С крайним отторжением отношусь к картинам, в титрах которых заявлено «Основано на реальных событиях». Именно с этого и начинается сия картина, история в которой якобы произошла незадолго до этого самого 1980 года в Новом Орлеане.
Первая официальная работа Ламберто как режиссера, до этого он, практически за отца, сделал фильм Марио Бавы 'Шок' 1977 года, являясь автором сценария и вторым режиссером. В данной ленте Ламберто является также одним из четверых авторов сценария, вместе с Пупи Авати- известным итальянским кинодеятелем и постановщиком великолепного джиалло «Дом со смеющимися окнами».
«Ужасами», эту работу называют по инерции и в связи с АКА 'Frozen Terror', на самом деле, это драма с трупным вкусом, только под финал с элементами «сплаттера». Читал, что где-то и когда-то, лента входила в пятерку самых мощных фильмов итальянской школы, но кем признана непонятно и неизвестно, да и в «пятерку» -это очень лихо. В целом фильм «не дурён» по боли и персонажам: Джейн Бейкер (Бернис Стеджерс) в с изначала показанная, как одержимая сука, в кульминации превращается в настоящую фурию, а неприятный и эффектный эпизод на подушке, может даже покоробить; Станко Молнер отлично справился с ролью слепого ревнивого молодого человека, пытавшего подкатить свои орехи к Джейн; дочь нисколько не отстает в своем безумии от матери. Из музыкального сопровождения по душе пришлась губная гармошка вместе с клавишными, а также заунывные скрипичные. Фильм имеет много общего с «По ту сторону тьмы» Джо Д’Амато, только более бескровный и менее больной.
Большинству современных зрителей эта лента покажется проходной, а последние кадры добьют самого консервативного из них-
На грани семейной драмы и хоррора Ламберто Бава отводит зрителя в тиски такого комфортабельного и домашнего безумия. Все самое ужасное произойдет в первые 10 минут ленты - нужно ли пересказывать? Семейная трагедия начинается уже с момента ревности одного ребенка к другому и измены жены. Ружье судьбы выставляет счет в две человеческие жизни ставшие трупами. На этом фильм можно было бы и заканчивать, как 'Ущерб' Луи Маля, но у Бавы тут все только начинается.
Выжидательный, медитативно-замедленный темп. Концентрация на интерьерах и эмоциях. Отсутствие четких разъяснений - все это позволяет сделать ленту более изысканной, а заодно и растянуть ее хронометраж. Событий тут будет немного. Ну а тем более, когда к середине ленты станет понятно что к чему и повторение кошмара неминуемо, то интерес к фильму резко теряется. Тут нет и капли вымысла, уверен, что жесточайший стресс заставил одного из героев полностью лишиться рассудка, уйдя в мир сладостных грез, который так ужасен всем окружающим. Надеюсь Вы поймете мое стремление не раскрывать нехитрую интригу этой ленты.
Кстати, если вдуматься, то имена главных героев схожи с фамилиями известных актеров. Нашу героиню зовут Джейн Бейкер. Почти как Мерилин Монро. Да и по возрасту, будь жива Мерилин - вполне могла бы сняться в фильме. Ну а персонажа Станко Мольнара - слепого хозяина квартиры в которой живет печальная мать - Роберт Дюваль. И в этом случае, голливудский Дюваль вполне мог бы справиться и в полной мере подходил по типажу. Вероятно таким способом синьор Ламберто зашифровал свои пожелания к актерам. Правда и без голливудских неболжителей Станко Мольнар и Бернис Стиджерс были на своем месте. Бернис создала очень колоритный образ немолодой, но все еще сексуальной и желанной женщины отягощенной тяжелым грузом внутренних переживаний. Ее внешняя тяжеловесность - при всей миловидности нельзя не отметить лишний вес и тяжеловатую походку так точно коррелирует с грузом душевным. А сцены страстные она отыграла просто на отлично - там ведь любая фальшь проявляется как на сканере.
Однако, признаюсь что был несколько удивлен завышенными на мой вкус оценками (тем более от друзей по Кинопоиску) на этот фильм. При всех его очевидных достоинствах и недостатках, самое простое сопоставление с другими схожими лентами 1980 года играет не в его пользу. Так, например, куда более фееричными показались мне 'Дом на краю парка' Деодато, 'Инферно' Ардженто, 'Город живых мертвецов' Фульчи. Картина Бавы в сравнении с ними просто уверенный опыт, но никак не красочная экзистенция.
Приснился странный сон. Люди танцуют ночью вокруг костра. Причём по сну я даже знал, что они исполняют танец смерти, и что назывался он макабро. Проснулся, и подумал наутро, что приснится же всякая ерунда. Да ещё с таким смешным названием. Но на всякий случай полез в Интернет. И вот вам здравствуйте - на самом деле такое слово есть, и оно действительно обозначает танец смерти. Более того, есть такой фильм. И его снял сам Ломберто Бава (подаривший миру непревзойдённых «Демоны»).
Лента, скорее, больше напоминает не фильм ужасов (и даже не триллер), а мрачную драму. Саксофонная музыка только добавляет унылость.
Почти на протяжении всего своего хронометража фильм скрывает страшную тайну: что хранится в запертом холодильнике у Джейн в комнате? Кто немного знаком с романтическими средневековыми историями, сразу поймёт, что там. Но напряжение нарастает всё равно, едва главный герой, Роберт, устроил фокус с замочком.
Из Роберта, кстати, убедительный получился слепой. Потому что глаза были какие-то бездвижно-натуральные. Но вот только непонятно было, зачем его показали обнажённым в начале фильма в сцене в ванной. Я ничего не имею против. Но знакомство с этим героем могли бы прекрасно начать, когда он сидел в зале, ремонтируя на ощупь трубу. Ведь ничего интересного не произошло, когда он выронил в ванной мыло и пытался его найти.
Фильм из того разряда, во время которого скучаешь, но мощная концовка спасает положение. И только благодаря каким-то финальным секундам, понимаешь, что ради них и стоило смотреть всё это неторопливое повествование.
Наткнулся я на фильм 'Макабро', пытаясь найти в сети созвучный с ним старый фильм ужасов 'Мрак' (в оригинале 'Macabre'), горячо рекомендуемый самим Стивеном Кингом. Но, обнаружив в титрах знакомую фамилию, решил посмотреть и этот фильм.
Казалось бы, само название фильма имеет какой-то мистический оттенок, этим самым явно обманывая зрителя, совсем как дочь главной героини. Сам сюжет достаточно необычен. Женщина, в один день трагически потеряв сына и любовника, возвращается в свой дом, за которым присматривает её слепой друг. Она пытается вернуть былые времена, представляя себе, что её любовник жив, тем самым заставляя страдать влюбленного в неё того самого друга. А тем временем её иногда навещает дочь, которая своими руками и утопила младшего брата, чтобы, с помощью его смерти, попытаться скрепить семейные узы.
Фильм даже триллером назвать просто язык не поднимается. А ведь небезызвестное имя режиссера не дает забыть о других его работах, мрачных итальянских 'джалло'-хоррорах. 'Макабро' скорее напоминает очередной фильм из артхаусной серии 'Догма' - такой же предельный реализм и слегка необычная история любви. И это от режиссера, который снял 'Демонов'!
Актёры сыграли свои роли вполне прилично, придраться не к чему. Порадовала Вероника Дзинни, исполнительница роли Люси - от одного её взгляда мурашки пробегали по телу! Бернис Стиджерс, главная героиня, уже была мне знакома по трэшевому, но горячо любимому мной ужастику 'Экстро', и здесь она тоже отработала свой хлеб.
Музыка в фильме в основном джазовая, на протяжении всех полутора часов ненавязчиво поигрывающая на заднем плане. Иногда она разбавляется совершенно другими по типу композициями, в которых преобладают ударные инструменты (что весьма характерно для итальянских фильмов), и эти композиции уже должны нагонять тревогу, что у них временами неплохо выходит.
Режиссер явно не торопится открывать все карты сразу. Уже ближе к концу нас ждет 'неожиданный' финт, который, в общем-то, не помогает фильму определится с жанром. Это уже скорее в духе трагедий Шекспира с обличением всех 'скелетов в шкафу'. Причем в итоге так и не понятно, был ли фильм продуманной и мрачной сатирой, или же просто коварной насмешкой. И при этом при всём Бава умудрился прикрываться ярлыком 'основано на реальных событиях'! Верится с трудом...
Что мы получаем в итоге? Слегка неожиданное творение именитого Ламберто Бавы, которое не только ужастиком - и триллером не назовёшь.
В моей копии название фильма - 'Мракобесие'. Собственно мракобесие началось ближе к концу фильма, а точнее в заключительные пять минут. А так: немного действия в начале, затем сюжет раскручивается в течение полутора часов, после - брутальный финал (возможно поэтому в жанре фигурирует слово 'ужасы').
Фильм лихо попал бы в разряд проходных, но концовка (особенно финальный кадр) с лихвой окупает все его недостатки. Перед просмотром рецензии и описание сюжета не читайте, а то смотреть это весьма нетипичное кино будет не интересно.
Фильм произвел впечатление очень неспокойного несмотря на совершенно линейный и на первый взгляд стандартный образ жизни в ленте. Если честно до момента последнего эпизода даже не мог предположить что все окажется по настоящему, уж слишком по сумасшедшему развивался сюжет, больная фантазия женщины потерявшей в раз всё перекрывала все возможные варианты концовки в моей фантазии.
Рекомендую к просмотру всем любителям итальянского хорpорa (точнее его не канибалистического направления).