По началу кажется, что это простой «роуд-муви», который строго поставил черты между антагонистом и протагонистом, но по пути движения героев раскрываются важные мысли о смерти, приправленные философским подтекстом. Перед нами события просятся стремительно, перекочёвывая на судебное заседание, где происходит нечто опасное и жестокое, нашедшее определение в названии картины, а дальше временной скачок на 10 лет спустя. Забавные совпадения, что предыдущий фильм, описанный мной – «Приключения Присциллы» – вышел спустя 10 лет после «Стукача», да и исполнитель главной роли тот же – Теренс Стэмп. Непредвиденно и от этого приятно.
А на поле «Стукача» развивается криминальный сюжет, демонстрируя уже понятную по понятиям и многим лентам заповедь, - стукачей никто нигде не выносит, даже если дело грозит опасными последствиями, то принцип «один за всех и все за одного» распространяется на всех участников преступления. Но фильм решает поиграть с судьбой Теренса Стэмпа, ставя последствия на таймер, а тиканье нервишек нарастает с каждым странным взглядом незнакомца либо со случайным толчком неизвестного прохожего.
Тем не менее, криминал находит свою жертву, даря довольно непредвиденную и эмоциональную поездку на место расправы. Курьером выступает Джон Хёрт, которого было удивительно видеть в образе опасного преступника. Всё мудрые старцы да продавцы волшебных палочек. Подельником у Хёрта значился молоденький Тим Рот – вспыльчивая и жестокая личность, ищущая приключения для своего бурного нрава и являющегося, своего рода, комедийным элементом ленты.
Поездка ознаменуется встречей со старыми знакомыми и драматическими нотками убирания свидетелей. Фильм не пытается удивить сюжетом или внести неожиданно раскрывшиеся маски личностей, но он цепляет тем, что убийство неминуемо, что, как бы вежливо и с почётом не вела себя жертва, как бы не пыталась она задобрить карателя, какие бы условия не предлагала – она осознавала неизбежность событий и своего конца. Тонкие грани души демонстрировали отчаяние людей, страх в глазах и не выражающее ничего, безразличное лицо убийцы. Необходимые условия для криминального состава соблюдены.
Сюжет демонстрирует зрителю способности антагониста, специально запугивает, чтобы показать злость, силу и неизбежное окончание поездки. В качестве катализатора этого мутного и опасного состава выступает девушка Лаура дель Соль. Этот персонаж позволил на экране показать химию между Тимом Ротом – послушным псом Джона Хёрта – и девушкой. Особой изюминкой фильма является то, что Тим Рот не знаток подобных дел, он не разбирается в людях, только несёт насилие и хаос. Раскрытие персонажа и изменение его нравов сопровождается опасными поступками, спорами с боссом и завершающейся поездкой.
На другой стороне разыгрывает неизбежность Теренс Стэмп, чьи философские мысли приводят в восторг. Рассуждение о смерти, как об этапе путешествия, как об очередном пути для души, хоть и без тела. Трогательное осмысление и ни грамма страха в глазах жертвы. Взаимодействие жертвы с охотником позволили взглянуть и на стукачество, и на кару разными взглядами. Переходящий страх в глазах хищника и спокойствие с умиротворением в глазах жертвы – вот, чем этот фильм выделяется, вот, что делает его исключительным и трогательным.
Да, это обычное кино, которых вышло уже большое количество. Но персонажи радуют, актёрские образы впечатляют, финал оставляет странные чувства справедливости и неизбежности.