Почти готический Питер, спецэффекты с троллингом, нуар и комиксы, мрачный Цыганов, язвительный Лысенков, пушистый Колокольников, бедные жертвенные девчушки, а также добрая зомбачка и глазастая ведьмачка... Чего еще нужно для российской версии 'Из ада'?
Хомерики для меня - уникальный режиссёр. В том смысле, что его удачи запоминаются лучше, чем его (относительные, конечно, и по субъективному мнению) неудачи. В него, как в Киану Ривза, никогда не перестаешь верить.
А еще он благодаря бесспорному таланту и режиссерскому обаянию — почти как советский Островский - может «опопулярить» высокое. Но только Островский гениально писал пропагандистские романы, а Хомерики, вышедший из авторского кино, за которое его так уважают коллеги, теперь создаёт картины, которые часто нравятся еще и массовому зрителю.
Таким, например, обаятельным оказался «Ледокол» - да, я его считаю отличным фильмом, невзирая на кассовый провал. И не совсем таким, но куда более успешным финансово — по моим прогнозам — станет «Девятая», микст из жанров «нуар», «мистический триллер», «иронический детектив» - и все это с всплесками мелодрамы...
Антураж монументально-витиеватого Санкт-Петербурга подходит как нельзя кстати к истории, где есть магическая книга, медиум с глазами лани и коммерческой жилкой, аристократы и чиновники в накрахмаленных рубахах, контраст богатых, набитых раритетами домов, и грязного кабацкого дна с дровами и черпаками (которого не чураются те самые «крахмальные воротнички»), а также тайна ритуала, над которым скрупулезно трудится неведомый душегуб в плащике и с плеткой...
Занятен выбор трио главных актеров. Если с Цыгановым все априори понятно — он хорош, харизматичен, секси, даже когда ничего не делает (как такого не выбрать?) и почти так же мрачен в кадре, как сам в недавнем «Холодном озере» или как Джонни Депп в похожем по жанру триллере Хьюзов «Из ада», то партнеры у него неожиданные. Дэйзи Хэд — актриса из блистательного сериала «Куртизанки», странная внешне девушка, будто бы созданная играть хронических «терпил» и не способная — даже при явном насилии — заорать на человека. И ннна тебе - образ а-ля Вупи Голдберг! А Лысенков, приезжавший во владимирский «Киномакс» на спецпоказ «Девятой», — актер с характерной внешностью и отличным комедийным потенциалом (вон в «Домашнем аресте» сыграл эпизоды так, что запомнился лучше многих главных персонажей). Здесь у него получился этакий Ватсон с элементами троллинга. Конечно, в фильме «про мистические убийства» веселиться не положено — как-никак убиенные люди в кадре. Так что герой Лысенкова постоянно не то чтобы шутит — но (с комиксами, да!) иронизирует над Ростовым, над ситуацией и, собственно, над всей историей, которая получит нетипичный для абсолютно всех вышеперечисленных жанров финал. И вот этот прием — вплетаемой в сюжет иронии - явно снижает уровень пафоса (мистика всегда с нами, ага!) и не дает картине даже на миллиметр заходить на территорию хоррора. Впрочем, инфернальности, которой в «Из ада» было на грани «чересчур», в «Девятой» все-таки может и не хватить. По крайней мере, тем, кого такая инфернальность цепляет, кто любит в кино пугаться, волноваться и переживать катарсисы...
Понравился ли нам фильм? Скажем так: он прикольный. В ТОП-100 любимых картин мы его включать точно не станем, но пересмотреть через пару-тройку лет, возможно, соберемся. При оказии.
Эх, непросто написать отзыв по данному фильму и не настрочить при этом спойлеров. Поскольку после просмотра «Девятой» вопросов больше всего осталось именно к его финалу. Именно финал показался очень сырым и высосанным буквально из пальца. Хотя в целом сюжет нового Отечественного мистического триллера очень даже неплох. Но при этом я почему-то уверен, что любителей написать «красненькие» отзывы окажется немало.
Прежде всего благодатной почвой для появления «красных» отзывов в новом фильме Николая Хомерики может послужить полное отсутствие свежих идей. История, словно лоскутное одеяло собрана из известных сюжетных ходов, образов героев и прочее, прочее. А потому смотришь «Девятую» и почти не на минуту не отпускает мысль, что где-то и что-то подобное уже видел.
Уже начало сюжета столь явно отсылает зрителя к культовым «Индиане Джонс» и «Мумии», что на этом этапе зритель, наверняка, скорчит недовольную мину. Ещё бы! Всё та же пустыня, тот же склеп и очередные горе-археологи в пробковых шляпах, которые лезут туда, куда залезать им совсем не стоило.
Знакомо? Более чем. Далее обязательно будут вихри, взрывы, землетрясения. Всё это можно увидеть и в «Девятой». Правда происходит зацепка, что пришедшие в склеп люди вроде как пытаются воскресить свою дочь. А вот что за дочь? Где она? Каким образом она погибла и когда? Зрителю, увы, сей момент так и не откроется. Просто замануха и не более для того, чтобы дать действиям хоть какую-то мотивацию.
Ну а дальше сюжет переносит нас в мрачный (даже ещё более мрачный, чем в произведениях Фёдора Михаиловича) Санкт Петербург конца XIX века. Который вроде бы как повально охвачен массовым увлечением оккультными науками и эзотерикой…. Ну, это если верить официальной аннотации к фильму. Хотя по факту никакого повального увлечения этим самым оккультизмом в сюжете фильма тоже нет. История закручивается вокруг Британки-медиума Оливии Рид в исполнении английской актрисы Дэйзи Хэд. Видимо для большей убедительности актриса из Великобритании была приглашена в Российскую киноленту. Так вот, в этой самой британке-медиуме мы без особого труда угадываем ту самую девушку из археологической экспедиции, которая залезла в запрещённый склеп, руководствуясь целью оживить погибшую дочь.
Хитросплетение сюжета вроде бы удалось, если не считать, что вот эта самая трансформация главной героини в медиума и то, каким образом её занесло в Санкт-Петербург, так и остаётся не раскрытым. Мол, дан зрителю факт свершившийся, а он уже пусть сам решает и придумывает, почему так могло произойти.
И конечно же Петербург наш охвачен ужасом от серии загадочных убийств молодых девушек… ничего не напоминает? Кажется самое время вновь задаться вопросом, а в каком количестве кинолент это уже было. Отсчёт можно вести от самого «Джека Потрошителя» и далее, загибая пальцы на руках, пока не надоест. Можно даже «Гоголя» вспомнить. Там тоже было нечто подобное.
Разумеется и те, кто охотится за таинственным убийцей тоже в сюжете имеются. Эдакая парочка в стиле Шерлок Холмса и доктора Ватсона, только вписанная в Питерские реалии: Ростов и Ганин (Евгений Цыганов и Дмитрий Лысенков). Конечно, Холмс местного разлива здесь без трубки и без скрипки, да и с методом дедукции у него тоже как-то не особо сложилось, но. Фактуры Евгения Цыганова, в принципе, уже достаточно, чтобы заставить (хотя бы женскую часть) зрителей следить за похождениями его персонажа. Хотя, как по мне, герой Цыганова всё-таки больше смахивает на Эраста Фандорина, чем на руссифицированного Холмса. И вполне мог бы появиться, к примеру, в новой экранизации той же «Азазели» без каких-либо изменений в гриме и в костюме.
Ну, да это, просто, отступление.
А в сюжете «Девятой» обезображеные тела девушек продолжают находить то тут, то там. И даже непонятно, зачем их столько положили. Есть народная мудрость: 'Лучше меньше, да лучше'... но к 'Девятой' она отношения не имеет. Увы. И, разумеется, никакие попытки найти убийцу успеха не приносят. Тоже, конечно, знакомое явление.
Вот только в «Девятой» увы, количество героев столь мало, что думать: кто из них убийца, у зрителя, особенно и не получается. Выбирать не из кого. Перед нами на экране есть два сысковика, британка-медиум, которая, по закону жанра, сама рано или поздно должна стать жертвой. И… собственно, всё. Ну, появляется иногда ещё некий ученик британки, Василий Голицын (Юрий Колокольников), персонаж которого столь не продуман и несуразен, что считать его убийцей как-то и в мыслях не допускаешь. А на этом выбор и заканчивается. Дальше в сюжете сплошь эпизодники и массовка не играющие в сюжете никакой важной роли.
В какой-то момент от безысходности даже начинаешь думать… а может кто-то из этих двух сыскарей замешан… но, нет. Это было бы слишком заумно. В духе Агаты Кристи. Не меньше. А наши сценаристы, увы, не способны на такой поворот сюжета.
Словом, в финале количество сюжетных нестыковок и ляпов увеличилось в арифметической прогрессии. Даже возникло подозрение: а может из этого собираются сериал делать? У нас же теперь модно стало: нарубить винегрет из обрывков сцен и назвать всё это «полным метром» а потом, когда мозг зрителя завяжется в узел, выдать полную версию в качестве сериала. Типа, убиваем одном проектом двух зайцев. И те, кто не понял нашу историю с первого просмотра, мы потом объясним и её смысл.
Грустно, что такой приём стал уже традиционным. Всё-таки хочется видеть законченное произведение на экране, а не трейлер для будущего сериала. Но если сериал по «Девятой» не появится, увы, это будет лишь дополнительным минусом к этой картине. Поскольку так комкать и не продумывать финал, ну, просто, некрасиво. Какой-то очередной плевок в лицо зрителю получается.
Но при всём этом, сюжет всё-таки интригует. Таинственную атмосферу у создателей картины создать получилось. А потому для одноразового просмотра «Девятую» смело можно рекомендовать. Главное не ждать от этого фильма какой-то глубинной философии и образности. Их здесь нет и близко.
Конечно, желание снимать ленты в локациях старого Петербурга вполне понятно: своя особая атмосфера с подобающими декорациями явно благоволит к всякого рода мистике. Однако зритель в большей массе своей ходит в кино не ради декораций, а ради историй. Историй интересных и запоминающихся, к которым сможет что-то прочувствовать, а декорации служат им как дополнение - достаточно приятное, но не сказать, что сильно важное. Студия Александра Роднянского, по словам самого продюсера, давно живет озвученным выше желанием. Пробой окунания зрителя в старопетербургский шарм был спорный 'Дуэлянт', который обладал атмосферностью, но был лишён занимательной от и до истории. Спустя же время в памяти он остался, к сожалению, лишь неуклюжей и пошло снятой (не в плане эротизма, а в плане самой постановки) сценой секса да теми самыми декорациями под дождём. Но что там с первый блином бывает и так понятно. Теперь же 'Нон-Стоп Продакшн' вместе с Николаем Хомерики, режиссёром достойной драмы 'Ледокол', вступают в эту питерскую трясину снова, но уже с полноценным использованием заявленной петербургской атмосферы в мистических целях в старомодном, пытающимся быть нуарном детективе. Но, увы, со вторым блином у создателей вновь что-то пошло не так.
Главным ходом пиар-продвижения 'Девятой', помимо рассказов о том самом мистическом Питере, было имеющееся сочетание жанров: детектива по классическим канонам и ироничного повествования в виде комиксов, которые превращали бы это 'сурьёзное' расследование об убитых девушках во что-то более лёгкое для современного зрителя, которому, как думается, наскучили однотипные истории. Мотивы смешения ясны, но, как говорили великие, эксперимент оказался неудачным. Здешняя комиксная линия сильно инородна по отношению к основной и плывёт как бы в дополнение, очевидно являясь искусственно добавленной уже после законченной истории, ведь, по сути, никак не влияет на повествование: она не дополняет или раскрывает его, не пытается комично гиперболизировать или приврать для интереса, хотя сам же её рассказчик это обещает сделать в самом начале фильма. Она служит как перебивка, некий отдых от детективного расследования, с не самыми удачными шутками и не самой интересной рисовкой. Хотя, на самом деле, было бы от чего отдыхать. Поблагодарить создателей за введение данной ветки точно стоит, поскольку без неё 'Девятая' смотрелась бы уж совсем тускло и хило. Верным решением, пожалуй, было сделать рассказчиком именно персонажа Лысенкова, который вкладывает хоть какую-то актёрскую отдачу в свой образ, а потому и запоминается на фоне общей бледности остальных непримечательных героев. Тутошний главный сыщик всея Руси, номинальный главный герой в исполнении Цыганова представляет собой одного из самых скучных героев всей истории, который проигрывает в индивидуальности даже куриному яйцу с пентаграммой. Цыганов, кажется, считает, что для такого молчаливого дуболомного следователя не стоит сильно напрягаться, но оно и понятно: как можно быть заинтересованным в ужасно натужной обязательной любовной линии, которую ещё, к тому же, надо отыгрывать на незнакомом и не самом любимом английском языке? Кто ж осудит Евгения, особенно зная, как ему идут молчаливые роли. Но 'Девятая' не походит на, например, 'Человека, который удивил всех' - здесь скупая задумчивость слегка не к месту.
А отыгрывать на незнакомом буржуйском приходилось немало, поскольку, наняв британскую актрису ради роли британки, коей не так уж обязательно было быть британкой (но надо же, очевидно, ещё добавить фишечки для «нестандартного детектива»), играть не на английском не выходило. Зрителя, что языка не знает, конечно, пощадили и снабдили всё переводом, но сделали этим лишь только хуже. Этот закадровый монотонный дубляж родом откуда-то с видеокассет из прошлого начинает раздражать уже где-то спустя полчаса: неменяющаяся интонация губит любые изредка проявляющиеся эмоции, да и под переведённой дорожкой всё равно слышна скудная оригинальная речь и видна незаинтересованная игра действующих лиц.
Возвращаясь к главным стилевым особенностям картины, очевидно, что комикс, повторяясь, скорее выглядит как ненужное дополнение, которое сильно разнится с основной детективной линией: будто создатели поняли, насколько она плохо выкроена, если рассматривать её со всем вниманием, и решили сбавить её своеобразной иронией, чьей задачей было настроить зрителя на более добродушный лад. Однако в ней преступно мало креативности и комичности, чтобы веселить, а потому она не позволяет отвлечь внимание от никакущей основной сюжетной ветки, где убийцей оказывается самый предсказуемый убийца, а следователи, что его ловят, пожалуй, и вовсе негодны к работе, поскольку лишены как и логики, так и даже банального инстинкта самосохранения. 'Девятая' не оставляет никаких загадок и не пытается играть со своим зрителем, она лишена какого-либо напряжения и какой-либо интриги, останавливаясь на самых простых ходах из возможных, да и то не всегда самых логичных и адекватных: чего стоит одна деталь в завершении, глупость которой оправдывается разной анатомией у мужчин и женщин. Лента не пытается придать объёма своим односложным персонажам, заставляя их то проговаривать о своём прошлом вслух и в лоб, а то вести себя совсем уж неразумно и нелепо. В то же время 'Девятая' пытается передать заявленный мистический дух, царящий в Петербурге, но сама не понимает, когда скепсис её героев превращается в веру: вместо сложных игр с с магией, что может быть обманкой, создатели в итоге скатываются к дешёвой мистике, что нужна для продвижения бестолковых детективов вперёд, да и всё. У кого-то там что-то пробудилось, кто-то что-то там видит, а потому смысла в сыскной науке нет - пошлите её, как советовал Цыганов, к чёрту, раз уж всё так просто и безыдейно.
В итоге 'Девятая' не может похвастаться, кроме вполне приятных декораций, хоть чем-то существенным: для ироничной комедии тут мало юмора, для детектива - нет внятной интриги, для триллера - отсутствует напряжение, а для мистики - слишком уж всё скудно и без креатива. Даже убийства, красочно описанные на страничках местного некрономикона, будто бы боятся показать по-ганнибальски заманчиво, хотя это бы вполне вписалось в общую атмосферу. Зато вместо этого будут делать акцент на трагедии третьесортного персонажа, которого зритель узнаёт по одной минутной сцене и на которого, очевидно, аудитории будет наплевать с высоты Исаакиевского собора. Таким образом, 'Девятая', напоминающая низкого пошиба бульварный роман, со своим множеством сценаристов и продюсеров описать можно простой известной поговоркой: у семи нянек дитя без глазу. Дитятко, конечно, могло бы вырасти и стать задуманным крепышом, но, к сожалению, ему это не удастся, ведь всё его приданое состоит из разукрашенного яйца да бубнежа за кадром. А на таком свою 'особую' питерскую вселенную уж точно не построить.
Не скажу, что фильм меня разочаровал, но это было немного не то, что я ожидала. Финал получился слишком примитивным и резким, весь фильм атмосфера нагнеталась-нагнеталась, а в итоге привела к какой-то ерунде. То есть хороший, в принципе, фильм не вытянули до конца.
'Девятая' - это детективная мистика, вдохновленная 'Шерлоком Холмсом' Гая Ричи, 'Из Ада' и 'Девятыми вратами'; причем 'Шерлок Холмс' тут превалирует по внешнему виду драчек и расследовательских потуг Ростова (Цыганов). Кстати здесь же о Ростове... Он самый главный и самый ненужный персонаж в этой истории. Боец он так себе, шпион - тоже, следователь какой-то несообразительный. Прописан он как большое положительное пятно, которое пытается активировать и расшевелить милая и печальная девушка Оливия (Дейзи Хэд), в которой все дело. Цыганов в этой роли выглядит непривычно беспомощным, тут почти нечего играть, кроме последней совместной сцены с Дэйзи, сцена эта упала просто из ниоткуда, несмотря на усилия последней весь фильм. Оливия-то - нормальный живой персонаж, красивая и таинственная.
Все второстепенные персонажи также хорошо получились, герой Колокольникова даже сопереживания вызывает больше, чем ГГ. И Ганин, помощник Ростова, обычный молодой человек, который совершенно понятно пытается иронизировать над старшими, а на самом деле присматривается, чтобы чему поучиться. Антагонист - это самое скучное в 'Девятой'. Главный душегуб - зануда, полный эгоист, как большинство маньяков, и дурак, как большинство эгоистов. Финальная сцена это наглядно демонстрирует.
Я вспоминала 'Дуэлянта', который был бы довольно хорош, если выкинуть из него одну преглупейшую эротическую сцену. 'Девятая' не такая мрачная и чуть более живая, но тут надо вырезать целиком концовку, потому что логики в ней фактически ноль, а весь саспенс сводится на нет. Все, кроме этого, мне понравилось. Надеюсь, в будущих фильмах Хомерики сценаристы позаботятся о целостности воплощения интересного сюжета. Пусть лучше чуток просядет что-то где-то в середине.
Только смелость и безрассудство — враги любого правила — могут сокрушить старый порядок.
Почитав рецензии кинозрителей и кинопользователей, по совместительству несколько часов назад выйдя из кинозала, вставлю свои пять копеек по поводу столь разнопланового в стилистике фильма.
Мне понравилось. Понравилось новое ощущение, новизна стиля, отсутствие боязни экспериментировать. Да, фильм не без своих проблем и недочётов, однако на мой взгляд это смелый и нужный эксперимент для отечественного кино. Смесь нуара, попытка заимствования 'шерлоковской' стилистики, комиксно-анимированные вставки, ритуальные убийства, сказка, — и всё это в одном фильме.
Фильм-химера, но химера интересная для разбора. Да, персонажи зачастую раскрыты поверхностно, но не скажу, что для меня из-за этого сильно хромала общая канва повествования. Есть определённая история для рассказа, и углубление в прошлое с вьетнамскими флэшбеками от главных героев растянуло бы хронометраж и, как по мне, было бы лишним в подобном эксперименте.
Сравнивая этот фильм по некой схожести с трилогией 'Гоголя' с Петровым (в 'Девятой' была прямая отсылка на '(не)горящие рукописи'), этот фильм в исполнении на голову выше. Тут и операторская работа, и эффекты, и цветокоррекция, и нет, прости господи, Меньшикова с его божественным воскрешением (в 'Девятой' это было в сто раз менее пафосно, c относительной для такого типа фильма попыткой логичного объяснения 'спасения').
Цыганов сыграл в своём собственном стиле, Колокольников с волосами меня однозначно порадовал, Ткачук хоть и появился на экране ненадолго, зато как ярко и жестко! Лысенкова в кино увидела впервые, но по ходу фильма он мне импонировал даже больше Цыганова, из-за которого я изначально решила сходить на фильм.
Общая атмосфера не перетягивает на себя одеяло в какой-либо жанр. Это гремучая смесь, в которой взрывные составляющие хоть и с долей тяжести, но уживаются друг с другом.
По итогу могу сказать, что сходить стоит. Не считаю этот проект провальным и думаю, что отечественное кино нужно поддерживать, хотя и с умом.
8 из 10
За смелость, многожанровость и исполнение. Чем-то 'Девятая' меня зацепила, и, думаю, в будущем вполне могу её пересмотреть.
Так говаривал Павел Петрович Щербук в фильме про неоконченную пьесу и механическое пианино. Именно эта фраза вертелась у меня в голове во время просмотра. Было время, когда я думала, что фильм получит от меня десяточку. И заранее этому радовалась (могут ведь, шельмы!). Но, как это часто бывает, концовку откровенно слили. Во всяком случае, я осталась в недоумении и разочаровании.
Расскажу по порядку.
Антураж, декорации - выше всяких похвал. Мрачный, но до боли прекрасный Петербург, таинственные преступления, оккультизм - все так удачно встретилось в этом фильме. Актеры тоже не подкачали. Цыганов хоть и в который раз сыграл самого себя, здесь это оказалось в тему, Дмитрий Лысенков стал неожиданным приятным открытием, британка Дейзи Хед тоже порадовала. Было страшно, было и смешно. И казалось, что вот он - классический детектив, где встретятся умный сыщик и хитрый злодей. Да еще и приправленный всякими мистическими штучками и великолепными видами Северной Пальмиры.
Здесь и Исакий, и Казанский собор, и Лавра. Именно в этих, воспетых поэтами местах, находят изувеченные трупы девушек. Преступник следует непонятному жуткому ритуалу, и задача следователя петербургской полиции Ростова вместе со своим верным Ватсоном-Ганиным распутать зловещий клубок и поймать душегуба. Расследование приводит их в дом медиума Оливии Рид, британки, выступающей с сеансами магии в салонах Петербурга.
И здесь, сыщикам, которые верят лишь в науку и здравый смысл, предстоит столкнуться с неведомым. Вот только что это, магия или злой человеческий умысел, ловко маскирующийся под сверхъестественное?
Как я уже говорила, первые... много минут я была в восторге от истории, картинки, рассказчиков и всего прочего. А вот комиксы не произвели на меня большого впечатления, думаю, и без них я бы ничего не потеряла. В финале можно было пойти двумя дорогами, и обе они были бы интересны. Но режиссер выбрал третью - в никуда. По крайней мере, на мой непритязательный вкус.
Но семерочку фильму поставлю. Смотреть было увлекательно.
Мне фильмец понравился. Живенько, энергично, картинка красивая, актеры играют хорошо – самое то, чтоб приятно провести вечер. Не без косяков, конечно. Но сам факт, что этот фильм я смогла досмотреть до конца без усилий над собой - уже о многом говорит, обычно я моментально отвлекаюсь, интерес теряю, и все, унесите.
В фильме много вторичного, многое напоминает другие картины, например, петербургские трущобы до боли напоминают лондонские переулки образца ричевского «Шерлока Холмса», и дерутся там под вполне ирландскую скрипочку (а могли бы под русскую плясовую, под «Барыню» или «Коробушку», непатриотичненько…) и т.д. Есть явные исторические несоответствия. Вообще, постановщикам стоило бы приглашать специалистов по исторической повседневности, аутентичнее бы получилось. Некоторые образы получились неубедительными и ходульными, есть вопросы к сценаристам. Но в целом – хорошо. Актеры понравились. Цыганов хорош, Лысенков просто прекрасен, Дэйзи Хэд убедительна, даже несимпатичный мне Колокольников был вполне органичен. Ну и романтическая линия симпатичная. Я даже, пожалуй, пересмотрю.
Итак, Девятая... Этот фильм режиссёра Николая Хомерики («Ледокол») я ждал давно. но увы... По отдалённым мотивам писаний супругов Дьяченко. Триллер, мистика, страсти-мордасти-ужасти. Готишные ведьмы.
Забавный в каком-то роде кинопродукт получился. Смесь приключенческого кино а ля «Мумия», комикса, готического триллера и нуара-детектива. И всё это в багровых тонах, тьфу, в питерских туманах и каналах. Над бездной тёмных вод и в тени особняков, мимо коих как-то ночью гнал несчастного Евгения страшный Мёдный всадник. В общем – ещё один «Гоголь». Только односерийный и без Петрова. Ну и на шибко сурьёзных щах настоянный.
И именно это и убило всю картину. Авторы разрывались и так и не поняли, что же именно хотят они снять. Нуар? Триллер? Ужастик?
Я так понимаю, что вдохновлялись все недавним «Дуэлянтом» и стародавними заморским «Из ада» и «Шерлоком Холмсом» (от Г.Ричи). Но по факту вышло дичайшее ирландское рагу. С перескакиванием с места на место, с закадровым бубняжем, с идиотичными порою комикс-вставками. Ну и без пары традиционных либеральных фиг в кармане, ясен пень, тоже не обошлось. При всём этом надо отметить великолепную стилизация славного града Санкт-Петербурга (тут скорее имеющего Лик тёмной Пальмиры, из одноимённого романа Васильева). Хорош главный герой – полковник Ростов (Евгений Цыганов), отлично сыграл одного из подлинных упырей Юрий Колокольников. Но вот персонаж Дмитрия Лысенкова (Ганин) большую часть экранного времени бесил прямо-таки не по детски, прости Господи. И именно с ним связана одна из неразрешимых загадок картины. Ответ же Хомерики меня не устроил… Есть в этом фильме пара реально страшных сцен.
Резюме:
Красивое, стильное, местами чуть ли не очаровательное мрачное кино. Но крайне неровное, абсолютно сырое и «непропечённое» и несбалансированное. История, которая могла бы быть рассказана гораздо интереснее.
Кажется, «Девятая» на бумаге выглядел здорово – наш ответ Гаю Ричи с его «Шерлоком» и безысходность Российской Империи перевоплощается в остросюжетный детектив, где найдется место и этакому Фандорину на минималках, и русским поверьям, и даже особому стилю. Казалось, что «Девятая», у руля которой маячил аж Роднянский, исправит ошибки неоднозначного «Дуэлянта», т.е. уберёт монотонное повествование и добавит драйва с саспенсом. Даже загадочный трейлер давал надежду, что это будет достойное русское фэнтези и/или мистический детектив; уйдут в сторону дурацкие комедии, военные и спортивные фильмы, и даже «Тайна печати дракона»; это должен был быть хороший развлекательный проект – в меру интересный и в меру таинственный. Увы, здесь не просто «что-то пошло не так», здесь не так пошло абсолютно всё – «Девятая» оказался безжизненным клоном западных кинолент, где переложенный на русский лад «комиксный» нарратив выглядит глупо и не внушает доверия.
Итак, в Петербурге 19 века всё как обычно. Дворянин в исполнении Колокольникова (ну, конечно) организовывает гастроли англичански-медиума Оливии Рид. В это время полковник Ростов, он же – вредный и ворчливый сыщик в исполнении Цыганова (ну, само собой), расследует загадочные убийства. Маньяк убивает девушек, причем убийства обставляет явно с оккультным оттенком. Да, Ростов выходит на Оливию Рид, две сюжетные линии сливаются в одну и начинается… честно говоря, кинокомиксная чушь.
Интересно, что в кресле режиссера сидел аж Николай Хомерики – человек, который, судя по всему, знает толк в том, что нужно русскому зрителю. Хомерики, как личность интеллигентная, в своей фильмографии не перебарщивал ни с «чернухой», ни с пародийными концептами, а его поиски загадочной русской души, ну, по крайней мере примечательны. В какой-то момент Хомерики ушел в большое кино. «Ледокол» и «Селфи» были фильмы средними и даже вторичными, хотя в них были хорошие актеры и, ну, по крайней мере авторская интерпретация опыта зарубежных режиссеров. «Девятая» же сделан более чем лениво – это всё та же попытка донести до российского зрителя западный опыт, только в этот раз всё наглее и даже глупее.
Дело в том, что по части сюжета «Девятая» напоминает какое-то попурри из основных сюжетных ритмов «Индианы Джонса», «Шерлока Холмса» Ричи, «Голема», а также этакого «духа Netflix». И комиксовые вставки в некоторые сцены, и прозорливый сардонический юмор Ростова, и атмосфера туманного Петербурга – всё это приемы, нацеленные на абсолютно разную аудиторию. Отсюда и выходит какая-то каша: сценарий «Девятой» скачет от детектива до хоррора, от комедии до мелодрамы. Подобная неопределенность с жанровым направлением оставляет лишь уныние. Опять же, Хомерики, кажется, был сам далёк от «ворлдбилдинговой» канвы; режиссеру, судя по итоговому проекту, было интереснее снимать этакий фантазийный быт петербуржцев 19-го века, а не сосредоточиться на разгадке или превратностях сюжета.
После абсолютно ненужных отсылок к министру культуры и полицейским мигалкам, «Девятая» переплюнула сама себя: в конце, когда герой разрушает «четвертую сцену», даётся вполне прямолинейный намёк на кинокомиксы. Подобный приём вообще начисто стирает всю серьезность из «Девятой», оставляя лишь странную смесь комедии, трагедии, детектива и мистики. В подобном смешении жанров нет ничего плохого, но, кажется, российское кино к подобному ещё не готово: мы хорошо снимаем философские драмы, экзистенциальные притчи, байки о тяжелом российском наследии, однако в развлекательном формате с Голливудом конкурировать нам нелегко. «Девятая» тому пример.
Да-да, вы не ослышались, уважаемые читатели. Название для рецензии выбрано совершенно осознанно. Дело в том, что с самого начала фильма зрителю не дают засомневаться, что расследование убийств девушек, носит отнюдь нетривиальный характер. В деле замешаны сверхъестественные силы, о чём поначалу нелегко догадаться. Место действия – Петербург конца 19 века, время, когда страна увлеклась спиритизмом, оккультизмом, магией. Тут и известный британский медиум приехала с гастролями, а на её сеансах залы забиты до отказа. И на фоне этого продолжают загадочные убийства молодых девушек. Каждое новое убийство становится более зверским, чем предыдущее. То внутренних органов недосчитываются у жертв, то мистические знаки на телах обнаруживаются, определённо, имеющие непосредственное отношение к оккультизму.
Места нахождения тел носят, на первый взгляд, бессвязный характер. Но так кажется только поначалу. Реальность оказывается куда более пугающей. И, ладно бы кто-то обезумевший просто старался придать убийствам пресловутый ритуальный характер. Мало ли безумцев земля носит? Нет, здесь действительно имеют место настоящие ритуальные убийства, преследующую особую цель. Но какую? На этот вопрос пытается ответить сыскное управление Санкт-Петербурга под руководством профессионала в своём деле, полковника Ростова и деятельного малого Ганина. Обоих блистательно сыграли Евгений Цыганов – главное лицо отечественных мистических триллеров последнего времени и Дмитрий Лысенков, за плечами которого масса неординарных проектов. Сериалы «Мажор»(2 и 3 сезоны), «Куприн. Впотьмах», в котором также был Цыганов, «Шерлок Холмс» 2013 года, в фильмах «Сталинград» и «Дуэлянт». Везде, где появлялся актёр, роли получались колоритными, вне зависимости от количества экранного времени. Что также примечательно, в фильме «Девятая» персонаж Лысенкова представляет петербуржского следователя. Сам актёр также родом из города на Неве.
Дэйзи Хэд, актриса из Великобритании, играет в «Девятой» английского медиума. Именно к ней расследование приводит Ростова и Ганина. Тут следует заострить внимание на выборе актрисы. Каст получился достоверным и точным. Всегда же приятно, когда представителя какой-либо страны играет актёр, ей представляющий. Западные коллеги, учитесь у нас, а не берите на роль русских в своих фильмах кого угодно, кроме, россиян. А вообще, персонаж Дэйзи Хэд - Оливия Рид, получился убедительным. Актриса смотрелась потусторонне, под стать образу. Не переигрывала, была выразительна, за ней интересно наблюдать в кадре.
Юрий Колокольников, известный отечественному зрителю по самым разным ролям, в частности, достаточной эксклюзивной. В образе магнара теннов из «Игры Престолов» можно было наблюдать актёра.
«Девятая» - атмосферное кино, без какой-либо натяжки. Выбор Санкт-Петербурга в качестве основных локаций – удачное решение. Он хорошо передаёт мрак, холод, подспудное чувство страха, вызванное неуловимыми движениями в тенях. Обстановка нагнетается новыми поворотами в расследовании, дополняется грамотной работой композитора и кристально-чистой картинкой, образца фильмов Гая Ричи про «Шерлока Холмса». Всё это плавно подводит к следующему момент
Особых эпитетов заслуживает работа режиссёра и оператора. Хомерики вообще лауреат золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля. За красивые глаза награду абы кому не дадут. Так что фигура, находящаяся в режиссёрском кресле и впрямь маститая. Без каких-либо оговорок.
Слаженные действия Николая Хомерики и Максима Осадчего подарили изумительно чистую картинку. Чёткую до каждой морщинки на лбу актёров, до точной передачи любых цветовых оттенков, акценте на деталях. Происходящее по ту сторону экрана выглядело настолько настоящим и чётким, словно смотришь в чистое окно. Уровень съёмок, без преувеличения, на высочайшем уровне. Ни грамма не хуже некоторых лучших западных образцов. Вне всякого утрирования, «Девятая» снят и смонтирован без единого нарекания. Целостно выглядело абсолютно всё.
Вопросы остались по сценарию, поскольку именно за него снимаются баллы. Это единственное, к чему есть серьёзные претензии. У сериала пять сценаристов, а шестой отвечал за…комикс. Вы не ослышались, у фильма есть замечательная фишка, отличающая «Девятую» от любых других мистических фильмов, снятых в России. Поскольку повествование ведётся от лица Ганина, он на своей работе научился делать зарисовки тел, предметов и прочего, что, собственно, не могло не отразиться на его восприятии. Рассказанную в фильме историю он схематично зарисовал, что нам периодически, но не надоедливо представили на экране в виде комиксовых вставок. Их было немного, они не отвлекали, а лишь превосходно разбавляли общее действо. Смотрелось весело, задорно и очень свежо. Смелая задумка полностью себя оправдала.
Но теперь немного о грустном. Когда у фильма множество сценаристов, зачастую получается примерно также, как с семью няньками, оставившими дитё без глаза. Во-первых, писавшие сценарий имеют посредственное отношение к хоррору и мистике. Детективная составляющая и юмор в фильме, на высоте. Не то чтобы Вау, но весьма недурно. Юмор так и вовсе очень хорош. Ни тупости, ни пошлости, всё к месту. Имеет место сатира, ирония, само-высмеивание, в особенности, некоторых отечественных реалий на сыскное дело и на дачу взяток. А также до самого финала остаётся неизвестным, кто стоит за кровавыми убийствами. Догадка смутная может проскочить, но для её подтверждения нет фактов. Скорее, всё об обратном говорит. Так что, пусть лента и вышла увлекательной, у неё есть существенный минус – критически малое присутствие хоррор-составляющей. Это в большей степени мистическое кино. И тут-то как раз самое интересное. Мистики не так много, как того хотелось бы. Это, скорее вариация фильма с Джонни Деппом «Из ада», но более динамичная в плане сюжета и гораздо качественнее снятая.
Вообще возникает стойкое ощущение, что сценарных дел мастера в какой-то момент забыли, в каком жанре снимают. Это упущение, притом серьёзное. Финал же хуже всего удался. Нет, сам по себе он получился интересным и захватывающим своей развязкой, а в чём-то очень даже непредсказуемым, но: до ужасного оборванным. Как будто на полуслове завершённым. Некоторые очень важные детали пояснены несколькими словами, что-то осталось за кадром, отдельные моменты вызывают вопросы, поскольку объяснения им дать не удосужились. Очень странно выглядит такой подход. В хорошем смысле ровное кино «наградили» рваным финалом. Причём нельзя сказать, что присутствует задумка на продолжение именно показанной истории. Это-то и смущает, поскольку неясна цель, преследуемая сценаристами. Ощущение такое, что им в какой-то момент надоела история и финал сделали топорным образом. Расстраивает такой не слишком профессиональный подход.
Пересмотреть его со временем вполне можно. А вот посмотреть впервые, и вовсе обязательно. «Девятая» - образец качественного тематического кино, да со своими огрехами и не очень сильными местами, но общий прогресс заметен. Отечественные киноделы делают работу над ошибками, растут над собой. Не ждите всего и сразу от российской мистики и ужасов. Просто напомню всем и каждому, что у Голливида за плечами свыше 100 лет опыта по созданию лент в жанре хоррор. Только вдумайтесь в цифру!