотрели Астрал, то вполне можете начать с 4 части, потому как это предыстория первой. Но опять же, первая на то и первая. Опять я сравниваю! Я к тому, что ничего вы не потеряете, если начнете смотреть Астрал с конца. Сюжетно, вполне интересно, но сама нотка одинаковой атмосферы с одной стороны меня увлекала, а с другой рассказывала наперед что будет. Мрачные коридоры в астрале и так натолкнут вас на эту мысль. А сам мир астрала больше раскрывается в первой части, да и музыка там смотрелась на порядок лучше и задорнее. Режиссера фильма Адам Робител, без понятия Хто Ето. Но мой любимый Джеймс Ван красуется в продюсерах, а значит приложил руку и не все потеряно. Сценарист все тот же Ли Уоннелл, лента стабильно держится в одном направлении, не сдвигая стрелки.
Каждый раз, когда я смотрю на ужастик, я стараюсь обратить внимание на актерскую игру. Божечки, а игра то тут великолепна! Актеры выжимают из себя по максимуму: тут и смех, слезы, испуг, сожаление и т.д. Приятно смотреть на историю в истории!
Ругать ли Астрал? Ну можно и поругать, за одинаковость и те же сюжетные ходы, в этом ужасе снова присутствует семейная драма. Но больше все же я хвалю. В фильме есть сюжет, а это главное!
Очередной приквел первой части франшизы поведает нам историю взросления экстрасенса Элис, которая выросла в наполненном духами доме. Отец-садист не верил историям дочери даже после того, как потусторонние силы убили её мать. Не в силах терпеть боль и страх, юная девушка сбежала из этого места и никогда больше туда не возвращалась. Много десятилетий спустя новый владелец просит Элис вновь посетить злополучный дом, так как он после приобретения недвижимости начал натурально сходить с ума. Отважный экстрасенс возвращается в родной город, чтобы раз и навсегда покончить с силами зла.
Если не считать пары подлых скримеров, то четвертая часть киносерии не справляется со своей фундаментальной задачей — она совсем не пугает. Потенциально интересный сюжет довольно быстро выдыхается и начинает уходить в сторону семейной драмы в сверхъестественном антураже. Наличие неуместных вымученных шуток от помощников экстрасенса еще больше усугубляют шаткое положение хоррора, не только превращая серьезное расследование в балаган, но и сбивая зрителя с нужного настроя. Хоть какая-то гнетущая атмосфера сохраняется в эпизодах воспоминаний маленькой Элис, но приключения экстрасенса в преклонных годах, к сожалению, хромают на обе ноги. Подобные недоработки неминуемо приводят к слишком рваному повествованию и, как следствие, отсутствию целостного восприятия картины.
Обвинить данный эпизод в паразитировании на успехе оригинального фильма довольно сложно, так как эта часть смотрится вполне самостоятельным произведением. Сценарные грехи не могут замарать общее качество постановки, ведь приятная картинка, сносные актеры и неплохая динамика уже выгодно отличают квадриквел от большинства его конкурентов по цеху.
«Астрал 4: Последний ключ» не привносит никаких откровений в мифологию франшизы, но хотя бы логично её закольцовывает. На данном этапе с миром духов хочется либо попрощаться, либо увидеть полное переосмысление в кардинальном перезапуске серии.
Режиссера Джеймса Вана можно смело назвать одним из главных события в жанре фильмов ужасов за последние десятилетия. Подарив миру огромное количество действительно достойных картин и подарив надежду на то, что жанр фильмов ужасов еще не мертв и способен поражать. Фактически положив начало целой франшизе 'Астрал', эстафетную палочку которой в данном случае перехватил режиссер Адам Робител.
Вполне очевидно, что создатели данной ленты и всей франшизы 'Астрал' решили пойти по стопам 'Заклятия' Джеймса Вана, которая запустила свою единую кинематографическую вселенную. Связав воедино оба 'Заклятия', обе 'Аннабель' и даже грядущую 'Монахиню'. Отсюда и не удивительно, что если первые две части в первую очередь концентрировались вокруг семейства Ламберт, то данный фильм продолжает курс своего предшественника. Сделав центром истории экстрасенса и ясновидящую Элис, которая охотно отправляется на очередное 'дело' и борьбу с очередной сверхъестественной тварью.
Говорить об оригинальности или даже намёке на него не приходится. Создатели ленты охотно обыграли на экране огромное количество достойных и ярких сторон своего предшественника. Весьма интересной смотрится имплантация в историю детства Элис и её воспоминаний касательно домашнего насилия, которая безусловно придала картине необходимый драматический фон. Однако не нашла в себе силы раскрыться в полной мере и лишь оттеснила внимание с центральной сюжетной линии, которая на мой взгляд получилась откровенно скучной. В том числе и попытка подвести финал ленты к первому 'Астралу' и замкнуть тем самым цепь. Хотя коммерческий успех картины и отличные кассовые сборы дают повод полагать, что это далеко не последняя часть франшизы.
Ничего выдающегося не представила и режиссура Адама Робитела, которая безусловно проигрывает той планке качества, что бы так высоко задрана самим Джеймсом Ваном. Фильм получился безусловно очень атмосферным. Однако небольшие юмористические вкрапления лишь разрывают целостность повествования. Когда как БУ-моменты и различные пугалки технически получились более скучными, не интересными и менее выразительными, а учитывая их малое количество, картина безусловно не использовала весь имевшийся на руках арсенал. Разве что, впечатлив шикарной сценой 'запирания' ключом демона голоса и крика одной из героинь, который правда уже был 'слит' в трейлере и потерял вау-эффект при просмотре ленты.
Лин Шэй всё также тащит весь фильм на своих плечах. Достаточно забавным смотрится уже ставший традиционным дуэт Ли Уоннелла и Энгуса Сэмпсона. Если не брать в расчет абсолютно проходной юмор их дуэта. Понравился Джош Стюарт, который на мой взгляд выдавил максимум возможного из своего персонажа.
5 из 10
Астрал 4: Последний ключ - это долгожданное завершение известной франшизы жанра фильмов ужасов. Безусловно фильм получился лучше своего предшественника. Однако огрехи остались неизменны. История получилась максимально простой и не интересной, а количество и постановка БУ-моментов и пугалок абсолютно скучной и не изобретательной. Разве что, завершая все сюжетные арки, но и изящно подстраиваясь под начало первого фильма. Правда коммерческий успех картины вполне может обеспечить картине несколько продолжений.
Экстрасенс и экстракласс: Элис, не возвращайся в детство!
Режиссёром четвёртой части 'Астрала' выступил Адам Робител, ранее снявший 'Демонов Деборы Логан' - историю о больной Альцгеймером старушке, вдобавок одержимой дьявольскими силами. Похоже, у Робитела особое влечение к пожилым дамам, вынужденным сталкиваться с потусторонней ересью, потому что 'Последний ключ' выдвигает на первый план второстепенную, но очень яркую героиню из предыдущих частей - экстрасенса Элис Райнер, постоянно поддерживающую контакт со злыми духами.
На крыльях сюжета мы уносимся в детство Элис, узнаём о её родителях и младшем брате, о мрачном подвале с живущим в нём монстром, о первом экстрасенсорном опыте и последовавшей за ним трагедии. Проходит много лет, прежде чем хрупкая девочка, ставшая бесстрашной женщиной, вновь оказывается во власти призраков прошлого, и выход только один - взглянуть своему страху прямо в глаза, чтобы победить его. Признать все свои ошибки, чтобы спасти других и спастись самой.
Плюсов у картины не так уж много, но они, несомненно, есть. Здесь по-прежнему неплохо выдержана атмосфера мистического ужастика, а в паре моментов даже невольно вздрагиваешь, как в первый раз, поддавшись импульсу самозащиты. Также сама идея развить линию Элис, рассказать немного о ней самой, весьма похвальна, учитывая исключительную важность данного персонажа в предлагаемой вниманию франшизе. Ну и, естественно, Лин Шэй, какой бы одинаковой ни была от фильма к фильму, всё равно остаётся по-своему очаровательной и харизматичной. Без этой актрисы 'Астрал' не был бы 'Астралом' в полной мере.
К сожалению, минусов не меньше. Во-первых, сценарий. Каким-то образом страшная сказка о присутствии загробного мира внутри мира реального наполовину превратилась в несуразную драму о семейном насилии. Совсем не то, чего ожидают заядлые фанаты. Во-вторых, совершенно плоские второстепенные герои никак не могут затмить вышеупомянутую Лин Шэй, да толком и не пытаются, прикрываясь скудным набором шуток в стиле 'мне смешно, а другим почему-то нет' и пугливых реакций вроде 'ыыы, там впереди жуткая бяка, пойду ей навстречу, ой, зря пошла, теперь поздно бежать!'. В-третьих, помимо привычных скримеров, в простонародье называемых 'бу-эффектами', 'Последний ключ' ничем удивить попросту не в состоянии. Не считая, конечно, гниющей скелетины с ключами, растущими из пальцев. Но о её появлении мы заранее знаем по постеру фильма.
Стоит ли, поддавшись предательскому любопытству, пытать себя четвёртой частью 'Астрала' - большой вопрос. Вроде бы это абсолютно безвредное, а местами даже в чём-то симпатичное кино 'на один раз'. Но, с другой стороны, это также абсолютно бесполезный придаток ко вселенной Джеймса Вана, от ознакомления с которым не получишь ровным счётом ничего, кроме лицезрения давно заученных штампов хоррора.