К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Очередным шедевром стоимостью 800 миллионов (я не шучу) рублей, выделенных, как водится Министерством Культуры РФ и 'Фондом кино', порадовал нас российский кинематограф под занавес 2019 года. 'Союз спасения', фильм по мотивам событий почти (это важно) двухсотлетней давности, происходящих в послевоенной России. Фильм о восстании декабристов на сенатской площади.

Не стану много говорить о качестве самой картины, оставлю это профессионалам. Однако, не могу не упомянуть два чисто технических момента, которые сходу бросаются в глаза.

Картинка. Оператор 'радует' зрителя почти исключительно средними планами, это видно даже по трейлеру. Лица, разрубленные экраном наполовину. Первые планы, не несущие никакого сценарного или художественного смысла, обилие съёмок с квадрокоптера, пульт от которого дали какому-то робкому ребенку, чтобы он снимал постоянно как-то сзади и из-за угла.

Музыка. Такое ощущение, что человек, отвечавший за подбор музыкального сопровождения, крайне неумело решал задачу 'попасть' сразу во все аудитории: от детишек до старушек. И если со старушками местами даже могло бы получится (есть несколько неплохих симфонических фонов, которые, тем не менее, плохо сочетаются с происходящим на экране), то вот с представителями остальных поколений однозначно мимо. Неумелые попытки заигрывать с рэп-мотивами и мелодиями группы 'Наутилус Помпилиус' (привет, 'Брат') вряд ли могут серьезно заинтересовать аудиторию младше сорока.

Теперь о главном - о сюжете и идеологии картины. Они предельно просты и бьют собой зрителя прямо с порога в лоб, не заботясь о мягкости воздействия, не переживая о том, чтобы хоть как-то совпасть с настроениями потенциальной аудитории. Сразу понимаешь, за что именно государственный бюджет отвалил почти миллиард деревянных денег.

Вся картина рассказывает зрителям об одном: царь хороший, майдан плохой.

Первая же сцена показывает нам юного Муравьёва-Апостола, которого привечает император Франции Наполеон, заявляя, что 'хотел бы иметь такого сына'. Фактически, зрителя тыкают лицом в тот факт, что русский 'майдан' образца XIX века был крещен главным западным врагом тогдашней России. Короче, ничего не меняется.

Затем мы видим Париж, который только что заняли русские войска. Войска моментально где-то раздобыли шампанского и бухают. Мимо проезжает император Александр I, войска хотят с ним выпить, но царь всё так же проезжает мимо. Зрителя буквально на поводке тянут еще к одной 'важной' мысли: все претензии оппозиции к власти происходят из-за того, что власть их в своё время не приблизила к себе.

Дальше нас ждёт полоскание западнических устремлений, краткая история создания тайного (читай - несистемного) оппозиционного общества, расколы внутри него и подготовка непосредственно к выступлению на Сенатской площади. Самих декабристов показывают мало и плохо: они отказываются от всего, теряют семьи и положение в обществе, их миссия безнадёжна. Больше нам показывают царя и двор: император мудр, его наследник (преемник) молод, но у него хорошие советники из числа старой гвардии, все при дворе только и делают, что думают о спасении России.

Итог (тут можно не бояться спойлеров, если вы ходили в школу): русский майдан девятнадцатого века расстрелян и разогнан, но милостливый царь расстреливает только пять человек. Всё. Хэппиэнд. И ни слова, кстати, о 120-ти сосланных в Сибирь декабристов. Это бы немного подпортило картинку благородства победившей власти.

Итак, почти миллиард денег потрачен. Зрителям рассказана история о том, как мудрая власть в очередной раз в русской истории победила глупых простестующих. Удалось ли авторам картины осуществить задуманное?

Декабристы, по сути, были для первой четверти первой половины XIX века тем самым средним классом, бунта которого так сильно опасаются сегодня все провластные эксперты, еще не потерявшие окончательно связь с реальностью. Авторы картины относятся к революционерам снисходительно, как к глупым детям. При этом до небес превозносится мудрость и прозорливость власти. Верит ли в это зритель? Нет.

Во-первых, многие зрители всё же ходили в школу и что-то читали. Меньшая часть, из числа тех, кто еще хорошо помнит Советский Союз, так же хорошо помнят, как советская пропаганда представляла декабристов героями. Те же, кто не учился в школе и не помнит советской пропаганды, как минимум, после просмотра фильма обязательно погуглят и сразу увидят кучу расхождений в истории и сценарии.

Сегодняшний российский зритель существо крайне симпатическое. Всё, происходящее на экране он пропускает через фильтр сегодняшнего себя, через свои ощущения, эмоции и знания об окружающем мире. Подавляющее большинство россиян сегодня с одобрением или пониманием относится к протестной активности и с большой долей недоверия - к власти. Как вы думаете, на чьей стороне окажутся симпатии среднего посетителя кинотеатра, отдавшего свои кровные за просмотр не очень удачной как операторской, так и режиссерской работы? Боюсь, сторону царя здесь могут принять только люди, и в реальной жизни связывающие себя с властью: члены партии, чиновники разного уровня и госбизнесмены, кормящиеся от бюджета. Симпатии остальных, думается, склонятся в сторону декабристов, какими бы странными и глупыми их не пытались бы показывать авторы картины.

В результате, государство, которое в разных своих ипостасях снимало и продвигало 'Союз спасения', снова оказалось в роли высекшей саму себя унтерофицерской вдовы. В роли человека, который без конца теребит недавно полученную и зудящую рану. И рана эта - протест среднего класса против сложившегося порядка вещей и роли власти в этом сложившемся порядке.

В минусе зрители, потратившие кровные деньги на билет и пару часов своего времени. В минусе идеологическая машина государства, которая получила эффект обратный от желаемого. В плюсе только ребята, к которым, я уверен, прилипла значительная доля от чрезмерно раздутого бюджет фильма.

29 декабря 2019 | 09:19
  • тип рецензии:

«Союз спасения»: боже, царя храни

Знаете, я ведь родилась в городе, где большая часть декабристов отбывали каторгу — в том самом Петровском заводе, который на карте России сейчас зовется Петровск-Забайкальский. У нас жили Трубецкой, Волконский, Анненков, Лунин, Горбачевский, Бестужевы, Муравьев, Якубович, Оболенский и другие. К ним приехали жены — Трубецкая, Анненкова (Гебль), Волконская…

Для меня с детства декабристы — супергерои и отчаянные ребята, которые посмели выразить свое мнение в период, когда его никто не спрашивал (даже у таких высокородных людей, как они). Уникальная золотая молодежь, которая вдруг решила не только пить шампанское и тусоваться, когда закончилась война. Прекрасные безумцы, которые сначала воевали за свою страну, а потом пошли в ней против системы.

В этом декабре по зову предков съездила на родину и сходила в уникальный музей в Чите — церковь декабристов, где сохранилось много оригинальных документов и вещей ссыльных бунтарей. Я — человек впечатлительный, поэтому комок к горлу подступал при виде списков наказанных после восстания на Сенатской, оригинала «Русской правды» Пестеля, «Конституции» Муравьева-Апостола, тюремных роб, записок и зарисовок… Эти люди сделали мой край известным. Я выросла с огромным уважением к ним, и плевать, что это привитые ценности — мне точно пошло на пользу это осознание.

И тут в кино выходит «Союз спасения». Ежу понятно, что сейчас в России фильм про симпатии к зачинщикам государственного переворота не выпустят. Выпустят, скорее всего, проправительственную агитку. Однако я все равно пошла в кино: все-таки близкая мне тема, виды любимого Питера, да и оценить надо было самой, объективно.

Внутри меня — гордая за декабристов маленькая девочка, и она получила плевок в лицо: по версии создателей фильма декабристы — глупые и кровожадные мажоры, недалекие и заскучавшие мечтатели. Ничего не сказано о том, за что они боролись, но были старания намекнуть, будто они просто хотели власти и насилия. Ни слова о том, что в России и правда было крепостное право, и что это вообще такое, и что служили по 25 (!!!) лет в армии. Зато режиссер и продюсер явно очень симпатизировали будущему Николаю I — сделали его спокойным и грустным, очень рассудительным и милосердным. Это Николая, которого в народе прозвали Палкиным — за любовь к наказаниям в виде побоев палками!

Суперстранный выбор музыки: какого черта в фильме про декабристов делает «Сансара» Басты? А «Прогулки по воде» от «Наутилуса» засунули, потому что был Муравьев-Апостол? Бредовый саундтрек, честное слово. Настоящая фирменная безвкусица от Первого канала.

Ох, господин Эрнст и господин Кравчук, очень надеюсь, что когда-нибудь вам будет стыдно за тот посыл, который вы передали в этом фильме. За это тупое назидательное «царь-батюшка лучше знает, да куда вы лезете, сидите на своем месте и пейте шампанское, тоже мне, умники нашлись, вот смотрите и учитесь, как это бывает с мятежниками и вольнодумцами». Мерзко на душе от того, как прогнулись и как подали историю с провальной, но все же попыткой изменить что-то к лучшему. Как сделали из героев войны и просвещенных людей (бог видит, России нужны такие герои) дерганых зажравшихся хипстеров с оружием. Они не были сверхлюдьми, но точно были выдающимися личностями.

P.S. С технической точки зрения фильм, к слову, неплох и выглядит дорого. Съемки зрелищные, костюмы отличные (а не как сшитые в ателье через дорогу), актеры визуально сидят в образах как влитые. Мне было приятно посмотреть на красивых мужчин в мундирах (особенно на Игоря Петренко). Конечно, сюжет скакал как гиперактивный козлик, и людям, несведущим в истории, будет тяжко за ним следить, зато как-то динамично, не скучно, без провисаний. Игра актеров — ну такое. Домогаров-Милорадович хорош, другие актеры из старой школы — тоже. Петренко — one love. Молодые ребята получились плоско и пафосно, а Прилучный переборщил с безумием — Пестель, конечно, был непростой человек, но не настолько двинутый.

Пересмотрю-ка я «Звезду пленительного счастья».

4 из 10

29 декабря 2019 | 02:34
  • тип рецензии:

До этого фильма у меня к декабристам было уважительное отношение. А после замечательного фильма 'Звезда пленительного счастья' появился еще и некий романтический налет.

И что мне теперь показывают? Кучка наивных мальчиков, побывавших на войне, научившихся убивать, они никак не могут остановиться и в мирной жизни. Озверевшие от ощущения свободы, не понимающие ценности человеческой жизни, они с легкостью втягивают в свою авантюру ни в чем неповинных людей. Мечтатели и прожектеры, строящие воздушные замки будущего страны за бокалом шампанского. Такими нам показаны декабристы. Я - не историк и не могу знать, какими были участники этого восстания. Раньше считалось, что бунт - это удел мужиков, то теперь авторы фильма показывают, что желание бунтовать в крови русского человека, независимо от сословия.

Теперь о самом фильме. Нет сюжета, истории, а вместо этого - отдельные сцены из жизни.. Практически нет диалогов. Перескакивание из одного года в другой и обратно. Такое впечатление, что я попала в болото и, чтобы не утонуть прыгаю с кочки на кочку.

При этом, замечательная работа художников. Хорошие артисты, которым, правда, нечего играть.

Фильм, безусловно, провальный. Но есть возможность посмотреть на декабристов другими глазами.

29 декабря 2019 | 00:27
  • тип рецензии:

Чего не ожидала вообще, что придётся писать подобный отзыв на фильм который, по идее, должен быть сногсшибательным. Просто не имел права не быть.

Когда смотришь голливудскую 'Анну Каренину' или 'Тихий Дон', тут уж сам Господь Бог велел не обижаться: американцы априори не могут снять ничего серьёзного о России не потому, что не умеют делать кино, а потому, что не понимают изюминки и характеров.

Но вот, когда русское кино снимается русским режиссёром с русскими актёрами о русских событиях, которые всем, казалось бы, знакомы.. чего им не хватало? У меня неприятно сжалось сердце, настолько всё плохо.

Опущу идейную составляющую фильма, это отдельная тема для разговора, скажу о нём самом. Прежде всего меня возмутил звуковой ряд. При семисотмиллионном бюджете, на мой взгляд, можно было написать уникальную запоминающуюся музыку, а не переделывать 'Владивосток 3000' или 'Прогулки по воде' Наутилуса. Саундтрек баталий неуместен и неадекватен происходящему, он более подходящ к компьютерной игре. Здесь вообще вся музыка звучит нелепо.

Кстати, о компьютерных играх. Вот это подходящие слова об этом проекте, он выглядит, как компьютерная игра, упор сделан на батальные сцены при хромоногом сценарии и отсутствии драматургической составляющей. Ни один из персонажей не прорисован, не из-за одного из них не переживаешь, воспринимая их все, как мельтешение лиц в кадре. Вкупе с этим фактом, события изложены таким образом, что я не приняла вообще ничью сторону: ни сторону императора, ни сторону декабристов, настолько два с половиной часа ни о чём, непонятно из-за чего весь сыр-бор. Почему возник конфликт показано крайне невразумительно, он вообще бы не получил развития, особо декабристы не были в этом заинтересованы, если бы не смерть императора Александра I. Но коли уж получил, они начали себя вести хаотично. На минуту все эти 'интриги' вызвали у меня ощущение детских игр, только со всамделишными убийствами. Съёмочная группа не потрудилась ясно изложить мысль, кто на ком стоял.

Наверное, самая сильная сторона фильма - это костюмы. Не то, чтобы они смотрелись в кадре восхитительно, но надо же сказать хоть что-то хорошее.

Ну и ещё сами батальные сцены, да, они сняты с размахом и как-то... по-голливудски, что опять-таки не делает их плюсом в данном кино.

Игра актёров оставляет желать много лучшего.

Была попытка вплести в повествование нить о любви, но особого развития она не получила и, в конечном счёте, к чему она, эта попытка, была, как-то не очень ясно.

В общем и целом проект не представляет интереса и забудется через пару недель.

Историческим я бы его не назвала, ибо просто нагромождение сцен. Я бы его даже не назвала художественным. Картина, возможно, и масштабная, но удивительно безвкусная и бездушная.

Решайте сами, смотреть или не смотреть.

2 из 10

28 декабря 2019 | 08:53
  • тип рецензии:

Есть всем известный фильм - 'Звезда пленительного счастья'. Если вы ждёте чего то подобного, то вы разочаруетесь. В Союзе спасения будут единственно что - красивые сцены расстрела солдат из пушек на Сенатской, частично испорченные бестолковым слоу мо. А вдогонку будут непонятно чем мотивированные персонажи, их непонятно чем обоснованные решения, им не веришь и им не сопереживаешь. Этих персонажей в итоге даже и не жалко, когда их вешают в кронверке, потому как они бестолково все организовали (судя по фильму), а если так и было в реальности, то не объяснено, почему так получилось - Трубецкой то ли струсил то ли нет... уважаемые зрители, решайте сами, нам пофиг. Параллельно фоном будет музыка из Наутилуса Прогулки по воде, что исключит любую возможность погрузиться в атмосферу тех времён. Лучше бы тогда мелодию из Бумера добавили, чтоб драматизма нагнать. Не хватает этому фильму разве что Петрова с Козловским, чтобы до конца соответствовать современным веяниям российского кино.

Я понимаю, что такую тему, как восстание декабристов, сложно раскрыть в 2 часа экранного времени. Ну так продумайте нормальный сценарий, сделайте акцент на чем то одном.

В общем и целом смотреть сей фильм конечно можно, ибо костюмы, баталия на площади, некоторые сцены есть интересные. Но на этом всё. Идеи там не больше, чем в фильмах про трансформеров.

5 из 10

Может НВО заинтересуется и снимет таки сериал по данной теме.

27 декабря 2019 | 10:55
  • тип рецензии:

И это фарс – как с Земли на Марс – фарш, марш и автошарж. Только так! Вот и всё. И мне без разницы, как там было на самом деле по всяким секретным документам, я всё делаю по-своему. Потому что, когда кукольный театр разворачивается на весь город, когда картонные разукрашенные домики служат декорациями резни, когда оловянные солдатики ровно падают на спину один за другим от выстрелов пластмассовой картечью, когда одинокий меланхолик целый день с пассивно-агрессивным видом катается на лошади, рассматривая те прелести своего государства, которые гнильцой осели во время давнего победного забвенья, когда каждая повседневная мина, будь то поэт, солдат, артист или обычный прохожий, переконструируется в гипертрофированное выспренное пафосное и болезненное лицо, выражающее острое желание с кем-то расправиться, когда фрагменты картины начинают сыпаться от одного поднесения лупы, в конце концов, когда старательные творцы-демиурги хотят двойственности, но сами не могут разобраться, как она работает, и что нам всем с ней делать, тогда с севера дует несвежий ветер, и что-то снова не так.

Идите до конца! Я уже достаточно за свои годы закалил нервишки, чтобы посмотреть с распахнутыми глазами на большом экранчике, как за призрачные инфантильно выстроенные идеи гибли молодые люди. Они ведь и так чёртовы гении! Это такая хохма, аж не верится даже мне. Уверен, все и так это и знают, но всё же, дабы благословить свой текст этим замечательным фактом, скажу. Фильму «Красавица и чудовища» вылепили 16+ за намёки на гомосексуальное поведение одного из героев. Понимаете, к чему я клоню? Мне даже, не нужно приводить никаких других примеров, потому что обезглавленный пушечным ядром солдат, стремительно идущий ко дну подо льдом и все остальные мертвецы, счастливо сообщают нам о том, что на сие кино можно спокойно водить классы школьников, которым за 12. Это просто сказка какая-то! Тем не менее, вы не дожимаете господа. Если уж, начали, ну давайте вместе тогда окунёмся в водоворот безумия, давайте сделаем такую сумасшедшую постановку, от которой все дети вмиг повзрослеют, а то с вашим вечным желанием заработать им лишь на половинку приоткроется эта дверца в новый неизведанный мир. Покажите уж всю жестокость, весь психологизм, всю горечь и экзальтируйте уж до победного то мнимое состояние, когда действительно веришь, что твои опрометчивые действия что-то меняют в глобальном плане.

А то я так чё-то не поверил. Вот незадача. Не задалось у нас. Да ещё и человечки эти странные всё бегают по экрану, как насекомые, каждый со своей травмирующей историей и целью, да кто б о них знал… Да уж, с таким бедненьким бэкграундом сложно будет наверное доказываться этим людям, что они чего-то стоят и действительно могут как-то менять государство. Страна наплакалась. Тут никто не плачет, но говоря о жидкостях – лишь быстро затвердевающая маскулинность обволакивает всю поверхность этого полотна. А если я вот современный зритель, меня растили в теплице, как и многие растение рядом со мной. Такой вот образ. Если во мне сейчас гораздо больше женского, чем в этих отважных юнцах в 1825. Если я отчаянно жажду свободы и считаю, что при всех равных, у каждого индивида есть право на счастливую жизнь. И что если бы я просто не смог со своими дрожащими от страха коленками выйти туда и стать в строй за грядущие перемены или же наоборот дать отпор бунтующим. Что же мне тогда делать? Этот фильм как-то жесток со мной, чувствуется, что он отвергает мою натуру. Но я же так попросту не могу понять, что условный ярый декабрист бы делал в мирное и абсолютно спокойное время? Лупил бы жену плёткой за то, что ужин не приготовила? Ах да, никаких жён, тут сейчас мужчины онли.

Да ещё и в преддверии праздников это выходит, как всегда вот это начинается – параллели с современностью и уже каждый доморощенный кинокритик пищит о том, что историческое кино отражает нынешние реалии, что в этом и в том моменте содержаться определённые высказывания по поводу недавних событий. Ну да, наверное, спасибо, что какой-нибудь случайный император не начал палить по митингующим или любящим провести время большой компанией людям. Да, вшили смыслы, ещё парочка ошалелых выбежит из кинотеатра в полном единении тела и духа. Ведь в здоровом теле дух какой? Правильно. Как им вообще удобно стоять весь день в этой дурацкой одёжке? Патетика? Да ладно, напялил чего поудобнее и пошёл воевать, а то я удивляюсь, как их головушки не клонит к низу с такими мешками картошки на них. Это тоже к вопросу о мужском и женском – как в сериале «Ведьмак» дамочки-чародейки воюют в красивых платьицах, аккуратно придерживая подолы, так и тут мужики, отряхнувшись после пушечного выстрела, поднимают свои треуголки и надевают их снова, не забыв позаботиться и о своих нарядных мундирах.

Да уж, какой-то вымышленный мирок, не находите? Звучит довольно смешно и нелепо. Но вот она реальность! Это есть, это показывают прямо сейчас. Я не ругаю, мне нет никакого дела, просто, когда серьёзное сильно диссонирует с комичным, происходит коллизия, которая пробуждает в иных людях творческий потенциал. Транслируемые мысли (неважно, что они и так обитают там в эфемерном фантомном виде) тогда отходят подальше и дают простор уже гиенам и стервятникам творить своё искусство на останках неудавшегося зверя. Доедать всё это. С такой позицией долго не протянешь, зверь едва вырвался на волю – красивый могучий лев с пышной гривой, бесспорно царь в этом сезоне. Вот он выходит в свет, как сразу же его начинают грызть и клевать и делают это, пока от него ничего не останется. А ему, по правде, и ответить-то нечем, нечем покрыть. И он уже посыпался, раскрошился – такой внушительный с виду оказался таким хилым и жухлым, что с великой лёгкостью дал себя в обиду падальщикам. Или вовсе крепкий солдат обернулся в критический момент ранимым субтильным инфантилом. Да? Так может за всеми этими показухой и апломбом скрывается то, что гораздо ближе к современному мне и мне подобным? Что пырнёшь один раз ножичком, так масло сразу и потечёт? Не знаю, кто-то может подумать над этим…

27 декабря 2019 | 01:34
  • тип рецензии:

Фильм повествует об сообществе декабристов. В нем показаны события не только 14 декабря 1825 года, но также и предшествующие им, а началось всё с победы над французами в 1814. С помощью них авторы последовательно раскрывают вопрос о том, почему же юным офицерам не сиделось на месте, и они ринулись в бой, рискуя не только своим положением в обществе, но и собственной жизнью.

Начнём по порядку. Фильм скучен. Авторы попытались снять драму, но увы, у них это не получилось. Так как, для того чтобы снять драму необходимо иметь прописанных персонажей. А что мы видим в фильме? Нам в первый час представляют чуть ли не всю светскую свиту, десятки и десятки персонажей. С одной стороны, приятно видеть на экране Трубецкого, Муравьёва-Апостола, Пестеля, Александра 1, Николая 1, и всех, тех о ком мы читали в учебниках по истории. Но с другой стороны, это была ошибка. Впустив в историю столько персонажей, автору просто не хватит фильма, чтобы всех их раскрыть.

Эстетическое наполнение. Если вы посмотрите трейлеры к фильму, то в них можно увидеть действительно красивые кадры, но здесь тоже не так всё просто. Помимо красивого Петербурга, царских апартаментов, полностью обрамлённых золотом, и чудесных мундиров с красивыми шапками, - фильму предложить нечего. Пытаясь, опять же, создать драму, режиссёр решил снимать актёров крупным планом, и здесь я подчеркну ещё один важный момент, - в закрытом пространстве. То есть, если у вас клаустрофобия, то чурайтесь этой киноленты. Вообще, я считаю, что все эти крупные планы в закрытых помещениях по сути убивают масштаб в этом фильме, они закрывают нас в маленькую комнатку, в которой власть и декабристы, как дети, спорят за место на самом высоком стуле. А масштаб, чёрт возьми важен! Мы говорим об императоре, о целой стране, о будущем этой страны.

Смысловое наполнение. В этом пункте сценарист отметился, тем же чем и сценарист «Отряда самоубийц» - пафос. Огромное количество громких фраз, которые были вставлены исключительно для трейлера. Что же касается того о чём я боялся больше всего, - слов о том, что революция это плохо, - ничего подобного здесь не прозвучало. К слову, авторы в одном из недавних интервью, заявляли следующее, - они не пытались в фильме дать оценку историческим событиям. Тем не менее, одна фраза, сказанная Сергеем Муравьёвым-Апостолом, как по мне заслуживает своего цитирования. «Все мы боремся за цели правые, а методы у нас преступные», - это он про власть и революционеров.

Монтаж. Не думал, что я дорасту до критики монтажа, но этот пункт по праву здесь. Весь фильм я задавался вопросом, почему они режут плёнку? Зачем нужны бесконечные срезки? Вы драму, вроде, снимаете господа. Почему бы не подержать кадр, не покрутится вокруг персонажей, пока они говорят, как у Тарантино? На этот вопрос мы никогда не узнаем ответа, но на самом деле всё хуже, чем вы думаете. Первый час фильма, мало того, что вам вбрасывают огромным потоком персонажей, так ещё вы оказываетесь в разных локациях, причем не всегда понятно в каких вы временных промежутках, - это было позже или раньше.

Рейтинг. Господа, сейчас внимание. В фильме показаны сцены, как массового убийства (расстрел строя солдат из артиллерийских орудий), так и единичного (ножом перерезают горло). Всюду кровь. Есть сцена, где солдату сносит голову ядром из пушки. И, несмотря на всё это, рейтинг фильма – 12+. Без комментариев.

Итоги: Я не хочу говорить, что фильм беспросветно плох. Нет. Он заслуживает право на существование, особенно если посмотреть, что сейчас идёт в кино. Тем не менее, он не целостен, этот фильм яркий пример того, когда охотник гонится сразу за двумя зайцами, а по итогу ни первого, ни второго не догоняет. В сухом остатке имеем, - фильм, сотканный из красивых клипов, которые не всегда удаётся связать с собой. Я считаю, что он заслуживает заголовка этой рецензии - “Фильм, снятый для трейлера'.

5 из 10

26 декабря 2019 | 23:49
  • тип рецензии:

Было всё 'шито - крыто'. Все спали. Россия сделалась единственной сверхдержавой в мире, наряду, пожалуй, с Британской империей. Спала страна и тут… Эти канальи разбудили Герцена! Герцен разбудил Ленина. Тот разбудил Революцию, та съела Ленина, но разбудила Сталина и новую Империю (СССР), потом и эта империя сгинула и наступила эпоха дикого капитализма, которая разбудила новое российское кино.

Оно, в свою очередь, разбудило исторический зуд в искусстве. Выходит, декабристы разбудили и режиссёра Андрея Кравчука! Протёр глаза и Константин Эрнст (продюсер), тряхнул головой и Анатолий Максимов (продюсер). И - понеслось. Декабристы такую цепь событий запустили, что «мама - не горюй»!

События фильма «Союза Спасения» происходят в России и Франции с 1808 по 1826 года. Русские войска одолели Бонапарта. Какие времена! Страна – победитель Наполеона. Здесь живут мужественные, красивые люди, но при этом это дремучая, жестокая держава с ужасным шрамом на челе: крепостничеством. Это когда людей продают как борзых собак за долги, секут насмерть, обирают, заставляя голодать или идти на разбой.

Что мы имеем в основе фильма? Тайное общество. Оно было организовано в начале 19 века и называлось «Союз Спасения». После принятия Устава они стали называть себя «Обществом истинных и верных сынов Отечества». Появились они потому, что молодые офицеры в заграничных походах, и при обучении за кордоном, приобщились к масонским организациям, и к началу 20-х годов 19 столетия в России насчитывалось более 220 масонских лож, состоящих из чиновников, офицеров, купцов. Своими главными целями эти люди ставили уничтожение двух столпов, на которых стояла вся Россия: самодержавие и крепостничество.

Но с мотивацией персонажей-то в картине «Союз спасения» 2019 у создателей проблема! Ну, с какого рожна дворянам с землями жалованными, наследуемыми, с доходами, с крестьянами личными, с чинами, да замышлять бунт? Может, у настоящих декабристов были свои резоны, но у киношных в фильме «Союз спасения» мотивации нет! Кроме парочки высокопарных слов, что мол, если ничего не менять, можно лишиться и того, что есть. Это слабая сторона картины.

Императора Александра 1 они, может быть, и не хотели убивать. Ограничить – да. Павел Пестель – командир Вятского полка - к примеру, больше хотел отменить именно крепостничество, а землю раздать крестьянам. Пестель в исполнении Павла Прилучного оказался одним из трёх персонажей, сыгранных классно. В нём есть этакая сумасшедшинка в глазах. Одержимость висельника. Прилучный это внутреннее напряжение, этот надрыв, передал.

Слабой стороной фильма я бы назвал и полное отсутствие любовной линии. А ведь жена декабриста – это лейбл, это знак качества российской женщины! Кто бы сейчас из современных дам бросил бы свои смартфоны и горячие ванны, СПА, курорты, и пошел бы за мужьями на каторгу в Сибирь комаров кормить? Крохотная женская роль Анны Бельской (Софья Эрнст) мне запомнилась и понравилась. Анна тут такая застенчивая, жеманная, трогательная. Настоящая декабристка! Эту линию тоже следовало авторам развивать, это привнесло бы эмоций в казенный язык фильма.

Третьего персонажа, созданного с чувством, толком, расстановкой, я бы назвал образ брата Александра 1 – Николая Павловича (Иван Колесников). Иван явил зрителю этакую задумчивую решимость, на грани с сомнениями в правильности своих действий, но при этом не лишенный человечности. Показать высокую Выдержку в критических ситуациях – это хорошо удалась актёру. Его герой за 30 лет правления провёл всего одну показательную казнь – тех самых пяти декабристов, к слову.

Николай Павлович задает при допросе бунтовщика слетающий с уст зрителя вопрос. Почему эти офицеры поднялись на восстание против устоев общества? Фильм дарит не лубочное представление о декабристах, и невольно начинаешь сомневаться. А кто прав - то? Мне обидно, что я так и не понял за кого авторы. За «белых» – за царя, или за «красных» – за декабристов? Не нравится мне туман в этом вопросе. Отсутствие авторской позиции – минус картины.

Декабристы воспользовались туманом политическим, а именно временным моментом безвластия. В итоге – кровь. «Русские стреляют в русских». Если раньше я был однозначно за «красных», то есть за декабристов, так нас учили в школе, в кино так показывали, то после фильма «Союза Спасения» Андрея Кравчука уже нет той во мне уверенности. Даже возникает желание бросить всё, уйти в библиотеку, прочитать хроники тех дней, воспоминания участников, и решить, не поменять ли угол зрения на всю историю страны?

А история эта знает не только взлеты, но и падения, и боль, и кровь. Фильм «Союз Спасения» умеренно кровавый. Если пушки бьют по рядам людей почти в упор, что происходит? Но в целом батальные сцены несколько тоскливы, и не шибко масштабны. Картина имеет довольно сильную потугу на аналогию с «Война и мир», но точно не дотягивает до экранизаций произведений Льва Толстого (Сергей Бондарчук, одноименный сериал ВВС).

У «Союза Спасения» 2019 года массовка вроде есть, но она жиденькая какая-то. Вот у советской «Войны и мира» Бондарчука и экранизации сериала ВВС массовка мощная, и эта массовость добавляет эффект гигантизма. Да так, что хочется выдохнуть воздух с присвистом: опа-на! У «Союза» 2019 года этого эффекта нет, или он незначительный, и это тоже минус.

Зато разговоров - то! «Союз Спасения» Андрея Кравчука затянут, метраж более двух часов, подчас ждешь какого-то действия, хочется крикнуть: « - Разговорчики в строю!». Иногда кажется, это больше фильм-спекаткль, отличные костюмы, долгие беседы на театральной сцене.

Говоря о вещи как о спектакле, надо отдать должное тем, кто строил декорации и восстанавливал реквизит, использовал новые технологии. Например, сочно придавался терракотовый цвет Зимнему дворцу. Исаакиевский собор тоже не настоящий, бутафорский. Особенная гордость картины – костюмы. Я не жил в то время, но думаю, что да, такими и были те костюмы и ткани. Мне остается только верить.

Сила картины в правде? Создатели говорят, что фильм построен на фактах и документах. И что, это всё? Ноль эмоций. Нужна ли она нам зрителям такая правда? Мне - не очень. Грустно разочаровываться в том, во что верил.

Фильм «Союз Спасения» - очень наше кино. Местечковое. Дух захватывает, но очень редко. Это попытка замахнуться на западные масштабы, но скользкая. Это кино больше мужское, не думаю, что оно хорошо для детей. Эта вещь явно переоценена официальными российскими СМИ. Нет в фильме «Союз Спасения» 2019 Андрея Кравчука ничего особенно выдающегося, не рвёт он душу, мало дарит эмоций, хотя признаю, что фильм и не совсем «низкого полёта птица».

6 из 10

26 декабря 2019 | 22:06
  • тип рецензии:

Со времен 'Звезды пленительного счастья' не было ни одного фильма про декабристов. Не сказать, что у меня были большие ожидания, но тем не менее фильма я ждал.

Технически кино у нас научились снимать отлично. Операторская работа на уровне - Игорь Гринякин мастер и плохо не снимет. Форма и костюмы практически без косяков. Эффекты на уровне. И даже огромный хронометраж более чем оправдан - все смотрится очень легко и динамично. Баталии хороши, но замечу что смакование оторванных голов и подводное плавание пуль а ля 'Рядовой Райан' уже стало моветоном и набило оскомину.

Но самое главное - история.

Если называть этот фильм 'исторической драмой', то первое слово необходимо перечеркнуть. Это не то кино на котором можно учить историю - даже на Википедии статьи более подробно написаны.

И совершенно непонятно - кто для авторов декабристы. В 'Звезде пленительного' нам четко подают декабристов как героев, а Николай I подан как сумасшедший тиран и кровопийца. Здесь непонятно кому и за что сопереживать - характеры не проработан и представлена просто цепочка событий декабря 1826 года. Все. Посочувствовать мы можем только Милорадовичу.

Усугубляется это картина и очень плохой актерской игрой. Никто не тянет свою роль и делает из своего персонажа карикатуру на реальный образ. Особенно отличись в этом Матвеев и Прилучный. Бельская младшая так вообще ужасно.

И обвинить создателей в аллюзиях в намеках на отношения к участникам событий лета этого года не реально! Их нет. Потому что это просто эссе полное воды и без намека на конкретику.

А точнее - все вышепоказанное игра в солдатиков. И не более.

Начинался год с кино-комикса про танки, а заканчивается псевдо-исторической драмой.

26 декабря 2019 | 16:28
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: