Пареш Чандра Датт - пожилой человек с огромной лысиной, смешными вихрами волос на висках, торчащими в разные стороны, и практически совершенно круглым забавным лицом. Попадая в неловкие ситуации, он корчит такие уморительные гримасы, что сдержать улыбку практически невозможно. Пареш – типичный представитель среднего класса бенгальского общества середины 20-го века. Он мучается тем, что живёт не в собственной, а съёмной квартире, ездит на работу в переполненном общественном транспорте и у него не хватает средств даже на совершение паломничества. И тут нежданно-негаданно к нему в руки попадает философский камень. Разбогатев буквально-таки за одну ночь и превратившись из банковского клерка в бизнесмена, мецената и политика, Пареш сталкивается с огромным количеством проблем. Его не принимает высшее общество, в котором он чужак из-за своего низкого происхождения и отсутствия необходимых манер, его мучает совесть из-за настигшего его греха жадности и наконец, его преследуют страхи, что его секрет не останется навсегда тайной для других людей и рано или поздно его ожидает ужаснейшая расплата.
Фильм построен как лёгкая, но не лишённая смысла трагикомедия с элементами фарса, пафоса и фантастики. В ней есть незначительные шероховатости, допущенные при съёмке и монтаже, они обусловлены тем кратчайшим сроком, в который фильм был создан. Эти моменты практически незаметны и далеко не перекрывают собой достоинств кинокартины. Фильм демонстрировался на Канском фестивале и критики отметили его сходство с работами французского режиссёра Жана Ренуара. Жюри фестиваля приняло фильм с каким-то весёлым безразличием, незаслуженно оставив его без награды. По всей видимости европейцы ожидали повторения той глубокой лирики, что Рей создал в Трилогии об Апу. «Философский камень» не отличается проникновенностью и большой глубиной, но он по-своему очарователен и трагикомично сентиментален.
Фильм показывает практически в неприкрытом, хотя и забавном виде человеческую жадность и непоколебимую веру в золото, которое, не смотря на все кризисы и инфляционные проблемы, не теряет своей стоимости. Рей предлагает зрителю представить себе ситуацию, когда к людям в руки попадает средство фактически неограниченного тиражирования благородного драгоценного металла в неограниченных количествах и раскрывает все негативные последствия, к которым это может привести общество.
Эта история могла бы случится с каждым. Одно прикосновение – и, о чудо! Железо стала золотом. И вроде судьбу стало возможно перевернуть в благоприятное и пышное веселье. И для союза двух несчастных более нет забот. У тайны есть обратная сторона. И нам зрителям Сатьяджит Рэй показывает «изнанку прикосновения» под радикальными и сказочными обстоятельствами.
Режиссер воспевает старые легенду в своих краях. Также, как в свое время Кокто воспевал миф о Орфее. Большой любовью к старинным и давно забытым трудам Пазолини посвятил немало картин. Художники со временем понимают, что столь тяжкий груз Атланта, Сизиф со своим камнем, растерзанный орлом Прометей и остальные изумительные вымыслы со всех краев имеют масштабность и главное, отдельное родство с Вечностью. Вечное, которое куда более реальнее самой реальной жизни. Сейчас, в век все больше скапливаемых «новых» оборудований небылицы на экранах только расцветают. Но, к сожалению, под грубым и темным углом. Целый легион таких фильмов.
Повествовательные ходы в фильме довольно условны. В завязке нам предлагают посетить офисного клерка из Калькутты. Его грустную линию жизни до встречи с «атомной бомбой». И многое меняется с раскрытия. Режиссер затяжным дыханием поет перемены судьбы. Сатьяджит спокойно вздохнул и время меняется. Теперь герой претендует на роль депутата и на желанного благодетеля в районе. Камень решил множество проблем с бедностью. Только удручает один вопрос у любознательных и солидных гостей мира. Откуда? Откуда? Сатьяджит держит напряжение и не выпускает воздуха с ноздрей. На вечеринке пьяный герой от унижения раскрывает ящик Пандоры. Ощутимо прерывистое дыхание режиссера. На следующее утро героя посещает очевидец и требует рецепт камня. Он «слышит звук подводящего итоги судейского молотка» и в страхе, уезжает с женой. Свою «золотую рыбку» передает во владение легкомысленному парню. После сенсационных газет тайна оглашается повсеместно, и бедный народ в панике выкапывает спрятанные драгоценности. В надежде, еще поймать кусок сыра, напоминающий недавний ажиотаж с падением рубля. Сатьяджит успокаивает нас и метаморфозы разрешаются.
Камень переваривается в желудке, как и любая пища. Чудо таких отношений и связей не любит. Если представить, как священные книги употребляются вместо подноса для еды, то немало верующих людей будут оскорблены. Хотя в фильме изначально отражается такой поступок под личиной жадности. Но «текст» фильма трактуется, именно в этом и мощь работы. Смотрите Сатьяджита Рэя, умелого певца своего времени.