Социальная драма в ирландском зомбипостапокалипсисе
После двух эпидемий вируса, превращавшего человека в зомбиподобное существо, медицина и военные силы Ирландии наконец локализовали болезнь, к сожалению четверть инфицированных оказалась невосприимчива к вакцине, излеченная же часть зараженного населения после реабилитации прекрасно помнила все, что происходило с ними в разгар эпидемии. Общество оказалось расколото на неинфицированных людей и излеченных, отношение к которым по очевидным причинам было не самым теплым...
'Излеченный' или 'Третья волна зомби', как обозвали картину наши покатчики, несмотря на все признаки не является для меня зомбиапокалипсисом. В первую очередь это скорее социальная драма, завернутая в зомби-оболочку.
Я не смотрел еще британский сериал 'Во плоти' не могу рассуждать о плагиате. С этой оговоркой можно сказать, что мне ирландский подход к проблемам зомби скорее понравился. Достаточно осязаемо передана 'классовая' враждебность, полнотело чувствуется вся неудобность положения и отношений главного героя и приютившей его жены погибшего друга, подчеркнутая свободным от посторонних мнений отношением ребенка. Драматичность социализации чуждого главенствующему общественному строю элемента на первом месте. Вообще 'классовый конфликт' фильма почудился мне отсылками к истории самой Ирландии, ИРА и т.п.
Составляющая 'ужастика' заметно слабее. Спецэффектов почти нет, экшн во второй половине фильма достаточно вял, хотя за каноничных британских 'бегающих' зомби спасибо - едва передвигающиеся дохляки из большинства американских картин уже в печенках. Весь хоррор сводится к нескольким 'бу' с резким поворотом камеры и громким звуком. Неуд за эту составляющую. Главное злодейство вроде выглядит зловеще, но намеки режиссера на его ментальную силу выглядят незавершенными, недописанными. И в целом впечатление о фильме такое же. Но досмотрел без напряга и твердую шестерку из десяти поставил. Сем Кили, Элен Пейдж и частично Том Вон-Лорор в ролях главных героев и злодея соответственно выдали неплохие эмоции, а на фоне ряда совершенно плоских второстепенных персонажей выглядели и вовсе отлично. Оценка фильма положительная.
Конечно, название и вовсе может ввести в заблуждение тех, кто ожидает от фильма какой-то новой саги о восставших мертвецах. «Третья волна зомби» переходит прямиком к эпилогу подобного апокалипсиса, вирус подавлен, а большая часть зараженных которым каким-то образом удалось уцелеть до этих дней и вовсе выздоровели, с единственным нюансом – они отчетливо помнят, что творили, когда были заражены.
Главный герой вместе с приятелем и братом по несчастью пытаются наладить новую жизнь, многие протестуют мол таким не место в обществе, но в деле, подобных представителей исходя из художественности этой истории можно смело записать в социальные меньшинства. Отсюда «Третья волна зомби» приближается к социальной драме на вытянутую руку, если забыть о концепте зомби, но наши герои будто бывшие заключенные, и встречают одинаковые общественные страхи и предрассудки.
Но это не значит, что фильм стерилен исключительно под мораль, тут есть неплохая атмосфера на протяжении всего экранного времени, может его хоррором напрямую не назовешь, но напряжение не покидает кадр от начала до конца. Режиссер грамотно поработал с цветовой гаммой своего кадра, а композитор нашел нужные ноты – так что несмотря на некую прямолинейность персонажей и их диалогов, зрителю все же есть чем довольствоваться.
Да и вовсе, «Третья волна зомби» явно вносит иную мысль в целый жанр, учитывая какой feature обладают выздоровившие герои, дабы не спойлерить оставлю за текстом, и с какой долей драматизма заканчивается данная история, то фильму есть чем гордится. Быть может он разочарует зрителей, ожидающих классический твист в этой истории, но лента оказалась намного умнее, чем от нее ожидалось.
Бывают такие единичные случаи, когда дебютный фильм режиссера складывается в идеальный фильм, где кажется, что у автора картины уже двадцать фильмов за спиной и поэтому он так мастерски чувствует кино. Бывают фильмы, где ты чувствуешь, что человек “горел” данный картиной, он хотел высказаться, сделать что-то по-настоящему классное и свое. А есть фильмы, где тебя не покидает мысль, что автору было плевать на свое детище и его интересует только коммерческая часть данного процесса. “Третья волна зомби” - скорее из второй категории вышеперечисленных лент. Он пытается сделать что-то, он хочет поговорить, у него есть идеи, но он недостаточно опытен и совершает глупые ошибки, не понимая как должно работать кино в целом.
Начну с минусов, чтобы в конце загладить их плюсами и пояснить почему же я все-таки за этот фильм. Во-первых, у фильм явная и неприкрытая проблема с мотивацией отдельных взятых персонажей, от чего ты не веришь, что персонажи живые (кроме героини в исполнении Эллен Пейдж, у нее хорошо прописанный и отыгранный персонаж). Главный злодей – злой, потому что злой. Главный герой фильма срывается и идет на крайние меры только потому, что кто-то плохо высказался в его сторону и вот он уже идет на поводу у плохих людей. Причем данная нелепица происходит с этим персонажем дважды. Что это такое вообще? Это признак некомпетентности сценариста и такие моменты тебя выбивают из атмосферы и мира фильма. Во-вторых, фильм не как не может определиться какого он жанра – драма, ужасы или триллер. Как ужасы фильм не работает совсем, применяя нелепые и предсказуемые скримеры, либо резкими звуками, которые ты встречаешь с каменным лицом. Как драма фильм тоже не удался, так как из-за первого пункта абсолютно не веришь в персонажей, которые кстати играют отлично, но из-за их поступков вся их актерская игра идет коту под хвост и переживать персонажам не получается, как в экшен сценах, так и в драматических.
Теперь о плюсах. Актерская игра. Несмотря на то, что я шел на фильм ради Эллен Пейдж (она тоже хорошо играет, но из-за дубляжа не могу в полной мере оценить её актерскую игру, так как её нужно слушать только в оригинале), мне больше понравилось, как отыграл Сэм Кили, наверное потому что у него больше отведенного экранного времени и вообще его линия наиболее драматична. Так же к плюсам можно отнести весьма приятное музыкальное сопровождение, которое весь фильм работает как нужно и запоминается отдельными кусочками, как и подобает хорошим, специально написанным саундтрекам для фильмов. В-третьих, у фильма есть свой стиль, цветовая гамма и ритм, который создают свою собственную атмосферу и позволяет сильнее проникнуться настроением фильма. Ну и последним плюсом можно выделить саму идею фильма, где было найдено лекарство от вируса, но исцеленные помнят все что сделали, когда были заражены. Из этой казалось бы простой идеи режиссер поднимает немало вопросов – как жить с чувством вины за совершенные поступки? Всегда важна только правда, а может быть лучше сладкая ложь? Отношения высших и низших слоев общества, проблема терроризма и многое другое, смотря на что Вы будете смотреть во время просмотра. Проблема в том, что фильм не особо акцентирует внимание на этих проблемах и просто несется к своему весьма противоречивому финалу.
Подводя итог хочу сказать, что стоит дать шанс “The cured”, это неплохое кино, со своим языком, атмосферой, идеей и все же несмотря на свою пошатывающуюся походку он имеет свое право на существования и нахождении своего зрителя.