Ни для кого не секрет, что еще в начале 2010-ых Майкл Манн объявил о намерении снять фильм про конкуренцию между Феррари и Форд в 1966 году. Попутно вооружившись книгой некого А. Дж. Бэйма, а также всерьез планируя взять на главные роли Брэда Питта и Тома Круза. Однако после длительной «мариновки» сценария или попросту производственного ада, проект переродился в довольно-таки прямолинейный байопик об Энцо Феррари, идею которого Манн вынашивал еще больше. Всё это обещало стать триумфальным возвращением Майкла Манна в большое кино, но увы обернулось в одним из главных провалов года со слабыми кассовыми сборами и сдержанным приёмом как у критиков, так и у зрителей. Заслуженно ли? Давайте разбираться.
Модена, 1957 год. Основатель компании-национального достояния Энцо Феррари переживает смерть сына и живёт на два дома — с женой отношения не ладятся, а от давней любовницы у него растёт второй сын. Из-за низких продаж над Ferrari нависает угроза банкротства, а чтобы найти инвестора, Энцо нужно убедить жену дать ему полный контроль над акциями и поднять престиж марки победой в грандиозной гонке на выносливость Mille Miglia.
Всегда сложно создавать байопик. Так как есть уйма историй, которые хочется охватить. Но сделать это просто невозможно даже при наличии хронометража в три часа экранного времени. Осознавая это, Майкл Манн решил не охватывать всю жизнь Энцо Феррари. Вместо этого, сконцентрировавшись на наиболее сложном периоде его жизни. Когда компания оказывается на грани разорения, смерть сына давит, брак трещит по швам и последней надеждой оказывается побега на гонке, которая увы заканчивается настоящей трагедией. Пожалуй именно на фоне этого Манну удалось создать наиболее объемный экскурс в противоречивую личность Феррари. Что отлично играет на руку раскрытия персонажа. Но увы сильно тормозит в плане «развлекательного» повествования.
Немного противоречиво смотрится и режиссура Майкла Манна. Определенно лучшим, что есть в данной ленте являются немногочисленные гоночные сцены, которые буквально отдают реализмом и именно за счет этого реализма добиваются зрелищного впечатления и чувства адреналина бегающего по венам. Нельзя не отметить и отличную художественную составляющую картины. Так как общий уровень постановки смотрится действительно на ура. Однако сам фильм получился достаточно неровным и большую часть экранного времени сильно тормозящим. Особенно в плане эмоционального бэкграунда, которого попросту не чувствуешь при просмотре данной ленты.
Нельзя не отметить отличные актерские работы Адама Драйвера и Пенелопы Крус. Особенно хороша Крус, которая именно за счет своей отличной игры смогла привнести в свою героиню характер и сделать её по-настоящему ярким персонажем. Шейлин Вудли, Джек О’Коннелл, Патрик Демпси, Сара Гадон и другие актеры сыграли хорошо. Но их игра попросту не запоминается, а наблюдая за их персонажами попросту не видишь живых и настоящих людей.
6 из 10
Феррари – это долгожданное возвращение Майкла Манна в большое кино, которое к сожалению стало одним из самых громких провалов года. Безусловно фильм подкупает великолепно поставленными гоночными сценами, художественной постановкой, отличными актерскими работами Адама Драйвера и Пенелопы Крус, а также наиболее объемным раскрытием характера Феррари. Однако чисто с точки зрения повествования фильм сильно проседает, картине не хватает эмоционального бэкграунда и по большей части фильм смотрится увы бездушно.
„В мире существуют два мнения: моё и неправильное.“ — Энцо Феррари
Вернулся ровно час назад с показа фильма 'Феррари' в кинотеатре 'Аврора'. Насколько я понял, это был самый первый и единственный в этот день показ данного фильма в Петербурге. Спасибо огромное за тёплый приём со стороны кинотеатра и приветственное слово перед показом со стороны Алексея Анатольевича Рязанцева - президента кинопрокатной компании «Каропрокат».
Рецензия без спойлеров.
Сюжет.
Каким-либо образом ругать сюжет - не самое разумное занятие, ведь фильм пусть и художественный, но всё же биографический. Доверюсь авторам в вопросе достоверности, хотя и сам наслышан о судьбе Энцо Феррари. Я не воспринял этот фильм, как фильм сугубо про машины или гонки. Таковым он и не является. В картине раскрываются детали и личной жизни Энцо, эмоциональная окраска его дней, переживания, успехи и неудачи, раскрывается его характер, показывается отношение к работе и своим творениям, к семье и близким.
Фильм умело скачет по динамике от чего-то 'быстрого' и 'шустрого' к 'спокойному' и 'умиротворённому', и каждый раз ловко попадает 'в яблочко'. Начиная с размеренной экспозиции, для зрителя раскрывается текущее состояние жизни Энцо, которое он, безусловно, намерен как-то изменить и улучшить. События постоянно развиваются, сюжет преподносится достаточно аккуратно и смотреть за всеми персонажами в меняющейся среде очень интересно. Тут не к чему придраться, автор захотел показать жизнь итальянского предпринимателя именно так, как показал, и получилось это достойно.
Актёры.
Адам Драйвер и Пенелопа Крус сыграли очень прилично. Я не ярый фанат данных творцов, ведь знаком с их творчеством малым образом, но остался в восторге от того, как они передали характеры своих героев, как вели себя в кадре, как демонстрировали эмоции, заставляли смеяться и плакать, радоваться и расстраиваться. Была проделана большая работа, и она полностью окупилась.
Все второстепенные и эпизодические роли тоже чудесно себя проявили, отличная актёрская игра, было интересно наблюдать за поведением героев, их речами, взглядами и всем прочим. Все суперски себя проявили. Зал смеялся с подачи шуток, эмоционально и 'духовно' реагировал на происходящие с персонажами события.
Съемка и саунд-дизайн.
Одна из самых важных вещей в кино, фотографиях, играх - освещение. В кадрах данного фильма, буквально в каждом, на наивысшем уровне исполнена операторская работа и работа осветителя. Помещения/натура представали перед зрителем в самом изящном (когда это требовалось, разумеется) виде, складывалось впечатление, что солнечные лучи/лучи от ламп пронизывали экран и выходили к нам в зал кинотеатра. Очень привлекательная и насыщенная картинка, буквально кладезь визуальной услады. Безумно стильно, круто! Во всех смыслах.
Аудиальная составляющая тоже получает от меня высокий балл. Пусть я и говорил, что автомобили в этом фильме - не самое главное, но от одного звука мотора сердце начинает дрожать. Очень сочно, звучно, приятно.
Из дополнений хочу внести то, что костюмы в фильме очень здоровские. Машины реалистичные и 'живые'. Некоторую интригу и саспенс, в своём роде, оставляет до конца. Эмоционально хватает и вынуждает переживать. Впечатление исключительно радостные и положительные, с удовольствием сходил на показ и абсолютно не пожалел.
Единственное, чего лично мне не хватило - 'драматичной' развязки. На примере с фильмом 'Снайпер', в конце как будто хочется чего-то 'серьезного'. Хотя понимаю, что был взят отдельный эпизод жизни человека, интересный, стоящий, 'глубокий', и выдумывать в конце что-либо не нужно.
Хороший, стоящий внимания фильм, сделанный с душой, подаривший много впечатлений. Хочется ещё обдумать просмотренное.
Перед нами история Энцо Феррари и его семьи, который переживает кризис и в личных и в рабочих отношениях. Он на грани банкротства, у него сложные отношения с женой, а также с другой возлюбленной. Его пилотам предстоит участвовать в грандиозной гонке Mille Miglia, которая должна была изменить его жизнь.
Начну с того что про это кино я узнала недавно, меня заинтересовал данный проект актерским составом, тем что фильм про интересную историческую личность и то что режиссер фильма Майкл Манн.
Могу сказать что «Феррари» получился интересным автобиографичным фильмом в котором с визуальной точки зрения здорово передана атмосфера 50-х годов, в фильме отличная операторская работа, сама история Феррари довольна драматична и непроста, вообще на протяжении всего фильма было интересно наблюдать за героями потому что не мало испытаний выпадает на их долю.
Из актеров хотелось выделить Адама Драйвера, Энцо Феррари, если честно я как-то никогда не являлась большим фанатом Драйвера, но за последние несколько лет я поменяла свое мнение, он очень харизматичный фактурный актер которому удаётся создать интересные образы на экране, в данном случае его герою веришь, за него переживаешь, за ним интересно наблюдать.
Пенелопа Крус, Лаура Феррари, жена Феррари властная женщина которая пережила трагедию, потерю сына, при этом отношения с мужем у неё очень непростые, Крус отыгрывает здесь очень эмоционально.
Шейлин Вудли, Лина Ларди, возлюбленная Феррари, мать его сына, ее героиня получилось достаточно приятной девушкой, которая принимает Энцо таким каким он есть, ситуация которая сложилась между ей, Энцо и его женой малоприятна, но тем не менее ее персонаж негатива не вызывает, Вудли смотрелась в данной роли достойно.
В общем, «Феррари» получился интересным атмосферным фильмом, с достойным актерским составом, с визуальной точки зрения зрелищный, напряженный, эмоциональный, с достойным актерским составом, рекомендую к просмотру.
Как известно, в дикой природе самцы всегда стремятся к соревнованию: из-за самки или из-за простого главенства, но такое желание - обычное дело. А люди, хотя и прошли сотни и даже тысячи лет совершенствования и развития цивилизации, вовсе не утратили свои базовые, естественные инстинкты, и потому в любую эпоху конкуренция для них также нормальна. Развитие средств коммуникации поставило вопрос о донесении своего превосходства не только до жалкой кучки зевак, а до тысяч, миллионов землян, и тогда на помощь соревнующимся пришел спорт в его современном виде. Действительно, его многообразие может удовлетворить любого: от любителей относительно простых видов вроде какой-нибудь борьбы до интеллектуалов, предпочитающих шахматы. Не стану утверждать, что гонки, которым посвящен новый фильм «Феррари» - что-то среднее, но это в чем-то особенное явление, поскольку они позволяют одолеть не одного соперника, и даже не группу, а всех, то есть показать абсолютное превосходство. Вместе с тем, именно отличительные черты гонок как ничто иное остро ставят вопрос о том, стоит ли игра свеч, что «Феррари» во многом затрагивает.
Наверное, нет смысла ставить под сомнение выбор главного героя новой кинокартины, поскольку в жизни почти любой выдающейся исторической личности найдется немало взлетов и падений, присмотреться к которым внимательно было бы любопытно. Однако, в случае с «Феррари» более всего удивляет выбор периода жизни заглавного героя, так как одно сильно влияющее событие уже произошло и достаточно давно, чтобы его последствия как-то улеглись и не были определяющими, а второе еще не случилось. Рассматриваемый режиссером Майклом Манном год наполнен, ну, может, и не совсем серыми, но буднями Энцо Феррари, когда в его жизни не происходит ничего настолько важного, чтобы посвящать этому кино. Конечно, можно с этим поспорить, ведь картина уделяет значительное внимание и перипетиям личной жизни, и подготовке к очень важной гонке, но подобное наполнение создает ощущение какого-то хаоса и рассеянности «Феррари», не определяющей, что для нее является главным. Допустимо предположить желание показать взаимное влияние двух аспектов жизни героя, однако, на деле личное и профессиональное не противоречат друг другу, не дополняют друг друга и даже не особенно пересекаются (даже Лаура-жена здесь отделена от Лауры-партнера).
Можно попробовать взглянуть на выбор временного отрезка с другой стороны – как предтечу события в финальной гонке, что косвенно подтверждает аналогичный эпизод в начале картины. В таком случае, происшествие в финале должно быть следствием совокупности факторов, которые картина могла бы предложить зрителю, вот только это не так. Нарочитая демонстрация причины события начала не получает развития, Феррари в своей подготовке показывает достаточную дотошность, чтобы его нельзя было в чем-либо упрекнуть, а сама ситуация финальной гонки является следствием случайности (и это исторический факт), то есть не итогом действий героя, а раз так, то что тогда этим хотел донести режиссер картины?.. Кроме того, необходимо обратить внимание, с какой жестокой кровавой детализацией, присущей даже не всем боевикам, «Феррари» визуализирует финальную гонку и ее кульминацию. Так обычно показывают ключевые события, то есть те, которые имеют критически важные последствия. Все бы ничего, и гонка точно соответствует этому критерию, но она случается в последние то ли двадцать, то ли тридцать минут экранного времени, так что дальнейшей, куда более трагической и сложной, чем предшествующая тягомотина, истории оказываются посвящены даже не пять минут, а весьма скупой на подробности титр в финале, к тому же, не дающий либо однозначных ответов на ранее поставленные фильмом вопросы, либо не дающий их вообще. Вышеуказанное оставляет ощущение ошибки режиссера, выбора не того эпизода жизни Феррари, который стоило освещать, ведь далеко не все минуты великих достойны экрана и, к примеру, фигурально выражаясь, ковыряние даже гения в носу потомкам едва ли может быть интересно. А Манн выбрал именно это.
В попытке разобраться, о чем все-таки хочет сказать нам создатель «Феррари», можно попробовать подобраться к самой природе гоночных соревнований. Да, фильм прямым текстом говорит о близости смерти для гонщиков, так что, видимо, это и является главным. В одном из эпизодов картины Феррари обсуждает с нелицеприятной точки зрения другой вид спорта – футбол, сравнивая его с любимыми гонками. Но тогда гонки оказываются принципиально не отличны от футбола, кроме одного аспекта: от футбола почти никто не умирает. Любовь к гонкам Феррари не делает их благороднее: дерзать или нет – решать должны сами гонщики, только они в фильме словно лишены права голоса и собственного «я», а, по сути, менеджер Феррари внушает им готовность рискнуть жизнью ради победы. Также постановка вопроса о существовании самого бренда «Феррари» в зависимость от результатов ключевой гонки провоцирует неожиданный вывод, что в данном случае на кон ставятся жизни одних (спортсменов) ради даже не выживания, но благополучия другого – менеджера, что само по себе довольно цинично. Тем не менее, шокирующий финал картины, трагический достижением цели, которая уже не нужна, способен помочь понять, что жизнь важнее любых соревнований и любых их результатов, о чем свидетельствует внимание к событию, а не спортивному итогу гонки. Наверное, это лучшее, что можно сформулировать после просмотра картины.
Хотя не просто главным, но почти все время присутствующем в кадре героем является Энцо Феррари, хотя эту довольно холодную роль достойно оживил, придал ей объема замечательный Адам Драйвер, по-настоящему «Феррари» должен запомниться выдающейся работой Пенелопы Крус в роли супруги блистательного инженера. По одной ее игре о героине можно понять больше, чем по всему произнесенному ею тексту. Это героиня глубокого страдания и горя, осознающая свое поражение и мучающаяся не от самого факта, но от наличия у другой того, чего у нее самой больше нет. Это чувство донесено настолько остро, что ощущается до дрожи, нет, содрогания. По-хорошему, этот фильм должен быть посвящен Лауре, а не Энцо, она переживает более сложные эмоции и делает более сложный выбор. Поразительно, но, как говорила выше, фильм не дает однозначного ответа о решении Энцо по поводу ее ультиматума, что не может быть его достоинством.
«Феррари» - на редкость странное кино, умудряющееся не концентрироваться на сложном, рассказывая о личности с непростой судьбой. Второй день невозможно прогнать ощущение, что режиссер сделал большую ошибку, не реализовал возможный потенциал. Да, хорошие и отличные актерские работы, красивые итальянские виды несколько улучшают ситуацию, но общая нелогичность и безыдейность все равно остается сильнее.
Мужчинам-лидерам в Европе прощается всё, кроме угасания славы и ослабления эго у лидера
Режиссёр Майкл Манн показал сложные семейные отношения богатых итальянцев. Так уж получилось на Западе, что самыми свободными отношениями мужей к любовницам славятся Франция и Италия. Вроде бы это биографическая драма про основателя Феррари, но вторым планом воспеваются лёгкие отношения мужей к связям на стороне. Мужчинам-лидерам в Европе прощается всё: и измены, и финансовая неразборчивость, и политические взгляды. Не прощается одно! Это угасание славы и ослабление эго у лидера. Актёр Адам Драйвер играет мощную фигуру в итальянском бизнесе. Драйверу удалось передать притчу, сказанную его героем: «Туда, куда приходит мать, следует смерть». Даже в современном обществе трудно представить, как сложно вести семейный бизнес в послевоенной экономике. Режиссёр Майкл Манн сразу определяет, что Феррари делает свои машины для королей. Решить финансовые проблемы и семейные дела в драматическом ключе могут только Адам Драйвер и Пенелопа Крус.
Это драма вступает в диалог с фильмом «Ford против Ferrari» (2019). Это ответка объясняет: «Все итальянцы гордятся собой, даже если они находятся на грани банкротства». Это скорее семейная драма, чем апофеоз спортивного автомобиля Феррари на гонках. Много сложных семейных дрязг итальянской семьи, где муж чувствует свою значимость. Мне было скучно сидеть в зале 2 часа. Мораль проста: 'Если бы не угроза банкротства, у богатого итальянского мужа была бы больше чем одна семья'. Актриса Крус играет верную жену, с которой и в ад, и в рай везде будет хорошо. Актёры хорошо играют драму европейской семьи, но понимаешь «Это проходной фильм в киносезоне 2023». Мне даже трудно найти то, что понравилось. Это обычная драма, где есть бессмысленность американской стрельбы, и где есть страстная итальянская любовница.
Феррари предстаёт европейским эгоистом, для которого гонки, женщины, пресса, деньги – это бальзам на душу. Гонки, как страсть всех мужчин Европы XX века, раскрыта через гонку «1000 миль». Музыкальная дорожка слабая. Это драма, сделанная на китайские деньги.
Для меня это скучный фильм про богатых европейцев. Многие скажут: «Это исторический фильм. Обратите внимание на костюмы, машины, интерьер» Я отвечу просто: «Эти пятидесятые Европы сохранялись до девяностых годов в СССР». Фильм не понравился, так как нет огонька.
Под рев мотора и плавные изгибы классического Феррари пристегните ремни безопасности, чтобы попасть на фильм 'Феррари' (2023), который отправит вас в захватывающее путешествие по миру легендарной гарцующей лошади.
Это не просто фильм об автомобилях, это история о страсти, стойкости и неутолимой жажде человеческого духа к скорости. Режиссер Майкл Манн мастерски передает суть ушедшей эпохи, когда гонки были сырыми, опасными и захватывающими. Изображения в тонах сепии и винтажные костюмы переносят вас в золотой век автоспорта, где Энцо Феррари, пламенный патриарх автомобильной империи, раздвигает границы возможностей человека и машины.
Адам Драйвер исполняет роль Энцо - человека, поглощенного своими амбициями и преследуемого личной трагедией. Его образ одновременно завораживает и усложняет, раскрывая уязвимость, скрывающуюся за стальной внешностью гоночного титана.
Но настоящей звездой шоу являются, конечно же, сами автомобили. Операторская работа Манна оживляет эти автомобильные чудеса, передавая размытость скорости, визг шин и пьянящий аромат горящей резины. Каждая гоночная последовательность - это мастер-класс в кинематографе, после которого у вас перехватит дыхание и захлебнется адреналином.
Фильм 'Феррари' - это не просто визуальное зрелище, это глубокое эмоциональное переживание. В нем исследуются сложные отношения между Энцо и его семьей, взлеты и падения в соревнованиях и непреходящая сила мечты. Независимо от того, являетесь ли вы фанатом автомобилей или просто любителем великолепных историй, этот фильм обязательно оставит неизгладимое впечатление.
'Феррари' - маскулинный байопик об основателе главной автоимперии мира, в котором мало гонок, но много пота, хмурых лбов и играющих в итальянцев американцев
Конечно, куда честнее было бы назвать этот фильм - 'Один день из жизни Энцо Феррари'. Это не кино про автоспорт, не кино про величайший концерн в истории, не кино про Италию. По сути, Майкл Манн хотел снять фильм про мужчину в каждодневном стрессе, показать изнанку Скудерии через психологический портрет ее лидера, возвести на пьедестал не историю взлета, а последовательный метроном стабильности. Вышло сыро, скучно и местами...бесполезно
Почему этот проект всей жизни Майкла Манна (а для затравки скажу, что сценарист фильма умер в 2009-м) вышел таким? Вопрос сложный и плохо решаемый. Допускаю, что Манн стал заложником того, что он всегда плохо рассказывал истории. А именно здесь плотность сюжета была важнее всего. Даже красивых съемок гонки Mille Miglia (снято правда круто, без пафосных взлетов на дронах, а глазами пилота).
По сути, весь фильм (буквально с первой секунды) мы смотрим на личную трагедию легендарного Энцо Феррари. Страшно употреблять слово 'мискаст' в случае с Адамом Драйвером - самым 'итальянским' американцем из голливудской топ-обоймы, но роль 57-летнего коммендаторе вышла у 40-летнего актера пластилиново и весьма клишейно. Вот он морщит лоб, вот он объясняет внебрачному сыну устройство двигателя внутреннего сгорания, снова морщит лоб.
Еще один мискаст - роль любовницы Энцо. Шейлин Вудли - кто угодно, но не роковая соблазнительница. Майкл Манн держит зрителя за тестикулы исключительно персонажем Пенелопы Крус, видимо начавшей поход за вторым 'Оскаром'. От нее веет агрессивной сексуальностью, она подчиняет всех одним только взглядом, хотя главная черта ее персонажа - боль потери. Сначала любимого ребенка, а потом и (чуть менее) любимого мужчины.
После просмотра 'Феррари' сложно ответить на вопрос, про что этот фильм. Драма самого Энцо отходит на второй план всего после пары сцен с его женой Лаурой. Особенно той, где в руках мужа и жены мелькает то пистолет, то разбитый бокал с кьянти.
Это фильм про гонки? Про трагедию на злополучной Mille Miglia сказано так много, что удивить она могла разве что совсем не интересующихся автогонками. Да и сюжетом она отправлена на третий, если вообще не четвертый план. В фильме так часто кто-то погибает, что каждая последующая смерть понижает градус, а не повышает.
Скользила мысль, что это фильм про непогрешимость Скудерии. Гибель гонщиков (дело не редкое), разбитые машины, война, голод, мор, что угодно - а Феррари стоит. Но нет, уязвимость при мнимом хладнокровии появляется в кадре так часто, что в железобетон этой конструкции не веришь ни секунды.
Наконец, я нашел ответ. Он очень манновский. 'Феррари' - это кино про мужчину, которому нельзя быть слабее конкурентов, своей женщины, еще одной своей женщины, обстоятельств.
Убежать от реальности можно всегда по-разному. Это зависит от масштаба личности. Старина Энцо Феррари вот исчезал в работе, своей автомастерской, гоночных страстях. А старина Майкл Манн - снимая очередной фильм. О суровой мужской доли. И своей, и вашей, и чей-либо чужой
На удивление пресная картина, которой не хватает напряжения. Энцо не сопереживаешь, потому что не видишь перед собой личность. Только благодаря работе Драйвера он хоть как-то воспринимается. Отнесись он к роли спокойнее, это убило бы фильм. Сильные актеры в принципе всё спасают. Особенно Пенелопа Крус.
Режиссер сам не определился каким хочет показать своего героя, то он холодный циник, то чувственный страдалец. Кто-то скажет о разносторонности, но кадры второго никак не подчеркивают первое, будто оказались там по ошибке монтажера. (Монтаж здесь иногда рушит целые сцены; до титров мы так и не узнаем согласился ли Энцо на условия жены с фамилией сына) Что он вообще чувствует? Сила личности видна только в эпизоде рекомендаций пилотам перед началом гонки. Гениального конструктора, дизайнера, бизнесмена зритель не увидит.
Сами гонки сняты скучно, что просто непозволительно для такой ленты. Да, они не ужасные, но никакого драйва в них нет. Известная трагедия производит взрыв бомбы при таком спокойном нарративе, но дальше все затухает.
Кино состоит из набора жизненных эпизодов (главная проблема всех байопиков, но спасибо, что не стали пытаться показать всю жизнь), которые не складываются в четкую линию для создания образа. Внутренние конфликты Феррари выглядят совсем неубедительно из-за чего особого интереса к нему не возникает. Отношения с женой прописаны лучше, чем все остальное. За ними хоть интересно наблюдать.
Майкл Манн, технически, снял качественный фильм, не без недостатков, но его сложно критиковать объективно, вот, только и положительную оценку я поставить не смогу, так как единственное впечатление от просмотра – разочарование. Фильм с громким названием Ferrari не раскрывает личность Энцо Феррари, не рассказывает о том, как он создал компанию Ferrari или одноимённую гоночную команду, именно за счёт них и войдя в историю.
Адам Драйвер – не Энцо Феррари. Кристиан Бэйл и Хью Джекман, ранее заявленные на его роль – также не Энцо Феррари. Вы не поверите, но значение имеет не только цвет кожи, вызывающий столько споров в контексте проектов Netflix. Энцо Феррари – итальянец, олицетворяющий собой Италию, он такой же символ Модены, как Лучано Паваротти, его не должен играть американец, британец или австралиец.
История Ferrari – это не трагедия на гонке Mille Miglia, не спорю, интересный эпизод, но ему следовало посвятить отдельный фильм, сделав главными героями Альфонсо де Портаго и Линду Кристиан, здесь же это лишь фон, которого катастрофически недостаточно для изображения гонок в контексте Ferrari. Рискну даже предположить, что абсолютное большинство наших зрителей о существовании Mille Miglia впервые узнали на сеансе, тогда как о Ferrari знают… все.
Судьба бастарда Энцо, ныне вице-президента Ferrari со смехотворными десятью процентами акций, мне, если честно, безразлична, а фильм, по сути своей, именно о нём, то есть это не классическая история Энцо, вписавшая его имя в историю Италии и всего автопрома, а фамилию сделавшая брендом. Вместо биографии о легендарной личности нам подсунули «жёлтую» газетенку из категории «скандалы, интриги, расследования», у здорового человека не вызывающую и малейшего интереса.
Описанные в сценарии события, безусловно, были важны для Энцо Феррари, являлись важнейшей частью его личной жизни, но они не имеют значения для оценки его личности, он знаменит не потому, что изменял жене и мы не говорим о нём, как о «святом» или некоем идеале морали и нравственности, чтобы это имело значение. Энцо создал Ferrari. Фильм Ferrari забыл нам об этом рассказать.
В качестве дополнительного, уже вполне объективного недостатка, также отмечу, что фильм не вызывает доверия. Речь даже не про образ матери главного героя, как минимум, спорный. Сравните фотографии Лауры и образ Пенелопы Крус. Шейлин Вудли значительно привлекательнее любовницы Энцо в жизни и почти на двадцать лет моложе Пенелопы, но я физически не способен представить мужчину, который из них двоих выбрал бы её – не утверждаю, что это невозможно, но вероятность на порядки ниже, чем при взгляде на реальные фотографии женщин.
«Кислый и унылый, как выражение лица Адама Драйвера». «Протухшее действо». «Голливудская развесистая клюква». И много чего ещё в таком же духе можно прочитать в комментариях пользователей на различных тематических ресурсах, где обсуждается кинопремьера прошлого года от Майкла Манна «Феррари», посвященная основателю одноимённой итальянской автомобильной компании, специализирующейся на спортивных и гоночных машинах, Энцо Феррари. Что и говорить, недовольных любителей автогонок, для которых, как представляется, прежде всего и был снят данный художественный фильм, легко понять: «Ferrari» выглядит чем угодно – стандартным байопиком (каким-нибудь условным «Калашниковым», где вместо автоматов – автомобили), или ридлискоттовским «Дом Gucci», схожим по многим позициям с новинкой (от национальной идентичности самих брендов до американского взгляда на эти итальянские истории успеха из-за океана), или семейной мелодрамой об успешном мужике, которому приходится жить на две семьи и лавировать между двумя совершенно разными женщинами… да всем чем угодно, кроме тех самых ретро-гонок, которых в первую очередь ждали поклонники жанра в целом и таких образцовых картин, как, например, «Rush» Рона Ховарда, – в частности.
Пробежимся по синопсису. Действие фильма происходит летом 1957 года прошлого века, а главным событием здесь выступает легендарная гонка на выносливость по открытой дороге Mille Miglia, длинною в 1000 миль, к которой готовит свою команду Энцо Ферарри. Только вот на демонстрацию самого соревновательного процесса зритель в первый час хронометража может даже не надеяться, а что-то действительно стоящее, драйвовое начинается только по истечении полутора часов экранного времени, ближе к финалу (собственно, та самая «Милле Милья»). Трагедия между Гойто и Гуидиццоло показана действительно страшно, но за 120 минут этого очень мало! В плане съёмок гонки, даже делая скидку на приставку «ретро», команде Манна мало чем удастся удивить бывалого киномана, да и в плане красивых винтажных болидов конца 1950-х, наверное, тоже. Что касается других составляющих новинки, то и здесь всё обстоит примерно так же, в традициях известного американского постановщика, ибо Майкл Манн – отличный пример «хорошиста от кино»; придраться к чему-то конкретно у него сложно, но и восхититься чем-то вряд ли удастся. Как видно, многие сейчас выделяют игру Пенелопы Крус в роли законной супруги Энцо – Лауры Феррари, побитой жизнью невзрачной женщины и единственного делового партнёра своего мужа с момента основания компании, и это на самом деле запоминающийся образ и показательный мастер-класс от испанской актрисы, если бы не одно «но», которое снова отсылает к сравнению с «Домом Gucci». Проблема в том, что практически в любом фильме из серии ЖЗЛ (жизнь замечательных людей) за любым искусно созданным образом стоит реальный человек, который может сильно отличаться от того, что представлено на экране. В «House of Gucci» родственники возмутились образу Альдо Гуччи, здесь же легко предположить реакцию потомков на Лауру Феррари, когда они обнаружат явное несовпадение с версией Манна тех воспоминаний, которые остались у них самих. Но кого это в Америке волнует, правда же? Главное, чтобы был антагонизм, необходимые драме противоречия, без которых постное зрелище стало бы ещё более стерильным (к слову, даже Адам Драйвер почти неузнаваем в гриме, хотя, казалось бы, замаскировать его своеобразную внешность и природные черты – непосильная задача).
Вот и получается, что «Феррари» стал для многих разочарованием, несмотря на то, что имеет в своей основе предположительно благие побуждения: рассказать историю становления известного автомобильного бренда, а заодно коснуться жизни его создателя, человека принципиального и неимоверно увлечённого своим делом. Средние рейтинги и оценки зрителей в данной связи выглядят вполне красноречиво. Со своей колокольни остаётся только добавить: то, что было прощено в своё время «Дому Gucci», учитывая его объективно сильные стороны (актёрскую игру, художественное оформление, причёски, костюмы и т.д.), спустить с рук новой экранизированной американцами истории итальянского успеха при всём желании не выходит. Видимо, в том числе и потому, что этих самых сильных сторон у работы Майкла Манна заметно меньше. Ну, а сравнивать её с чистокровными гоночными фильмами и вовсе не с руки.